Автор: Рогова Ирина Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13"
Населённый пункт: Владимир
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "С.А.Есенин "С Добрым утром!"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Владимира
«Средняя общеобразовательная школа №13»
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
4 КЛАСС.
«С. А. ЕСЕНИН. «С ДОБРЫМ УТРОМ!»
Работу выполнил:
учитель нач.классов
Рогова Ирина Вячеславовна
Задачи:
- продолжить работу над изучением творчества С.Есенина;
- познакомить учащихся с его новым произведением;
- помочь учащимся осознать особенности творческой манеры
поэта на основе литературоведческого анализа стихотворе-
ния;
- вызвать положительные эмоции учащихся;
- развивать творческое воссоздающее воображение;
- учить выразительному чтению, а именно выбору средств
интонации для передачи авторского настроения;
- закрепить литературоведческие понятия.
2
I. Актуализация опорных знаний.
- Встреча с творчеством поэта всегда праздник. И сегодня праздник, посвящён-
ный поэту Сергею Есенину, продолжается. Одни из вас выпустили газету, в ко-
торой остальные прочитали дополнительный материал о детстве поэта. Некото-
рые высказали свои впечатления о понравившихся стихотворениях, кто-то поме-
стил рисунки и под ними подписал строчки из этих стихотворений.
- Всё, что вы подготовили к уроку, было вашим индивидуальным домашним за-
данием. Нашим гостям тоже интересно узнать, что вы подготовили к сегодняш-
нему уроку.
- Кто желает прочитать наизусть понравившиеся стихотворения?
- Какие чувства ты хочешь передать своим чтением? (стихи «Берёза», «Черёму-
ха», «Пороша»)
- Понравилось ли вам чтение?
- Значит, они смогли правильно понять настроение автора.
II. Первоначальное чтение и обмен впечатлениями.
- А сейчас вы послушаете незнакомое стихотворение. Это стихотворение С.Есе-
нин написал в 1914 году. Впервые оно было напечатано в детском журнале
«Мирок».
(звучит стихотворение с картинами на компьютере под музыку «Утро» Э.-
Грига.)
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Чем?
- Как бы вы озаглавили его?
- Поэт назвал его «С добрым утром!»
- А почему поэт именно так назвал своё стихотворение?
- В стихотворении передаётся наступление утра и пробуждение природы.
III. Анализ стихотворения.
- Медленно прочитайте стихотворение про себя и мысленно представьте карти-
ны, которые возникнут в вашем воображении.
- Что вы представили?
(восход солнца, берёзу, деревянный дом).
- Давайте посмотрим, как автору удалось так красочно описать картины на-
ступления рассвета и пробуждения природы.
- Прочитайте 1 строфу.
- Найдите, как поэт говорит о том, что утро только-только вступает в свои пра-
ва (1 строчка).
3
- Как вы понимаете это выражение?
- Ночью звёзды яркие, а с наступлением утра они бледнеют.
- Какие звёзды?
- Какой приём использует автор? (эпитет)
(показ на компьютере: ЭПИТЕТ)
Эпитет – красочные определения предметов.
- Какой ещё приём использует автор? (олицетворение).
(показ на компьютере: ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
- Вспомним, что олицетворение – одушевление предметов, то, что присуще
живому человеку, автор приписывает предметам.
- А что ещё живёт, изменяется, движется? (2 строка)
- Кто объяснит значение слова затон?
- А что это зеркало затона?
(вода отражает всё как зеркало).
- Какой приём использует автор? (метафора)
(показ на компьютере: МЕТАФОРА)
Метафора – выражение, имеющее переносное значение, скрытое сравне-
ние.
- А почему задрожало зеркало затона? (подул ветер, появилась рябь на воде)
(показ на компьютере: рябь на воде)
- Какие слова употребляет автор, чтобы показать начало восхода солнца? (Брез-
жит свет)
- Что значит, брезжит? (рассветает).
- От лучей солнца становится светлее, небо приобретает розовый оттенок.
- Как об этом оттенке сказал поэт в стихотворении? (и румянит сетку небоскло-
на).
- Как вы представили эту картину?
- Почему сетку небосклона?
(показ на компьютере: картинка восхода солнца).
- Утром нет сплошных облаков, они разбросаны по всему небу в виде отдель-
ных полос.
- Какой приём использовал С.Есенин? (олицетворение).
- С.Есенин придаёт значение не только словам, но и звукам в словах. Какие зву-
ки в первой строфе помогают представить, как блестят исчезающие звёзды и
играет свет в зеркале затона? (З – С)
- Прочитайте 1 строфу, подчёркивая звуки З, С так, чтобы захотелось зажму-
риться.
(на компьютере: выделить в I строфе звуки З, С)
- Обратите внимание на первые слова в каждой строчке I строфы.
- С какой части речи начинает поэт каждую строчку. Почему?
- Глаголы обозначают действия. Поэт хочет показать, как утром всё быстро ме-
няется.
-Итак, в первой строфе С.Есенин поэтично создал картину начала пробуждения
природы.
4
- Прочитайте 2 строфу.
- Произошли ли изменения в природе? Какие деревья проснулись?
- Докажите словами стихотворения.
- Какое чувство испытывают берёзки от наступления утра? (радость).
- Как об этом сказал автор? (улыбнулись).
- Какие художественные приёмы использует автор? (сонные берёзки, шёлковые
косы)
- Какую картину вы представили? (веточки подняли к солнцу, листочки распра-
вили).
(Показ рисунка: берёзка)
- Вот посмотрите на эту ожившую берёзку, которая радостная, проснулась,
растрепала косы, чтобы причесаться и стать ещё краше, украсила себя серёжка-
ми, на которых блестит роса.
- Прочитайте, как об утренней росе говорит С.Есенин в своём стихотворении?
(последняя строка).
- Какой необычный эпитет использует поэт?
- А что ещё использовал автор? (метафору – скрытое сравнение)
- Как вы это представляете?
(показ на компьютере: роса)
- Капельки росы блестят в лучах восходящего солнца и переливаются серебря-
ными огоньками.
- Дочитайте стихотворение до конца.
- Кто ещё хочет быть красивой, встречая солнце.
- Как об этом говорит автор?
- Какие слова непонятны?
(показ на компьютере: ПЛЕТЕНЬ, ПЕРЛАМУТР)
- Кто объяснит значение слова плетень? (плетёная из веток изгородь).
- Перламутр – ценное вещество с переливчатой радужной окраской, добывае-
мое из отдельных видов морских раковин.
- Как вы думаете, почему именно утром обрядилась крапива перламутром?
(показ на компьютере: капельки росы)
- Утром капельки росы на листочках блестят, переливаются под лучами солнца.
- Каким настроением проникнуты последние строки стихотворения? (игривым,
радостным).
- Какие слова вам помогают это понять? (шепчет шаловливо)
- Каким чувством окрашено всё стихотворение? (любви, радости, праздника,
пробуждения, ожидания чего-то нового).
- Прекрасна природа в изображении великого русского поэта. Во всех своих из-
менениях она полна красок. Какие краски брал поэт? (золотая, серебряная, пер-
ламутровая).
5
Картины природы в стихотворении С.Есенина мы не только увидели, но и
услышали.
- Что вы услышали (шелест, ветер дует, шепчет крапива).
- Используемые автором выразительные средства языка позволили нам, читате-
лям, ярко, красочно представить картину наступления утра.
IV. Подготовка к выразительному чтению.
- Неповторимыми, яркими образами С.Есенин передал в своём стихотворении
любовь к родной земле, к красоте своей Родины.
- Попробуйте выразить эти чувства при чтении стихотворения.
- но сначала выберем темп чтения стихотворения (сначала медленно, потом
чуть-чуть быстрее).
- Определим силу голоса: громко или тихо? (сначала тихо, потом чуть громче,
последнюю строчку выделить голосом, но есть подсказка автора: шепчет).
- Что можно сказать об окраске вашего голоса при чтении этого стихотворения
(мелодичность, задушевность в голосе).
- Подготовьтесь к выразительному чтению вполголоса.
- Кто желает прочитать вслух? (1 – 2 чел.).
- Удалось ли чтецам передать настроение автора?
V. Обобщение.
- Стихотворение проникнуто любовью поэта к родной природе. А любить при-
роду, значит, любить Родину.
VI. Домашнее задание.
- У кого возникло желание выучить стихотворение наизусть?
- Можно подготовить выразительное чтение.
- Можно нарисовать иллюстрации к этому стихотворению и подписать понра-
вившимися строчками.
6