Напоминание

Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания


Автор: Мухаммадиев Рустем Расилевич
Должность: Учитель физики и информатики
Учебное заведение: МБОУ «Смаильская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Г.Г. Гильмутдинова»
Населённый пункт: д.Смаиль
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания
Дата публикации: 12.09.2022
Раздел: полное образование





Назад




РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

БАЛТАСИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МБОУ «СМАИЛЬСКАЯ СОШ»

Разработка урока по физике на тему: «Работа газа и пара при расширении.

Двигатель внутреннего сгорания» (8 класс)

Составил: учитель физики и

информатики Мухаммадиев

Рустем Расилевич

2022 год

1

«Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания»

Предмет - «Физика»

Класс - 8 класс

Тип урока – урок открытия нового знания.

Цели урока:

образовательные – сформировать у обучающихся представление о

тепловом двигателе, устройстве и принципе действия двигателя внутреннего

сгорания;

развивающие - продолжить формирование умений применять ранее

полученные

знания

для

объяснения

изучаемого

явления,

наблюдать,

сравнивать, делать выводы, выделять существенное в изучаемом материале,

сопоставлять изучаемые явления;

воспитательные - показать

практическую значимость изучаемого

вопроса,

обеспечить

стимулирование

интереса

к

изучению

предмета,

воспитание культуры логического мышления и самостоятельности.

Планируемый результат:

Личностные УУД – формирование устойчивой учебно-познавательной

мотивации и интереса к учению, ответственного отношения к учению,

готовности

к

саморазвитию

и

самообразованию;

коммуникативной

компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

Коммуникативные

УУД

построение

устных

и

письменных

высказываний в соответствии с поставленной коммуникативной задачей,

организация

и

планирование

учебного

сотрудничества

с

учителем

и

одноклассниками; учет разных мнений и интересов, отстаивание своей точки

зрения, приведение аргументов;

Познавательные УУД – поиск и выбор наиболее эффективных средств

достижения

поставленной

задачи;

построение

логических

рассуждений,

включающих установление причинно-следственных связей; преобразование

информации из одного вида в другой; использование просмотрового и

изучающего чтения;

Регулятивные УУД – составление плана решения проблемы, осознание

конечного результата, осуществление регулятивных действий самонаблюдения,

самоконтроля,

самооценки

в

процессе

урока;

формирование

умения

самостоятельно контролировать своё время и управлять им; оценка своих

возможностей достижения поставленной цели.

Предметные результаты - объяснение на основе имеющихся знаний

превращения внутренней энергии в механическую,

схемы устройства и

принципа действия двигателя внутреннего сгорания; умение приводить

примеры практического использования тепловых двигателей.

Форма урока – классно-урочная.

2

Формы работы – фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: наглядный, словесный (беседа, диалог).

Ресурсы:

− учебник «Физика. 8 класс», автор А.В. Перышкин;

− презентация к уроку.

Оборудование:

мультимедийный

проектор,

экран,

ноутбук,

демонстрационное оборудование (насос, банка с пластмассовой крышкой,

модель ДВС), презентация к уроку.

Ход урока

I.

Организационный момент (1 мин)

Цель:

подготовка учащихся к работе, обеспечение благоприятной

обстановки для работы.

Приветствие учителя:

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я-Мухаммадиев Рустем Расилевич,

сегодня у вас в гостях. Ни у кого зубы не болят? (Нет) Тогда гранит науки

будим грызть вместе.

II.

Этап мотивации к учебной деятельности (2 мин)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к

учебной деятельности.

- Ученики, сегодня нас ждет очень интересная, полезная тема. Давайте

сначала проверим, хватит ли у вас энергии изучить новый материал?

( Надуваем шарики. Обсуждаем преобразование энергии, переходим к

актуализаци )

III.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в

пробном учебном действии (5 мин)

Цель:

подготовка мышления учащихся, организация осознания ими

внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование

каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

(Демонстрационный опыт)

Стеклянная банка накрыта пластмассовой

крышкой. К крышке прикреплен насос. С помощью вакуумного насоса

закачаем воздух в банку. В определенный момент крышка банки вылетает.

Почему вылетает крышка? На данном эксперименте крышка отлетела за

счет совершения работы газом. Еще как можем изменить внутреннюю энергию

газа?

-

Теплопередачей.

-

Откуда берем тепло? Когда у нас выделяется тепло?

-

При сгорании топлива.

Таким образом, объясняем, что внутреннюю энергию газа можно

изменять за счет совершения работы и теплопередачи. Расширяясь газ

совершает работу

- А где мы можем в жизни применять работу газа при расширении?

Этим вопросом уже в 17 веке занимались ученые. И Джеймсом Уаттом этот

принцип был применен в тепловом двигателе. Явления, в которых энергия

топлива превращается во внутреннюю энергию пара, а за счет внутренней

3

энергии пара совершается механическая работа, можно применять в тепловых

двигателях.

Говорят, еще две с лишним тысячи лет назад, в III веке до нашей эры,

великий греческий механик и математик Архимед построил пушку, которая

стреляла с помощью пара. Рисунок пушки Архимеда и ее описание были

найдены спустя 18 столетий в рукописях великого итальянского ученого,

инженера и художника Леонардо да Винчи.

- Ученики, чтобы ехала машина нам что необходимо?

-Двигатель.

-Значит, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

-О двигателях.

Что представляют собой двигатели? Какие двигатели бывают?

IV.

Этап выявления места и причины затруднения (2 мин)

Цель – организация анализа учащимися возникшей ситуации, выявление

места и причины затруднения, осознание того, в чем именно состоит

недостаточность их знаний, умений или способностей.

Почему не смогли ответить на вопрос? Что мы не знаем?

Что нам нужно узнать? (выслушиваются ответы учащихся)

V.

Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин)

Цель - постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств

их реализации.

Какую цель сегодня поставим на уроке? Сформулируйте тему урока (В

тетради фиксируется тема урока).

- Таким образом, сегодня на уроке мы с вами поговорим о двигателях.

VI.

Этап реализация построенного проекта (8 мин)

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование

умений его применять.

Что называют тепловым двигателем? (это машины, в которых внутренняя

энергия топлива превращается в механическую энергию).

4

Какие виды топлива можно использовать в машинах с тепловыми

двигателями? (нефть, газ, бензин и т.д.).

Где используется тепловой двигатель? (Выслушиваются ответы учащихся

с пояснениями).

К

тепловым

двигателям

относятся

паровая

машина,

реактивный

двигатель, газовая турбина, двигатель внутреннего сгорания.

Один из видов тепловых двигателей называется двигатель внутреннего

сгорания. Рассмотрите рисунок 26 на странице 65 учебника, найдите описание

рисунка в тексте. Каковы основные части двигателя внутреннего сгорания?

(Впускной и выпускной клапаны, электрическая свеча, поршень, цилиндр,

коленчатый

вал).

Каков

принцип

работы

двигателя

внутреннего

сгорания?

(рассматривается с помощью модели ДВС).

5

В верхней части цилиндра через впускной клапан засасывается горючая смесь

(топливо). Горючая смесь сжимается при движении поршня вверх, клапаны

закрыты. При сжатии горючая смесь нагревается. Электрическая искра

поджигает горючую смесь. Смесь взрывается. Поршень приходит в движение

вниз. При движении вверх поршень выбрасывает из цилиндра отработанные

газы

через

выпускной

клапан.

Потом

все

повторяется.

Температура

газообразных продуктов сгорания достигает 1600-1800

º

С. Крайние положения

поршня в цилиндре называют мертвыми точками. Расстояние, проходимое

поршнем от одной мертвой точки до другой, называют ходом поршня.

Объясните,

почему

двигатель

внутреннего

сгорания

называют

четырехтактным? (работа происходит за четыре такта).

А если в двигателе не один поршень, а несколько? (будет совершена

большая работа).

VII.

Этап первичного закрепления с самопроверкой по эталону и

физкульминутка(5 мин)

Цель - усвоение учащимися нового способа действия при решении

типовых задач.

Проверим, как вы усвоили новый материал. На парте проверочная работа

– рисунок. Напишите по рисунку принцип работы ДВС.

VIII.

Этап самостоятельной работы (4 мин).

6

Цель - интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и

исполнительская рефлексия (индивидуальная) достижения цели пробного

учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

На

партах

задание-

тест

по

вариантам.

Каждый

выполняет

самостоятельно, после осуществляют взаимопроверку, выставляют оценки. В

конце собираю для выставления оценок.

IX.

Этап включения в систему знаний и повторения (4 мин)

Цель - повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы

применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее

знаний.

Зачем нам нужны знания о тепловых двигателях? (Выслушиваются

ответы учащихся).

(Выслушиваются ответы учащихся).

Знаете ли вы, сколько цилиндров используется в машинах. На которых

ездят ваши родители? И почему? (Ответ подготовите дома)

X.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин)

Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Организация

подведения

итогов

урока

обучающимися.

Побуждает

учащихся к размышлению над вопросами:

1.

Что нового я узнал(-а) на уроке?

2.

Был(-а) ли я активным(-ой) на уроке?

3.

Чему я научился(-ась) на уроке?

4.

Достиг(-ла) ли я поставленных целей урока? (Выслушиваются ответы

учащихся). Анализ по макету урока.

XI.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 мин)

1. Параграф 21-22 прочитать. Ответить на вопросы в конце параграфа.

2.

Применяя

ресурсы

интернет,

записать

в

тетрадях

подробную

информацию о том, где применяются ДВС.

3. На одну из тем подготовить доклад с презентацией (на ваше

усмотрение):

- «Каковы отрицательные последствия применения тепловых машин».

- «Достижения науки и техники в строительстве паровых турбин».

- «Почему в некоторых странах тепловые двигатели на автомобилях

заменяют электродвигателями»

7



В раздел образования