Автор: Самовикова Татьяна Сергеевна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР-Д/С №7
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие нейропсихологии и психологии
Дата публикации: 15.09.2022
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие нейропсихологии и психологии.
Актуальность проблемы.
В последнее время все чаще медики, психологи, дифектологи отмечают
тенденцию к увеличению численности детей с недоразвитием
психологического и соматического характера. Это проявляется в нарушении
саморегуляции, повышении риска возниконовения неврозов, агрессивности,
возбудимости или истощаемости. В совокупности данные проявления ведут к
эмоционально- личностной и когнитивной уязвимости, затрудняют ппроцесс
обучения и социализации. Следовательно, возникает вопрос: «Как помочь
ребенку с нейропсихологическими нарушениями на базе дошкольного
учреждения?» На помощь сппециалистам пришла детская нейропсихология.
Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой
организации психических процессов человека. Данная наука,
основоположником которой является А.Р. Лурия, находится на стыке
психологии и нейронауки. С точки зрения нейропсихологического подхода,
большинство вышеперечисленных проблем среди детей во многом связано с
нарушениями взаимодействия функционирование головного мозга с
психическими процессами в следсствии с проявлением так
называемого «дисгенетического синдрома» : внутриутробной и/или
возникшей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной,
наиболее рано созревающих подкорковых (в первую очередь стволовых,
ростральной частью которых является гипоталамо-диэнцефальная область)
структур головного мозга.
Нейропсихологическая диагностика — это психологический метод на
основе нейропсихологических проб (специальные задания, рисунки,
рассматривание картинок, составление рассказов и ответы на вопросы).
Нейропсихологическое тестирование позволяет:
• понять актуальную картину сформированности мозговых структур;
• обнаружить причины трудностей поведения и обучения;
• определить степень готовности ребёнка к школьному обучению;
• прогнозировать возможные трудности в обучении в школе;
• получить рекомендации, как развивать ребёнка, на что обращать
внимание.
Пройти такое обследование полезно любому ребёнку от 5 лет (особенно
перед школой, чтобы знать, как готовить ребёнка, на что делать акцент) и до
9 лет (младший школьный возраст, когда обнаруживаются трудности в
обучении).
В каких случаях следует проводить нейропсихологическую диагностику?
Если ребенок:
• пишет, рисует левой рукой;
• имеет проблемы с памятью;
• медлителен или излишне активен;
• плохо усваивает учебный материал;
• не может описать картинку,скопировать рисунок;
• мало ползал или не ползал совсем;
• с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
• двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
• невнимателен, часто отвлекается, быстро устаёт;
• пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;
• имеет повышенный или пониженный тонус;
• имеет в анамнезе ММД, СДВГ, ЗПР, ЗРР;
• у него дизартрия, дисграфия, дислексия, дискалькулия.
Желательно проводить её в первой половине дня, чтобы ребёнок не был
усталым, а также не болел. Перегрузка и сниженный иммунитет сказываются
на результатах диагностики — картина становится необъективной, ребёнок
вероятнее всего покажет низкие результаты.
Родителям необходимо заполнить достаточно подробный анамнез —
историю развития ребёнка: беременность, роды, 1-й год жизни.
Нейропcихoлогические коррекционные занятия должны строиться по
принципу замещающего онтогенеза.
Oсновная цель занятий — воздействуя на сенсомоторный уровень и
учитывая общие закономерности естественного развития ребёнка,
активизировать развитие всех высших психических функций и особенно
проблемных, отстающих сфер.