Автор: Юлдашева Эльвира Зуфаровна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №40 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г.Уфа РБ
Наименование материала: конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей с ЗПР старшей группы
Тема: Наземный транспорт
Дата публикации: 10.09.2022
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи
индивидуальное коррекционное занятие
для детей с задержкой психического развития старшей группы
ТЕМА: «Наземный транспорт»
(Области интеграции: познавательное развитие, речевое развитие,
социально-коммуникативное развитие, физическое развитие)
Предварительная работа. На прогулке понаблюдать с детьми за машинами.
Цель: познакомить детей с понятием пассажирский и грузовой транспорт; с
профессией водитель, закреплять обобщающее понятие « наземный
транспорт».
Коррекционно-образовательные задачи: формировать у детей
обобщающее понятие «наземный транспорт»; закреплять представление
детей о наземных видах, уметь четко дифференцировать наземный
транспорт: легковой, грузовой и пассажирский.
Коррекционно-развивающие: развивать умение отвечать на поставленные
вопросы, развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать познавательный интерес к
разным видам транспорта, воспитывать чувство ответственности на дороге,
воспитывать усидчивость.
Демонстрационный материал: иллюстрационный материал (автобус,
трамвай, троллейбус, грузовая и легковая машина:
Раздаточный материал: Картинки с изображением наземного транспорта,
разрезанные на 5-6 частей, деревянный конструктор (транспорт), игра
грузовики и груз 4х цветов, графомоторные дорожки, фломастер.
Ход занятия
Организационный момент
На грузовике приезжает в гости мишка и привозит картинки с изображением
транспорта и задания. которые нужно выполнить.
Основная часть
Беседа. Ребенку поочередно показывают демонстрационные картинки с
изображением транспорта.
—Что это? (автобус)
—Что это? (трамвай)
—Что это? (троллейбус)
—Что это? (легковая машина)
—Что это? (грузовая машина)
— Все это можно назвать одним словом «транспорт»
— Для чего нужен транспорт?
—Транспорт необходим, чтобы перевозить людей и грузы.
—Транспорт, который возит людей, это (автобус, трамвай, троллейбус),
называется пассажирский, а люди, которые едут в транспорте пассажиры.
—А транспорт, который перевозит грузы, называется грузовой.
— Какие грузы может перевозить грузовая машина? (камни, песок, кирпичи,
доски, продукты и многое другое).
— Покажи еще раз пассажирский транспорт и грузовую машину.
— Молодец!
— Всем этим транспортом управляет водитель.
— А теперь давай поиграем. Мишка привез тебе вот такую игру.
Задание 1«Собери грузовик и легковую машину»
(ребенку дают задание сложить из деревянного конструктора по образцу
грузовую и легковую машины).
—Что ты собрал? (машины: грузовую и легковую). Покажи грузовую
машину, покажи легковую машину.
— Молодец!
— А теперь мы с тобой немного поиграем.
Физкультминутка
Едем-едем мы домой.
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп, (руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (руки через стороны вниз, присесть).
Задание 2
— Смотри, а мишка еще хочет с тобой поиграть и привез тебе игру, а
называется она: «Загрузи машины»
—
Смотри, какие красивые грузовики! Давай рассмотрим их, чем они
похожи и чем отличаются?
—
Все они одинаковой формы и размера, а отличаются цветом.
—
Назови, какого цвета машины ты видишь? (желтая, красная, зеленая и
синяя).
— А вот груз, который необходимо загрузить, он тоже разного цвета и его
нужно загрузить правильно.
— В желтый грузовик нужно погрузить все желтые предметы.
—В красный грузовик все красные предметы.
— В зеленый- зеленые, а в синий – синие.
— А теперь давай посчитаем, сколько всего машин ты загрузил.
Всего 4 машины.
— Молодец!
- А следующее задание 3 называется «Сложи картинки »
У ребенка картинки с изображением транспорта, разрезанные на 5-6 частей.
- Что ты собрал?
— А теперь разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»:
Раз, два, три, четыре, пять –
(Сжимают и разжимают пальчики)
Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед,
(Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца
левой руки)
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет
.
Письменное задание «Графамоторные дорожки»
Итог занятия:
—Какой ты молодец!
—Давай вспомним, что мы сегодня узнали и что делали?
— Сегодня мы узнали, что такое транспорт и для чего он нужен. Узнали, что
транспорт бывает пассажирский, он возит людей (это: автобус, трамвай,
троллейбус) и грузовой, который перевозит грузы.
— Собрали грузовую и легковую машины по образцу.
— Загрузили грузом машины, соотнося его по цвету.
—Собрали разрезные картинки (транспорт).
Мишка благодарит за все выполненные задания, угощает печеньем и
прощается.