Автор: Тихомирова Татьяна Владимировна Должность: учитель биологии и географии Учебное заведение: МОБУ "Шойбулакская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: село Шойбулак Наименование материала: методическая разработка Тема: Расы человека Раздел: среднее образование
Цель:
ознакомление
обучающихся
с
человеческими
расами
и
условиями их формирования.
Задачи:
- познакомить обучающихся с понятием «раса»;
-
ознакомиться
с
основными
характеристиками
существующих
рас
и
причинами их появления;
-продолжить
формирование
умений
и
навыков
работы
с
определениями,
устанавливать причинно-следственные связи, формировать выводы;
- выявить несостоятельность теории расизма.
Методы:
словесный:
лекция,
беседа;
практический:
проверочная
работа; наглядный.
Основные понятия: раса: негроидная, европеоидная, монголоидная;
виды рас.
Оборудование: таблицы, бюсты с изображением людей различных рас,
учебник, компьютер, экран, проектор.
Ход урока:
I. Организационный момент: (1 мин.)
II. Проверка знаний: устный опрос (7 мин.)
Актуализация знаний:
- Все человечество принадлежит к одному виду – Homo sapiens (Человек
разумный), который имеет следующие признаки:
1. сходство строения тела (единство строения черепа, мозга, внутренних
органов и т. д.);
2. физиологическое сходство (одни и те же группы крови, болезни, защитные
реакции и т. д.);
3. все едины по происхождению.
1
Таким
образом,
к
одному
виду
принадлежат
и
двухметровый
чернокожий баскетболист, краснокожий индеец и миниатюрная вьетнамка.
Как это объяснить?
- Причины такого многообразия нашего вида следует искать у истоков его
образования.
- Сегодня на уроке мы с вами и попытаемся это сделать. И как вы догадались
тема урока?
- «Человеческие расы».
- Запишем число и тему урока в тетрадь.
III. Изучение нового материала: (33 мин.)
- Ребята, а что называется расой?
-
Раса
–
исторически
сложившаяся
группа
людей,
связанная
единством
происхождения, которая выражается в общей наследственности, в основных
внешних признаках.
- В 1684 г. Ф. Бернье – первым употребил термин раса (слайд №4).
Как вы уже знаете, выделяют:
1.
Основные расы – негроидная, европеоидная, монголоидная
2.
Смешанные расы – экваториальная (африканская и австралийская)
3.
Переходные расы – промежуточная (лопари)
- А как вы думаете, на чем основан принцип классификации рас?
- Классификация учитывает не один, а комплекс отличительных признаков, в
число которых входит:
1) форма черепа;
2) рост и пропорции тела;
3) разрез глаз;
4) рост волос у мужчин на теле;
а также скрытые признаки:
5) группа крови;
6) особенности зубов (слайд №5).
2
-
В
чистом
виде
рас
не
существует.
Посмотрите
на
представленные
скульптуры. Какие основные расы выделяют? Какие отличительные признаки
у каждого представителя данной расы, можно выявить?
(Слайд №6-18), доклад «Признаки человеческих рас»
- Вывод: расы отчетливо различаются между собой по ряду наследственных
признаков: цвету кожи, цвету и форме волос, глаз, форме носа, губ, но
сохраняют свои главные общевидовые особенности.
-
Как
возникли
расы,
и
какие
условия
способствовали
их
образованию.
(Доклад: возникновение рас).
«Условия, способствовавшие возникновению рас».
Расы человека начали формироваться, как полагают, около 30 – 40 тыс.
л.
н.
в
процессе
заселения
человеком
земного
шара.
Предпосылкой
для
возникновения
значительных
различий
в
морфологическом
строении
является то, что человек разумный – вид уникальный по широте ареала
обитания.
Уже
на
заре
своего
существования
он
заселил
самые
разнообразные природные зоны и ландшафты и постоянно расширял среду
своего обитания. По мере заселения новых территорий предкам человека
пришлось сталкиваться со все большим разнообразием среды, в том числе и
мало пригодной для существования. Выживали и давали потомство лишь
наиболее
приспособленные
индивиды.
Поэтому
отобранные
эволюцией
морфологические
различия
в
проделах
одного
вида Homo
sapiens
объясняются
характером
окружающей
среды
–
климатом,
пищевыми
ресурсами. Такие физические признаки, как высокий и низкий рост, темная и
светлая
кожа,
прямые
и
курчавые
волосы,
складывались
на
протяжении
тысячелетий, когда человеческий организм приспосабливался к жаре или
холоду и к определенному количеству солнечного света.
Изменения морфологии человека проявлялись и вследствие появления
дополнительных
естественных
барьеров
(горные
хребты,
водоемы),
препятствующих смешению отдельных групп, а также благодаря увеличению
расстояний между расселившимися группами.
3
Расы возникли после того, как человек выделился из мира животных,
поэтому невозможно установить существенные различия между расами в
сознании, мышлении, физиологических и анатомических особенностях, речи,
трудовой деятельности.
Причинами образования рас являются изменчивость, наследственность,
борьба за существование, естественный отбор, изоляция.)
Некоторые ученые считают, что представители одной
расы бывают
наиболее предрасположены к различным заболеваниям, чем представители
других рас. ( Доклад: расы и болезни)
- Расизм – теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над
другой (слайд №8).
Поводом
к
подобному
утверждению
явились
существенные
различия
в
уровне социального, и культурного развития отдельных народов в эпоху
географических открытий. Хотя коренные народы Азии, Африки, Америки и
Австралии подарили миру немало выдающихся личностей.
Как вы относитесь к теории расизма?
IV. Закрепление изученного материала: (2 мин.)
- Почему у представителей негроидной расы темная кожа и курчавые волосы
(слайд №9)?
- Курчавые волосы создают вокруг головы воздушный слой + темная кожа =
предохраняют организм от действия солнечных лучей.
- Почему у представителей монголоидной расы форма лицевого скелета с
более обширной носовой полостью (слайд №10)?
- Является полезной для обогрева холодного воздуха перед тем, как он
попадает в легкие?
- Как вы думаете, у кого из представителей европеоидной расы светлая кожа,
а у кого – смуглая (слайд №11)?
- Светлая у северной европеоидной расы, смуглая – у южной.
Домашнее задание: (1 мин.) - § 48
4
5