Национальный праздник как мост из прошлого в будущее.
Автор: Лебакова Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№17"Чебурашка" Населённый пункт: город Новочебоксарск Наименование материала: Статья Тема: Национальный праздник как мост из прошлого в будущее. Раздел: дошкольное образование
На формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в
себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство
влияет не только специально созданные условия, но и окружающая среда, её
традиции, обычаи.
Среда, которая окружает ребёнка с рождения, это не
только социальная, но и среда этническая.
Чем раньше начнётся процесс знакомства ребёнка с народной культурой,
тем крепче будет фундамент для развития его нравственных чувств, сознания
и
дальнейшего
проявления
их
в
общественно
полезной
и
творческой
деятельности.
Именно
в
дошкольном
детстве
формируются
многие
физиологические
и
психологические
качества,
складываются
интересы,
начинается процесс самопознания. Ребёнок пытается понять, кто он в этом
огромном мире.
Знакомство
детей
с
народным
искусством
(поэтическим,
музыкальным,
танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет
сформировать у них первичные представления о народной культуре, что
очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания.
В
настоящее
время
особое
внимание
уделяется
изменениям
в
системе
российского образования, обновлению его качества. Приоритетной целью
становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с
окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Одним из основных принципов образования по ФГОС ДО является учёт
этнокультурной ситуации развития детей
.
В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики иэтнопедагогики,
которые
являются
составной
частью
общей
духовной
культуры
народа.
Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа
должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.
Реализация этнокультурного компонента играет немаловажную роль и при
разработке регионального содержания в образовательной деятельности ДОУ.
В этом случае создаются условия для реального приобщения дошкольников к
народной культуре своего родного края.
В
требованиях
ФГОС
дошкольного
образования
указывается,
что
часть
программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна
учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов
их
семей
и
педагогов
и,
в
частности,
может
быть
ориентирована
на
специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических
условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Приобщение новых поколений к национальной культуре становится
актуальным педагогическим вопросом современности. Ребенок, по мнению
Д.С.Лихачева, В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского является будущим
полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять,
развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение
в культуру и социальную активность. Поэтому приобщение к традициям
народа особенно значимо в дошкольные годы. В детском саду дети разных
национальностей повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют,
играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы
национальной культуры.
Познакомить своих воспитанников с чувашским народным творчеством,
народными промыслами, привить им любовь к чувашской культуре и
традициям -одна из основных задач моей педагогической деятельности.
Я построила свою работу по приобщению детей к народной культуре на
основе чувашских календарно- обрядовых праздников, т.к. считаю, что
сочетающиеся в них различные виды искусств: устное народное творчество,
музыкальный фольклор, прикладное искусство, народные игры и театр
вызывают у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем,
наиболее эффективно погружают в истоки национальной культуры.
Праздник - это и свободное творческое общение членов коллектива, и
самовыражение каждого, и укрепление или подтверждение своего
социального статуса, и демонстрация способностей, талантов, и укрепление
контактов с другими людьми. Наконец, праздник для детей –это большая,
яркая, глубоко содержательная игра!
Чувашские календарно- обрядовые праздники знакомят детей с играми,
песнями, танцами чувашского народа, с его национальным костюмом и
декоративно-прикладным искусством. Дети узнают о своей малой Родине,
знакомятся с обычаями и традициями своего народа. У детей появляется
устойчивый интерес к чувашскому языку, истории родного края и
национальной культуре.
Готовиться к празднику мы начинаем с того, что дети вместе с педагогами в
совместной деятельности узнают об особенностях каждого народного
праздника, его традициях и обычаях, устанавливают его взаимосвязь с
сезонными изменениями в природе, с трудом людей в прошлом и в настоящее
время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни страны.
Ведь в основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна
быть донесена до каждого ребенка. Эта идея проходит через все содержание
праздника, а песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки,
художественное оформление служат её раскрытию. При подготовке к
праздникам интерьер оформляем предметами старины, изготавливаем
открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким. Дети принимают в этом
самое активное участие. Так они пропускают через руки, разум, сердце
собственное представление о празднике.
Важным элементом праздника является традиционный народный костюм,
ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические
представления, понятия о гармонии мира и человека. Костюм помогает
ребёнку войти в образ, и тогда действие становится более выразительным.
Отдельные элементы чувашских костюмов предлагаем детям для
самостоятельной деятельности (хушпу, тухья, ленточки, фартуки, вышитые
рубашки). Так появляется тесное приобщение детей к чувашскому народному
искусству, воспитывается национальная гордость.
И вот в атмосфере народного быта, с использованием ряжения, дети с
огромным интересом и увлечением осваивают старинные народные игры,
разучивают обрядовые песни, пляски, хороводы.
Ни один даже самый скромный народный праздник не обходился без игр
подвижного характера. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни
людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,
мужестве, желание обладать силой, выносливостью и красотой движений,
проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и волю к победе.
В народных подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного
задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными
весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками,
жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть,
эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой
фольклор.
Игры – драматизации, театрализованные представления, инсценирование
песен, стихов обеспечивает высокую творческую активность детей, которая
требует исполнительского самовыражения, развития пластики, движения,
жеста, голоса, ненавязчиво формирует эмоционально окрашенные чувства
причастности к наследию прошлого.
Органично вплетается в народный праздник устное народное творчество, в
котором заключается вся мудрость, переданная нашими предками.
Знакомство детей с разными жанрами устного народного творчества
(пословицы и поговорки, песни и потешки, считалки и жеребьёвки и др.)
позволяет не только решать задачи познавательно – речевого развития, но и
наглядно демонстрировать детям красоту и богатство родного языка,
воспитывать чувство гордости за свой народ.
В современных условиях модернизации дошкольного образования, следует
обеспечивать творческую деятельность каждого ребёнка. Поэтому при
проведении праздника мы создаём условия для наиболее полного раскрытия
всех задатков и способностей воспитанников.
Заканчиваются праздники в лучших традициях чувашского хлебосольства –
совместной трапезой с угощением, традиционным праздничным блюдом.
Вся система работы по приобщению детей к традиционной отечественной
культуре была бы неэффективной без тесного взаимодействия с семьей.
Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они
изготавливают атрибуты, костюмы, украшают группу к праздникам,
изготавливают поделки совместно с детьми для выставок.
Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное
участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные
чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют
эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют
эстетический вкус.
Народный праздник - дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Он
помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда.