Напоминание

Индивидуализация процесса обучения


Автор: Ульянова Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУЗ НО "Детский санаторий "Городец"
Населённый пункт: г. Городец Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуализация процесса обучения
Дата публикации: 17.09.2022
Раздел: дополнительное образование





Назад




«

»

ГБУЗ НО Детский санаторий Городец

Индивидуализация

обучения

Педагог дополнительного образования Ульянова Н. А.

2020 год

Индивидуализация обучения.

Современное содержание образования рассчитано на обучающегося среднего уровня и закреплено

государственным образовательным стандартом. Индивидуальное же время, затрачиваемое обучающимися

на усвоение данного объема учебной информации, не совпадает со средним, отводимым официальным

учебным планом. Преодоление этого противоречия составляет основную цель технологии индивидуализации

обучения.

Индивидуальное обучение – форма, модель организации учебного процесса, при которой:

1) педагог взаимодействует лишь с одним обучающимся;

2) один обучающий взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т. п.);

3) двое обучающихся взаимодействуют между собой (взаимообучение) без непосредственного участия

педагога.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать

содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его

действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию,

вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и педагога приспосабливать

их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны педагога и со стороны обучающегося.

Все это позволяет ребенку работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в

оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности.

Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно.

Однако на занятиях в условиях санатория, когда велико многообразие программ, дети приезжают с разным

уровнем знаний и умений, такой формат обучения позволяет скорректировать уровень обученности каждого

ребенка. Хотя, исключительно индивидуальное обучение нецелесообразно: человек – существо социальное,

которое формируется во взаимодействии с окружающим сообществом.

Индивидуальный подход – это: 1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-

воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной

модели, учитывая их личностные особенности; 2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в

общении с ним; 3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения; 4) создание психолого-

педагогических условий не только для развития всех обучающихся, но и для развития каждого ребенка в

отдельности.

Индивидуализация обучения – это: 1) направление в развитии образовательных технологий, которое

предполагает углубленную диагностику личности ребенка, проектирование на этой основе индивидуальной

программы его обучения и развития, рефлексию результатов; 2) предоставление ребенку возможностей

индивидуального выбора содержания и методов, принятия решений, самоанализа, самооценки в области

обучения; 3) деятельность педагога и ребенка по поддержке и развитию индивидуальности,

самостоятельности, интеллектуального самостроительства личности; 4) повышение роли самостоятельной

работы обучающихся в учебном процессе.

Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой

индивидуальный подход, индивидуализация обучения и индивидуальная модель взаимодействия педагога и

обучающегося являются приоритетными.

Данная технология предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных

качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.).

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих

технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».

Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством

достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую

всеми качествами и признаками целостных педагогических технологий. Изучая проблемы активизации

деятельности обучающихся на занятиях по иностранному языку и повышения эффективности учебного

процесса, я пришла к выводу, что для повышения качества обучения, для предупреждения неуспеваемости,

для активизации учебного процесса большое значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся.

Обратила внимание на то, что в учебной деятельности чрезвычайно важно насколько самостоятелен

учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, так как самостоятельность в учебной

деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, критической самооценкой всего

воспринимаемого

Направления работы:

§ индивидуализация домашних заданий, исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности

и активного интереса к учению;

§ специфичная методика урока: в целях ликвидации неуспеваемости класс делится на три относительно

стабильные группы, часть урока работа идет фронтально, остальная же – самостоятельно, причем каждая

группа получает различные задания (обучение в сотрудничестве);

§ индивидуализация учебных заданий для самостоятельной работы учащихся: работа проводится по

индивидуальным инструкциям, которые составляются в трех вариантах (по степени трудности), учащиеся

получают индивидуальные задания. Использование индивидуализированной самостоятельной работы

способствует повышению успеваемости. Сильным ученикам нравятся задания, которые требуют большего

напряжения и дают дополнительную информацию. Слабые же получают удовлетворение от успеха, поскольку

им приходится работать со значительно более доступным материалом, чем прежде. Здесь широко

используются метод проектов, информационные технологии.

При использовании индивидуализации в процессе обучения повышается эффективность обучения, если

мотивировать процесс обучения, оставлять ребенку возможность работать на том уровне, который для него

сегодня возможен, доступен. Индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого в ребенка,

но и повышает эффективность обучения вообще.

В современной отечественной педагогической практике наиболее яркими примерами технологий

индивидуализированного обученияь являются следующие:

– проектный метод;

– технология продуктивного образования;

– технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

– адаптивная система обучения А. С. Границкой;

– обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В. Д. Шадрикова.

Цели индивидуализации обучения:

Адаптация содержания, методов и темпов учебной деятельности ребенка к его особенностям.

Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей

(способностей).

Содействие средствами индивидуализации самостоятельному выполнению учебных программ каждым

обучающимся, предупреждение неуспеваемости.

Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка.

Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Концепции индивидуализации обучения:

Всякое обучение имеет своим последним этапом учение (самообучение), которое представляет

совершенно индивидуальный процесс.

Индивидуализация является стратегической целью процесса обучения.

Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.

Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Предпосылкой индивидуализации обучения является

изучение особенностей обучающихся: обученности, учебных умений, обучаемости, познавательных

интересов и т. д.

Уровень развития общеучебных умений и навыков, адекватный условиям индивидуальной работы.

Индивидуальный темп, стиль, метод учебной работы.

Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.

Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является

самостоятельная работа обучающегося в образовательной организации и дома.

Гипотеза А. С. Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса,

при которой 60–80 % времени педагог может выделить для индивидуальной работы с обучающимися.

Гипотеза В. Д. Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину

усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ребенку возможность работать на том

уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Особенности организации и методики:

В качестве мотивации к самостоятельной работе могут выступать:

– относительная свобода действий при ее выполнении;

– удовлетворение от самопознания, самоутверждения;

– чувство ответственности;

– внешние факторы (похвала, значимость и др.).

Виды самостоятельной работы: а) по форме заданий; б) по объему и длительности; в) по степени

самостоятельности и творчества.

Диагностика индивидуальных особенностей:

Необходим учет факторов и индивидуальных особенностей ребенка, которые обусловливают

неуспеваемость (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная

работоспособность и др.). В настоящее время существует много диагностических методик,

интерпретированных для педагога. В отдельных случаях поставить диагноз помогают психологи. В результате

диагностики следует выяснить, к какому типу относится данный ребенок.

Общие особенности реализации технологии:

• Оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи.

• Преодоление индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.

• Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости сферы мотивации, слабости

воли.

• Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным обучающимся (творческая

деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

• Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

• Формирование общеучебных умений и навыков.

• Формирование адекватной самооценки обучающихся.

• Использование технических средств обучения, в том числе компьютера.

• Поддержка способных и одаренных детей.

Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий обучающегося

на некотором фиксированном этапе его обучения.

Индивидуальная образовательная программа – это не самостоятельный объект в образовательных

программах (базовая, программа углубленного обучения, реабилитационная и т. д.), она есть способ

индивидуального освоения одной из существующих программ.

Содержательную основу обучения по индивидуальной образовательной программе составляют учебные

программы по образовательным областям или предметам, разбитые на небольшие блоки – учебные модули.

Индивидуальная образовательная программа реализуется различными формами обучения.

1. Групповые занятия. Для группы обучающихся может быть организовано групповое выполнение отдельного

модуля.

2. Самостоятельное изучение. Самостоятельная работа обучающихся – это форма организации их учебной

деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой

учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью

развития знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Являясь основной формой индивидуального обучения, оно может предполагать различный уровень

самостоятельности. Для него характерны консультации, которые получает ребенок в процессе выполнения

заданий.

3. Домашняя самостоятельная работа.

Технологии различных видов самостоятельной работы учащихся.

Наиболее разработанной формой индивидуализации обучения, опирающейся на принципы открытого

обучения, является организация самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельная работа – это такой способ учебной работы, при котором:

1) учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;

2) работа проводится без непосредственного участия преподавателя, но под его руководством;

3) когда выполнение работы требует от обучающегося самостоятельного ориентирования в учебном

материале и умственного напряжения (И. Унт).

Чаще всего понятие «самостоятельная работа» используется в первом значении.

Выделяются следующие цели самостоятельной работы:

– способствовать развитию умственных сил обучающихся;

– формировать самостоятельность обучающихся;

– формировать творческое самостоятельное мышление, научные интересы, потребность в образовании.

Самостоятельная работа учащихся является основной формой и средством индивидуализации обучения.

Можно выделить:

а) самостоятельную работу в учебном заведении (в процессе занятий);

б) самостоятельную работу, выполняемую за пределами учебного заведения, в том числе и дома;

в) индивидуальную самостоятельную работу (каждый работает над своим заданием);

г) групповую самостоятельную работу (все выполняют одно задание).

Условия, обеспечивающие успешное выполнение самостоятельной работы:

1) мотивированность учебного задания;

2) четкая постановка познавательных задач;

3) алгоритм, метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения;

4) четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления;

5) определение видов консультационной помощи (консультации: установочные, тематические, проблемные);

6) критерии оценки, отчетности и т. д.;

7) виды и формы контроля (практикум, контрольные работы, тесты, семинар и т. д.).

Литература

1. Акимова, М. К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М. К. Акимова В. Т. Козлова. – М. :

Знание, 1992.

2. Александрова, Е. А. Элементы индивидуализации обучения / Е. А. Александрова, М. В. Алешина //

Школьные технологии. – 2003. – № 2.

3. Алексеев, С. В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла / С. В. Алексеев. – Л. :

ЛГИУУ, 1991.

4. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение,

1982.

5. Башмаков, М. И. Индивидуальная образовательная программа средней школы / М. И. Башмаков //

Школьные технологии. – 2000. – № 3.

6. Беспалько, В. П. Персонифицированное образование / В. П. Беспалько // Педагогика. – 1998. – № 2.

7. Боголюбов, С. К. Индивидуальные задания по курсу черчения / С. К. Боголюбов. – 3-е изд. – М. : Альянс,

2007.

8. Волович, М. Б. Индивидуальные задания по математике для 5-го класса / М. Б. Волович. – М. : ЭЛТИ-КУДИЦ,

1994.

9. Границкая, А. С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе / А. С. Границкая. –

М. : Просвещение, 1991.

10. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград,

2000.

11. Гроот, Р. Дифференциация в образовании / Р. Гроот // Директор. – 1994. – № 5.

12. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения / В. Гузеев // Директор

школы. – 1995. – № 6.

13. Дифференциация как система : в 2 ч. / под ред. Р. Чураковой. – М. : Новая шк., 1992.

14. Драль, Ю. Программа экстренных мер / Ю. Драль // Народное образование. – 1990. – № 5.

15. Дьяченко, В. К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. – М. : Просвещение, 1991.

16. Кирсанов, А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. –

Казань : Изд-во КГУ, 1982.

17. Кулюткин, Ю. Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н.

Кулюткин, Г. С. Сухобская. – М. : Педагогика, 1971.

18. Ливер, Б. Л. Обучение всего класса / пер. с англ. О. Е. Биченковой. – М. : Новая шк., 1995.

19. Лошнова, О. Б. Уровневая дифференциация обучения / О. Б. Лошнова. – М., 1994.

20. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И.

Пидкасистый. – М. : Педагогика, 1980.

21. Рабунский, В. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников (на основе анализа их

самостоятельной учебной деятельности) / В. С. Рабунский. – М. : Педагогика, 1975.

22. Раченко, И. П. НОТ учителя / И. П. Раченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1989.

23. Рожинова, Л. Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения / Л. Н. Рожинова. – М. : Народное

образование, 1992.

24. Селевко, Г. К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей / Г. К. Селевко. – М. :

РИПКРО, 1996.

25. Соловьев, В. Анализ ситуации – условие успеха / В. Соловьев, М. Глазунова // Народное образование. –

1996. – № 1.

26. Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. – М. : Педагогика, 1990.

27. Холодная, М. А. Когнитивные стили: о природе индивидуального ума / М. А. Холодная. – М. : ПЕРСЭ, 2002.

28. Холодная, М. А. Формирование персонального познавательного стиля ученика как одно из направлений

индивидуализации обучения / М. А. Холодная // Школьные технологии. – 2000. – № 4.

29. Шадриков, В. Д. Индивидуализация содержания образования / В. Д. Шадриков // Школьные технологии. –

2000. – № 2.

30. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 1996.

31. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательная политика / В. Д. Шадриков. – М. : Логос, 1993.



В раздел образования