Автор: Галяутдинова Илюза Рифовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ" Апазовская СОШ"
Населённый пункт: Апазово, Арский район, Республика Татарстан
Наименование материала: урок окружающего мира 2 класс
Тема: " Домашние опасности"
Раздел: начальное образование
Муниципальное образовательное учреждение
Апазовская средняя общеобразовательная школа
Арсого района Республики Татарстан
Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту.
Открытый урок по окружающему миру УМК «Школа Росси». 2 класс
учитель начальных классов
высшей категории
Галяутдинова Илюза Рифовна
2020
.
г
Предмет, класс, автор
учебника
Окружающий мир, 2 класс, А. А. Плешаков «Окружающий мир», Москва
«Просвещение», 2012г.
Тема урока
«Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту.»
Цель
Познакомить с опасностями, которые могут подстерегать дома. Изучить правила
безопасного поведения в быту.
Тип урока
Открытие нового знания
Задачи урока
Образовательные (предметные):
- уметь распознавать опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- уметь объяснять потенциальную опасность бытовых предметов;
- правильно действовать в опасных ситуациях и избегать их;
- знать правила безопасного поведения в быту, ответственно относиться к своему
здоровью.
Развивающие (метапредметные):
Познавательные:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя материал учебника,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
- учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий.
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;
- фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на
уроке, объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для
самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- контролировать и корректировать свое поведение по отношению к одноклассникам в
ходе совместной деятельности.
Воспитательные (личностные):
- формировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное
отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи
соученикам.
- следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
- работать над осознанием ответственности за общее дело.
- понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
- развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в
учебной деятельности.
- следовать установке на здоровый образ жизни и её реализации в реальном поведении.
Методы обучения
Частично-поисковый
Формы организации
познавательной деятельности
Фронтальная, , работа в парах , работа в группе, самостоятельная работа
Средства обучения
– основные: Окружающий мир, 2 класс, А. А. Плешаков «Окружающий мир», Москва
«Просвещение», 2012г.
тетрадь на печатной основе А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2 класс;
– дополнительные: интерактивная доска; презентация; тетрадь;
электронная физкультминутка
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Содержание урока
Универсальные
действия
1.Организацион-
ный момент.
Рефлексия
эмоционального
состояния.
Цель:
- актуализировать
требования к
ученику со
стороны учебной
деятельности;
- создание
условий для
осознанного
нахождения
учащихся в
пространстве
учебной
Организует
эмоциональный
настрой на урок
(слайд 2 )
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите друг на друга,
пожелайте удачи. Скажите про
себя «У меня все получится!»
Садитесь.
Уметь оформлять
свои мысли в устной
форме
(Коммуникативные
УУД).
Уметь определять и
формулировать цель
на уроке с помощью
учителя
(Регулятивные УУД)
Уметь
ориентироваться в
своей системе
знаний; осуществлять
анализ объектов
(Познавательные
УУД).
деятельности на
уроке;
- обеспечение
мотивации и
организации
внимания
2. Проверка
домашнего
задания.
Цель:
- проверить
знания
безопасного
поведения,
полученные на
предыдущих
уроках
Отвечают на вопросы
учителя.
Послушайте
стихотворение
Город, в котором с тобой
мы живём
Можно по праву сравнить
с букварём
Азбукой улиц,
проспектов, дорог
Город даёт нам всё время
урок.
- Как можно назвать иначе
дорожную азбуку? (ПДД)
- Вспомните правила
дорожного движения.
(слайд 3)
- Как называют такие
светофоры? (транспортные)
- Что означают сигналы
светофора? (движение
запрещено, внимание,
движение разрешено)
(слайд 4)
- Как называют такие
светофоры? (пешеходные)
- Что означают сигналы
Уметь оформлять
свои мысли в устной
форме
(Коммуникативные
УУД).
Уметь определять и
формулировать цель
на уроке с помощью
учителя
(Регулятивные УУД)
Уметь
ориентироваться в
своей системе
знаний; осуществлять
анализ объектов
(Познавательные
УУД).
светофора? (стойте, идите)
- Знаете ли вы дорожные
знаки?
(слайды 5 - 6)
(слайд 7)
- Какие правила дорожного
движения нарушили дети?
(играли у проезжей части,
побежали за мячом в
неположенном месте)
(слайд 8)
- Назовите номера тех
пешеходов, которые нарушают
правила дорожного движения.
(1, 2, 4, 7)
Вывод: на улице нас
подстерегают опасности.
3. Актуализация
знаний,
определение
темы, целей
рока
Цель:
-сформулировать
тему и цели
урока
Совместно с учителем
формулируют цель урока.
Создает проблемную
ситуацию.
- Где еще может быть опасно?
(работа в парах) – напишите
слово ДОМ,. Посоветуйтесь
друг с другом и запишите
слова, которые связаны с
вашими ощущениями при
воспоминании о доме (тепло,
уют, добро, родители, семья,
любовь, радость, доверие….)
- Можно ли находясь дома
чувствовать себя в полной
безопасности?
- Определите тему урока.
(Домашние опасности)
Уметь оформлять
свои мысли в устной
форме
(Коммуникативные
УУД).
Уметь определять и
формулировать цель
на уроке с помощью
учителя
(Регулятивные УУД)
Уметь
ориентироваться в
своей системе
знаний; осуществлять
( слайд 9)
- Что узнаем и чему научимся?
(Определим, как правильно
действовать в чрезвычайных
ситуациях, и как их избежать)
Учебник стр. 18
анализ объектов
(Познавательные
УУД).
4.Целеполагание
и построение
проекта выхода
из затруднения.
Цель:
на основе
наблюдений
вывести правила
безопасного
поведения в
быту, обобщение
опыта учащихся,
систематизация
знаний,
классификация
опасных
предметов
Работа в группах.
Решают проблему,
обсуждая в совместной
деятельности, сравнивают,
анализируют,
осуществляют поиск
необходимой информации.
-Осуществляют
самоконтроль и
самооценку своей работы.
Договариваются о том, кто
отвечает.
Организую
ситуацию решения
учебной задачи,
используя систему
вопросов,
позволяющих
сформулировать
правила
безопасности
Значительную часть своей
жизни мы проводим дома.
Чувствуя себя в полной
безопасности мы часто
пренебрегаем самыми
элементарными правилами
предосторожности.
Рассмотрите иллюстрацию.
Учебник стр. 18. Эти
предметы есть в доме у
каждого из нас. Они могут
быть нам полезны,
необходимы и, в то же время,
очень опасны. Работая в
группах мы расскажем о
предметах, сформулируем
правила пользования ими.
Придумайте и нарисуйте
условные запрещающие знаки
для предметов своей группы.
1 группа – электроприборы
2 группа – колющие и
режущие предметы
Уметь оформлять
свои мысли в устной
форме, слушать и
понимать речь других
(Коммуникативные
УУД).
Уметь
ориентироваться в
своей системе
знаний; осуществлять
анализ объектов.
(Познавательные
УУД).
Уметь оформлять
свои мысли в
письменной форме
(Коммуникативные
УУД).
Уметь сравнивать,
анализировать,
обобщать.
(Познавательные
Вывод: Опасность.
Электрические приборы
могут ударить током или
стать причиной пожара.
Требую развернутых
ответов.
3 группа – инструменты
4 группа - лекарства
Проверка (знаки прикрепляют
на доску) (слайд 10)
Электроприборы (1 группа)
(слайд 11)
Опасность. Электрические
приборы могут ударить током
или стать причиной пожара.
Правило 1. Уходя из дома и
даже из комнаты, обязательно
выключай телевизор,
магнитофон, утюг и другие
электроприборы.
Правило 2. Не дотрагивайся до
неисправных
электроприборов. Не чини и не
разбирай их сам.
Правило 3. Ни в коем случае
не подходи к оголенным
проводам и не дотрагивайся до
них.
Правило 4. Помни
электричество не терпит
соседства с водой.
Правило 5. Нельзя трогать
крутящиеся детали домашней
техники.
(слайд 12)
УУД)
Вывод: Опасность. Можно
порезаться, уколоться.
Вывод: Опасность.
Отравление, аллергия.
Колющие и режущие
предметы, инструменты
(2 – 3 группы)
(слайд 13)
Опасность. Можно порезаться,
уколоться.
Правило 1. Старайтесь
работать в присутствии
взрослых или посоветуйтесь с
ними перед работой.
Правило 2. Никогда не
пользуйтесь незнакомыми
инструментами.
Правило 3. Работайте только
острым, хорошо заточенным
инструментом.
Правило 4. Режьте всегда в
направлении от себя.
Правило 5. Не бросайте
острые предметы без
присмотра.
(слайд 14)
Лекарства (4 группа)
(слайд 15)
Опасность. Отравление,
аллергия.
Правило 1. Не бери в руки
незнакомые таблетки,
порошки.
Правило 2. Без разрешения
взрослых не принимай
лекарства.
Правило 3. Витамины могут
быть опасны.
При отравлении нужно
вызвать скорую помощь по
телефону 03.
5. Релаксация
Цель:
Снять усталость
. Выполнение физминутки
для глаз
.
.
(слайд 16)
Установка на
здоровый образ
жизни и её
реализация в жизни.
(Личностные УУД)
6. Продолжение
работы по теме
Самостоятель-
ная работа.
Работа по
учебнику.
Цель:
Формулировка
Читают текст
(учебник стр. 19 – 20)
Прочитайте текст на стр 19 -20
и расскажите, какие еще
опасности могут подстерегать
нас дома.
(слайд 17)
Никогда не вставай на табурет,
стул, не проверив, устойчив ли
он.
Уметь
планировать
своё
действие
в
соответствии
с
поставленной задачей
(Регулятивные УУД).
Уметь
ориентироваться в
правил
обращения с
опасными
предметами в
быту.
Никогда не садитесь на
подоконник, на перила на
балконе, не высовывайтесь из
открытого окна.
Никогда не вставай на табурет,
стул, лестницу на балконе. Это
опасно!
(слайд 18 - 19)
Во-первых, скопившись на
кухне, газ может взорваться.
Во-вторых, им можно
отравиться. Поэтому,
почувствовав запах газа,
соблюдай следующие правила.
Правило 1. Срочно скажи об
этом взрослым.
Правило 2. Надо сразу же
открыть окна и проветрить
квартиру.
Правило 3. Проверь, закрыты
ли краны на плите.
Правило 4. Немедленно
позвони по телефону 04.
Правило 5. Ни в коем случае
не включай свет и не зажигай
спички.
Правило 6. Не бери спички без
спроса.
(слайд 20 – 21)
Опасность. Они ядовиты и
взрывоопасны.
Должны храниться отдельно,
своей системе
знаний; осуществлять
анализ объектов,
умение использовать
полученную
информацию.
(Познавательные
УУД).
Способность
к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
деятельности,
проявление
самостоятельности в
учебной
деятельности
(Личностные УУД).
например, в кладовке, в
недоступных местах для детей.
На этикетках бутылок должна
быть надпись «Опасно»
(слайд 22)
Опасность. Отравление.
Не собирайте и не ешьте
растения, грибы и ягоды,
которые вам неизвестны.
Не употребляйте продукты
(особенно мясные и
молочные), если срок их
годности истек или от них
идет неприятный запах и они,
как вам кажется,
подозрительны.
Не пользуйтесь грязной
посудой.
Мойте руки перед едой всегда,
где бы вы ни были.
(слайд 23) Рассмотри знаки и
определи, к каким правилам
они относятся.
7. Закрепление
изученного.
Работа в
тетрадях.
Задание 1, 2 стр.12.
Проверка: №1
взаимопроверка
№2 на интерактивной
Самостоятельная работа в
тетрадях стр. 12 № 1, № 2
Уметь
ориентироваться
в
своей
системе
знаний; осуществлять
анализ объектов.
доске
(Познавательные
УУД).
Уметь оформлять
свои мысли в устной
форме, слушать и
понимать речь других
(Коммуникативные
УУД
).
Уметь
планировать
своё
действие
в
соответствии
с
поставленной задачей
(Регулятивные УУД)
8.Итог, оценки и
рефлексия
учебной
деятельности на
уроке
Цели:
-зафиксировать
новое
содержание
урока;
-организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности;
дать оценку
Отвечают на вопросы
учителя.
По вопросам
рассказывают, что узнали,
знают, смогли.
Соотносят цель и
результаты.
Организует
фиксирование
содержания.
Организует
рефлексию.
Организует оценку
учебной
деятельности.
(Слайд 24)
Проверьте себя.
В жилом помещении
опасными могут быть…..
К оголенным проводам ….
Принимай лекарства только …
На балконе …
Уходя из дома надо…
Ребята, запомните правила
безопасного поведения в быту.
Дорожите своей жизнью,
берегите себя и своих близких.
В начале урока вы писали
слова, связанные с вашими
ощущениями при
воспоминании о доме. Что
Уметь
оформлять
свои мысли в устной
форме
(Коммуникативные
УУД).
Уметь
оценивать
правильность
выполнения действия
на уровне адекватной
ретроспективной
оценки
(Регулятивные УУД).
Способность
к
самооценке на основе
критерия успешности
учебной
работы класса и
отдельных
учеников.
9. Домашнее
задание
теперь можно еще подписать?
Назовите тему нашего урока.
Какие задачи перед собой
ставили?
Достигнуты ли цели урока?
Что узнали для себя нового,
ценного?
-Молодцы.
(Слайд 25)
Оцените свою работу на уроке.
(рисуют смайлики)
Домашнее задание (слайд 26)
1.
Учебник стр. 18 – 21
читать, ответить на
вопросы.
2.
Тетрадь с. 13 – 14, одно
задание на выбор.
3.
Составить список
опасных предметов
дома.
деятельности
(Личностные УУД).