"Малая родина все равно большая, ведь она единственная".
Автор: Дубовицкая Светлана Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 63 "Катюша" Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: статья Тема: "Малая родина все равно большая, ведь она единственная". Раздел: дошкольное образование
Малая родина все равно большая, ведь она единственная».
« Любовь
к
родному
краю,
к
родной
речи
начинается
с
малого - любви к своей семье, к
своему
жилищу,
к
сво ему
д е т с к о м у
с а д у
Постепенно
расширяясь,
эта
любовь
переходит
в
любовь
к
родной стране, к ее истории, к
прошлому
и
настоящему,
ко
всему человечеству».
Д.С.Лихачев
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном
мире
актуальна
и
сложна.
Идеи
патриотизма
возвышены,
задачи,
сформулированные в различных нормативных и методических источниках,
звучат подчас пафосно. Суть же работы в этом направлении - формирование
эмоционального
стержня,
способного
выдержать
политиче ские,
экономические,
социальные
и
любые
другие
изменения
в
стране
и
не
сломаться.
Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать
в дошкольном детстве - важнейшем периоде становления личности человека,
так как для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и
податливость
педагогического
влияния,
сила
и
глубина
впечатлений.
Поэтому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки,
способы
поведения,
складывающиеся
черты
характера
–
оказываются
особенно
прочными
и
являются
в
полном
смысле
слова
фундаментом
дальнейшего
развития
личности.
Именно
в
это
время
закладываются
нравственные
основы
будущего
гражданина.
Первые
ч у вс т ва
гражданственности и патриотизма. Они доступны дошкольникам. Исходя из
опыта
работы
в
этом
направлении
можно
дать
утвердительный
ответ:
дошкольникам,
особенно
старшего
возраста,
доступно
чувство
любви
к
родному
городу,
родной
природе,
к
своей
Родине.
А
это
и
есть
начало
патриотизм,
который
рождается
в
познании,
а
формируется
в
процессе
целенаправленного воспитания.
Патриотизм
в
современных
условиях-
это,
с
одной
стороны,
преданность
своему
Отечеству,
а
с
другой,-
сохранение
культурной
самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Россия- родина для многих. Но для того чтобы считать себя его
сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и
творчески утвердить себя в ней. Принять русский язык, историю и культуру
страны как свои собственные.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно
и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее
глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке
пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как
в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому
родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души
ребенка, началом продолжающим личность.
Сухомлинский
писал:
«Детство
-
каждодневное
открытие
мира.
Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и
Отечества.
Чтобы
в
детский
ум
и
сердце
входили
красота
настоящего
человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества»
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия
человека, находящегося в рамках конкретной социальной среды. Люди с
момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к
окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего
народа.
Поэтому
базой
формирования
патриотизма
являются
глубинные
чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей
земле, воспринимаемым к качестве родной, естественной и привычной среды
обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле. Все
эти
естественно
развивающиеся
чувства
привязанности
к
отеческим
ц е н н о с т я м
с т а н о в я т с я
п р е д м е т ом
о с м ы с л е н и я
в
п р о ц е с с е
целенаправленного патриотического воспитания.
Мы, педагоги и родители, должны как можно раньше пробудить в
растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у
детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином
общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду,
родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, гордость за
мужество
воинов;
развивать
интерес
к
доступным
ребенку
явлениям
общественной жизни.
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача
чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. И возникает эта сложность
именно в случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые»
показатели проявления любви к Отечеству. Дошкольный же возраст, как
возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для
формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство
патриотизма.
Любовь ребенка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной
окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,
фантазии,
творчеству
–
это
источник
любви
к
Родине.
Понимание
и
чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно
и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя
точно
отражают
специфику
и
суть
работы
педагогического
коллектива
детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Источником
формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в
общественно-полезном
труде
и
гражданская
ответственность
родителей,
близких.
Патриотическое
воспитание-
понятие
емкое.
С
умения
видеть
красоту начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и
родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности.
Руководя
любым
видом
деятельности,
взрослые
могут
влиять
на
чувственную
сферу
ребенка,
его
нравственные
проявления,
суждения,
отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него
начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям,
труду, своим обязанностям.
«Нельзя говорить о воспитании любви к Родине без сообщения детям
определенных
знаний
о
ней.
«Ознакомление
дошкольников
с
родным
городом и краем – это знакомство с историей своего народа, с культурой,
обычаями, традициями. Знание истории своего народа, основных элементов
народной культуры, позволяет сохранить преемственность поколений. Связь
времен и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды. Известно, что
полюбить можно то, что знаешь. Если детям не рассказывать о том, как жили
их предки в древности, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к
своему народу. Поэтому, чтобы воспитать в детях любовь к своему народу,
необходимо дать им знания о том, как жили люди, что их окружало, какие
были у них обычаи, что они ценили. Надо помнить, что дети воспринимают
окружающую
их
действительность
эмоционально
и
чувство
уважения
к
своему народу у него проявляется в восхищении им. Именно это чувство
необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным
городом, краем, страной.
В работе по гражданско-патриотическому воспитанию детей особое
значение
имеет
формирование
у
детей
толерантности,
умение
уважать
мнение других, терпимо относиться к чужим проблемам, умение выражать
несогласие и отстаивать свою точку зрения. При правильном воспитании в
дошкольном
возрасте
развиваются
целостное
восприятие
окружающего
мира,
наглядно-образное
мышление,
творческое
воображение,
непосредственное
эмоциональное
отношение
к
окружающим
людям,
сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода
качества
не
будут
сформированы
надлежащим
образом,
то
восполнять
возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас
невозможным.
« В воспитании все должно основываться на личности воспитателя,
потому что воспитательная сила изливается только из жизненного источника
человеческой
личности.
Никакие
уставы
и
программы,
никакой
искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не
может заменить личности в деле воспитания». Эти слова К.Д. Ушинского в
полной мере относятся к воспитанию интереса, любви и уважения к людям,
родному городу, краю, Родине.
Детский
сад
наряду
с
семьей
является
важнейшим
социальным
институтом воспитания ребенка дошкольного возраста. Воспитание служит
всеобщей
и
необходимой
формой
развития
ребенка,
поэтому
основной
задачей
детского
сада
является
повышение
эффективности
и
качества
образования детей на основе всестороннего воспитания и развития личности
каждого ребенка.
Для
этого
необходимо
создание
благоприятной
образовательно-
воспитательной среды, содействующей разностороннему индивидуальному
развитию и духовно-нравственному становлению личности ребенка.
Список литературы:
1.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной.
(патриотическое воспитание). Конспекты занятий.-М.:УЦ
«Перспектива»,2011-296с.
2.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
действительностью. Младшая группа. Конспекты занятий. - М.:УЦ
«Перспектива» , 2009.-214с.
3.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.: «ТЦ Сфера», 2005,
-192с.
4.Оверчук Т.И. Воспитательная система «Маленькие Россияне». – М.:
«Мозаика-Синтез» 2007.-48с.
5.Пантелеева Н.Г.Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. –
М.: «ТЦ Сфера»,2015. – 128с.(Библиотека воспитателя).
6.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для
педагогов и родителей. - М.: «Мозаика-Синтез», 2008 – 64с.
7.Чебан А.Я.,Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой.
– М: «ТЦ Сфера»,2012.-128с. – (Библиотека воспитателя)