Авторы: Кузнецова Ольга Кузьминична, Куянова Марина Владимировна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 93"
Населённый пункт: г. Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: Создание условий для экологического образования детей в ДОУ
Дата публикации: 18.09.2022
Раздел: дошкольное образование
«Создание условий для экологического образования детей в ДОУ»
(подготовительная к школе группа)
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды
возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого
человека независимо от его возраста и профессии. Были приняты «Указ
Президента РФ об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого
развития», закон РФ «Об охране окружающей природной среды», закон «Об
образовании». Авторский коллектив под руководством Л.А. Вержбицкого и
С.П. Львовой разработал концепцию «Организация и развитие непрерывного
экологического образования».
В связи с этим, в стране активно создается система непрерывного
экологического образования населения. Начальным звеном этой системы
является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских
садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое
образование дошкольников.
Одним
из
важнейших
условий
решения
задач
экологического
образования в ДОУ является организация развивающей предметной среды. В
подготовительной к школе группе № 5 имеется микроцентр «Уголок
природы». Система работы по созданию и пополнению
экологического
пространства имеет ряд важных отличительных особенностей.
В сентябре она началась с изготовления самодельного глобуса. Детям
дается самое элементарное представление о Земле, материках, морях и
океанах, о местоположении России и родного города. Дети узнают о
некоторых экологических проблемах планеты, своей страны. Нужен именно
самодельный глобус большого размера, потому что в течение всего года дети
будут работать с ним - они практически моделируют свои первые
географические
познания:
наклеивают
материки,
наносят
печатными
буквами
названия
(страны,
столицы,
своего
города
или
поселка),
приклеивают изображения животных в местах их естественного проживания,
значком 5ОЗ обозначают экологически неблагополучные территории на
Земле. Работа с глобусом сопряжена с чтением познавательной литературы.
Стержневым произведением для нашей группы является «Экология в
картинках»
В.Н. Танасийчука.
Семнадцать
рассказов
книги
создают
образное, доступное детям этого возраста представление об основных
экологических законах природы.
В микроцентре размещен календарь природы, где дети фиксируют
времена года, месяцы, дни недели, числа.
Для постоянного общения с растениями в группе имеется центр
природы, который позволяет наблюдать и ухаживать за комнатными
растениями. Есть в наличии инвентарь для ухода за ними (рыхления, мытья,
полива) – лейки, палочки для рыхления, тряпочки, опрыскиватель, емкости
для
мытья,
губки.
Комнатные
растения
представлены
разными
экологическими
группами:
влажные
районы
–
бальзамин,
бегония;
умеренного пояса – фиалка, хлорофитум, герань. В центре природы дети
участвуют в посильном труде по уходу за растениями: учатся поливать,
протирать большие листья, опрыскивать их. Выращивая и ухаживая за
растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее,
сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют
условия, необходимые для роста и развития растений
В течение года дети участвуют в экспериментальной деятельности. В
достаточном количестве имеется разнообразное оборудование для опытов:
лупы, пробирки, воронки, салфетки тканевые, трубочки для продувания,
мензурки, стаканчики для измерения объёма, пипетки. Природный материал:
шишки сосны, фасоль, горох, косточки плодов, камни, каштаны, желуди,
веточки, ракушки.
В центре размещены наборы иллюстраций по разной тематике –
«Времена года», «Фрукты»,
«Овощи»,
«Домашние и дикие животные»,
«Птицы» и др.
В экологическом воспитании велика роль игры.
Она уточняет,
закрепляет, расширяет представления об объектах, о явлениях природы,
развивает память, внимание, наблюдательность, обогащает словарь. В группе
богатое разнообразие настольно-печатных игр:
«Разрезные картинки»,
«Парные картинки», «Мир животных», «Времена года», «Цветы», «Грибы»
и т.д.; дидактических игр: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Что лишнее?»,
«Живая и неживая природа»; экологических игр:
«Отгадайте, что за
растение», «Найди пару», «Лесник», «Назови три предмета» и т. д.
С детьми в течение года проводятся беседы, решаются проблемные
ситуации, в которых они знакомятся с правилами поведения в природе – «Не
загрязняй природу»,
«Не лови насекомых»,
«Не ломай ветки деревьев и
кустарников», «Мусор хорошо или плохо», «Как мы можем помочь природе».
Регулярно проходят прогулки. Дети наблюдают за объектами живой и
неживой природы – деревьями, птицами, насекомыми, цветами, ветром,
дождём, солнцем, небом. За направлением ветра дети наблюдают при
помощи флажков и флюгеров. Работают с выносным материалом –
лопатками, грабельками, ведерками, природным материалом. Играют в
подвижные игры - «Бездомный заяц»,
Найди своё гнездо»,
«Найди по
описанию» и др.
Отношение к природе, к благоприятной окружающей среде, к здоровью
формируется
также
во
время
праздников
и
досугов
экологического
характера. Праздник, посвященный воде, организуется 5 июня (совпадает с
Всемирным днем охраны окружающей среды). Вода - это сама жизнь, без нее
не может обойтись ни одно живое существо, вода доставляет много радости
людям, особенно детям - праздник дает возможность это почувствовать.
Но самым главным экологическим праздником в подготовительной к
школе группе является всемирный День Земли (22 апреля). В этот день
проводится акция «Украсим Землю цветами» - дети высевают семена,
высаживают выращенную ими рассаду цветочных культур на участок и в
места ближайшего окружения.
Так же ведется работа с родителями – на участке висят кормушки,
скворечники сделанные руками родителей.
Проводится
анкетирование
родителей, консультации по экологическому воспитанию, изготовлены
буклеты, папки-передвижки.
Таким образом, вся работа и условия, созданные в нашей группе
воспитывают в детях на экологической основе чувство патриотизма,
расширяют понятие любви к природе, к планете.