Автор: Потапова Анна Дмитриевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №52 "Котенок"
Населённый пункт: г.Химки, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
Дата публикации: 20.09.2022
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов
«Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего,
но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг
друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как
создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками
воспитательного процесса?
Для этого в своей работе стараемся использовать нетрадиционные формы общения с
родителями.
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей
к ДОУ, установления неформальных контактов.
К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-
аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:
- проведение социологических срезов, опросов;
- «Почтовый ящик».
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.
- совместные досуги, праздники («Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица»,
«Праздник мам», «Лучший папа» и др.);
- участие родителей и детей в выставках.
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного
возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
- семинары-практикумы;
- педагогический брифинг;
- педагогическая гостиная;
- проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое
поле чудес»);
- устные педагогические журналы;
- педагогическая библиотека для родителей;
- заседания клубов для родителей.
Наглядно
-
информационные:
информационно-
ознакомительные;
информационно-
просветительские
Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у
родителей знаний о воспитании и развитии детей.
- информационные проспекты для родителей;
- организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов
деятельности детей; выпуск газет;
- организация мини - библиотек.
Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание
педагогическому содержанию мероприятий, а не развлекательной стороне.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы.
Нетрадиционные!
Это
значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые
активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед,
создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес
родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на
решения проблем воспитания.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае,
если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания,
потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Нетрадиционные формы собраний.
Педагогическая мастерская
Деловая, ролевая игра
Конференции
Консилиумы
Диспуты
Диалоги
Дискуссии
Практикумы
Тренинги
Круглый стол
Вечер – встреч
КВН
Конкурсы
Праздники
Посиделки
Семинары
Педагогический всеобуч
Педагогические гостиные
Школа заботливых родителей
Семейные клубы.
В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма
общения,
клуб
строит
отношения
с
семьей
на
принципах
добровольности,
личной
заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски
оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями.
Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться
на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. Значительным
подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы
по проблемам
воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором
необходимых книг, составляют аннотации новинок.
Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с
семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в
короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за
помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно
выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных
необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку
игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция
совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные
взрослыми вместе с детьми.
Сотрудничество психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему,
ставшую причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать возможности ее
решения. При этом необходимо стремиться к установлению равноправных отношений между
педагогом-психологом, воспитателем и родителями. Они характеризуются тем, что у родителей
формируется установка на контакт, возникают доверительные отношения к специалистам, которые,
однако,
не
означают
полного
согласия,
оставляя
право
на
собственную
точку
зрения.
Взаимоотношения протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают
рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с ребенком дома.
Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному.
Важно только избегать формализма.