Напоминание

Проблема социального партнерства в инклюзивной социализации детей с ограниченными возможностями (на примере образования)


Автор: Сокольская Екатерина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия 237 "Семицветик"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Проблема социального партнерства в инклюзивной социализации детей с ограниченными возможностями (на примере образования)
Дата публикации: 15.09.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема социального партнерства в инклюзивной

социализации детей с ограниченными возможностями (на

примере образования)

Екатерина Сокольская

В условиях социально-экономических трансформаций в России

углубляются процессы социально-образовательной интеграции

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

результатом

которых

является их включение в широкие социокультурные

отношения,

коммуникацию

с

обычными

людьми.

Образовательная интеграция нетипичных детей является фактором

преодоления социальной дифференциации и неравенства в

российском обществе.

Образование - одно из главных средств

социальной

интеграции

детей

с

особыми

образовательными

потребностями, способное стимулировать процессы адаптации и

социализации детей с ограниченными возможностями в общество.

Актуальной

проблемой

становиться

налаживание

прочного

межсекторного партнерства по обеспечению условий реализации

образовательной интеграции нетипичных детей.

Изучением

проблем

социальной

интеграции

как

макроинтеграционного процесса занимались И. Валлерстайн, Н.

Луман, Г. Терборн, М. Уотерс. Большой вклад в выделение спектра

социальных проблем, связанных с инвалидностью населения, внесли

ученые, стоявшие у истоков формирования теории социальной

работы, в частности, Д. Зайцева, А. Наберушина, П. Романов, Е.

Смирнова-Ярская, В. Ярской.

Названные авторы рассматривают

интеграцию

инвалидов

преимущественно

как

составляющую

социальной работы и социальной политики. Согласно концепции

социальной инклюзии (В.Ярская, Е.Ярская-Смирнова) она становится

новым кодовым знаком для обозначения стремления к преодолению

социального неравенства, обретения свободы и нового качества

жизни. По-мнению Д. Зайцева, сущность социальной интеграции лиц с

ограниченными

возможностями

связана,

прежде

всего,

с

их

«включением» в общество, в обычные межличностные отношения,

вследствие расширения прав и возможностей для участия во всех

видах и формах социальной жизни.

Российская система межсекторного партнерства в социально-

образовательной интеграции нетипичных детей только начинает свое

развитие и формирование. В настоящее время проблема социального

партнерства в сфере инклюзивного образования мало изучена.

В.Михеев, Г. Семигин, рассматривали социальное партнерство в

рамках социально-трудовых отношений. Ситникова В.В. исследовала

социальное партнерство в образовательной сфере. Инклюзивное

образование требует новых и подробных исследований в становлении

межсекторного сотрудничества для оптимизации процесса интеграции

детей с ограниченными возможностями в общество.

Социальный

и

законодательный

контексты

образования

инвалидов создают предпосылки для развития системы инклюзивного

обучения.

Однако,

в

нормативно-правовой

базе

Российской

Федерации не представлены механизмы реализации социально-

образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями.

Таким образом, процесс социально-образовательной интеграции

законодательно запущен, но не сформированы механизмы его

реализации и единое мнение в обществе по данной проблеме.

Согласно

опросу

2012г.

ФОМ,

посвященному

инклюзивному

образованию, 45% респондентов считают, что дети-инвалиды должны

учиться вместе с обычными детьми, 35 % придерживаются мнения

раздельного обучения, а 20% не определились с точкой зрения.

Развитию образовательной интеграции препятствуют:

I.

социально-экономические барьеры:

барьер

«архитектурного»

окружения

нетипичных

детей

физическая

недоступность

окружающей

среды

(например,

отсутствие пандусов и лифтов дома и в школе, недоступность

транспорта

между

домом

и

школой,

отсутствие

звуковых

светофоров на переходе через дорогу по пути в школу и т.д.);

финансовый

барьер

(материальная

обеспеченность

образовательных учреждений, семей детей с ограниченными

возможностями здоровья);

барьеры социальных отношений - барьеры, возникающие в

результате взаимоотношений учеников и социальных контекстов

их бытия;

II.

рост недовольства и неудовлетворенности основных участников

социально-образовательного

процесса

особенностями

организации процесса обучения и общения в образовательном

учреждении, что выражаться в частоте конфликтов между

различными участниками:

учащихся

с

обычными

и

особыми

образовательными

потребностями,

их родителей

организаторов образования.

Согласно точке зрения И. Модель и

Б. Модель,

термин

"партнерство" предполагает вполне определенную форму отношений

(взаимодействия, поведения), возникающих в процессе деятельности

по

достижению

общих

целей.

В

случаях,

если

цели

взаимодействующих

субъектов

не

совпадают

(различны

или

противоположны), ведется речь о компромиссе, об общественном

согласии, о достижении консенсуса. Социальное партнерство должно

выступать как компромиссное взаимодействие агентов социально-

образовательной интеграции нетипичных детей. Развитие системы

межсекторного

партнерства

создает

возможность

достижения

относительного

баланса

интересов

участников

образовательно-

интеграционного процесса и должно быть направлено на преодоление

социально-экономических барьеров.

Партнерство государственных структур и неправительственных

организаций

позволяет

эффективнее

осуществлять

социально-

образовательную интеграцию детей с ограниченными возможностями.

Необходимо отметить важную роль общественных объединений и

Уполномоченных по правам ребенка в межсекторном партнерстве

образовательной

интеграции

нетипичных

детей:

участие

в

законодательной деятельности; подготовка специальных докладов,

направляющихся во все органы государственной власти и местного

самоуправления, публикующиеся в СМИ; общественный контроль

образовательных учреждений. Примером взаимодействия органов

исполнительной

власти

и

гражданского

общества

является,

проведенный в мае 2008 г. Уполномоченным по правам ребенка

совместно с инициативной группой (представители управляющих

советов общеобразовательных учреждений, инициативные родители,

студенты Пермского государственного педагогического университета)

общественный контроль общеобразовательных учреждений города

Перми. Результаты которого были представлены в Заключении,

направленном

в

адрес

Правительства

Пермского

края,

Законодательного Собрания Пермского края, Администрации города

Перми. Замечания и рекомендации общественных наблюдателей

были

представлены

в

Заключении,

направленном

в

адрес

Правительства

Пермского

края,

Законодательного

Собрания

Пермского края, Администрации города Перми.

Примером

социального

партнерства

в

образовательной

интеграции детей с ограниченными возможностями является создание

и объединение ассоциаций и коалиций общественных организаций,

переговорных

площадок,

в

которые

вовлекаются

родительские

группы,

организации

лиц

с

инвалидностью,

объединения

профессионалов. Так, с 2005 года по инициативе Региональной

общественной организации инвалидов «Перспектива» (г. Москва)

создана и действует неформальная национальная Коалиция «За

образование

для

всех»,

которая

объединяет

общественные

организации людей с инвалидностью, а также родителей детей с

особыми потребностями из 26 регионов России.

Деятельность

Коалиции направлена на обеспечение социально-образовательной

интеграции детей с особыми образовательными потребностями, детей

с инвалидностью.

По данным исследования Хартблей К. и Айылчиевой Г.,

инклюзивное образование в г. Беловодске Республики Кыргызстан

появилось

благодаря

сотрудничеству

целого

ряда

партнеров,

представляющих

институты

местного,

государственного

и

международного

уровня,

а

также

объединению

средств

фи-

нансирования из государственных фондов и международных грантов:

международных неправительственных организаций,

Министерства

образования г. Беловодска, консультативного комитета, в который

входят специалисты по образованию, медицинские и социальные

работники; педагогических работников школ; родителей детей с

особыми физическими потребностями; интерната для детей-сирот и

детей,

не

имеющих

надлежащей

домашней

среды;

детского

культурного центра, включающего детей-инвалидов в дошкольную и

дополнительную программы; библиотеку как неформальное место

встречи для мам детей-инвалидов.

В мае 2014 г. на совещании у зампреда Михаила Горемыко

обсуждалось

создание

в

Саратовской

области

условий

для

инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями

здоровья,

детей-инвалидов.

Первый

замминистра

образования

Наталья Обрежа сообщила, что в регионе проживают 6232 ребенка-

инвалида. В настоящее время инклюзивное образование детей

ведется в СОШ №12 и №24 Энгельского района, №93 в Саратове и

гимназии

№1

Балаково.

Организована

работа

36-ти

центров

дистанционного образования детей-инвалидов. В этом учебном году

91,6% детей-инвалидов, ранее обучавшихся по образовательным

программам на дому, обучаются дистанционно независимо от места

жительства. ОДНАКО ЭТО НЕ РЕШАЕТ ПРОБЛЕМУ СОЗДАНИЯ

ЭФФЕКТИВНОЙ

СИСТЕМЫ

ИНКЛЮЗИВНОГО

ОБРАЗВОАНИЯ

Социальное партнерство по развитию инклюзивного образования в

выше

указанных

образовательных

учреждениях

чаще

всего

направлено на их финансирование и взаимодействие по организации

доступной среды для детей с ограниченными возможностями,

преодоление социальных барьеров отходит на второй план.

Итак, для смягчения социальной напряженности, разрешения

конфликтов, повышения качества и эффективности образования всех

возрастных уровней, осуществления социализации и адаптации детей

с

особыми

образовательными

потребностями

к

социуму,

формирования толерантности современного общества к инвалидам

необходимо организовать сотрудничество следующих структур:

региональных органов власти, Министерства Образования,

социального развития и здравоохранения;

консультативного комитета (специалисты по образованию,

медицинские и социальные работники);

педагогических работников школ;

родителей детей с особыми физическими потребностями;

центров дистанционного образования детей-инвалидов;

общественной организации инвалидов;

ассоциаций

и

коалиций

общественных

организаций,

переговорных площадок;

детских культурных центров, включающих детей-инвалидов

в дошкольную и дополнительную программы;

библиотек, музеев, театров; спортивных школ;

волонтеров.

Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями,

оно строится на взаимном доверии в долгосрочной перспективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной

России. Саратов: Научная книга, 2003.

Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

М., 2011.

Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.

Склярова Т.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Этика социальной работы.

Саратов: СГТУ, 1999.

Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. М.:

ВЛАДОС, 2001.

Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы. М.:

Академия, 2002.



В раздел образования