Автор: Хомиченко Людмила Семеновна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Копьевская СОШ"
Населённый пункт: п. Копьево, Орджоникидзевский район, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество как способ формирования метапредметных компетенций у молодого педагога
Раздел: полное образование
Наставничество как способ формирования
метапредметных компетенций молодых педагогов.
С сентября 2021 года вступили в силу стандарты третьего поколения. Первые
были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными
стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Во главу ставился набор
информации, обязательной для изучения. Второе поколение ФГОС действовало с
2009 до 2020 года. Акцент в нём был сделан на развитие универсальных учебных
умений,
то
есть
способности
самостоятельно
добывать
информацию
с
использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделялось
проектной и внеурочной деятельности. Предполагалось, что обучающиеся по
федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон,
быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Главное отличие
стандартов третьего поколения от предыдущих в том, что акцент сделан на soft
skills, подробно указаны перечни предметных и метапредметных результатов. Здесь
нужно упомянуть, что деление навыков в зарубежной педагогической литературе на
hard
skills
и soft
skills
по своей сути параллельно отечественным понятиям
предметные и матапредметные компетенции. Если советская школа учила детей
именно hard skills, то есть классическим, академическим, предметным знаниям, то
школа современная все больше склоняется к формированию и развитию у учеников
навыков soft, которые предполагают гибкие навыки: организовывать командную
работу, вести переговоры, договариваться, креативность, способность учиться и
адаптироваться к изменениям. Самый ключевой навык среди перечисленных - это
адаптация в быстро меняющемся современном мире. Ведь академические знания
могут устаревать, но умение пользоваться информацией, выживать в сложных
ситуациях, быть гибким – то, что может помочь человеку быть самодостаточным,
успешным и востребованным.
Необходимость подобного перехода обоснована тем, что рыночная
экономика требует появления новых специалистов, обладающих такими качествами,
как активность, креативность, умение работать с людьми, самостоятельность,
мобильность, обучаемость, конкурентоспособность. Изменившиеся условия в
обществе, введение новых стандартов в школьном образовании требуют появления
качественно нового педагога, способного так организовать учебный процесс, чтобы
направить
обучающихся
на
достижение
метапредметных
результатов
в
соответствии
требованиям ФГОС.
Учитель должен уйти от привычной и
устоявшейся системы передачи знаний и развивать у школьников интерес к учебе,
самообучение, нацеливать на достижение конечного результата. Значит, педагогу
необходимо в себе развивать меткомпетенции, чтобы стать идеальным сотрудником
будущего и всегда быть востребованным в сфере образования.
Есть много определений понятия компетенция и множество типологий и
способов разделения компетенций по группам. Общим для всех определений
компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной
способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность
знаний,
умений
и
навыков,
необходимых
для
осуществления
конкретной
профессиональной
деятельности. У человека есть социальные компетенции, то есть
навыки общения: как с помощью слов, так и с помощью жестов, языка тела. Он
обладает когнитивными или познавательными компетенциями, что позволяет
работать с информацией, осуществлять ее поиск, обработку и делать выводы на
основе полученных знаний. Функциональные компетенции необходимы для
конкретной должности, которые условно можно приравнять к hard skills. А на стыке
всех вышеуказанных видов компетентностей формируются метакомпетенции,
которые не зависят от конкретной должности и необходимы в самых разных
профессиях.
Имея
внушительный
педагогический
стаж
работы,
постоянно
работая
наставником молодых специалистов, вижу, что молодые педагоги не готовы
работать в новых условиях, не соответствуют новым требованиям и подходам в
системе образования. Многие уходят из профессии, так и не успев адаптироваться к
ней. Справедливости ради надо отметить, что многие педагоги с большим стажем
тоже работают неэффективно, особенно в команде. На мой взгляд, это связано не
только с неразвитыми метанавыками, но и тем, что поглощенные повседневной
работой люди, не замечая перемен, нередко попадают в плен шаблонов,
стереотипов, которыми пользовались в прошлом и не понимают, что они
неэффективны в новых, быстро меняющихся условиях. Специалисты отмечают, что
такое явление обусловлено тем, что мы пытаемся выполнять работу при помощи
вчерашних инструментов, технологий и методов. Таким образом, возникает вопрос:
может ли учитель с неразвитыми метанавыками в полной мере способствовать
реализации стандартов третьего поколения?
Какими метанавыками должен обладать сегодня профессиональный работник,
в том числе и учитель?
В специальной литературе они описаны достаточно
подробно. Это эмоциональная компетентность, которая заключается в умении
контролировать
свое
эмоциональное
состояние,
тактично
относиться
к
окружающим.
Умение
работать
в
команде,
выстраивать
эффективную
коммуникацию в разнообразных группах, осознавать собственные возможности в
решении групповой задачи, но в то же время понимать ценность самого коллектива,
уважать точку зрения другого человека. Творческие способности, то есть
использовать творческий подход в решении задач, способность создавать что-то
новое. Иметь критическое мышление, умение ставить под сомнение поступающую
информацию, включая собственные убеждения. Гибкое сознание, способность
учиться в течение всей жизни, умение адаптироваться в новой ситуации.
Способность
к
самостоятельному
принятию
решений,
которая
помогает
планировать
собственную
деятельность,
прогнозировать
последовательность
событий, быстро принимать решения. И способность к рефлексии. Метанавыки
позволяют современному педагогу управлять своими базовыми компетенциями в
условиях
непредвиденных
обстоятельств.
Они
не
имеют
отношения
к
узкопрофессиональной
специализации
(учитель
обществознания,
физики)
и
позволяют
педагогу
адаптировать
имеющиеся
у
него
знания
к
новым
обстоятельствам, целям и задачам.
Для развития метанавыков у педагогов необходимы и инновационные
подходы к их обучению, в том числе через эффективное наставничество. Как
организовать
такое
наставничество
в
образовательной
организации?
М.А.
Герасимова,
кандидат
педагогических
наук,
разработала
методические
рекомендации
по
организации
наставнической
деятельности
с
молодыми
специалистами и, на мой взгляд, они соответствуют требованиям меняющего
современного мира.
Очень важен первый шаг во взаимодействии педагога -
наставника и
молодого учителя. Главное, грамотно коммуницировать и не допустить перегибов.
Не допускать пренебрежительного, неуважительного отношения к наставляемому,
выстраивать взаимодействие «на равных», работать в постоянном контакте.
Начинать работу с подопечным надо с постановки цели, используя
SMART –
метод, направленный на достижение конкретности, измеримости, достижимости,
важности и определенности по срокам. Отрабатываем с молодым учителем
ключевые вопросы метода: что именно мы хотим сделать; какие результаты будут
признаком эффективности нашей работы; сможем ли мы это сделать, учитывая все
факторы; как мы можем это применить; сколько времени нам необходимо? На этапе
постановки целей целесообразно провести диагностику уровня сформированности
предметных и метапредметных компетентностей у молодого специалиста для
выбора
способов и средств эффективной коммуникации. Очень удачная,
рациональная, на мой взгляд, форма обучения в наставничестве TSD(Tell - Show –
Do или «Расскажи – покажи – сделай»). Как это работает? Сущность заключается в
том,
что
молодой
специалист
в
обучении
под
наблюдением
наставника
самостоятельно решает задачи и достигает поставленных целей. Такой подход
усиливает эффект усвоения знаний и создает благоприятные условия для овладения
метанавыками. На первом этапе «Расскажи» наставник подробно излагает материал
о средствах и способах действий, указывает четкий алгоритм действия, проверяет,
насколько подопечный понял через уточняющие вопросы. В режиме диалога
побуждает к обсуждению и решению смежных вопросов и проблем. Это не занимает
много времени, но общение получается содержательным и полезным для сторон. На
втором этапе «Покажи» наставник демонстрирует различные варианты способа
выполнения действия на примере показа и описания лучших приемов и образцов.
Обращает внимание на важные детали, ставит вопросы на визуальную оценку
наставника, рассматривает варианты адаптации предложенных образов и примеров
к изменениям ситуации. На этом этапе есть возможность использовать листы
наблюдения, фото и видеозаписей. На следующем этапе «Сделай» наставник
стимулирует подопечного к самостоятельной деятельности, дает задания и
упражнения согласно зоне актуального развития, создает ситуации успеха,
привлекает наставляемого к совместному анализу результатов работы.
Форма TSD
обучения универсальна при обучении во всех направлениях
образовательной деятельности школы: документация, методическое обеспечение
урока,
воспитательная
работа,
охрана
труда,
внеурочная
деятельность…
Продемонстрирую это на конкретном примере. Молодой специалист испытывает
затруднения при планировании урока. Кстати, это типичное и распространенное
явление. На этапе «расскажи» я начинаю с молодым педагогом
изучение
структуры современного урока поэтапно, малыми дозами. Например, разбираем
содержание организационного этапа, постановка цели и задач урока и мотивация
учебной деятельности учащихся и этап актуализация знаний. Это первые 10-12
минут урока. На этапе «покажи» я приглашаю его на свой урок, на его начало в
разные классы и показываю, как я начинаю урок: приемы, формы, какие то
фишки…На этапе «сделай» я иду на начало урока к учителю, он демонстрирует
теперь свои действия. И так многократно и последовательно, пока молодой педагог
не сформировал умение, компетенцию по планированию учебного занятия. Такая
система работает и, например, в отношении школьной документации. Сначала
расскажу о едином орфографическом режиме в школе, опираясь на Положение,
потом покажу, как я это делаю: журнал класса, ЭУПа, оформление записей в
тетради, а затем прошу сделать то же самое педагогу. Конечно же, использование
средств контроля и самоконтроля осуществляемой деятельности обязательно.
Такой формат взаимодействия наставник – подопечный достаточно рациональный.
Для меня важно не отвратить молодого педагога от профессии, не загружать его
излишней документацией, как то дневник наставляемого, отчеты наставляемого,
карта затруднений наставляемого и т. д и т.п., которые, как правило, носят
зачастую формальный характер.
И эта схема хорошо
работает в отношении
молодых специалистов. Все мои подопечные остались верны профессии учитель,
они успешны, у них есть результаты, все имеют первую категорию. Сегодня я
продолжаю свою работу наставника, в школу пришел молодой учитель истории и
обществознания.
При такой системе обучения имеет большое значение личность наставника.
Наставник должен обладать метакомпетенциями: быть гибким, способным
мыслить нестандартно, глубоко, иметь социальный интеллект, сотрудничать в
виртуальном пространстве, уметь работать в команде.
Таким
образом,
школе
нужен
новый
педагог,
с
развитыми
метакомпетенциями, ведь учитель – это ключевая фигура в школе, он формирует
будущее страны. И мы, наставники, призваны решать эту непростую задачу.