Автор: Мизерева Ирина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ№93"ПОЛЯНКА" Населённый пункт: город Братск Наименование материала: Педагогический проект Тема: "С книгой по жизни" Раздел: дошкольное образование
компоненты проекта
1
Тема проекта
«С книгой по жизни.»
2
Автор проекта
Воспитатели МБДОУ «ДСОВ № 93»: Мизерева Ирина
Васильевна,.
Заведующий библиотекой № 4: Белова Лариса
Николаевна,
Библиотекарь: Сорокина Наталия Леонидовна
3
Сроки реализации
проекта
1 год (январь – декабрь 2015 г.)
4
Обоснование проекта
«Чтобы подготовить человека духовно к
самостоятельной жизни, надо вести его в мир книги»
В.А.Сухомлинский.
Тесное сотрудничество с социальными партнерами,
родителями помогает дошкольникам понять значимость,
полезность и необходимость в заинтересованности к
чтению книг; служит важной предпосылкой для
формирования системы нравственных убеждений и
взглядов на окружающий мир.
5
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Способствовать формированию устойчивого интереса
старших дошкольников к книге, художественной
литературе, через создание единой системы работы
между ДОУ, библиотекой и семьей.
Задачи проекта:
* подготовить детей к восприятию того, что книга –
источник знаний;
* повысить эффективность работы по приобщению
старших дошкольников к книге через взаимодействие
всех участников образовательного процесса: педагогов,
работников библиотеки, родителей;
* воспитывать бережное отношение дошкольников к
книге, как результату труда людей многих профессий;
* сформировать у детей интерес к посещению
библиотеки;
* увеличить степень участия родителей в формировании
интереса и потребности детей в чтении книг.
6
Участники проекта
Дети, воспитатели «ДОУ № 93», библиотекари, писатели
г. Братска, работники городской типографии, продавцы
книжного магазина, родители.
7
Краткое описание
проекта: стратегия и
механизмы
достижения
поставленных целей;
деятельность по
реализации проекта
(этапы, формы,
содержание, способы
организации)
В соответствии с ФГОС, в нашем ДОУ реализуется
интегрированный принцип планирования
образовательного процесса. Одним из его обязательных
условий, является наличие продукта и результата детской
исследовательской и творческой деятельности: буклеты,
стенгазеты, изготовление декораций, масок, кокошников,
разных видов театра , индивидуальные и групповые
книжки - малышки, плакаты, рисунки, что является
наиболее приемлемой формой итогового продукта по
результатам реализации темы.
1 этап - подготовительный или организационный:
- отбор участников проекта, подбор методической,
Проект «Кто много читает, тот много знает»
Пояснительная записка
Вид проекта: творческий, познавательно – исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Срок реализации: 1 год
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), воспитатели,
социальные партнеры: городская библиотека, библиотека СОШ № 9, родители.
Интегрируемые образовательные области: социально – коммуникативное, речевое,
познавательное, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Проблема: снижение уровня заинтересованности детей и родителей к чтению книг.
Как и какими средствами и способами воспитать у детей любовь и уважение к книге?
Актуальность:
Познавая окружающий мир в любой деятельности, дети начинают активно развиваться.
Для полноценного и качественного развития ребенка большое значение имеет
формирование интереса к книге и истории ее возникновения; чтению, рассматриванию
ярких, красочных иллюстраций. Чтение и рассматривание книг создает атмосферу
взаимопонимания. Умения слушать, сочувствовать, сопереживать героям произведений
формируется именно в процессе коллективного восприятия прочитанного. Именно в
дошкольном возрасте необходимо учить детей работе с той информацией, которую несет
книга, развивать воображение и их творческие способности.
Именно через любовь к книге мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в
нем, формировать нравственные чувства, развивать восприятие художественного слова.
Цель проекта:
Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге,
художественной литературе, через создание единой системы работы между ДОУ,
библиотекой и семьей.
Задачи проекта:
* подготовить детей к восприятию того, что книга – источник знаний;
* повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через
взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, работников
библиотеки, родителей;
* воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда людей
многих профессий;
* сформировать у детей интерес к посещению библиотеки;
* увеличить степень участия родителей в формировании интереса и потребности детей в
чтении книг.
План реализации проекта
№
Мероприятия
Дата
Ответственны
е
1
Знакомство с книгой, ее историей;
разучивание пословиц о книге
сентябрь 1 – 2
неделя
воспитатели
2
«Где живут книги?» экскурсия в городскую
библиотеку № 4;
Презентация
«
Первые
книги
наших
предков»
сентябрь 3
неделя
воспитатели
работники
библиотеки,
психолог
3
Знакомство с творчеством детского писателя
К.И.Чуковского (беседа, рассматривание
иллюстраций)
сентябрь 4
неделя
воспитатели
родители
4
Просмотр видеофильма «Мойдодыр» с
целью закрепления культурно –
гигиенических навыков
октябрь 1
неделя
воспитатели
5
Чтение произведения «Федорино горе»
Выставка рисунков в городской библиотеке
(по впечатлениям о прочитанном)
октябрь 2
неделя
воспитатели
библиотекари
6
Прослушивание сказки «Доктор Айболит»
(аудио), ситуативный разговор о
прослушанном
октябрь 3
неделя
воспитатели
7
«Пластилиновая сказка» по произведению
«Доктор Айболит»
октябрь 4
неделя
воспитатели
8
Совместная деятельность: изготовление
коллажа по сказке «Федорино горе»
(конструирование)
Пополнение Центра Театра масками,
кокошниками; создание декораций
ноябрь 1
неделя
воспитатели
родители
9
Обыгрывание понравившихся эпизодов
произведений (право и свобода выбора
детей)
ноябрь 2
неделя
воспитатели
10
Викторина по произведениям К.И
Чуковского
ноябрь 3
неделя
заведующий
библиотекой
воспитатели
11
Участие в городском конкурсе «Весь мир
большой от Я до А откроет книжная страна»
ноябрь 4
неделя
родители
воспитатели
организаторы
ДТДиМ
12
Экскурсия в городскую типографию
ноябрь
воспитатели
библиотекарь
13
Презентация «История книги»
Изготовление авторской книжки - малышки
декабрь 1-2
неделя
воспитатели,
библиотекарь
родители
14
Разучивание стихотворения К.И.Чуковского
«Елочка»; пальчиковая интерактивная игра
«Елочка»
декабрь 3
неделя
воспитатели
родители
15
Украшение елки авторскими книжками -
малышками
декабрь 4
неделя
воспитатели
родители
16
Речевые игры «Я начну, а ты продолжи»,
«Узнай сказку по описанию», «Кого лечит
Айболит?», «Придумай конец», «что было
бы…»
январь 3
неделя
воспитатели
17
Чтение произведений книг юбиляров
в течении года
воспитатели
родители
18
Дидактические игры «Из какой сказки
герой», «Найди пару», «Назови книгу»,
«Перепутанные герои» (классификация)
в течении года
воспитатели
19
Придумывание детьми авторских рассказов,
сказок
в течении года
родители
воспитатели
20
«Волшебные есть краски – нарисую сказку»
январь 4
неделя
воспитатели
родители
21
Изготовление подарков и сувениров для
писателей и поэтов города Братска
февраль 1-2
неделя
воспитатели
22
Творческая встреча с писателем;
вручение сувениров
февраль 3
неделя
заведующий
библиотекой,
библиотекарь,
воспитатели
писатель
23
Украшение книжечки для мамы
март 1 неделя
воспитатели
24
Посещение библиотеки на базе школы № 9 с
акцией «Береги книгу»
март 2 неделя
воспитатели
библиотекарь
25
«Загадки – отгадки», литературная
викторина «Путешествие по сказкам всей
семьей»
март 3 неделя
родители
воспитатели
26
Дидактические игры по математике
«Сосчитай героев», «Кого не стало»,
«Сколько страничек у книжки»
в течении года
воспитатели
27
Сюжетно – ролевые игры «Библиотека»,
«Типография», «Книжный магазин»
в течении года
воспитатели
родители
28
Спортивные игры – соревнования «Догони
героев», «Передай Айболиту нужный
инструмент», «Кто быстрее соберет сказку»,
«Помоги Федоре убрать посуду»
март 4 неделя
воспитатели
инструктор по
ФИЗО,
библиотекарь
29
Путешествие в книжный магазин «Братская
книга»;
апрель1-2
неделя
воспитатели
родители
Ситуативный разговор по впечатлениям от
экскурсии
продавцы
30
Тематическая встреча с поэтом города
Братска
Театрализованное представление по мотивам
произведений К.И.Чуковского
апрель3 – 4
неделя
заведующий
библиотекой
воспитатели
31
Развлечение «Путешествие в мир книги на
ковре самолете» совместная деятельность
детей и родителей
май 1-2 неделя
родители
воспитатели
библиотекарь
3
2
Оформление результатов проекта
презентацией «Мы вместе!»
Презентация проекта «Мы вместе!» для
детей, родителей
Май 2-3 неделя
Воспитатели
родители
социальные
партнеры
Предполагаемые результаты:
- создание условий и предметно – развивающей среды в группе;
- развитие индивидуальных особенностей в творческой и речевой активности детей;
- использование речевых форм выразительности речи в разных видах деятельности и
повседневной жизни;
- повышение интереса к общению с книгой;
- благодаря совместной деятельности родителей, педагогов группы пополнение домашней
библиотеки и группового Центра Книги художественной литературой писателей города
Братска;
- активизация в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного
чтения;
- участие в выставках, конкурсах, беседах, творческих встречах.
- установление тесного сотрудничества между социальными партнерами: библиотекой,
детскими писателями г. Братска, городской типографией, педагогами, родителями в
вопросах воспитания у старших дошкольников интереса к книге и ее чтению;
- возрождение чтения в кругу семьи.
Продукт проекта :
- С/Р игры: «Библиотека, «Типография», «Книжный магазин»;
- рукописные книги выполненные руками детей и их родителей,
- Конкурсы: « С книгой по жизни», «В гостях у сказки всей семьей», «Авторская сказка»,
«Книжка – малышка»;
- читательские билеты
- атрибуты для театрализованной деятельности;
- совместное оформление выставки рисунков по темам;
- пластилиновая сказка по мотивам произведения «Федорино горе»;
- коллаж «Доктор Айболит»
- гастроли в детском саду с показом театрализованных представлений;
- фотоотчет о проведенных экскурсиях;
- презентации;
- выставки рисунков в библиотеке № 4;
Работа над проектом раскрыла у старших дошкольников интерес к книге,
детской литературе, установила взаимоотношения между участниками
проекта: педагогами, сотрудниками библиотеки, детьми и их родителями,
повысила компетентность родителей в данном направлении.
Мы убедились, что такая работа дала положительные результаты. Мы
считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле
пристального внимания педагогов, сотрудников библиотеки, родителей, а
значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации
работы по формированию у дошкольников интереса к книге.