Напоминание

Взаимодействие нейропсихологии и психологии


Автор: Самовикова Татьяна Сергеевна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-Д/С №7
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие нейропсихологии и психологии
Дата публикации: 15.09.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие нейропсихологии и психологии.

Актуальность проблемы.

В последнее время все чаще медики, психологи, дифектологи отмечают

тенденцию к увеличению численности детей с недоразвитием

психологического и соматического характера. Это проявляется в нарушении

саморегуляции, повышении риска возниконовения неврозов, агрессивности,

возбудимости или истощаемости. В совокупности данные проявления ведут к

эмоционально- личностной и когнитивной уязвимости, затрудняют ппроцесс

обучения и социализации. Следовательно, возникает вопрос: «Как помочь

ребенку с нейропсихологическими нарушениями на базе дошкольного

учреждения?» На помощь сппециалистам пришла детская нейропсихология.

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой

организации психических процессов человека. Данная наука,

основоположником которой является А.Р. Лурия, находится на стыке

психологии и нейронауки. С точки зрения нейропсихологического подхода,

большинство вышеперечисленных проблем среди детей во многом связано с

нарушениями взаимодействия функционирование головного мозга с

психическими процессами в следсствии с проявлением так

называемого «дисгенетического синдрома» : внутриутробной и/или

возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной,

наиболее рано созревающих подкорковых (в первую очередь стволовых,

ростральной частью которых является гипоталамо-диэнцефальная область)

структур головного мозга.

Нейропсихологическая диагностика — это психологический метод на

основе нейропсихологических проб (специальные задания, рисунки,

рассматривание картинок, составление рассказов и ответы на вопросы).

Нейропсихологическое тестирование позволяет:

• понять актуальную картину сформированности мозговых структур;

• обнаружить причины трудностей поведения и обучения;

• определить степень готовности ребёнка к школьному обучению;

• прогнозировать возможные трудности в обучении в школе;

• получить рекомендации, как развивать ребёнка, на что обращать

внимание.

Пройти такое обследование полезно любому ребёнку от 5 лет (особенно

перед школой, чтобы знать, как готовить ребёнка, на что делать акцент) и до

9 лет (младший школьный возраст, когда обнаруживаются трудности в

обучении).

В каких случаях следует проводить нейропсихологическую диагностику?

Если ребенок:

• пишет, рисует левой рукой;

• имеет проблемы с памятью;

• медлителен или излишне активен;

• плохо усваивает учебный материал;

• не может описать картинку,скопировать рисунок;

• мало ползал или не ползал совсем;

• с трудом высиживает 15 минут на одном месте;

• двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

• невнимателен, часто отвлекается, быстро устаёт;

• пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;

• имеет повышенный или пониженный тонус;

• имеет в анамнезе ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР;

• у него дизартрия, дисграфия, дислексия, дискалькулия.

Желательно проводить её в первой половине дня, чтобы ребёнок не был

усталым, а также не болел. Перегрузка и сниженный иммунитет сказываются

на результатах диагностики — картина становится необъективной, ребёнок

вероятнее всего покажет низкие результаты.

Родителям необходимо заполнить достаточно подробный анамнез —

историю развития ребёнка: беременность, роды, 1-й год жизни.

Нейропcихoлогические коррекционные занятия должны строиться по

принципу замещающего онтогенеза.

Oсновная цель занятий — воздействуя на сенсомоторный уровень и

учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка,

активизировать развитие всех высших психических функций и особенно

проблемных, отстающих сфер.



В раздел образования