Напоминание

Расы человека


Автор: Тихомирова Татьяна Владимировна
Должность: учитель биологии и географии
Учебное заведение: МОБУ "Шойбулакская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Шойбулак
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Расы человека
Раздел: среднее образование





Назад





Урок №50 «Человеческие расы»

Цель:
ознакомление обучающихся с человеческими расами и условиями их формирования.
Задачи:
- познакомить обучающихся с понятием «раса»; - ознакомиться с основными характеристиками существующих рас и причинами их появления; -продолжить формирование умений и навыков работы с определениями, устанавливать причинно-следственные связи, формировать выводы; - выявить несостоятельность теории расизма.
Методы:
словесный: лекция, беседа; практический: проверочная работа; наглядный.
Основные понятия:
раса: негроидная, европеоидная, монголоидная; виды рас.
Оборудование:
таблицы, бюсты с изображением людей различных рас, учебник, компьютер, экран, проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент: (1 мин.) II. Проверка знаний: устный опрос (7 мин.)
Актуализация знаний:
- Все человечество принадлежит к одному виду – Homo sapiens (Человек разумный), который имеет следующие признаки: 1. сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних органов и т. д.); 2. физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные реакции и т. д.); 3. все едины по происхождению. 1
Таким образом, к одному виду принадлежат и двухметровый чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка. Как это объяснить? - Причины такого многообразия нашего вида следует искать у истоков его образования. - Сегодня на уроке мы с вами и попытаемся это сделать. И как вы догадались тема урока? - «Человеческие расы». - Запишем число и тему урока в тетрадь.
III. Изучение нового материала: (33 мин.)
- Ребята, а что называется расой? - Раса – исторически сложившаяся группа людей, связанная единством происхождения, которая выражается в общей наследственности, в основных внешних признаках. - В 1684 г. Ф. Бернье – первым употребил термин раса (слайд №4). Как вы уже знаете, выделяют: 1. Основные расы – негроидная, европеоидная, монголоидная 2. Смешанные расы – экваториальная (африканская и австралийская) 3. Переходные расы – промежуточная (лопари) - А как вы думаете, на чем основан принцип классификации рас? - Классификация учитывает не один, а комплекс отличительных признаков, в число которых входит: 1) форма черепа; 2) рост и пропорции тела; 3) разрез глаз; 4) рост волос у мужчин на теле; а также скрытые признаки: 5) группа крови; 6) особенности зубов (слайд №5). 2
- В чистом виде рас не существует. Посмотрите на представленные скульптуры. Какие основные расы выделяют? Какие отличительные признаки у каждого представителя данной расы, можно выявить?
(Слайд №6-18), доклад «Признаки человеческих рас»
- Вывод: расы отчетливо различаются между собой по ряду наследственных признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но сохраняют свои главные общевидовые особенности. - Как возникли расы, и какие условия способствовали их образованию.
(Доклад: возникновение рас).

«Условия, способствовавшие возникновению рас».
Расы человека начали формироваться, как полагают, около 30 – 40 тыс. л. н. в процессе заселения человеком земного шара. Предпосылкой для возникновения значительных различий в морфологическом строении является то, что человек разумный – вид уникальный по широте ареала обитания. Уже на заре своего существования он заселил самые разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека пришлось сталкиваться со все большим разнообразием среды, в том числе и мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь наиболее приспособленные индивиды. Поэтому отобранные эволюцией морфологические различия в проделах одного вида Homo sapiens объясняются характером окружающей среды – климатом, пищевыми ресурсами. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и светлая кожа, прямые и курчавые волосы, складывались на протяжении тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или холоду и к определенному количеству солнечного света. Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления дополнительных естественных барьеров (горные хребты, водоемы), препятствующих смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению расстояний между расселившимися группами. 3
Расы возникли после того, как человек выделился из мира животных, поэтому невозможно установить существенные различия между расами в сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи, трудовой деятельности. Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность, борьба за существование, естественный отбор, изоляция.) Некоторые ученые считают, что представители одной расы бывают наиболее предрасположены к различным заболеваниям, чем представители других рас. (
Доклад: расы и болезни)
- Расизм – теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой (слайд №8). Поводом к подобному утверждению явились существенные различия в уровне социального, и культурного развития отдельных народов в эпоху географических открытий. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и Австралии подарили миру немало выдающихся личностей. Как вы относитесь к теории расизма?
IV. Закрепление изученного материала: (2 мин.)
- Почему у представителей негроидной расы темная кожа и курчавые волосы (слайд №9)? - Курчавые волосы создают вокруг головы воздушный слой + темная кожа = предохраняют организм от действия солнечных лучей. - Почему у представителей монголоидной расы форма лицевого скелета с более обширной носовой полостью (слайд №10)? - Является полезной для обогрева холодного воздуха перед тем, как он попадает в легкие? - Как вы думаете, у кого из представителей европеоидной расы светлая кожа, а у кого – смуглая (слайд №11)? - Светлая у северной европеоидной расы, смуглая – у южной. Домашнее задание: (1 мин.) - § 48 4
5


В раздел образования