Напоминание

Урок "Химические свойства кислот"


Автор: Бронникова Марина Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ" СОШ41г.Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "Химические свойства кислот"
Раздел: полное образование





Назад




Учитель Бронникова М.А. МАОУ СОШ№41г.Челябинск

Тема урока: « Химические свойства кислот»

Цель урока:

Знание состава, формул, определение кислот, индикаторов, физические и химические свойства кислот, знание техники безопасности.

Умение характеризовать физические свойства кислот, умение составлять уравнения, характеризующие свойства кислот, экспериментально

доказывать химические свойства кислот, определять тип химической реакции.

Развивать внимание, мышление и память.

Воспитывать бережливое отношение к реактивам и оборудованию, дисциплинированность, аккуратность и умение работать в группе.

Оборудование на столах учащихся: штатив для пробирок, пробирки, лакмусовая бумага, соляная , азотная, серная, фосфорная кислоты, , цинк, медь,

оксид магния, хлорид бария, гидроксид натрия, вода.

Планируемые результаты:

Личностные: ответственное отношение к труду, умение управлять своей познавательной деятельностью, объективно оценивать результаты своего

труда, умение управлять собой, своим поведением.

Предметные:

● знать определение, состав кислот и их классификацию, правила ТБ при работе с кислотами, важнейшие неорганические кислоты.

● уметь экспериментально доказывать наличие кислот с помощью индикаторов, определять химические свойства кислот.

Метапредметные:

● способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.

● владение умениями работать с полученной информацией (анализировать и обосновывать выводы), использовать материалы на электронных

носителях.

● способность решать практические задачи, представлять результаты своей деятельность в различных формах.

● готовность к сотрудничеству с соучениками, учителем, коллективной работе,

Формируемые УУД:

Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль, самооценка.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Дидактиче

ская

структура

урока

Деятельность

учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся,

выполнение которых приведет к

достижению планируемых

результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.

Организац

ионный

момент

II.

Мотивация

Слушают учителя,

настраиваются на работу

на уроке.

Воспринимают

информацию.

Проверяет готовность учащихся

к уроку, создает эмоциональный

настрой.

Учитель доносит информацию

Сначала вспомним уже знакомый

материал.

Сегодня на уроке собрались

экспериментаторы: «металлисты»,

«оксидисты», « основанисты»,

«солисты». Во время урока вы будете

получать жетоны за правильные

ответы, в конце урока подведем итог.

Чтобы настроиться на рабочий лад,

отгадайте шараду.

Разгадайте шараду. (2слайд)

Мы первым слогом подзовем

кота,

Вторым измерим с судна

толщу вод,

Союз на окончание пойдет,

Личностные УУД:

Готовность к

равноправному

сотрудничеству;

доброжелательное

отношение к

участникам

образовательного

процесса.

Коммуникативные

УУД:

Проявление

внимания к

окружающим.

Личностные УУД:

положительное

отношение к учению,

желание приобретать

новые знания.

Регулятивные УУД:

умение определять

цели и ставить

задачи, необходимые

для ее достижения;

планировать

деятельность в

сотрудничестве с

учителем и

одноклассниками.

III.

Актуализа

ция

знаний.

Анализируют

информацию.

Отгадывают шараду

слово – кислота,

отвечают на вопросы,

дают определение

кислоты,

из предложенных формул

выбирают формулы

кислот, дают названия

кислотам, формулируют

тему урока

Учащиеся вспоминают,

что им уже известно по

данной теме, о

классификации кислот,

поочередно

высказываются.

Подводит учащихся к

определению класса кислоты.

Формулирует цель урока.

Предлагает учащимся вспомнить,

что они знают о кислотах.

И целым станет слово...

(Кис-лот-а.)

Сформулируйте определение понятия

«кислота». (3слайд)

Чем определяется индекс у водорода?

Чтобы подчеркнуть исключительную

роль водорода в составе кислот, в

химических формулах кислот его

ставят на первое место.

1.Формулы, каких веществ «лишние»

и почему? .

HCI CO

2

NaOH H

2

SO

4

NaCI H

3

PO

4

HNO

3

H

2

S

H

2

CO

3

Что общего в формулах этих

кислот?(4слайд)

2. Скоростная химическая дорожка:

дать название кислот. (5слайд)

HCI, H

2

S, HNO

3

, H

2

CO

3,

H

2

SO

4

;

H

2

SiO

3,

H

3

PO

4,

H

2

SO

3,

HNO

2

.

Какова классификация кислот?

(классификация кислот по схеме )

(6слайд)

Каковы физические свойства кислот?

(7слайд)

Знать определение,

состав кислот и их

классификацию;

Познавательные

УУД:

осознают

поставленную задачу,

слушают, извлекают

нужную

информацию,

осуществляют

анализ, делают

выводы;

умеют расшифровать

слово.

Личностные УУД:

осознают неполноту

своих знаний,

проявляют интерес к

новому содержанию.

IV.

Проверка

домашнего

задания.

Выступают двое

учащихся с сообщениями

Какую пользу и вред

приносят кислоты?

(сообщения) (8слайд)

Получают ли в нашем

регионе кислоты?

(сообщение) (9слайд)

Проводит проверку выполнения

опережающего домашнего

задания.

Выступают двое учащихся с

сообщениями

Челябинский электролитно -

цинковый завод – серную кислоту.

Ашинский химический завод –

уксусную кислоту.

-

Личностные УУД:

положительное

отношение к учению,

к познавательной

деятельности,

осознают свои

трудности и

стремятся к их

преодолению.

Познавательные

УУД:

слушают, извлекая

нужную

информацию;

грамотно

формулируют

вопросы.

V.

Изучение

нового

Учащиеся дают

определение –

индикаторам,

Распознавание кислот.

Мотивирует к проведению

Как определить наличие или

отсутствие кислот

Мы с вами сказали что

- Знать правила

техники безопасности

Познавательные

УУД:

осуществляют

материала.

знакомятся с правилами

ТБ при работе с

кислотами и щелочами,

выполняют

лабораторный опыт в

группах, проводят

определение кислот с

помощью различных

индикаторов, сравнивают

с изменением окраски в

нейтральной среде,

делают выводы,

1.Независимо от вида

кислоты, индикаторы

изменяют свой цвет

одинаково, а это

означает, что все

кислоты обладают

сходными свойствами.

Вспоминают ранее

изученный материал и

применяют его к новым

знаниям.

заполняют таблицу в

тетради.

Учащиеся по группам

проводят лабораторный

опыт по определению

химических свойств

кислот, результаты

опытов с помощью

уравнений заполняют в

таблицу на черченную в

тетради, знакомятся с

рядом напряжения

металлов.

После проведения опыта

исследования

окраски

индикатора

в

нейтральной и кислотной средах.

Инструктаж по ТБ при работе с

кислотами и щелочами.

Учитель подводит учащихся к

правильным выводам.

Выдает учащимся инструкции

для выполнения лабораторных

работ.

Помогает сформулировать общий

вывод по проделанной работе.

кислоты кислые на вкус, какие

кислоты вы пробовали ?(лимонная,

щавелевая, яблочная, уксусная).

Сообщаем учащимся, совсем не

обязательно для определения кислоты

пробовать вещества на вкус. Для этого

существуют специальные вещества-

указатели.

Как их называют? Какие вещества

называются индикаторами?

Индикаторы

это

органические

вещества,

изменяющие

свою

окраску в зависимости от среды, в

которой они находятся. У Вас на

столах

лежат

инструкции

по

проведению

опытов,

но

прежде

приступить

вспомним

правила

техники безопасности.

Обращаю их внимание на необхо-

димость

аккуратно

работать

с

кислотами, так как можно получить

ожог или отравление. При попадании

кислоты на кожу надо смыть ее

струей воды. Соблюдение ТБ при

работе с кислотами:

Не нюхать.!Не пробовать!. Что бы

не попадала в глаза.! Не

разливать.! О любых проблемах

сообщать учителю!!!!!!!!

Чтобы лучше запомнились

правила техники безопасности в

стихах Правила техники

безопасности от строгой

химички(10слайд)

Ты в хим. кабинет пришел

при работе с

кислотами;

- Знать важнейшие

неорганические

кислоты;

- Уметь распознавать

кислоты с помощью

индикаторов.

-Уметь определять

химические свойства

кислот.

- Уметь писать

уравнения реакций.

анализ, обобщение,

делают вывод;

осознают

поставленную задачу,

выполняют

эксперимент;

устанавливают

причинно-

следственные связи;

умеют использовать

графические

организаторы,

символы, схемы для

средства для решения

поставленной задачи;

находят отличия

между

сравниваемыми

объектами;

Коммуникативные

УУД:

вступают в учебный

диалог с учителем,

участвуют в общей

беседе, соблюдая

правила речевого

поведения;

формулируют

собственные мысли,

высказывают и

обосновывают свою

точку зрения.

Осуществляют

совместную

деятельность в

группах с учётом

поставленных

от каждой группы

выходят учащиеся

заполняя таблицу на

доске, а остальные в

тетрадях. (15слайд)

Так запомни кроха

Безопасность хорошо,

Быть безруким плохо.

Ты над брюками держал

С кислотой пробирку?

Круто, парень, ты попал –

На штанишки с дыркой!

При работе с кислотой

Не нужна тревога.

С осторожностью простой

Избежишь ожога.

Класс разбит на 4группы.

«Металлисты»вода и соляная

кислота

«Оксидисты» вода и фосфорная

кислота

«Основанисты» вода и азотная

кислота

«Солисты» вода и серная

кислота

Результаты оформляют в виде

таблицы

Приложение1

Какими же ещё свойства проявляют

кислоты? Это мы с Вами узнаем

проделав следующие опыты..

Задания для групп:(11слайд)

Приложение 2

После проведения опыта от каждой

группы выходят учащиеся

заполняя таблицу на доске, а

остальные в тетрадях. (12-15слайд)

учебно-

познавательных

задач; умеют

работать с

различными

источниками

информации.

Регулятивные УУД:

Самоконтроль и

самооценка

достигнутого

результата.

Личностные УУД:

Способность к

самооценке своих

действий.

VI.

Закреплен

ие

изученного

материала.

Учащиеся выполняют

тест

Взаимопроверка(16слайд)

Обеспечивает мотивацию

выполнения теста.

Акцентирует внимание на

достижении цели урока.

Организует контроль знаний

обучающихся.

Тест Приложение 3

Регулятивные УУД:

принимают учебную

задачу,

самостоятельно

планируют

дальнейшие

действия;

самоконтроль и

самооценка

достигнутого

результата.

Познавательные

УУД:

осознают

поставленную задачу,

самостоятельно

находят её в

материалах учебника,

рабочей тетради;

обрабатывают и

используют

информацию,

извлекают нужную

информацию,

выполняют учебно-

познавательные

действия.

Личностные УУД:

- потребность в

справедливом

оценивание своей

работы.

VII.

Домашнее

задание.

Комментирует домашнее

задание.

§ 20, 39 упр.6 стр.242

Составить кроссворд по теме

«Кислоты» (17 слайд)

- Уметь использовать

возможности ИКТ ,

Интернет-ресурсов и

других

информационных

источников для

выполнения домашних

заданий и

представления

результатов.

Регулятивные

УУД:

принимают учебную

задачу, планируют

самостоятельно

дальнейшие

необходимые

действия.

VIII.

Рефлексия

Побуждает

проанализировать

собственную

деятельность учащихся

на уроке.

Анализ достижения цели урока.

Выставляет оценки, по

количеству полученных жетонов

и по взаимопроверке.

- «самое интересное»;

- «чему я научился в процессе

работы»;

- «что понравилось», «что не

понравилось».

- «самое трудное в работе»;

- «пожелания себе»;

- «пожелания товарищам по классу»;

(18 слайд)

Регулятивные

УУД:

самоконтроль и

самооценка

достигнутого

результата

Приложение1

Приложение 2 Задания для групп:(13слайд)

«Металлисты»

Реакция 1.

Металл + кислота = соль + водород

Выдано: цинк, медь и соляная кислота. Проделать реакцию, записать уравнения возможных реакций.

Определить тип реакции, указать признаки реакции .

Сделать вывод. (14слайд)

Что происходит? Почему? Металлы имеют различную химическую активность. Она отражена в ряду напряжений металлов.

индикатор

вода

(нейтральная среда)

кислота (H

2

S0

4,

НС1, HN0

3

, , Н

3

Р0

4

)

(кислая среда)

лакмус

фиолетовый

красный

Металлы, расположенные в ряду напряжений левее водорода, взаимодействуют с кислотами с образованием газообразного водорода; металлы,

расположенные в ряду напряжений правее водорода, с кислотами не взаимодействуют. С кислотами реагируют металлы, находящиеся в ряду

активности до водорода: чем левее металл, тем активнее он вытесняет водород.

Реакции замещения – это реакции, в которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе.

«Оксидисты»

Реакция 2. основный оксид + кислота = соль + вода

Выдано: оксид магния, азотная кислота. Проделать реакцию,

записать уравнение реакции в ионном виде.

Определить тип реакции, указать признаки реакции .

Сделать вывод.

Какие реакции называются реакциями обмена?

Оксиды металлов взаимодействуют с кислотами независимо от положения металла в ряду напряжений.

«Основанисты»

Реакция 3. Основание + кислота = соль + вода

Выдано: фенол-фталеин, гидроксид натрия, фосфорная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции

в ионном виде

.

Определить тип реакции, указать признаки реакции .

Сделать вывод.

Такие реакции называются реакциями нейтрализации, потому что в результате реакции среда стала нейтральной.

«Солисты»

Реакция 4.

Кислота + соль = новая кислота + новая соль

Выдано: хлорид бария, серная кислота. Проделать реакцию, записать уравнение реакции

в ионном виде.

Определить тип реакции, указать признаки реакции .

Осуществимость: реакция возможна, если получается нерастворимая соль (см таблицу растворимости) или нерастворимая, нестойкая или летучая

кислота.

Сделать вывод.

Приложение 3

Тест по вариантам

Тест

1 вариант

1.Скакими оксидами может взаимодействовать

кислота:

а) со всеми оксидами б) только с оксидами

неметаллов

в) только с оксидами металлов

2.Привзаимодействии магния соляной кислотой

образуется

а) MgCL

2

и H

2

O

б) MgCL

2

и H

2

в) только MgCL

2

3.Сульфат цинка и вода образуются при

взаимодействии

а)Zn + H

2

SO

4

б) Zn SO

4

+ HCL

в) ZnO + H

2

SO

4

4.Взаимодействует кислота с основанием.

Какой это тип реакции?

а) обмена

б) замещения

в) соединения

5.При внесении лакмусовой бумажки в раствор

кислоты индикатор становиться

а) синим

Тест

2 вариант

1.С какими металлами взаимодействуют кислоты?

а) со всеми металлами

б) только с металлами до «Н»

в) только с металлами после «Н»

2.При взаимодействии оксида цинка с азотной

кислотой образуется

а) Zn(NO

3

)

2

и H

2

O

б) Zn(NO

3

)

2

и H

2

в) только Zn (NO

3

)

2

3.Сульфат магния и водород образуются при

взаимодействии

а) Mg O + H

2

SO

4

б) Mg + H

2

SO

4

в) Mg (ОН)

2

+ H

2

SO

4

4.При внесении лакмусовой бумажки в раствор

кислоты индикатор становиться

а) жёлтым

б) синим

в) красным

5.Взаимодействует кислота с солью.

Какой это тип реакции?

а) обмена

б) разложения



В раздел образования