Автор: Рамазанова Гульсина Габдульбаровна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Тюнтерская СОШ" Балтасинского района РТ
Населённый пункт: с. Тюнтер Балтасинского района РТ
Наименование материала: методическая раработка
Тема: Выявление и развитие одаренных детей в образовательных учреждениях
Дата публикации: 21.09.2022
Раздел: полное образование
Выявление и развитие одаренных детей в образовательных учреждениях
Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на
первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей.
Независимо
от
уровня
одарённости
и
даже
уровня
интеллектуальных
возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным
условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых
детей. Эта задача – выявить как можно больше детей с признаками одаренности
и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им
видов деятельности – является одной из важнейших в работе учителя.
Актуальность данной работы состоит в том, что развитие способностей
одаренных детей – одно из наиболее приоритетных направлений работы с
обучающимися в свете современных требований к образованию.
Проблема разработки концепции одаренности интенсивно обсуждается в
современной психологии. Различные варианты концептуальных решений
предложены
многими
специалистами.
Согласно
теории
Дж.Рензулли, одаренность есть
сочетание
трех
основных
характеристик:
интеллектуальных
способностей
(превышающих
средний
уровень),
креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме
этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная
окружающая среда.
Согласно концепции А.М.Матюшкина творческий путь познавательного
процесса
предполагает
внутреннюю
мотивацию
как
основное
условие,
необходимое для проявления творческих возможностей, к обнаружению
проблем, поиску оригинального решения и саморегуляции процесса, образному
представлению и воображению.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие
компоненты: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей
на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (кружки,
олимпиады, конкурсы, исследовательская работа, проектная работа); создание
условий для всестороннего развития одаренных детей.
В работе с одаренными детьми использую следующие формы и методы
работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.
Задачи предметной недели:
-Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность,
повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам.
-Выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями,
стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины.
-Развитие креативных способностей обучающихся и поддержка одаренных
детей.
План мероприятий недели естественных наук
№
Наименование мероприятий
Участники
Сроки
1
Открытие декады естественных наук
1-11 класс
10.03
2
Интеллектуальный конкурс «Знаете ли вы птиц?»
7 класс
11.03
3
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
5-8 класс
12.03
4
Внеклассное мероприятие «Химия и жизнь»
9-11 класс
13.03
5
Классный час. 14 марта – Международный день
действий в защиту Рек, Воды и Жизни
5-8 класс
13.03
6
Конкурс творческих работ: сочинения, рассказы,
стихотворения, сказки.
5-11 класс
16.03
7
Классный час. Международный день леса.
10-11 кл
17.03
8
Конкурс творческих работ: «Яркое царство
пернатых»
1-11 класс
18.03
9
Конкурс скворечников. Акция «Крылатая весна».
1-11 класс
19.03
10
Выставка скворечников, рисунков, сочинений,
рассказов и стихотворений.
1-11
классы
20.03
Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по
развитию
одарённости
развивает
у
обучающихся
стремление
к
интеллектуальному
самосовершенствованию
и
саморазвитию,
развивает
творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность ставит учащегося в ситуацию, когда он
вынужден
самоопределяться,
проектировать
собственную
предметную
деятельность, продумывать и организовывать условия её осуществления, что
способствует
культурному
самоопределению
и
самоидентификации.
Впоследствии приобретенный опыт он переносит на свои поступки в
обыденной жизни.
Цель и задачи: обучить учащегося методам, принципам, формам и способом
научного эксперимента и исследования, дать возможность самореализоваться
учащимся через решение задач исследовательского характера.
Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути
продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает
смысл и результат своих усилий. Только те знания, которые добыты
экспериментальным и исследовательским путем, становятся прочно усвоенным
и осознанным, образующими научную картину мира в сознании ребенка.
Исследовательская деятельность – высший уровень деятельности. Вовлеченные
в исследовательскую деятельность учащиеся сталкиваются с проблемами,
имеющими
смежный
характер
с
профессиональными.
Освоение
исследовательского познания действительности может стать одним из путей
вхождения подростка в пространство культуры. Организация работы с
одаренными детьми способствует формированию сознания, самосознания и
индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению
новых знаний.