Проектная работа на уроках математики в 6 классе и формирование исследовательских навыков у обучающихся.
Автор: Красноженова Ольга Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ" Населённый пункт: с. Мамоны, Иркутского района, Иркутской области Наименование материала: Конспект Тема: Проектная работа на уроках математики в 6 классе и формирование исследовательских навыков у обучающихся. Раздел: среднее образование
Проектная работа на уроках математики в 6 классе и формирование
исследовательских навыков у обучающихся.
«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню,
сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица)
Введение
В учебно-методическом приложении к газете «1 сентября» Математика за
1999 год номер 17 были опубликованы две разработки уроков математики
для 5-6 классов. Авторы этих разработок, А. Будённая (г. Ростов на Дону) и
С. Латыпова (г. Ярославль), создали хорошее
пособие для повторения
правил сложения и вычитания дробей, применение действий над ними и
возможность вспомнить сказки АС Пушкина. Нам захотелось объединить
эти разработки, потому что они дополняли друг друга, чтобы получился
мини-задачник, который можно раздать учащимся для работы на уроке, или
в виде домашнего задания, или провести турнир математиков и подарить
как награду. И, конечно, в такой работе, чтобы было легче и интереснее,
очень нужна презентация.
Актуальность проекта
В шестом класс при изучении курса «Математика» большой раздел
отводится действиям с обыкновенными дробями. Завершается работа над
формированием
навыков арифметических действий с обыкновенными
дробями.
Навыки
должны
быть
достаточно
прочными,
чтобы
при
дальнейшем
обучении
учащиеся
не
испытывали
затруднения
в
вычислениях с рациональными дробями. А алгоритм действий с дробями
должен
стать
опорой
для
формирования
действий
с
алгебраическими
дробями в курсе «Алгебра».
Проблема проекта
Как показывает практика, преобразование дробей, действия сложения и
вычитания
обыкновенных
дробей
вызывают
затруднения
у
многих
учащихся.
Выполнения
действий
с
обыкновенными
дробями
можно
запомнить легко и надолго, если быть не только в роли ученика, но и в роли
автора, эксперта или составителя.
Цель проекта
Выработать
прочные
навыки
преобразования
дробей,
действий
сложения и вычитания обыкновенных дробей.
Создать мини-задачник и сопроводить его презентацией.
Задачи проекта
1.
Сформировать алгоритм действия с дробями.
2.
Подобрать задания, в решении которых нужно использовать алгоритм
действий.
1
3.
Напечатать
задания
с
содержанием
математических
элементов
(дробей),
формируя
навык
работы
на
компьютере,
с
текстовым
редактором Word, со вставкой: формулы, геометрические фигуры, а
также привлечь к работе с принтером и сканером.
4.
Изготовить модель книжки (мини – задачник). Размножить его.
5.
Создать сопроводительную презентацию.
Гипотеза (ожидаемые результаты проекта)
Результатом и основной составляющей проекта стал мини – задачник и
презентация к нему. Задачник оформлен в бумажном виде ( приложение №1)
презентация на диске.
Сроки разработки и реализации проекта
1 Изучение темы «Действия с дробями». Отработка навыков действий с
дробями. - сентябрь- ноябрь
2 Формирование банка действий с
обыкновенными дробями и сводной
таблицы. - декабрь – январь
3 Подготовка макета для мини-задачника - январь
4 Создание сопроводительной презентации – январь –февраль
5 Написание работы и презентация (представление) проекта.
Ресурсы проекта
Технические: компьютер- для печати текста, проекционная аппаратура для
презентации.
Информационные: ресурсы сети Интернет, учебные книги и методические
книги.
Финансовые : 400 рублей – для оплаты интернет трафика из расчёта 100 Мб и
печати сборника на принтере в цветном изображении.
Планирование проекта
В создании проекта участвуют все желающие ученики 6 класса б.
1.
Разделить работу на этапы
2.
Разбиться на группы: теоретики, практики, техники, художники -
иллюстраторы.
3.
Для каждой группы спланировать работу.
4.
План работы свести в таблицу. (Таблица 1, приложение 2)
1 Правила и алгоритмы
Для решения первой задачи проекта нам потребуется привести
формулировки правил действий с дробями и примеры к ним. В курсе
математики 5 класса мы познакомились с некоторыми правилами и
алгоритмами, в 6 классе нам нужно будет изучить.
Вывод: итак, первый этап работы выполнен. Все правила, алгоритмы
собраны. И для удобства пользования этим материалом мы создали таблицу
2
примеров, в которую поместили примеры на каждое правило и эта таблица
станет
помощницей
в
усвоении
и
обобщении
знаний
на
сложение
и
вычитание
обыкновенных
дробей
для
любого
учащегося
(таблица
2,
приложение 2). Теперь, когда все правила усвоены и отработаны на решении
примеров, можно переходить к созданию главной части проекта.
2. От теории к практике
2.1 Подбор заданий для мини –задачника.
При дальнейшей работе над проектом мы воспользовались уже готовыми
заданиями (математическими примерами).
Экспертная группа работала с
этими заданиями. Во-первых, нужно было решить все задания и проверить
правильность
зашифрованных
таблиц,
где
мы
обнаружили
ошибки
и
исправили
их.
Во-вторых,
группа
«практики»
создавала
печатные
документы
этих
заданий.
Нам
пришлось,
кому
научиться,
а
кому
усовершенствовать
работу
в
текстовом
редакторе Word.
После
этого
работала новая группа экспертов, и им пришлось проверить уже печатные
задания. Полное решение каждого задания разместили в приложении 2.
2.2 Моделирование мини – задачника .
В
ходе
третьего
заключительного
этапа
наша
команда
собрала
весь
наработанный
материал.
Параллельно
с
экспертами
работала
группа
художников, они рисовали иллюстрации к сказкам АС Пушкина и с помощью
сканера
переводили
в
электронный
вид.
Мы
нарисовали
макет
мини-
задачника
по
страницам,
а
затем
скомпоновали
в
электронной
версии.
Осталась техническая часть размножить и скрепить. Когда весь материал был
собран и мини - задачник готов, мы провели блиц – турнир по математике по
теме «Действия сложения и вычитания с обыкновенными дробями», стало
понятным, что нужна сопроводительная презентация. И мы приступили к
последнему этапу работы: создание презентации «Дроби в гостях у сказок
А.С. Пушкина». Мы делали это с удовольствием, и у нас получилось хорошее
пособие для уроков.
Вывод: работа над созданием проекта способствовала более глубокому
осмыслению темы, повышению связи предметов математики и информатики.
Главное
она
послужила
поводом
к
развитию
навыков
поиска,
анализа,
переработки и отбора информации.
Заключение
Гипотеза подтвердилась и наша цель достигнута. Мы выпустили первое
издание мини-задачников.
Все
правила,
алгоритмы
собраны.
И
для
удобства
пользования
этим
материалом мы создали таблицу примеров. работа над созданием проекта
способствовала
более
глубокому
осмыслению
темы,
повышению
связи
3
предметов математики и информатики. Главное она послужила поводом к
развитию навыков поиска, анализа, переработки и отбора информации.
Кроме того работа над проектом с одной стороны – это умение работать в
команде, с другой – осознавать степень ответственности
за своё дело.
Теперь нам хотелось бы продолжить работу с действиями умножения и
деления обыкновенных дробей.
Список используемой литературы:
1
Будённая
Л.
Сложение
и
вычитание
дробных
чисел
и
сказки
А.С.
Пушкина // Математика. 1999 № 17 c.30-31
2
Математика
6
:
учебник
для
общеобразовательных
учреждений
/Н.Я.
Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбург /Москва: мнемозина,
2009.- c. 34-67
3
Математика
5
:
учебник
для
общеобразовательных
учреждений
/Н.Я.
Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбург /Москва: мнемозина,
2009. – c. 155 - 176
4 Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике Москва: наука
1963, c. 78-80
5 Латыпова С. Сложение и вычитание смешанных чисел // Математика. 1999
№ 17 c.27-29
6 Фридман Е.М. Математика Проекты? Проекты…Проекты! Ростов н/Д:
Легион 2014, c. 4-19
)
4