Напоминание

"С.А.Есенин "С Добрым утром!"


Автор: Рогова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: Владимир
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "С.А.Есенин "С Добрым утром!"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Владимира

«Средняя общеобразовательная школа №13»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

4 КЛАСС.

«С. А. ЕСЕНИН. «С ДОБРЫМ УТРОМ!»

Работу выполнил:

учитель нач.классов

Рогова Ирина Вячеславовна

Задачи:

- продолжить работу над изучением творчества С.Есенина;

- познакомить учащихся с его новым произведением;

- помочь учащимся осознать особенности творческой манеры

поэта на основе литературоведческого анализа стихотворе-

ния;

- вызвать положительные эмоции учащихся;

- развивать творческое воссоздающее воображение;

- учить выразительному чтению, а именно выбору средств

интонации для передачи авторского настроения;

- закрепить литературоведческие понятия.

2

I. Актуализация опорных знаний.

- Встреча с творчеством поэта всегда праздник. И сегодня праздник, посвящён-

ный поэту Сергею Есенину, продолжается. Одни из вас выпустили газету, в ко-

торой остальные прочитали дополнительный материал о детстве поэта. Некото-

рые высказали свои впечатления о понравившихся стихотворениях, кто-то поме-

стил рисунки и под ними подписал строчки из этих стихотворений.

- Всё, что вы подготовили к уроку, было вашим индивидуальным домашним за-

данием. Нашим гостям тоже интересно узнать, что вы подготовили к сегодняш-

нему уроку.

- Кто желает прочитать наизусть понравившиеся стихотворения?

- Какие чувства ты хочешь передать своим чтением? (стихи «Берёза», «Черёму-

ха», «Пороша»)

- Понравилось ли вам чтение?

- Значит, они смогли правильно понять настроение автора.

II. Первоначальное чтение и обмен впечатлениями.

- А сейчас вы послушаете незнакомое стихотворение. Это стихотворение С.Есе-

нин написал в 1914 году. Впервые оно было напечатано в детском журнале

«Мирок».

(звучит стихотворение с картинами на компьютере под музыку «Утро» Э.-

Грига.)

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Чем?

- Как бы вы озаглавили его?

- Поэт назвал его «С добрым утром!»

- А почему поэт именно так назвал своё стихотворение?

- В стихотворении передаётся наступление утра и пробуждение природы.

III. Анализ стихотворения.

- Медленно прочитайте стихотворение про себя и мысленно представьте карти-

ны, которые возникнут в вашем воображении.

- Что вы представили?

(восход солнца, берёзу, деревянный дом).

- Давайте посмотрим, как автору удалось так красочно описать картины на-

ступления рассвета и пробуждения природы.

- Прочитайте 1 строфу.

- Найдите, как поэт говорит о том, что утро только-только вступает в свои пра-

ва (1 строчка).

3

- Как вы понимаете это выражение?

- Ночью звёзды яркие, а с наступлением утра они бледнеют.

- Какие звёзды?

- Какой приём использует автор? (эпитет)

(показ на компьютере: ЭПИТЕТ)

Эпитет – красочные определения предметов.

- Какой ещё приём использует автор? (олицетворение).

(показ на компьютере: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

- Вспомним, что олицетворение – одушевление предметов, то, что присуще

живому человеку, автор приписывает предметам.

- А что ещё живёт, изменяется, движется? (2 строка)

- Кто объяснит значение слова затон?

- А что это зеркало затона?

(вода отражает всё как зеркало).

- Какой приём использует автор? (метафора)

(показ на компьютере: МЕТАФОРА)

Метафора – выражение, имеющее переносное значение, скрытое сравне-

ние.

- А почему задрожало зеркало затона? (подул ветер, появилась рябь на воде)

(показ на компьютере: рябь на воде)

- Какие слова употребляет автор, чтобы показать начало восхода солнца? (Брез-

жит свет)

- Что значит, брезжит? (рассветает).

- От лучей солнца становится светлее, небо приобретает розовый оттенок.

- Как об этом оттенке сказал поэт в стихотворении? (и румянит сетку небоскло-

на).

- Как вы представили эту картину?

- Почему сетку небосклона?

(показ на компьютере: картинка восхода солнца).

- Утром нет сплошных облаков, они разбросаны по всему небу в виде отдель-

ных полос.

- Какой приём использовал С.Есенин? (олицетворение).

- С.Есенин придаёт значение не только словам, но и звукам в словах. Какие зву-

ки в первой строфе помогают представить, как блестят исчезающие звёзды и

играет свет в зеркале затона? (З – С)

- Прочитайте 1 строфу, подчёркивая звуки З, С так, чтобы захотелось зажму-

риться.

(на компьютере: выделить в I строфе звуки З, С)

- Обратите внимание на первые слова в каждой строчке I строфы.

- С какой части речи начинает поэт каждую строчку. Почему?

- Глаголы обозначают действия. Поэт хочет показать, как утром всё быстро ме-

няется.

-Итак, в первой строфе С.Есенин поэтично создал картину начала пробуждения

природы.

4

- Прочитайте 2 строфу.

- Произошли ли изменения в природе? Какие деревья проснулись?

- Докажите словами стихотворения.

- Какое чувство испытывают берёзки от наступления утра? (радость).

- Как об этом сказал автор? (улыбнулись).

- Какие художественные приёмы использует автор? (сонные берёзки, шёлковые

косы)

- Какую картину вы представили? (веточки подняли к солнцу, листочки распра-

вили).

(Показ рисунка: берёзка)

- Вот посмотрите на эту ожившую берёзку, которая радостная, проснулась,

растрепала косы, чтобы причесаться и стать ещё краше, украсила себя серёжка-

ми, на которых блестит роса.

- Прочитайте, как об утренней росе говорит С.Есенин в своём стихотворении?

(последняя строка).

- Какой необычный эпитет использует поэт?

- А что ещё использовал автор? (метафору – скрытое сравнение)

- Как вы это представляете?

(показ на компьютере: роса)

- Капельки росы блестят в лучах восходящего солнца и переливаются серебря-

ными огоньками.

- Дочитайте стихотворение до конца.

- Кто ещё хочет быть красивой, встречая солнце.

- Как об этом говорит автор?

- Какие слова непонятны?

(показ на компьютере: ПЛЕТЕНЬ, ПЕРЛАМУТР)

- Кто объяснит значение слова плетень? (плетёная из веток изгородь).

- Перламутр – ценное вещество с переливчатой радужной окраской, добывае-

мое из отдельных видов морских раковин.

- Как вы думаете, почему именно утром обрядилась крапива перламутром?

(показ на компьютере: капельки росы)

- Утром капельки росы на листочках блестят, переливаются под лучами солнца.

- Каким настроением проникнуты последние строки стихотворения? (игривым,

радостным).

- Какие слова вам помогают это понять? (шепчет шаловливо)

- Каким чувством окрашено всё стихотворение? (любви, радости, праздника,

пробуждения, ожидания чего-то нового).

- Прекрасна природа в изображении великого русского поэта. Во всех своих из-

менениях она полна красок. Какие краски брал поэт? (золотая, серебряная, пер-

ламутровая).

5

Картины природы в стихотворении С.Есенина мы не только увидели, но и

услышали.

- Что вы услышали (шелест, ветер дует, шепчет крапива).

- Используемые автором выразительные средства языка позволили нам, читате-

лям, ярко, красочно представить картину наступления утра.

IV. Подготовка к выразительному чтению.

- Неповторимыми, яркими образами С.Есенин передал в своём стихотворении

любовь к родной земле, к красоте своей Родины.

- Попробуйте выразить эти чувства при чтении стихотворения.

- но сначала выберем темп чтения стихотворения (сначала медленно, потом

чуть-чуть быстрее).

- Определим силу голоса: громко или тихо? (сначала тихо, потом чуть громче,

последнюю строчку выделить голосом, но есть подсказка автора: шепчет).

- Что можно сказать об окраске вашего голоса при чтении этого стихотворения

(мелодичность, задушевность в голосе).

- Подготовьтесь к выразительному чтению вполголоса.

- Кто желает прочитать вслух? (1 – 2 чел.).

- Удалось ли чтецам передать настроение автора?

V. Обобщение.

- Стихотворение проникнуто любовью поэта к родной природе. А любить при-

роду, значит, любить Родину.

VI. Домашнее задание.

- У кого возникло желание выучить стихотворение наизусть?

- Можно подготовить выразительное чтение.

- Можно нарисовать иллюстрации к этому стихотворению и подписать понра-

вившимися строчками.

6



В раздел образования