Напоминание

Создание условий для экологического образования детей в ДОУ


Авторы: Кузнецова Ольга Кузьминична, Куянова Марина Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 93"
Населённый пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для экологического образования детей в ДОУ
Дата публикации: 18.09.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание условий для экологического образования детей в ДОУ»

(подготовительная к школе группа)

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды

возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого

человека независимо от его возраста и профессии. Были приняты «Указ

Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого

развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об

образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и

С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного

экологического образования».

В связи с этим, в стране активно создается система непрерывного

экологического образования населения. Начальным звеном этой системы

является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских

садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое

образование дошкольников.

Одним

из

важнейших

условий

решения

задач

экологического

образования в ДОУ является организация развивающей предметной среды. В

подготовительной к школе группе № 5 имеется микроцентр «Уголок

природы». Система работы по созданию и пополнению

экологического

пространства имеет ряд важных отличительных особенностей.

В сентябре она началась с изготовления самодельного глобуса. Детям

дается самое элементарное представление о Земле, материках, морях и

океанах, о местоположении России и родного города. Дети узнают о

некоторых экологических проблемах планеты, своей страны. Нужен именно

самодельный глобус большого размера, потому что в течение всего года дети

будут работать с ним - они практически моделируют свои первые

географические

познания:

наклеивают

материки,

наносят

печатными

буквами

названия

(страны,

столицы,

своего

города

или

поселка),

приклеивают изображения животных в местах их естественного проживания,

значком 5ОЗ обозначают экологически неблагополучные территории на

Земле. Работа с глобусом сопряжена с чтением познавательной литературы.

Стержневым произведением для нашей группы является «Экология в

картинках»

В.Н. Танасийчука.

Семнадцать

рассказов

книги

создают

образное, доступное детям этого возраста представление об основных

экологических законах природы.

В микроцентре размещен календарь природы, где дети фиксируют

времена года, месяцы, дни недели, числа.

Для постоянного общения с растениями в группе имеется центр

природы, который позволяет наблюдать и ухаживать за комнатными

растениями. Есть в наличии инвентарь для ухода за ними (рыхления, мытья,

полива) – лейки, палочки для рыхления, тряпочки, опрыскиватель, емкости

для

мытья,

губки.

Комнатные

растения

представлены

разными

экологическими

группами:

влажные

районы

бальзамин,

бегония;

умеренного пояса – фиалка, хлорофитум, герань. В центре природы дети

участвуют в посильном труде по уходу за растениями: учатся поливать,

протирать большие листья, опрыскивать их. Выращивая и ухаживая за

растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее,

сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют

условия, необходимые для роста и развития растений

В течение года дети участвуют в экспериментальной деятельности. В

достаточном количестве имеется разнообразное оборудование для опытов:

лупы, пробирки, воронки, салфетки тканевые, трубочки для продувания,

мензурки, стаканчики для измерения объёма, пипетки. Природный материал:

шишки сосны, фасоль, горох, косточки плодов, камни, каштаны, желуди,

веточки, ракушки.

В центре размещены наборы иллюстраций по разной тематике –

«Времена года», «Фрукты»,

«Овощи»,

«Домашние и дикие животные»,

«Птицы» и др.

В экологическом воспитании велика роль игры.

Она уточняет,

закрепляет, расширяет представления об объектах, о явлениях природы,

развивает память, внимание, наблюдательность, обогащает словарь. В группе

богатое разнообразие настольно-печатных игр:

«Разрезные картинки»,

«Парные картинки», «Мир животных», «Времена года», «Цветы», «Грибы»

и т.д.; дидактических игр: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Что лишнее?»,

«Живая и неживая природа»; экологических игр:

«Отгадайте, что за

растение», «Найди пару», «Лесник», «Назови три предмета» и т. д.

С детьми в течение года проводятся беседы, решаются проблемные

ситуации, в которых они знакомятся с правилами поведения в природе – «Не

загрязняй природу»,

«Не лови насекомых»,

«Не ломай ветки деревьев и

кустарников», «Мусор хорошо или плохо», «Как мы можем помочь природе».

Регулярно проходят прогулки. Дети наблюдают за объектами живой и

неживой природы – деревьями, птицами, насекомыми, цветами, ветром,

дождём, солнцем, небом. За направлением ветра дети наблюдают при

помощи флажков и флюгеров. Работают с выносным материалом –

лопатками, грабельками, ведерками, природным материалом. Играют в

подвижные игры - «Бездомный заяц»,

Найди своё гнездо»,

«Найди по

описанию» и др.

Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью

формируется

также

во

время

праздников

и

досугов

экологического

характера. Праздник, посвященный воде, организуется 5 июня (совпадает с

Всемирным днем охраны окружающей среды). Вода - это сама жизнь, без нее

не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости

людям, особенно детям - праздник дает возможность это почувствовать.

Но самым главным экологическим праздником в подготовительной к

школе группе является всемирный День Земли (22 апреля). В этот день

проводится акция «Украсим Землю цветами» - дети высевают семена,

высаживают выращенную ими рассаду цветочных культур на участок и в

места ближайшего окружения.

Так же ведется работа с родителями – на участке висят кормушки,

скворечники сделанные руками родителей.

Проводится

анкетирование

родителей, консультации по экологическому воспитанию, изготовлены

буклеты, папки-передвижки.

Таким образом, вся работа и условия, созданные в нашей группе

воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма,

расширяют понятие любви к природе, к планете.



В раздел образования