Напоминание

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»


Автор: Потапова Анна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №52 "Котенок"
Населённый пункт: г.Химки, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
Дата публикации: 20.09.2022
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов

«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего,

но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг

друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как

создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками

воспитательного процесса?

Для этого в своей работе стараемся использовать нетрадиционные формы общения с

родителями.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей

к ДОУ, установления неформальных контактов.

К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-

аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:

- проведение социологических срезов, опросов;

- «Почтовый ящик».

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

- совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица»,

«Праздник мам», «Лучший папа» и др.);

- участие родителей и детей в выставках.

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного

возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

- семинары-практикумы;

- педагогический брифинг;

- педагогическая гостиная;

- проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое

поле чудес»);

- устные педагогические журналы;

- педагогическая библиотека для родителей;

- заседания клубов для родителей.

Наглядно

-

информационные:

информационно-

ознакомительные;

информационно-

просветительские

Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у

родителей знаний о воспитании и развитии детей.

- информационные проспекты для родителей;

- организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов

деятельности детей; выпуск газет;

- организация мини - библиотек.

Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание

педагогическому содержанию мероприятий, а не развлекательной стороне.

Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы.

Нетрадиционные!

Это

значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые

активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед,

создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес

родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на

решения проблем воспитания.

Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае,

если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания,

потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.

Нетрадиционные формы собраний.

Педагогическая мастерская

Деловая, ролевая игра

Конференции

Консилиумы

Диспуты

Диалоги

Дискуссии

Практикумы

Тренинги

Круглый стол

Вечер – встреч

КВН

Конкурсы

Праздники

Посиделки

Семинары

Педагогический всеобуч

Педагогические гостиные

Школа заботливых родителей

Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма

общения,

клуб

строит

отношения

с

семьей

на

принципах

добровольности,

личной

заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски

оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.

Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться

на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным

подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы

по проблемам

воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором

необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с

семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в

короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за

помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно

выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных

необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку

игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция

совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные

взрослыми вместе с детьми.

Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему,

ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее

решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между

педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей

формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые,

однако,

не

означают

полного

согласия,

оставляя

право

на

собственную

точку

зрения.

Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают

рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному.

Важно только избегать формализма.



В раздел образования