Напоминание

Национальный праздник как мост из прошлого в будущее.


Автор: Лебакова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№17"Чебурашка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск
Наименование материала: Статья
Тема: Национальный праздник как мост из прошлого в будущее.
Раздел: дошкольное образование





Назад




На формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство влияет не только специально созданные условия, но и окружающая среда, её традиции, обычаи. Среда, которая окружает ребёнка с рождения, это не только социальная, но и среда этническая. Чем раньше начнётся процесс знакомства ребёнка с народной культурой, тем крепче будет фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Именно в дошкольном детстве формируются многие физиологические и психологические качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания. Ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире. Знакомство детей с народным искусством (поэтическим, музыкальным, танцевальным, декоративно-прикладным) в дошкольный период позволяет сформировать у них первичные представления о народной культуре, что очень важно для дальнейшего процесса обучения и воспитания. В настоящее время особое внимание уделяется изменениям в системе российского образования, обновлению его качества. Приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из основных принципов образования по ФГОС ДО является учёт этнокультурной ситуации развития детей . В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики иэтнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка. Реализация этнокультурного компонента играет немаловажную роль и при разработке регионального содержания в образовательной деятельности ДОУ. В этом случае создаются условия для реального приобщения дошкольников к народной культуре своего родного края. В требованиях ФГОС дошкольного образования указывается, что часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Ребенок, по мнению Д.С.Лихачева, В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Поэтому приобщение к традициям
народа особенно значимо в дошкольные годы. В детском саду дети разных национальностей повседневно общаются, рассказывают сказки, рисуют, играют в разные игры, поют и танцуют, внося в свою деятельность элементы национальной культуры. Познакомить своих воспитанников с чувашским народным творчеством, народными промыслами, привить им любовь к чувашской культуре и традициям -одна из основных задач моей педагогической деятельности. Я построила свою работу по приобщению детей к народной культуре на основе чувашских календарно- обрядовых праздников, т.к. считаю, что сочетающиеся в них различные виды искусств: устное народное творчество, музыкальный фольклор, прикладное искусство, народные игры и театр вызывают у детей положительные эмоции, наполняет радостью, весельем, наиболее эффективно погружают в истоки национальной культуры. Праздник - это и свободное творческое общение членов коллектива, и самовыражение каждого, и укрепление или подтверждение своего социального статуса, и демонстрация способностей, талантов, и укрепление контактов с другими людьми. Наконец, праздник для детей –это большая, яркая, глубоко содержательная игра! Чувашские календарно- обрядовые праздники знакомят детей с играми, песнями, танцами чувашского народа, с его национальным костюмом и декоративно-прикладным искусством. Дети узнают о своей малой Родине, знакомятся с обычаями и традициями своего народа. У детей появляется устойчивый интерес к чувашскому языку, истории родного края и национальной культуре. Готовиться к празднику мы начинаем с того, что дети вместе с педагогами в совместной деятельности узнают об особенностях каждого народного праздника, его традициях и обычаях, устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом людей в прошлом и в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни страны. Ведь в основе каждого праздника лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея проходит через все содержание праздника, а песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление служат её раскрытию. При подготовке к праздникам интерьер оформляем предметами старины, изготавливаем открытки-приглашения, подарки-сюрпризы близким. Дети принимают в этом самое активное участие. Так они пропускают через руки, разум, сердце собственное представление о празднике. Важным элементом праздника является традиционный народный костюм, ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека. Костюм помогает
ребёнку войти в образ, и тогда действие становится более выразительным. Отдельные элементы чувашских костюмов предлагаем детям для самостоятельной деятельности (хушпу, тухья, ленточки, фартуки, вышитые рубашки). Так появляется тесное приобщение детей к чувашскому народному искусству, воспитывается национальная гордость. И вот в атмосфере народного быта, с использованием ряжения, дети с огромным интересом и увлечением осваивают старинные народные игры, разучивают обрядовые песни, пляски, хороводы. Ни один даже самый скромный народный праздник не обходился без игр подвижного характера. Испокон веков в них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и волю к победе. В народных подвижных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Игры – драматизации, театрализованные представления, инсценирование песен, стихов обеспечивает высокую творческую активность детей, которая требует исполнительского самовыражения, развития пластики, движения, жеста, голоса, ненавязчиво формирует эмоционально окрашенные чувства причастности к наследию прошлого. Органично вплетается в народный праздник устное народное творчество, в котором заключается вся мудрость, переданная нашими предками. Знакомство детей с разными жанрами устного народного творчества (пословицы и поговорки, песни и потешки, считалки и жеребьёвки и др.) позволяет не только решать задачи познавательно – речевого развития, но и наглядно демонстрировать детям красоту и богатство родного языка, воспитывать чувство гордости за свой народ. В современных условиях модернизации дошкольного образования, следует обеспечивать творческую деятельность каждого ребёнка. Поэтому при проведении праздника мы создаём условия для наиболее полного раскрытия всех задатков и способностей воспитанников. Заканчиваются праздники в лучших традициях чувашского хлебосольства – совместной трапезой с угощением, традиционным праздничным блюдом. Вся система работы по приобщению детей к традиционной отечественной культуре была бы неэффективной без тесного взаимодействия с семьей. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они
изготавливают атрибуты, костюмы, украшают группу к праздникам, изготавливают поделки совместно с детьми для выставок. Приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. Народный праздник - дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее. Он помогает заглянуть в себя, понять — кто мы есть и откуда.


В раздел образования