Авторы: Демокова Резеда Петровна, Гараева Римма Петровна
Должность: учителя русского языка и литературы,
Учебное заведение: МБОУ "Мало-Лызинская СОШ"
Населённый пункт: Республики Татарстан, Балтасинского района
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Безударные гласные в корне слова", подготовка к ЕГЭ
Раздел: полное образование
Открытый урок по русскому языку в 11 классе
Учителя: Демокова Резеда Петровна
Гараева Римма Петровна
Тема: Подготовка к ЕГЭ . Задание 9. Безударные гласные в корне слова.
ЦЕЛЬ:
•
закрепить умение распознавать в словах непроверяемые, проверяемые, чередующиеся
безударные гласные;
•
совершенствовать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой
ударением;
•
повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корне слова;
развивать внимание, орфографическую зоркость.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, презентация, рабочий лист
Ход урока.
1.
Орг.момент. Приветствие. (партнеры по плечу, по лицу)
2.
Сегодняшний урок мне хочется словами Дьёрдя Пойа, венгерского математика: «…если хотите
научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте
их…»
- А теперь продолжите мою фразу:«… если хотите научиться правильно говорить и грамотно писать,
то…» Подумайте над моей фразой и продолжите её.
3.
Коррекция знаний способов действия.
Вы верно заметили, что надо учить русский язык, знать правила правописания. Но в нынешнее время
можно заметить рекламные щиты, вывески, объявления с ошибками.
Предлагаю теперь совершить прогулку по улицам большого города. Город пестрит рекламными щитами,
вывесками, объявлениями. Рассмотрим некоторые из них.
(Показ слайдов – фото рекламных щитов, вывесок, объявлений с орфографическими и грамматическими
ошибками.)
-Представьте, что вы создаёте рекламу. Можете ли вы допустить ошибки? Какие грубые ошибки, кроме
орфографических, вы заметили? (Нравственно-этические).
- Что нужно сделать, чтобы не попасть в неловкую ситуацию?
4.
Но не только на письме можно ошибиться. В устной речи можно ошибиться в постановке ударения.
Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за
определённым слогом в слове.
Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на
предпоследний слог, в чешском языке – на первый.
В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.
Орфоэпическая минутка.
Корысть
Соболезнование
Квартал
Средства
Красивее
Статуя
Обеспечение
Кренить
Балованный
Коклюш
Кровоточить
(Учащиеся обмениваются карточками и делают взаимопроверку, затем называют ошибки, допущенные
своим соседом по парте)
5.
Упражнение на быстроту реакции. Зачеркнёте буквы З, Ж, Ш, и сообщите соседу о своём
«открытии». Успеха!(Правописание гласных в корне слова)
ШЗПЗЖРШЖАЗЗВЖШОЗЗПЖШИСЖЗЖАЗЖНШШЗИЕЖЖШГЗЛШЗАЖЗСШНЖЫЗХЖЗВЗЗКШОШР
ЖШНЗЕЖСЗШЛЗШОЖЗШВЗЖШАШ
- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли это упражнение?
ЦЕЛЬ:
закрепить умение распознавать в словах непроверяемые, проверяемые, чередующиеся безударные
гласные;
совершенствовать умение правильно писать слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением;
повторить изученное о правописании чередующихся гласных в корне слова;
развивать внимание, орфографическую зоркость.
6.
Слова с безударной гласной в корне можно разделить на три группы по способу проверки:
-
Какими способами мы проверяли безударную гласную в корне?
1.
Подбираем однокоренное слово или меняем форму слова, чтобы гласная стала ударной
- Что делать со словами, где гласную в корне проверить нельзя?
2.
Запомнить, в случае необходимости обратиться к орфографическому словарю
-Что нужно знать , чтобы написать чередующую гласную в корне
3. Необходимо запомнить эти корни, а также условия выбора в них гласных.
7.
На основе этого выполним следующее задание. Распределите слова на три группы: проверяемые,
непроверяемые, чередующиеся
Река
́
Огуре
́
ц
Степно
́
й
Горе
́
ть
Вы
́
рос
Вы
́
скочил
Корзи
́
на
Задрожа
́
ть
Положи
́
ть
Прилага
́
тельное
8.- В холодные дни осени так хочется тепла, чего - то яркого. Я приглашаю вас окунуться в мир
экзотических растений. Предлагаю зрительный диктант, который называется «Как они растут». Увидите
фотографии экзотических растений, названия которых вы должны написать правильно, так как в корне
безударные непроверяемые гласные: какао, апельсины, ваниль, ананас, корица, миндаль, гвоздика
(мирт), авокадо, шафран, фисташки, семена кунжута, кокос, гранат , хурма,.
Шафра
́
н —(родина – Индия) пряность и пищевой краситель оранжевого цвета, получаемый из
высушенных рылец цветков шафрана посевного . С давних пор считается одной из самых дорогостоящих
пряностей...
Но самый дорогой , самый лучший и высоко ценимый в мире шафран - испанский. Он имеет
наиболее изысканный аромат. 1 грамм этой пряности стоит дороже, чем грамм золота. В свое время считался
лучшим подарком для королей. (более 3000)
Для получения1 кг. сухого шафрана, нужно собрать рыльца с
200000-250000 растений. Цветы шафрана собирают вручную в первый день цветения и только на рассвете.
Кунжут.
Кунжут (иное название - "сезам") Родина - Африка— популярная приправа, которую добавляют в
различные хлебобулочные изделия. Его активно применяют в качестве добавки к овощным салатам. Семена
кунжута используются для приготовления масла, которое имеет лечебные свойства. Из них также делают халву.
Все мы помним восточную сказку про Али-Бабу, где он говорил пещере: "Сезам, откройся". Помните, что
кунжут иногда называют сезамом. А такой сказочный пароль связывают с тем, что стручки кунжута очень
хрупкие. Малейший ветер или прикосновение — и они тут же лопаются, а ценные семена оказываются на
земле.
-В какой профессиональной области применяются эти слова? – Как вы думаете, часто ли выпускники
нашей школы становятся продавцами? – Вам предстоит дома продолжить этот список с учётом специфики
работы продавца. Обратите внимание, что часто допускается ошибка и в самом слове «продавец».
Сейчас в интернет - магазинах предлагают широкий ассортимент экзотических фруктов
-Слова какой группы вы встретили в зрительном диктанте: проверяемые ,непроверяемые,
чередующие
9.Обычно мы находим проверочные слова к одной безударной гласной. Я хочу усложнить вашу
задачу и подобрать проверочные слова к двум безударным гласным.
Требуется подобрать проверочные слова к двум безударным гласным в корне. (Работа в паре)
Сторожить — сторож — сторожка.
Деревцо — дерево — деревья.
Веселиться — ..весело. —весёлый ...
Голодать — голод... —голодный ...
Холодает —холод ... — .холодный..
Молодой — .молод.. —моложе ...
10.Чтение отрывка из статьи «Торжество абырвалга» (автор- Наталья Белюшина) (современный
писатель). О современном русском языке. Как русский язык превращается в его жалкое подобие…
«…В общем, из дома лучше не высовываться. Тем более что с людьми, которые выходят из дома, судя по
их письменным рассказам о собственной жизни, происходит страшное: они едят и седеют, едят и седеют,
едят и седеют. Они седели в ресторане, седели в кафе, седели на лавочке, потом поседели с друзьями, седели-
седели и подумали: отличные были поседелки, но не слишком ли долго мы седели?
Давайте куда-нибудь поедим! Поедим в Египет, поедим в Турцию, поедим на дачу, поедим домой, поедим
куда глаза глядят! Вы поедите на бал? Вы поедите туда-то, вы поедите сюда-то? Да-да-да, мы все поедим,
только не в этом году! Поедим в следующем!»
- Что хочет сказать нам автор интернет - статьи?
11.Сопоставьте слова, подберите проверочные слова
поседеть от горя – посидеть на стуле
развивается малыш – развевается флаг
примерять костюм – примирять друзей
спеши на урок – спиши текст
посвятить песню – посветить фонарём
подражать старшим – дрожать от холода
даю тетрадь – дою корову
Физкультминутка.
А теперь закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы
лежите на мягком, тёплом песке… вам тепло и приятно… Тёплые лучики солнышка нежно гладят вас по
лицу, шее, рукам, ногам – по всему телу… Ваши руки отдыхают…Ваши ноги отдыхают. Дышим легко,
ровно, глубоко… Тёплый ласковый ветерок обдувает всё ваше тело лёгкой свежестью. Вам тепло и приятно.
Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая её. Вы открываете глаза и окунаетесь в тёплую
воду, погружаетесь в удивительный подводный мир.
11. Мы с вами отдохнули, а теперь приступаем к чередующимся гласным.
Прочитайте словосочетания с чередующейся гласной в корне. Распределите словосочетания по
группам. (Работа в группе)
1. Написание
гласной зависит от
ударения
2. Написание гласной
зависит от суффикса,
следующего за корнем
3. Написание гласной
зависит от буквы,
следующей за гласной
4. Написание
гласной зависит от
значения слова
Преклоняться перед
талантом, (без ударения
пишется о)
слегка загореть, (без
ударения пишется о)
алая заря, (без
ударения пишется а)
творенье Петра(без
ударения пишется о)
1
4
8
9
собирательный образ,
(суф. А)
по лугам расстилается, ,
(суф. А) тебя не касается, ,
(суф. А)
блистая искрами , (суф.
А)
7
13
14
15
Предложить погулять,
(передЖ)
Выросли в саду, (рос)
выращенный в саду,
(ращ)
вскочил в седло,
(перед Ч)
проскакал несколько
километров, (перед К)
2
6
10
11
12
Равноправные
партнеры( одинаков
ый), макать сухари в
молоко(погружать),
обмакнуть в
сметану(погружать),
далекая
равнина(исключени
е), белая
промокашка(пропус
кать жидкость).
3
5
16
17
18
12.Распределите слова в 2 столбика - с безударными гласными, проверяемыми ударением, и
чередующимися в корне слова. Сложность задания в том, что корни проверяемых и чередующих
гласных похожи. (Работа в паре)
1)с_деть, 2)бл_стеть, 3)к_сичка, 4)к_сание, 5)сл_гать, 6)выр_стать, 7)р_са, 8)раст_рать, 9)пот_рять,
10)заж_гать, 11)п_роги, 12)зап_рать, 13)прим_рять (друзей),14)зам_рать.
Тест. ЕГЭ. Задание 9. Безударные гласные в корне слова
1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
прим..рять врагов неправ..льно зам..реть накл...ниться ф..деральный
2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
пот..плевший л..ловый заг..релый выт..рать отр..слевой
3. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
т..рмозить б...гряный к..сательная р..месленный зам..реть (от страха)
4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
встр..чая апл..дировать арт...ллерия зад..рать д..ректор
5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
комб..незон от..гощать возл..жить к..сательная переск..чить
6. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
в..рсистый ав..нтюра г..ревать прин..мать адв..кат
7. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
пер..одический д..агноз пл...вчиха сенок..силка в..стибюль
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
нак..рмить б..рлога соб..раться традиц..онный ап..лляция
9. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
б..зироваться виол..нчель пол..гаться р..сточек уд..стоен
10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
пол..скать (кошку) ав..нгард возг..рание безотл..гательный неприк..сновенность
1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
Прим..рять врагов Неправ..льно Зам..реть Накл...ниться Ф..деральный
Ответы
Примерять
Лиловый.
Тормозить
Задирать
Отягощать
Принимать
Пловчиха
Накормить
Базироваться
Поласкать
8. Рефлексия
Экзамен по билетам. В руках у учителя «билеты». В них – начало фразы, которую продолжит ученик.
Не понял…
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Хочу узнать …
Я предлагаю..
Хочу закончить урок словами Козьмы Пруткова: «Зри в корень!» и Спасибо за урок!
Козьма
́
Петро
́
вич Прутко
́
в — литературная маска, под которой в журналах «Современник», «Искра» и
других выступали в 50—60-е годы XIX века поэты Алексей Толстой (наибольший в количественном
исчислении вклад), братья Алексей, Владимир и Александр Жемчужниковы (фактически —
коллективный псевдоним всех четверых)
[1]
. Согласно нескольким свидетельствам современников, также
немалое участие в создании наследия Козьмы Пруткова принял штабс-капитан Александр Аммосов, рано
умерший вследствие тяжёлых ранений. В частности, его перу принадлежит известнейшая басня «Пастух,
молоко и читатель».
[2]
Рабочий лист
ФИО _______________________________
1.Орфоэпическая минутка(Индивидуально)
Корысть
Соболезнование
Квартал
Средства
Красивее
Статуя
Обеспечение
Кренить
Балованный
Коклюш
Кровоточить
2.Зрительный диктант «Как они растут». Запишите названия экзотических растений, в корне
которых пишутся непроверяемые безударные гласные. Запомните, как они пишутся.
3.Подберите проверочные слова к двум безударным гласным в корне
Требуется подобрать проверочные слова к двум безударным гласным в корне.
Сторожить — сторож — сторожка.
Деревцо — … — …
Веселиться — ... — ...
Голодать — ... — ...
Холодает — ... — ...
Молодой — ... — ...
4.Сопоставьте слова, вставьте пропущенную букву, устно подберите проверочные слова. (Работа в
паре)
Пос__деть от горя – пос___деть на стуле
Разв___вается малыш – разв__вается флаг
Прим___рять костюм – прим___рять друзей
Сп__ши на урок – сп__ши текст
Посв__тить песню – посв___тить фонарём
Подр___жать старшим – др___жать от холода
Д___ю тетрадь – д___ю корову
5. Прочитайте словосочетания с чередующейся гласной в корне. Распределите словосочетания по
группам. (Работа в группе). Выписать номера
1)Прекл..няться перед талантом, 2)предл..жить погулять, 3)р..вноправные партнеры, 4)слегка заг..реть,
5)м..кать сухари в молоко, 6)выр..сли в саду, 7)соб..рательный образ, 8)алая з..ря, 9)тв..ренье Петра,
10)выр..щенный в саду, 11)вск..чил в седло, 12)проск..кал несколько километров, 13)по лугам расст..лается,
14)тебя не к..сается, 15)бл..стая искрами, 16)обм..кнуть в сметану, 17)далекая р..внина, 18)белая пром..кашка.
1. Написание
гласной зависит от
ударения
2. Написание гласной
зависит от суффикса,
следующего за корнем
3. Написание гласной
зависит от буквы,
следующей за гласной
4. Написание гласной
зависит от значения
слова
6. Распределите слова в 2 столбика - с безударными гласными, проверяемыми ударением, и
чередующимися в корне слова. Сложность задания в том, что корни проверяемых и чередующих
гласных похожи. (только номера слов и пропущенную гласную). (Работа в паре)
1)с_деть, 2)бл_стеть, 3)к_сичка, 4)к_сание, 5)сл_гать, 6)выр_стать, 7)р_са, 8)раст_рать, 9)пот_рять,
10)заж_гать, 11)п_роги, 12)зап_рать, 13)прим_рять (друзей),14)зам_рать.
Безударные гласные
Чередующиеся гласные
ЕГЭ. Задание 9.
1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
прим..рять врагов неправ..льно зам..реть накл...ниться ф..деральный
2. Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это
слово, вставив пропущенную букву.
пот..плевший л..ловый заг..релый выт..рать отр..слевой
3. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
т..рмозить б...гряный к..сательная р..месленный зам..реть (от страха)
4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это
слово, вставив пропущенную букву.
встр..чая апл..дировать арт...ллерия зад..рать д..ректор
5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
комб..незон от..гощать возл..жить к..сательная переск..чить
6. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это
слово, вставив пропущенную букву.
в..рсистый ав..нтюра г..ревать прин..мать адв..кат
7. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это
слово, вставив пропущенную букву.
пер..одический д..агноз пл...вчиха сенок..силка в..стибюль
8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
нак..рмить б..рлога соб..раться традиц..онный ап..лляция
9. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
б..зироваться виол..нчель пол..гаться р..сточек уд..стоен
10. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
пол..скать (кошку) ав..нгард возг..рание безотл..гательный неприк..сновенность
1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово,
вставив пропущенную букву.
Прим..рять врагов Неправ..льно Зам..реть Накл...ниться Ф..деральный