Напоминание

Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках физики в условиях современной информационной среды.


Автор: Чуракова Лидия Григорьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ «Школа №101 имени П.А. Полушкина- Цо»
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся на уроках физики в условиях современной информационной среды.
Раздел: полное образование





Назад




Развитие исследовательской и проектной деятельности учащихся на

уроках физики в условиях современной информационной среды.

Чуракова Лидия Григорьевна,

учитель математики и физики

высшей квалификационной

категории, МБОУ «Школа №101»

Советского района г. Казани.

В сознании современного общества свершился переход от

понимания социального предназначения школы как задачи

простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к

ученику к новому пониманию функции школы. Обучение, это не

только приобретение определённых предметных знаний,

сколько формирование научного мировоззрения и овладение

научно-теоретическим способом мышления.

В МБОУ «Школа №101» г.Казани педагогический коллектив

реализует идею взаимосвязи базового содержания образования

по

предметам

с

дополнительным

на

основе

внедрения

современного исследовательского метода. В настоящее время

существует проблема в изучения физики в школах. Это связано,

прежде всего, с тем, что не хватает демонстрационного и

лабораторного оборудования по физике, которое устарело или

вышло из строя; применяются старые методики преподавания, а

главное:

недостаточное

количество

часов

для

изучения

предмета.

При

определенных

условиях

учебно-воспитательный

процесс с активным использованием исследовательского метода

может быть преобразован в учебно-исследовательский процесс

при

создании

малых

и

больших

проектов

на

уроках

естественного цикла. На уроках учащиеся «погружаются» в

собственные

исследования,

осуществляя

цикл

последовательного выполнения учебных задач.

Деятельность любого школьника на уроках физики

направлена на реализацию его личных интересов: получении

знаний. Поэтому чрезвычайно важно заинтересовать учащихся в

приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться

им в жизни. Для этого необходима чтобы учебная проблема и

взятая из реальной жизни ситуация, знакомая для учащегося, к

решению которой ему необходимо приложить полученные

знания, новые знания, должны привести к формированию

учащимися обобщенного системного представления о мире

(природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире

деятельности о роли и месте каждой науки в системе наук).

Личностная компетентность подростка не сводится к набору

знаний

и

умений,

а

определяется

эффективностью

их

применения в реальной практике. Быть компетентным – значит

уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, для решения

проблемы в конкретных обстоятельствах.

Исследовательская

работа

всегда

ориентирована

на

самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную,

парную, групповую, которую школьники выполняют в течение

определенного отрезка времени. Она предполагает решение

какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с

одной стороны, использование совокупности, разнообразных

методов,

средств

обучения,

а

с

другой,

предполагает

необходимость интегрирования знаний, умений применять

знания из различных областей науки, техники, технологии,

творческих областей и умение анализировать. Результаты

выполненных исследований должны быть, что называется

"осязаемыми",

т.е.

если

это

теоретическая

проблема,

то

конкретное ее решение, если практическая - конкретный

результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в

реальной жизни. Реализация исследовательского метода на

практике ведет к изменению позиции преподавателя. Из

носителя готовых знаний он превращается в организатора

познавательной,

исследовательской

деятельности

своих

учащихся. Изменяется и психологический климат в группе, так

как преподавателю приходится переориентировать свою учебно-

воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные

виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности

исследовательского, поискового, творческого характера.

Учителю

важны

как

знания

самых

сложных

и

комплексных общеучебных умений учащихся, так и сам процесс

их

освоения.

Необходимо

специально

и целенаправленно

обучать учащихся к умению выполнять исследовательскую и

поисково-исследовательскую деятельность в частности:

- умению ставить вопросы в различных вариантах;

-развитию у учащихся вопросно-ответного мышления;

-умению

рассуждать,

овладевая

знаниями

разных

логических

ходов

умственных

операций,

выводя,

таким

образом, учащихся на поиск и разработку новых знаний на

основе старых;

-регулированию процесса мыслительной деятельности

учащихся, зная их индивидуальные особенности в мышлении.

Исследовательский метод выстроен на проблемах уже

решенных,

однако

требующих,

как

правило,

большего

углубления

в

освоении

знаний.

Активное

использование

творческих

заданий

(вопросов,

упражнений,

задач,

направленных

на

развитие

у

учащихся

творческой

самостоятельности) со стороны учителя в помощь учащимся.

При этом степень помощи им с каждым этапом развития

уменьшается. Очень важно на каждом уроке давать материал

школьникам

высокого,

скрытого

и

повышенного

уровня

заданий, требующих прохождения всего цикла исследований.

При этом необходимо специальное обучение школьников

поиску и выявлению закономерностей, зависимостей, и на

основе

их

выявления

тенденций

в

ходе

физических

исследований.

Для полноценного обучения физике предусматриваются

практические занятия. Они предназначены для углубленного

изучения дисциплины. Их формы разнообразны, одна из них —

лабораторные работы.

Лабораторные работы играют важную роль в выработке у

учащихся навыков применения полученных знаний для решения

практических задач вместе с учителем, они проводятся после

уроков и логически продолжают внеклассную работу по

предмету, начатую на уроке. Лабораторные работы призваны

углублять, расширять, детализировать знания, полученные на

учащимися, в обобщённой форме, и содействовать выработке

навыков

при

изучении

компьютерного

моделирования

физического явления или процесса. Они развивают научное

мышление, позволяют проверить знания учащихся и выступают

как средства оперативной обратной связи.

Наше время характеризуется огромным объемом

научной информации, которую учитель не в силах усвоить,

переработать и передать учащимся. Именно поэтому учащийся

должен уметь проводить самоанализ, ставить цели, планировать

свою

деятельность,

организовывать

и

контролировать

ее.

Преподаватель перестает быть источником информации, а

становится организатором учебно-познавательной деятельности

учащихся.

В этой связи целесообразно применение лабораторных

работ по физике не на стадии закрепления пройденного

материала, а в процессе усвоения новой темы. Специфика

предмета позволяет это сделать. Главной моей задачей в этом

случае становится подготовка материала для самостоятельного

исследования и усвоения учащимся новой темы.

Рассматривая задачу, надо сначала понять, какие физические

законы

проявляются

в

данном

случае

и как именно они

работают, то есть построить модель явления. Именно такими

вопросами занимается физика как наука, и именно с попытки

понять, что важно и что не важно для конкретной ситуации,

начинается поиск ответа.

Проблема: что лучше бежать под дождем или идти у вас с

собой нет

зонтика? Результатом проведенного эксперимента

выявили, что если дождь падает вертикально или хлещет из-за

встречного ветра в лицо, нужно бежать как можно быстрее.

Если

же

ветер

дует

вам

в

спину,

лучше

всего

бежать

со

скоростью,

равной

горизонтальной

составляющей скорости

падающих капель. В этом случае намокнут голова и плечи, но

ни на переднюю, ни на заднюю часть тела капли попадать не

будут. Однако эта стратегия не сработает, если под дождем

перемещается объект с гораздо большей, чем у вас, площадью

горизонтального поперечного сечения.

Решая задачи по физике мало поднять глаза к потолку и изречь,

что дело в том-то и том-то, — надо построить связную и полную

модель, дать расчет, результат которого умеренно близок к

наблюдению или эксперименту. Надо дать понять ученику, что

физика — это жизнь, со своими проблемами и решениями,

огорчениями и радостями, с острым кайфом в момент, когда

вы понимаете, что решили проблему и теперь в мире существует

что-то, что знаете только вы, — и вам есть кому это рассказать.

Проведение лабораторных работ на уроках физики и во

внеклассной

работе

с

применением

информационные

технологий

приводит

к

нетрадиционным

образовательным

результатам.

Учащимся предоставляется возможность:

• индивидуальной исследовательской работы с компьютерной

моделью, в ходе которой они могут самостоятельно ставить

эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать

закономерности;

• индивидуального темпа обучения;

приобретают

навык

оптимального

использования

персонального компьютера как обучающего средства.

Преподаватель получает возможность:

провести

быструю

индивидуальную

диагностику

результативности процесса обучения;

• освободить время на индивидуальную работу с учащимися

(особенно

с

отстающими),

в

ходе

которой

он

может

корректировать процесс познания.

Развитие творчества будет успешным лишь в результате

продуктивной деятельности на основе собственного опыта

учащихся и желания достичь ими личностно-значимого.

Становление и развитие проектно-исследовательского

процесса в школе должно быть связано с целенаправленным

обучением учащихся многообразию умственных действий,

получаемых в процессе комбинировования, конструирования

мыслительных операций на фоне большого объема информации,

выстраивая их в логические модели. Об эффективности работы

с

позиций

развития

умений

на

практике

использовать

полученные знания свидетельствует высокий уровень качества

знаний.

Многие

учащиеся,

активно

занимающиеся

исследовательской деятельностью, в дальнейшем связывают

свою деятельность с физикой и компьютерными технологиями.



В раздел образования