Напоминание

Выявление и развитие одаренных детей в образовательных учреждениях


Автор: Рамазанова Гульсина Габдульбаровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Тюнтерская СОШ" Балтасинского района РТ
Населённый пункт: с. Тюнтер Балтасинского района РТ
Наименование материала: методическая раработка
Тема: Выявление и развитие одаренных детей в образовательных учреждениях
Дата публикации: 21.09.2022
Раздел: полное образование





Назад




Выявление и развитие одаренных детей в образовательных учреждениях

Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на

первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей.

Независимо

от

уровня

одарённости

и

даже

уровня

интеллектуальных

возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным

условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых

детей. Эта задача – выявить как можно больше детей с признаками одаренности

и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им

видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя.

Актуальность данной работы состоит в том, что развитие способностей

одаренных детей – одно из наиболее приоритетных направлений работы с

обучающимися в свете современных требований к образованию.

Проблема разработки концепции одаренности интенсивно обсуждается в

современной психологии. Различные варианты концептуальных решений

предложены

многими

специалистами.

Согласно

теории

Дж.Рензулли, одаренность есть

сочетание

трех

основных

характеристик:

интеллектуальных

способностей

(превышающих

средний

уровень),

креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме

этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная

окружающая среда.

Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного

процесса

предполагает

внутреннюю

мотивацию

как

основное

условие,

необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению

проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному

представлению и воображению.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие

компоненты: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей

на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (кружки,

олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная работа); создание

условий для всестороннего развития одаренных детей.

В работе с одаренными детьми использую следующие формы и методы

работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.

Задачи предметной недели:

-Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность,

повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам.

-Выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями,

стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины.

-Развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одаренных

детей.

План мероприятий недели естественных наук

Наименование мероприятий

Участники

Сроки

1

Открытие декады естественных наук

1-11 класс

10.03

2

Интеллектуальный конкурс «Знаете ли вы птиц?»

7 класс

11.03

3

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

5-8 класс

12.03

4

Внеклассное мероприятие «Химия и жизнь»

9-11 класс

13.03

5

Классный час. 14 марта – Международный день

действий в защиту Рек, Воды и Жизни

5-8 класс

13.03

6

Конкурс творческих работ: сочинения, рассказы,

стихотворения, сказки.

5-11 класс

16.03

7

Классный час. Международный день леса.

10-11 кл

17.03

8

Конкурс творческих работ: «Яркое царство

пернатых»

1-11 класс

18.03

9

Конкурс скворечников. Акция «Крылатая весна».

1-11 класс

19.03

10

Выставка скворечников, рисунков, сочинений,

рассказов и стихотворений.

1-11

классы

20.03

Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по

развитию

одарённости

развивает

у

обучающихся

стремление

к

интеллектуальному

самосовершенствованию

и

саморазвитию,

развивает

творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он

вынужден

самоопределяться,

проектировать

собственную

предметную

деятельность, продумывать и организовывать условия её осуществления, что

способствует

культурному

самоопределению

и

самоидентификации.

Впоследствии приобретенный опыт он переносит на свои поступки в

обыденной жизни.

Цель и задачи: обучить учащегося методам, принципам, формам и способом

научного эксперимента и исследования, дать возможность самореализоваться

учащимся через решение задач исследовательского характера.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути

продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает

смысл и результат своих усилий. Только те знания, которые добыты

экспериментальным и исследовательским путем, становятся прочно усвоенным

и осознанным, образующими научную картину мира в сознании ребенка.

Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности. Вовлеченные

в исследовательскую деятельность учащиеся сталкиваются с проблемами,

имеющими

смежный

характер

с

профессиональными.

Освоение

исследовательского познания действительности может стать одним из путей

вхождения подростка в пространство культуры. Организация работы с

одаренными детьми способствует формированию сознания, самосознания и

индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению

новых знаний.



В раздел образования