Автор: Гладкова Галина Александровна Должность: учитель истории, обществознания, экономики и права Учебное заведение: МБОУ "СОШ №20" Населённый пункт: г. Новомосковск, Тульская область Наименование материала: Конспект урока по экономике, 10 класс Тема: "Экономические системы" Раздел: полное образование
Конспект открытого урока по теме «Экономические системы»
Предмет: Экономика
Класс: 10 «А»
Учитель: Галина Александровна Гладкова
Продолжительность: 45 минут
Номер урока в разделе : 9
Тип урока: урок закрепления пройденного материала.
Цели учителя на уроке
:
1.
Образовательная:
повторение изученного материала;
обобщение и закрепление знаний по пройденному материалу;
формирование умений и навыков использования основных экономических понятий
и терминов;
проведение творческой работы учащихся на уроке.
1.
Развивающая:
Экономическое мышление, экономическую грамотность, экономические умения и
т.д.
Умение ставить экономические проблемы.
развивать образное и логическое мышление через работу с документом и системой
заданий;
развивать навыки публичного выступления и устной речи;
развивать
информационную
компетентность
через
работу
с
различными
источниками информации;
3.
Воспитательная:
-Культуру общения, взаимное уважение.
-Видеть в окружающей действительности экономическую сторону.
-Умение адекватно вписываться в ситуацию на рынке труда.
Основные
понятия :
экономическая
система,
традиционная
экономическая
система,
рыночная
экономическая
система
(капитализм),частная
собственность,
частная
хозяйственная инициатива, конкуренция, командная экономическая система, смешанная
экономическая система
Методы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, творческий
Формы организации познавательной деятельности учащихся : классная, парная, ин-
дивидуальная.
Средства урока(использованная литература и материалы):
ЛипсицИ.В,учебник
«Экономика»
в
2
книгах.
Книга
1.
Учебник
для
10-11
кл.
общеобразоват. Учрежд.-8-е изд.- М.: Вита- Пресс, 2010
СД – диск «Мир экономики» (ООО «Мир знаний»), а точнее:
Теоретические материалы «Экономические системы»»
Мультимедийная презентация по теме: «Экономические системы»
Раздаточный материал к уроку
Планируемые результаты : знания, умения, навыки;
Личностные результаты
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в
общественной и государственной жизни;
-заинтересованность в личном успехе, в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на толерантности – как уважение социального,
мировоззренческого, конфессионального и культурного многообразия.
Метапредметные результаты
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
-умение объяснить явление безработицы и процессы социальной действительности с
вязанные с ней
-овладении
различными
видами
публичных
выступлений
(высказывания,
монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания на уроках 1) использование
элементов причинно-следственного анализа;
-исследование несложных реальных связей и зависимостей;
-поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа;
-определение
собственного
отношения
к
проявлениям
безработицы,
формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты:
Учебно-познавательная компетенция
-
иметь
целостное
представление
ключевых
базовых
понятий:
труд,
рынок
труда,
безработица, фрикционная, структурная, циклическая, естественный уровень безработицы
-Ценностно-смысловая компетенция. Поведение, основанное на основах этики. Анализ по
выявлению правильности сделанного выбора профильного обучения
Общекультурнаякомпетенция . Основы эстетического поведения с работодателем.
Информационная компетенция . Работа со средствами ИКТ, самостоятельный поиск,
анализ и отбор необходимой информации, её обработка, помощью компьютера в таблицы,
диаграммы.
Коммуникативная
компетенция.
Умение
взаимодействовать
с
окружающими,
вести
беседу, умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать
в
дискуссии,
аргументировать
собственную
точку
зрения;
знакомство
с
отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов
Социально-трудовая компетенция. - Приобретение знаний опыта в профессиональном
самоопределении.
Структура урока:
1.
Актуализация (5 минут)
2.
Повторение изученного материала( 10 минут)
3.
Тест на разогрев (5 минут)
4.
Работа в группах. Интеллект-карты + (15 минут)
5.
Рефлексия (5 минут)
6.
Подведения итога работы на уроке( 3 минуты)
7.
Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока
1.
Актуализация( 5 мин). Вступительное слово учителя: один отечественный
сатирик задал своим слушателям проблемный вопрос: «Что вы выберите: полный
карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки магазинов и
пустой карман?» Отчего это зависит? Исследованием этого вопроса мы займемся на
сегодняшнем уроке
2.
Повторение изученного материала( 10 мин)
Учитель: на протяжении долгой истории человечество методом проб и ошибок искало
лучшие способы организации хозяйственной жизнедеятельности, но поиск этот не
завершен. Чтобы лучше понять, какие трудные и даже драматические перемены в
жизни всей страны и каждого из ее граждан влечет такая «смена прилагательных», нам
надо разобраться
в том, как сложилась современная экономика, как человечество
научилось
находить
ответы
на
ее
главные
вопросы,
оглянуться
назад
и
проанализировать
тысячелетнюю
историю
развития
экономических
систем
цивилизации. Но для начала давайте вспомним, что же такое экономическая система?
(На интерактивной доске мультимедийная презентация с термином «Экономическая
система», ( ответ ученика)
Учитель: в зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа
собственности на экономические ресурсы мы можем выделить 4 основных типа ЭС.
(Картинки с типами ЭС. Ответы учеников)
Учитель: а теперь давайте на практике проверим, как вы усвоили типы ЭС.
Тест на разогрев (5 мин)
1.
К какой экономической системе можно отнести Россию во времена Ивана
Грозного?
(Экономика носила традиционный феодальный характер, основанный на господстве
натурального хозяйства.)
3) традиционная; +4) смешанная.
2. В большинстве стран мира сложилась...
1) рыночная; 2) традиционная;
+3) смешанная; 4) нет верного ответа.
3. Распоряжение главы государства гласило, что впредь до дальнейших указаний в
стране прекращаются все виды банковских операций. Подобные методы относятся к
4. Сложно было найти квалифицированных рабочих. Владелец компании «Иванов и
сыновья» установил на своей фирме минимальную оплату в пятьдесят тысяч рублей
в час, что вдвое превысило предложение конкурентов. Это типично ... ситуация.
1) традиционная; +2) рыночная;
3) командная; 4) смешанная.
Работа в группах. Интеллект-карты (15 мин)
Учитель:
ребята,
сейчас
я
вам
предлагаю
разделиться
на
4
группы
по
типам
экономических
систем.
Ваша
задача:
поработать
с
интеллект
–картой
и
найти
отрицательные
и
положительные
стороны
вашей
экономической
системы,
и
в
каких
государствах
она
преобладает.
(после
работы
в
группах
и
выступления
учащихся
возвращаемся к интерактивной доске.
Учитель: А теперь давайте закрепим получены знания. Все достоинства и недостатки
экономических систем в одной таблице. (Приложение №1)
Учитель: Ребята, мы сегодня с вами повторили раннее изученный материал, закрепили
полученные знания с помощью теста и поработав в группах мы нашли достоинства и
недостатки каждой ЭС. Давайте вернемся к началу урока и вспомним слова сатирика: «Что
вы выберите: полный карман денег и пустые прилавки магазинов или полные прилавки
магазинов и пустой карман?». А что предпочитаете вы?
(Учащиеся делают вывод о зависимости уровня жизни от типа экономической системы (в
данном
случае
речь
идет
о
командно-административной
и
рыночной
системах),
о
важности типа экономической системы для социально-экономического и политического
развития любого общества).
Учитель: ребята, скажите, пожалуйста, в чем был смысл сегодняшнего нашего урока?
( цель нашего урока была в повторении и закреплении изученного материала по теме
«Экономические системы». Мы дали определение этому термины, вспомнили типы эс,
сравнили достоинства и недостатки их, узнали в каких государствах преобладает та или
иная эс).
Учитель: скажите, что вам было трудно, а что, наоборот, легко на нашем уроке?
Как вы думаете, сможем ли мы вернуться во времена командной экономической системы и
почему?
Рефлексия
Для цивилизации 20 века преобладающей стала смешанная экономическая система.
А вот для того, чтобы узнать ваше мнение по поводу того, какая нашей стране на данный
момент нужна экономическая система, я вам предлагаю посмотреть на диаграмму и
приклеить жетончик напротив той ЭС, которая, как вы считаете, наиболее приемлема для
нашего государства.
Подведение итога урока. Оценивание
Обработка оценочных листов. Обсуждение оценок.
Учитель заканчивает урок словами:
«Погоня
за
прибылью
-
единственный
способ,
при
помощи
которого
люди
могут
удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают». (Фридрих Хайек, великий
экономист XX в., неутомимый защитник экономических свобод и гражданских прав) . Эти
слова послужат темой домашнего эссе.
Дополнительное задание
Работа с цитатами.
Что лежит в основе данных цитата? Иными словами, что до нас пытается донести автор
данных лозунгов и высказываний?
В
основе
той
или
иной
экономической
системе
лежит
смысл
осознанной
жизненной позиции каждого трудоспособного гражданина: «За свое благополучие я
отвечаю сам, но мое благополучие зависит от нынешний ситуации в государстве.
- «Экономика должна быть экономной»
Несмотря на то, что тезис считается тавтологическим, никакой тавтологии в нём
нет — если правильно понимать термины:
Экономика от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — закон, буквально — правила ведения
хозяйства.
Экономный — бережливо расходующий те или иные ресурсы, синоним —
эффективный
Однако, существует и другое мнение, что термин "экономный" мало чем связан с
термином "эффективный", так как задача "экономии" - минимизировать расходы, а
"эффективности" - максимизировать ROI, тоесть добиться максимальной прибыли по
отношению к вложенным средствам.
Приложение № 1.
Тип системы
Преимущества
Недостатки
Страны
Традиционная
Мастерство
п е р е д а е т с я
и з
п о к о л е н и я
в
поколение;
С т а б и л ь н о с т ь
и
предсказуемость
общества
Отсталая
т ех н и ка ,
Р у ч н о й
т р у д
Сельскохозяйственное
производство
Беззащитность
перед
внешними
воздействиями
Бангладеш,
Афганистан,
Пакистан,
Азербайджан
Командно-
административна
я
Удовлетворительный
образ
жизни
д л я
всех,
своевременная
в ы п л а т а
з / п ,
Ув е р е н н о с т ь
в
з авт раш нем
д н е ,
отсутствие
безработицы,
отсутствие разрыва в
доходах
граждан,
социальная
защищенность,
бесплатность
основных услуг
О т с у т с т в и е
у
предприятий
самостоятельно
принимать
решение,
невысокое
качество
товара и их нехватка,
отсталость
технического
развития
Куба,
Вьетнам,
Северная Корея
Рыночная
Большая
с в о б од а
в ы б о р а
д л я
производителей
и
потребителей.
Внедрение
передовых
технологий. Высокое
качество
продукции.
Отсутствие
дефицита
Большая
разница
в
доходах
граждан,
в
уровне
ж и з н и
п р о б л е м ы
:безработица, платные
услуги,
неустойчивость
экономики
Германия,
США,
Япония,
Великобритания
Смешанная
Производители сами
р е ш а ю т ,
ч т о
п р о и з в о д и т ь ,
а
покупатели, что и в
каком
количе стве
покупать.
Развито
большое
количество
отраслей
промышленности.
То р г о в ы е
с в я з и
обширны.
Высокий
рост производства.
Государство способно
подорвать нормальное
функционирование
рыночного
уклада,
если
будет
слишком
в м е ш и в а т ь с я
в
рыночные законы.
Россия,
Венгрия,
Болгария,
Польша
Приложение 2
Кейс- метод
Традиционная экономическая система.
Традиционная экономическая система - самая древняя система. Например,
если
племя
на
протяжении
нескольких
поколений
выращивало,
скажем,
ячмень, то оно и дальше будет склонно делать то же самое. Вопросы типа:
Выгодно ли это? Что иное стоит выращивать? Какой способ организации
производства более рационален? - здесь просто не приходят никому в голову.
Конечно, традиции со временем тоже меняются, но очень медленно и лишь в
силу
существенных
изменений
внешних
условий
жизни
племени
или
народности. При стабильности этих условий традиции хозяйственной жизни
могут сохраняться очень долго.
Традиционная
экономическая
система
существует
в
экономически
слаборазвитых
странах.
Этот
тип
экономической
системы
базируется
на
отсталой
технологии,
широком
распространении
ручного
труда,
многоукладности
экономики.
В
условиях
относительно
слабо
развитого
национального
предпринимательства
огромную
роль
играет
иностранный
капитал.
В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи,
религиозные
культурные
ценности,
кастовые
и
сословные
деления,
сдерживая социально-экономический прогресс.
В России, например, по сей день можно обнаружить элементы традиционной
экономической системы в организации жизни народов Севера.
Что касается собственности на экономические ресурсы, то в традиционной
системе она чаще всего была коллективной, то есть охотничьи угодья, пашни
и луга принадлежали племени или общине.
Со
временем
основные
элементы
традиционной
экономической
системы
перестали
устраивать
человечество.
Жизнь
показала,
что
факторы
производства
используются
более
эффективно,
если
они
находятся
в
собственности
отдельных
людей
или
семей,
а
не
в
коллективной
собственности.
Ни
в
одной
из
богатейших
стран
мира
основой
жизни
общества не является коллективная собственность. Но во многих беднейших
странах мира остатки такой собственности сохранились.
Практика показала, что рынки и фирмы лучше решают задачу распределения
ограниченных ресурсов и увеличения объемов производства жизненных благ,
чем
советы
старейшин
-
органы,
принимавшие
принципиальные
экономические решения в традиционной системе. Вот почему традиционная
экономическая система со временем перестала быть основой организации
жизни людей в большинстве стран мира. Ее элементы ушли на задний план и
сохранились лишь осколками в форме разных обычаев и традиций, имеющих
второстепенное значение. В большинстве стран мира ведущую роль играют
иные способы организации хозяйственного сотрудничества людей.
Преимущества
ТЭС:
мастерство
передается
из
поколения
в
поколение;
стабильность и предсказуемость общества.
Недостатки
ТЭС:
отсталая
техника,
ручной
труд,
сельскохозяйственное
производство
беззащитность перед внешними воздействиями.
Подытожим отличительные черты традиционной экономики:
- крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда;
-
все
ключевые
экономические
проблемы
решаются
в
соответствии
с
освященными веками обычаями;
-
организация
и
управление
экономической
жизнью
осуществляется
на
основе решений совета старейшин.
- общинная собственность
Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш,
Афганистан, Бенин, Пакинстан, Азербайджан.
Рыночная система
Рыночная
система
определяется
как
система,
основанная
на
частной
собственности,
свободе
выбора
и
конкуренции,
опирается
на
личные
интересы, ограничивает роль правительства.
Основу этой системы составляют:
1) право частной собственности;
2) принцип свободы хозяйственной деятельности;
3) рыночная организация распределения ограниченных ресурсов общества.
Право частной собственности - есть признаваемое и защищаемое законом
право
отдельного
человека
владеть,
пользоваться
и
распоряжаться
определенным видом и объемом ограниченных ресурсов (например, участком
земли, месторождением угля или фабрикой), а значит, и получать от этого
доходы.
Именно
возможность
владеть
таким
видом
производственных
ресурсов, как капитал, и получать на этой основе доходы обусловила второе,
часто употребляемое, название этой экономической системы - капитализм.
Один
из
главных
признаков
рыночной
системы
-
это
принцип
свободы
хозяйственной деятельности.это право каждого владельца производственных
ресурсов
самостоятельно
решать,
каким
образом
и
в
какой
мере
их
использовать
для
получения
дохода.
Весь
вопрос
в
том,
каков
уровень
ограничений. Сужая ограничения, можно свести зону экономической свободы
к нулю, а, расширяя свободное экономическое пространство, можно сделать
его
и
при
наличии
ограничений
не
сковывающим
хозяйственную
деятельность, инициативу, предприимчивость. Следует отметить, что в рынке
реализуется и принцип равноправия форм собственности, но разные формы
собственности
сами
собой,
поневоле
создают
разные
производственные,
экономические возможности.
И,
наконец,
собственно
рынки,
то
есть
определенным
образом
организованная деятельность по обмену товарами:
1) определяют степень удачливости той или иной хозяйственной инициативы;
2) формируют величину доходов, которые собственность приносит своим
владельцам;
3)
диктуют
пропорции
распределения
ограниченных
ресурсов
между
альтернативными сферами их использования.
Рынки, основанные на конкуренции, стали самым удачным из известных
человечеству
способов
распределения
ограниченных
производственных
ресурсов и созданных с их помощью благ. Основной экономический аргумент
в
пользу
рыночной
системы
состоит
в
том,
что
она
способствует
эффективному распределению ресурсов.
Конечно,
и
рыночная
система
имеет
свои
недостатки.
В
частности,
она
порождает
огромные
различия
в
уровнях
доходов
и
богатства.
Критики
утверждают,
что
рыночная
система
позволяет
наиболее
способным,
или
ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных
ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает этот
процесс накопления. Такой процесс, помимо количественных и качественных
различий
в
людских
ресурсах,
поставляемых
хозяйствами,
порождает
в
рыночной
экономике
чрезвычайно
неравное
распределение
денежных
доходов. В результате возникает социальное неравенство.
Преимущества
РЭС:
Большая
свобода
выбора
для
производителей
и
потребителей.
Внедрение
передовых
технологий.
Высокое
качество
продукции. Отсутствие дефицита
Недостатки
РЭС:
Большая
разница
в
доходах
граждан,
в
уровне
жизни.
Проблемы: безработица, платные услуги
Подытожим отличительные черты рыночной экономики:
-
ведущее
место
занимает
индивидуальная
частная
собственность
в
различных её видах;
-
поведение
каждого
субъекта
мотивируется
личными
интересами,
индивидуальность принятия решений;
- имеется множество продавцов и покупателей, что способствует свободе
конкуренции;
- роль государства в экономике ограничена.
Все международные организации относят к числу стран с развитой рыночной
экономикой:
США,
Канаду,
Германия,
США,
Япония,
Великобритания,
27 стран
Европейского Союза. В некоторых изданиях ООН к ПРС относят Израиль и
ЮАР.С
1997
г.
МВФ
включил
в
число
СРЭ
Южную
Корею,
Сингапур,
Гонконг, Тайвань.
Командно-административная система
Рождение
командной
экономической
системы
явилось
следствием
ряда
социалистических революций с ведущей идеологией - марксизмом.
Марксизм,
или
политическая
экономия
труда,
представляет
собой
исследование
законов
развития
капиталистического
общества
с
позиции
пролетариата и концепцию социализма как новой экономической системы. В
соответствии с марксистской теорией человечество могло бы резко ускорить
свой
путь
к
повышению
благосостояния
и
устранить
различия
в
индивидуальном
благополучии
граждан
путем
ликвидации
частной
собственности и ведения всей хозяйственной деятельности страны на основе
единого общеобязательного (директивного) плана, который разрабатывается
руководством государства на научной основе. Корни этой теории уходят в
эпоху
средневековья,
в
так
называемые
социальные
утопии,
но
ее
практическая
реализация
пришлась
именно
па
XX
в.,
когда
возник
так
называемый социалистический лагерь.
Командно-административная экономика – это такая форма общественного
хозяйства,
когда
в
условиях
развитого
общественного
разделения
труда,
специализации
производств,
многообразия
экономических
структур
осуществляется сознательное жесткое регулирование развития экономики в
целом.
Характерными
чертами
административно-командной
системы
является
общественная (а в реальности – государственная) собственность практически
на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики
в специфических формах, централизованное экономическое планирование
как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд
особенностей. Он предполагает:
во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого
центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит к минимуму
самостоятельность хозяйственных субъектов;
во-вторых,
государство
полностью
контролирует
производство
и
распределение
продукции,
в
результате
чего
исключаются
свободные
рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами;
в-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью
с
помощью,
преимущественно,
административно
-
распорядительных
методов,
что
подрывает
материальную
заинтересованность
в
результатах
труда.
При
чрезмерной
централизации
исполнительной
власти
развивается
бюрократизация
хозяйственного
механизма
и
экономических
связей.
По
своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост
эффективности хозяйственной деятельности, при отсутствии конкуренции
никто не заботится о внедрении новых техник и технологий. К тому же, если
все
ресурсы
(факторы
производства)
объявляются
общенародной
собственностью,
то
централизованное
распределение
материальных
благ,
трудовых
и
финансовых
ресурсов
осуществляется
без
участия
непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее
выбранными критериями, на основе централизованного планирования. Это
влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм
перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные
ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу.
Поэтому возникают следующие проблемы:
1) подавляющее большинство производимой в этих странах продукции -
низкого
качества
и
устаревшей
конструкции,
а
поэтому
не
пользуется
спросом ни на внутреннем, ни на мировом рынке;
2) уровень благосостояния и продолжительность жизни граждан ниже, а
детская смертность выше, чем в странах, проживших XX век в рыночной
экономической системе;
3) технический уровень производственного сектора намного ниже, чем в
странах, где достижения науки и техники не “внедрялись по плану научно-
технического прогресса”;
4)
природа
загрязнена
значительно
сильнее,
чем
в
странах
рыночной
и
смешанной экономических систем, несмотря на все “решения правительства
по охране окружающей среды”.
Преимущества
КЭС:
Удовлетворительный
образ
жизни
для
всех,
своевременная
выплата
з/п,
Уверенность
в
завтрашнем
дне,
отсутствие
безработицы,
отсутствие
разрыва
в
доходах
граждан,
социальная
защищенность, бесплатность основных услуг
Недостатки
КЭС:Отсутствие
у
предприятий
самостоятельно
принимать
решение, невысокое качество товара и их нехватка, отсталость технического
развития
Подытожим отличительные черты командно-административной экономики: -
государственная собственность практически на все экономические ресурсы; -
сильная монополизация и бюрократизация экономики;
- централизованное, директивное, экономическое планирование как основа
хозяйственного механизма,
-
государство
полностью
контролирует
производство
и
распределение
продукции.
Данная экономическая система продолжает существовать в Северной Корее и
на Кубе.
Смешанная экономическая система
Современная
экономическая
система
большинства
развитых
стран
мира
носит смешанный характер. Как правило, сегодня государство участвует в
экономической жизни общества по двум причинам:
1) некоторые потребности общества в силу их специфики (содержание армии,
выработка законов, организация уличного движения, борьба с эпидемиями и
т.д.)
оно
может
удовлетворить
лучше,
чем
возможно
на
основе
только
рыночных механизмов;
2)
оно
может
смягчить
негативные
последствия
деятельности
рыночных
механизмов (слишком большие различия в богатстве граждан, ущерб для
окружающей среды от деятельности коммерческих фирм и т.д.).
Поэтому для цивилизации конца XX в. преобладающей стала смешанная
экономическая система. В такой экономической системе основой является
частная собственность на экономические ресурсы, хотя в некоторых странах
(Франция, Германия, Великобритания и др.) существует достаточно крупный
государственный
сектор.
В
него
входят
предприятия,
капитал
которых
полностью или частично принадлежит государству, но которые:
а) не получают от государства планов;
б) работают по рыночным законам;
в) вынуждены на равных конкурировать с частными фирмами.
В
этих
странах
главные
экономические
вопросы
в
основном
решаются
рынками.
Они
же
и
распределяют
преобладающую
часть
экономических
ресурсов. Вместе с тем часть этих ресурсов централизуется и распределяется
государством
с
помощью
командных
механизмов
в
целях
компенсации
некоторых слабостей рыночных механизмов.
Преимущества
СЭС:
производители
сами
решают,
что
производить,
а
покупатели, что и в каком количестве покупать. Развито большое количество
отраслей
промышленности.
Торговые
связи
обширны.
Высокий
рост
производства.
Недостатки
СЭС:
Государство
способно
подорвать
нормальное
функционирование рыночного уклада, если будет слишком вмешиваться в
рыночные законы. (Адекватное участие государства в рыночных законах)
Во-первых, она, в отличии от плановой, не может изжить полностью такие
негативные
последствия,
как
безработица,
инфляция,
чрезмерный
социальный
разрыв
между
богатыми
и
бедными.
Излишний
перекос
в
сторону плановой экономики может приводить к пробуксовке экономических
реформ, застою в обновлении производственны фондов, снижению качества
товаров. Излишний уклон в традиционную экономику также может быть
губительным для всей системы, так как он часто не учитывает современные
потребности
рынка
и
тормозит
процессы
глобализации,
мешая
производителям выходить на новые рынки сбыта.
Подытожим
отличительные
черты
смешанной
экономической
системы:
-
многообразие
форм
собственности,
среди
которых
по-прежнему
ведущее
место занимает частная собственность в различных её видах;
-
развертывание
научно-технической
революции,
ускорившей
создание
мощной производственной и социальной инфраструктуры;
-
более
активное
воздействие
государства
на
развитие
национальной
экономики и социальной сферы.
Данная экономическая система преобладает в России, Венгрии, Болгарии,
Польше.
Тем не менее, на сегодняшний день именно смешанная экономика является
наиболее
социально
приемлемой
и
в
большей
степени,
нежели
другие
системы, обеспечивает экономический рост и развитие.
Групповая работа с цитатами, сформулированными двумя немецкими
политиками – Конрадом Аденауэром канцлеров ФРГ с 1949 по 1963 год и
его министром экономики Людвигом Эрхардом.
Что лежит в основе этой позиции?
«Я –гражданин –готов сам пробиваться к этой жизни, готов сам принять
ответственность за свою судьбу. Ты- государство, только позаботься о том,
чтобы я был в состоянии это делать, имел свободу действий!»
Групповая работа с цитатами, сформулированными двумя немецкими
политиками – Конрадом Аденауэром канцлеров ФРГ с 1949 по 1963 год и
его министром экономики Людвигом Эрхардом.
Что лежит в основе этой позиции?
«Свобода
действий
не
может
быть
безграничной!
Ее
должны
дополнять
обязательства человека перед обществом, в котором он живет».
Групповая работа с цитатами, сформулированными двумя немецкими
политиками – Конрадом Аденауэром канцлеров ФРГ с 1949 по 1963 год и
его министром экономики Людвигом Эрхардом.
Что лежит в основе этой позиции?
«Цель общества- благосостояние для всех, способ достижения этой цели –
достижение благосостояния через рыночную конкуренцию».
Групповая работа с цитатой, сформулированнымиЛ.И.
Брежневым прозвучавший на XXVI съезде КПСС в отчётном докладе
.
Что лежит в основе этой позиции?