Автор: Мокшанцева Венера Валинуровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №40 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г.Уфа РБ
Наименование материала: конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшей группы с ЗПР
Тема: Соотнесение числа и количества. Цифра 1.
Дата публикации: 09.09.2022
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Формирование элементарных математических представлений
для детей с задержкой психического развития старшей группы
ТЕМА:
«Соотнесение числа и количества. Цифра 1»
(Области интеграции: познавательное развитие, речевое развитие,
социально – коммуникативное, физическое развитие)
Тема. Соотнесение числа и количества. Цифра 1
Цели:
Учить детей воспринимать число 1 с помощью различных анализаторов; обводить
цифру 1 по контуру.
Задачи коррекционно–образовательные:
Закреплять знания о цифре один.
Учить соотносить цифру с количеством.
Задачи коррекционно – развивающие:
Развивать мышление, речь, память, воображение.
Задачи коррекционно – воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу, воспитывать
любовь к математике.
Демонстрационный материал:
Картинка с изображением предметов окружающего мира, которые существуют
только в одном экземпляре (Солнце, месяц, луна, небо, мама, папа, нос, рот, голова,
туловище) на фоне сюжетной картинки по теме «Осень» (деревья с разноцветными
листьями, птицы, улетающие на юг клином, дождь).
Раздаточный материал:
По одному красному кленовому листу; мешочки с различными цифрами (от 1 до 3):
из наждачной бумаги, из пластмассы, из косточек, приклеенных на пластилин,
счетные палочки.
Ход занятия
Организационный момент:
Гимнастика для глаз – глазки открыли, глазки закрыли (3 – 4 раза)
Гимнастика для язычка – трубочка, вкусное варенье, щечки толстушки и худышки
Гимнастика для пальчиков:
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
(Пальцы в кулаке, поочередно оказываем пальцы)
Вышли пальчики гулять.
(Сжимаем и разжимаем кулак)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Сжимаем по – очереди пальцы в кулак)
В домик спрятались опять.
(Спрятать кулачки за спину).
На доске демонстрационная картинка с изображением предметов окружающего
мира, которые существуют только в одном экземпляре (Солнце, месяц, луна, небо,
мама, папа, нос, рот, голова, туловище) на фоне сюжетной картинки по теме
«Осень» (деревья с разноцветными листьями, птицы, улетающие на юг клином,
дождь). Дефектолог предлагает детям рассмотреть картинку и назвать один предмет
окружающего мира.
Работа с раздаточным материалом
В коробочках на столах у детей листья клена (по одному листку красного цвета).
- Что у вас в коробочках? (Лист дерева.)
- Сколько листьев лежит в коробочке? (Один.)
- Какого цвета лист у каждого из вас? (Красного цвета.)
- Какой цифрой обозначается один предмет? (Цифрой один.)
На доске выставляется демонстрационная цифра 1.
Стихотворение:
А вот это – единица
Очень тонкая, как спица.
(Повторное построчное чтение и анализ стихотворения.)
- Нарисуйте цифру 1 в воздухе правой (левой) рукой; найдите в индивидуальных
наборах.
- Каких предметов в группе по одному? (Одна доска, одна касса.)
- Каких предметов в природе по одному? (По картине: солнце, луна, мама, папа, нос,
рот, голова, туловище).
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
- В мешочке пластмассовые цифры от 1 до 3. Найдите среди них цифру 1.
Работа с счетными палочками.
Выкладывание на столе из палочек цифры один (по образцу)
Физкультминутка
1.2.3.4.5 –
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим
(Координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи).
Игра на внимание
Дефектолог показывает детям различные цифры и дает задание: «Покажи цифру 1,
когда услышишь слово «один»: одно дерево, три листа, пять птиц, один цветок,
один гриб, два желудя. Хлопни в ладоши, когда увидишь цифру 1».
Работа в тетради
Написание цифры один по точкам.
1 1 1 1 1
Самый большой круг обведи красным карандашом, круг поменьше – синим
карандашом, круг еще поменьше – зеленым карандашом, круг еще меньше –
желтым карандашом, самый маленький круг – черным карандашом.
Итог занятия
Дефектолог обобщает материал, изученный на занятии.