Автор: Чуракова Лидия Григорьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ «Школа №101 имени П.А. Полушкина- Цо»
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках физики в условиях современной информационной среды.
Раздел: полное образование
Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся на
уроках физики в условиях современной информационной среды.
Чуракова Лидия Григорьевна,
учитель математики и физики
высшей квалификационной
категории, МБОУ «Школа №101»
Советского района г. Казани.
В сознании современного общества свершился переход от
понимания социального предназначения школы как задачи
простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к
ученику к новому пониманию функции школы. Обучение, это не
только приобретение определённых предметных знаний,
сколько формирование научного мировоззрения и овладение
научно-теоретическим способом мышления.
В МБОУ «Школа №101» г.Казани педагогический коллектив
реализует идею взаимосвязи базового содержания образования
по
предметам
с
дополнительным
на
основе
внедрения
современного исследовательского метода. В настоящее время
существует проблема в изучения физики в школах. Это связано,
прежде всего, с тем, что не хватает демонстрационного и
лабораторного оборудования по физике, которое устарело или
вышло из строя; применяются старые методики преподавания, а
главное:
недостаточное
количество
часов
для
изучения
предмета.
При
определенных
условиях
учебно-воспитательный
процесс с активным использованием исследовательского метода
может быть преобразован в учебно-исследовательский процесс
при
создании
малых
и
больших
проектов
на
уроках
естественного цикла. На уроках учащиеся «погружаются» в
собственные
исследования,
осуществляя
цикл
последовательного выполнения учебных задач.
Деятельность любого школьника на уроках физики
направлена на реализацию его личных интересов: получении
знаний. Поэтому чрезвычайно важно заинтересовать учащихся в
приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться
им в жизни. Для этого необходима чтобы учебная проблема и
взятая из реальной жизни ситуация, знакомая для учащегося, к
решению которой ему необходимо приложить полученные
знания, новые знания, должны привести к формированию
учащимися обобщенного системного представления о мире
(природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире
деятельности о роли и месте каждой науки в системе наук).
Личностная компетентность подростка не сводится к набору
знаний
и
умений,
а
определяется
эффективностью
их
применения в реальной практике. Быть компетентным – значит
уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, для решения
проблемы в конкретных обстоятельствах.
Исследовательская
работа
всегда
ориентирована
на
самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную,
парную, групповую, которую школьники выполняют в течение
определенного отрезка времени. Она предполагает решение
какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с
одной стороны, использование совокупности, разнообразных
методов,
средств
обучения,
а
с
другой,
предполагает
необходимость интегрирования знаний, умений применять
знания из различных областей науки, техники, технологии,
творческих областей и умение анализировать. Результаты
выполненных исследований должны быть, что называется
"осязаемыми",
т.е.
если
это
теоретическая
проблема,
то
конкретное ее решение, если практическая - конкретный
результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в
реальной жизни. Реализация исследовательского метода на
практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из
носителя готовых знаний он превращается в организатора
познавательной,
исследовательской
деятельности
своих
учащихся. Изменяется и психологический климат в группе, так
как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-
воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные
виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности
исследовательского, поискового, творческого характера.
Учителю
важны
как
знания
самых
сложных
и
комплексных общеучебных умений учащихся, так и сам процесс
их
освоения.
Необходимо
специально
и целенаправленно
обучать учащихся к умению выполнять исследовательскую и
поисково-исследовательскую деятельность в частности:
- умению ставить вопросы в различных вариантах;
-развитию у учащихся вопросно-ответного мышления;
-умению
рассуждать,
овладевая
знаниями
разных
логических
ходов
умственных
операций,
выводя,
таким
образом, учащихся на поиск и разработку новых знаний на
основе старых;
-регулированию процесса мыслительной деятельности
учащихся, зная их индивидуальные особенности в мышлении.
Исследовательский метод выстроен на проблемах уже
решенных,
однако
требующих,
как
правило,
большего
углубления
в
освоении
знаний.
Активное
использование
творческих
заданий
(вопросов,
упражнений,
задач,
направленных
на
развитие
у
учащихся
творческой
самостоятельности) со стороны учителя в помощь учащимся.
При этом степень помощи им с каждым этапом развития
уменьшается. Очень важно на каждом уроке давать материал
школьникам
высокого,
скрытого
и
повышенного
уровня
заданий, требующих прохождения всего цикла исследований.
При этом необходимо специальное обучение школьников
поиску и выявлению закономерностей, зависимостей, и на
основе
их
выявления
тенденций
в
ходе
физических
исследований.
Для полноценного обучения физике предусматриваются
практические занятия. Они предназначены для углубленного
изучения дисциплины. Их формы разнообразны, одна из них —
лабораторные работы.
Лабораторные работы играют важную роль в выработке у
учащихся навыков применения полученных знаний для решения
практических задач вместе с учителем, они проводятся после
уроков и логически продолжают внеклассную работу по
предмету, начатую на уроке. Лабораторные работы призваны
углублять, расширять, детализировать знания, полученные на
учащимися, в обобщённой форме, и содействовать выработке
навыков
при
изучении
компьютерного
моделирования
физического явления или процесса. Они развивают научное
мышление, позволяют проверить знания учащихся и выступают
как средства оперативной обратной связи.
Наше время характеризуется огромным объемом
научной информации, которую учитель не в силах усвоить,
переработать и передать учащимся. Именно поэтому учащийся
должен уметь проводить самоанализ, ставить цели, планировать
свою
деятельность,
организовывать
и
контролировать
ее.
Преподаватель перестает быть источником информации, а
становится организатором учебно-познавательной деятельности
учащихся.
В этой связи целесообразно применение лабораторных
работ по физике не на стадии закрепления пройденного
материала, а в процессе усвоения новой темы. Специфика
предмета позволяет это сделать. Главной моей задачей в этом
случае становится подготовка материала для самостоятельного
исследования и усвоения учащимся новой темы.
Рассматривая задачу, надо сначала понять, какие физические
законы
проявляются
в
данном
случае
и как именно они
работают, то есть построить модель явления. Именно такими
вопросами занимается физика как наука, и именно с попытки
понять, что важно и что не важно для конкретной ситуации,
начинается поиск ответа.
Проблема: что лучше бежать под дождем или идти у вас с
собой нет
зонтика? Результатом проведенного эксперимента
выявили, что если дождь падает вертикально или хлещет из-за
встречного ветра в лицо, нужно бежать как можно быстрее.
Если
же
ветер
дует
вам
в
спину,
лучше
всего
бежать
со
скоростью,
равной
горизонтальной
составляющей скорости
падающих капель. В этом случае намокнут голова и плечи, но
ни на переднюю, ни на заднюю часть тела капли попадать не
будут. Однако эта стратегия не сработает, если под дождем
перемещается объект с гораздо большей, чем у вас, площадью
горизонтального поперечного сечения.
Решая задачи по физике мало поднять глаза к потолку и изречь,
что дело в том-то и том-то, — надо построить связную и полную
модель, дать расчет, результат которого умеренно близок к
наблюдению или эксперименту. Надо дать понять ученику, что
физика — это жизнь, со своими проблемами и решениями,
огорчениями и радостями, с острым кайфом в момент, когда
вы понимаете, что решили проблему и теперь в мире существует
что-то, что знаете только вы, — и вам есть кому это рассказать.
Проведение лабораторных работ на уроках физики и во
внеклассной
работе
с
применением
информационные
технологий
приводит
к
нетрадиционным
образовательным
результатам.
Учащимся предоставляется возможность:
• индивидуальной исследовательской работы с компьютерной
моделью, в ходе которой они могут самостоятельно ставить
эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать
закономерности;
• индивидуального темпа обучения;
•
приобретают
навык
оптимального
использования
персонального компьютера как обучающего средства.
Преподаватель получает возможность:
•
провести
быструю
индивидуальную
диагностику
результативности процесса обучения;
• освободить время на индивидуальную работу с учащимися
(особенно
с
отстающими),
в
ходе
которой
он
может
корректировать процесс познания.
Развитие творчества будет успешным лишь в результате
продуктивной деятельности на основе собственного опыта
учащихся и желания достичь ими личностно-значимого.
Становление и развитие проектно-исследовательского
процесса в школе должно быть связано с целенаправленным
обучением учащихся многообразию умственных действий,
получаемых в процессе комбинировования, конструирования
мыслительных операций на фоне большого объема информации,
выстраивая их в логические модели. Об эффективности работы
с
позиций
развития
умений
на
практике
использовать
полученные знания свидетельствует высокий уровень качества
знаний.
Многие
учащиеся,
активно
занимающиеся
исследовательской деятельностью, в дальнейшем связывают
свою деятельность с физикой и компьютерными технологиями.