Напоминание

Проектная работа на уроках математики в 6 классе и формирование исследовательских навыков у обучающихся.


Автор: Красноженова Ольга Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Мамоновская СОШ"
Населённый пункт: с. Мамоны, Иркутского района, Иркутской области
Наименование материала: Конспект
Тема: Проектная работа на уроках математики в 6 классе и формирование исследовательских навыков у обучающихся.
Раздел: среднее образование





Назад





Проектная работа на уроках математики в 6 классе и формирование

исследовательских навыков у обучающихся.
«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица) Введение В учебно-методическом приложении к газете «1 сентября» Математика за 1999 год номер 17 были опубликованы две разработки уроков математики для 5-6 классов. Авторы этих разработок, А. Будённая (г. Ростов на Дону) и С. Латыпова (г. Ярославль), создали хорошее пособие для повторения правил сложения и вычитания дробей, применение действий над ними и возможность вспомнить сказки АС Пушкина. Нам захотелось объединить эти разработки, потому что они дополняли друг друга, чтобы получился мини-задачник, который можно раздать учащимся для работы на уроке, или в виде домашнего задания, или провести турнир математиков и подарить как награду. И, конечно, в такой работе, чтобы было легче и интереснее, очень нужна презентация. Актуальность проекта В шестом класс при изучении курса «Математика» большой раздел отводится действиям с обыкновенными дробями. Завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы при дальнейшем обучении учащиеся не испытывали затруднения в вычислениях с рациональными дробями. А алгоритм действий с дробями должен стать опорой для формирования действий с алгебраическими дробями в курсе «Алгебра». Проблема проекта Как показывает практика, преобразование дробей, действия сложения и вычитания обыкновенных дробей вызывают затруднения у многих учащихся. Выполнения действий с обыкновенными дробями можно запомнить легко и надолго, если быть не только в роли ученика, но и в роли автора, эксперта или составителя. Цель проекта  Выработать прочные навыки преобразования дробей, действий сложения и вычитания обыкновенных дробей.  Создать мини-задачник и сопроводить его презентацией. Задачи проекта 1. Сформировать алгоритм действия с дробями. 2. Подобрать задания, в решении которых нужно использовать алгоритм действий. 1
3. Напечатать задания с содержанием математических элементов (дробей), формируя навык работы на компьютере, с текстовым редактором Word, со вставкой: формулы, геометрические фигуры, а также привлечь к работе с принтером и сканером. 4. Изготовить модель книжки (мини – задачник). Размножить его. 5. Создать сопроводительную презентацию. Гипотеза (ожидаемые результаты проекта) Результатом и основной составляющей проекта стал мини – задачник и презентация к нему. Задачник оформлен в бумажном виде ( приложение №1) презентация на диске. Сроки разработки и реализации проекта 1 Изучение темы «Действия с дробями». Отработка навыков действий с дробями. - сентябрь- ноябрь 2 Формирование банка действий с обыкновенными дробями и сводной таблицы. - декабрь – январь 3 Подготовка макета для мини-задачника - январь 4 Создание сопроводительной презентации – январь –февраль 5 Написание работы и презентация (представление) проекта. Ресурсы проекта Технические: компьютер- для печати текста, проекционная аппаратура для презентации. Информационные: ресурсы сети Интернет, учебные книги и методические книги. Финансовые : 400 рублей – для оплаты интернет трафика из расчёта 100 Мб и печати сборника на принтере в цветном изображении. Планирование проекта В создании проекта участвуют все желающие ученики 6 класса б. 1. Разделить работу на этапы 2. Разбиться на группы: теоретики, практики, техники, художники - иллюстраторы. 3. Для каждой группы спланировать работу. 4. План работы свести в таблицу. (Таблица 1, приложение 2) 1 Правила и алгоритмы Для решения первой задачи проекта нам потребуется привести формулировки правил действий с дробями и примеры к ним. В курсе математики 5 класса мы познакомились с некоторыми правилами и алгоритмами, в 6 классе нам нужно будет изучить. Вывод: итак, первый этап работы выполнен. Все правила, алгоритмы собраны. И для удобства пользования этим материалом мы создали таблицу 2
примеров, в которую поместили примеры на каждое правило и эта таблица станет помощницей в усвоении и обобщении знаний на сложение и вычитание обыкновенных дробей для любого учащегося (таблица 2, приложение 2). Теперь, когда все правила усвоены и отработаны на решении примеров, можно переходить к созданию главной части проекта. 2. От теории к практике 2.1 Подбор заданий для мини –задачника. При дальнейшей работе над проектом мы воспользовались уже готовыми заданиями (математическими примерами). Экспертная группа работала с этими заданиями. Во-первых, нужно было решить все задания и проверить правильность зашифрованных таблиц, где мы обнаружили ошибки и исправили их. Во-вторых, группа «практики» создавала печатные документы этих заданий. Нам пришлось, кому научиться, а кому усовершенствовать работу в текстовом редакторе Word. После этого работала новая группа экспертов, и им пришлось проверить уже печатные задания. Полное решение каждого задания разместили в приложении 2. 2.2 Моделирование мини – задачника . В ходе третьего заключительного этапа наша команда собрала весь наработанный материал. Параллельно с экспертами работала группа художников, они рисовали иллюстрации к сказкам АС Пушкина и с помощью сканера переводили в электронный вид. Мы нарисовали макет мини- задачника по страницам, а затем скомпоновали в электронной версии. Осталась техническая часть размножить и скрепить. Когда весь материал был собран и мини - задачник готов, мы провели блиц – турнир по математике по теме «Действия сложения и вычитания с обыкновенными дробями», стало понятным, что нужна сопроводительная презентация. И мы приступили к последнему этапу работы: создание презентации «Дроби в гостях у сказок А.С. Пушкина». Мы делали это с удовольствием, и у нас получилось хорошее пособие для уроков. Вывод: работа над созданием проекта способствовала более глубокому осмыслению темы, повышению связи предметов математики и информатики. Главное она послужила поводом к развитию навыков поиска, анализа, переработки и отбора информации. Заключение Гипотеза подтвердилась и наша цель достигнута. Мы выпустили первое издание мини-задачников. Все правила, алгоритмы собраны. И для удобства пользования этим материалом мы создали таблицу примеров. работа над созданием проекта способствовала более глубокому осмыслению темы, повышению связи 3
предметов математики и информатики. Главное она послужила поводом к развитию навыков поиска, анализа, переработки и отбора информации. Кроме того работа над проектом с одной стороны – это умение работать в команде, с другой – осознавать степень ответственности за своё дело. Теперь нам хотелось бы продолжить работу с действиями умножения и деления обыкновенных дробей. Список используемой литературы: 1 Будённая Л. Сложение и вычитание дробных чисел и сказки А.С. Пушкина // Математика. 1999 № 17 c.30-31 2 Математика 6 : учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбург /Москва: мнемозина, 2009.- c. 34-67 3 Математика 5 : учебник для общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбург /Москва: мнемозина, 2009. – c. 155 - 176 4 Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике Москва: наука 1963, c. 78-80 5 Латыпова С. Сложение и вычитание смешанных чисел // Математика. 1999 № 17 c.27-29 6 Фридман Е.М. Математика Проекты? Проекты…Проекты! Ростов н/Д: Легион 2014, c. 4-19 ) 4


В раздел образования