Напоминание

Наставничество как способ формирования метапредметных компетенций у молодого педагога


Автор: Хомиченко Людмила Семеновна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Копьевская СОШ"
Населённый пункт: п. Копьево, Орджоникидзевский район, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Наставничество как способ формирования метапредметных компетенций у молодого педагога
Раздел: полное образование





Назад




Наставничество как способ формирования

метапредметных компетенций молодых педагогов.

С сентября 2021 года вступили в силу стандарты третьего поколения. Первые

были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными

стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Во главу ставился набор

информации, обязательной для изучения. Второе поколение ФГОС действовало с

2009 до 2020 года. Акцент в нём был сделан на развитие универсальных учебных

умений,

то

есть

способности

самостоятельно

добывать

информацию

с

использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделялось

проектной и внеурочной деятельности. Предполагалось, что обучающиеся по

федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон,

быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Главное отличие

стандартов третьего поколения от предыдущих в том, что акцент сделан на soft

skills, подробно указаны перечни предметных и метапредметных результатов. Здесь

нужно упомянуть, что деление навыков в зарубежной педагогической литературе на

hard

skills

и soft

skills

по своей сути параллельно отечественным понятиям

предметные и матапредметные компетенции. Если советская школа учила детей

именно hard skills, то есть классическим, академическим, предметным знаниям, то

школа современная все больше склоняется к формированию и развитию у учеников

навыков soft, которые предполагают гибкие навыки: организовывать командную

работу, вести переговоры, договариваться, креативность, способность учиться и

адаптироваться к изменениям. Самый ключевой навык среди перечисленных - это

адаптация в быстро меняющемся современном мире. Ведь академические знания

могут устаревать, но умение пользоваться информацией, выживать в сложных

ситуациях, быть гибким – то, что может помочь человеку быть самодостаточным,

успешным и востребованным.

Необходимость подобного перехода обоснована тем, что рыночная

экономика требует появления новых специалистов, обладающих такими качествами,

как активность, креативность, умение работать с людьми, самостоятельность,

мобильность, обучаемость, конкурентоспособность. Изменившиеся условия в

обществе, введение новых стандартов в школьном образовании требуют появления

качественно нового педагога, способного так организовать учебный процесс, чтобы

направить

обучающихся

на

достижение

метапредметных

результатов

в

соответствии

требованиям ФГОС.

Учитель должен уйти от привычной и

устоявшейся системы передачи знаний и развивать у школьников интерес к учебе,

самообучение, нацеливать на достижение конечного результата. Значит, педагогу

необходимо в себе развивать меткомпетенции, чтобы стать идеальным сотрудником

будущего и всегда быть востребованным в сфере образования.

Есть много определений понятия компетенция и множество типологий и

способов разделения компетенций по группам. Общим для всех определений

компетенции является понимание ее как свойства личности, потенциальной

способности индивида справляться с различными задачами, как совокупность

знаний,

умений

и

навыков,

необходимых

для

осуществления

конкретной

профессиональной

деятельности. У человека есть социальные компетенции, то есть

навыки общения: как с помощью слов, так и с помощью жестов, языка тела. Он

обладает когнитивными или познавательными компетенциями, что позволяет

работать с информацией, осуществлять ее поиск, обработку и делать выводы на

основе полученных знаний. Функциональные компетенции необходимы для

конкретной должности, которые условно можно приравнять к hard skills. А на стыке

всех вышеуказанных видов компетентностей формируются метакомпетенции,

которые не зависят от конкретной должности и необходимы в самых разных

профессиях.

Имея

внушительный

педагогический

стаж

работы,

постоянно

работая

наставником молодых специалистов, вижу, что молодые педагоги не готовы

работать в новых условиях, не соответствуют новым требованиям и подходам в

системе образования. Многие уходят из профессии, так и не успев адаптироваться к

ней. Справедливости ради надо отметить, что многие педагоги с большим стажем

тоже работают неэффективно, особенно в команде. На мой взгляд, это связано не

только с неразвитыми метанавыками, но и тем, что поглощенные повседневной

работой люди, не замечая перемен, нередко попадают в плен шаблонов,

стереотипов, которыми пользовались в прошлом и не понимают, что они

неэффективны в новых, быстро меняющихся условиях. Специалисты отмечают, что

такое явление обусловлено тем, что мы пытаемся выполнять работу при помощи

вчерашних инструментов, технологий и методов. Таким образом, возникает вопрос:

может ли учитель с неразвитыми метанавыками в полной мере способствовать

реализации стандартов третьего поколения?

Какими метанавыками должен обладать сегодня профессиональный работник,

в том числе и учитель?

В специальной литературе они описаны достаточно

подробно. Это эмоциональная компетентность, которая заключается в умении

контролировать

свое

эмоциональное

состояние,

тактично

относиться

к

окружающим.

Умение

работать

в

команде,

выстраивать

эффективную

коммуникацию в разнообразных группах, осознавать собственные возможности в

решении групповой задачи, но в то же время понимать ценность самого коллектива,

уважать точку зрения другого человека. Творческие способности, то есть

использовать творческий подход в решении задач, способность создавать что-то

новое. Иметь критическое мышление, умение ставить под сомнение поступающую

информацию, включая собственные убеждения. Гибкое сознание, способность

учиться в течение всей жизни, умение адаптироваться в новой ситуации.

Способность

к

самостоятельному

принятию

решений,

которая

помогает

планировать

собственную

деятельность,

прогнозировать

последовательность

событий, быстро принимать решения. И способность к рефлексии. Метанавыки

позволяют современному педагогу управлять своими базовыми компетенциями в

условиях

непредвиденных

обстоятельств.

Они

не

имеют

отношения

к

узкопрофессиональной

специализации

(учитель

обществознания,

физики)

и

позволяют

педагогу

адаптировать

имеющиеся

у

него

знания

к

новым

обстоятельствам, целям и задачам.

Для развития метанавыков у педагогов необходимы и инновационные

подходы к их обучению, в том числе через эффективное наставничество. Как

организовать

такое

наставничество

в

образовательной

организации?

М.А.

Герасимова,

кандидат

педагогических

наук,

разработала

методические

рекомендации

по

организации

наставнической

деятельности

с

молодыми

специалистами и, на мой взгляд, они соответствуют требованиям меняющего

современного мира.

Очень важен первый шаг во взаимодействии педагога -

наставника и

молодого учителя. Главное, грамотно коммуницировать и не допустить перегибов.

Не допускать пренебрежительного, неуважительного отношения к наставляемому,

выстраивать взаимодействие «на равных», работать в постоянном контакте.

Начинать работу с подопечным надо с постановки цели, используя

SMART –

метод, направленный на достижение конкретности, измеримости, достижимости,

важности и определенности по срокам. Отрабатываем с молодым учителем

ключевые вопросы метода: что именно мы хотим сделать; какие результаты будут

признаком эффективности нашей работы; сможем ли мы это сделать, учитывая все

факторы; как мы можем это применить; сколько времени нам необходимо? На этапе

постановки целей целесообразно провести диагностику уровня сформированности

предметных и метапредметных компетентностей у молодого специалиста для

выбора

способов и средств эффективной коммуникации. Очень удачная,

рациональная, на мой взгляд, форма обучения в наставничестве TSD(Tell - Show –

Do или «Расскажи – покажи – сделай»). Как это работает? Сущность заключается в

том,

что

молодой

специалист

в

обучении

под

наблюдением

наставника

самостоятельно решает задачи и достигает поставленных целей. Такой подход

усиливает эффект усвоения знаний и создает благоприятные условия для овладения

метанавыками. На первом этапе «Расскажи» наставник подробно излагает материал

о средствах и способах действий, указывает четкий алгоритм действия, проверяет,

насколько подопечный понял через уточняющие вопросы. В режиме диалога

побуждает к обсуждению и решению смежных вопросов и проблем. Это не занимает

много времени, но общение получается содержательным и полезным для сторон. На

втором этапе «Покажи» наставник демонстрирует различные варианты способа

выполнения действия на примере показа и описания лучших приемов и образцов.

Обращает внимание на важные детали, ставит вопросы на визуальную оценку

наставника, рассматривает варианты адаптации предложенных образов и примеров

к изменениям ситуации. На этом этапе есть возможность использовать листы

наблюдения, фото и видеозаписей. На следующем этапе «Сделай» наставник

стимулирует подопечного к самостоятельной деятельности, дает задания и

упражнения согласно зоне актуального развития, создает ситуации успеха,

привлекает наставляемого к совместному анализу результатов работы.

Форма TSD

обучения универсальна при обучении во всех направлениях

образовательной деятельности школы: документация, методическое обеспечение

урока,

воспитательная

работа,

охрана

труда,

внеурочная

деятельность…

Продемонстрирую это на конкретном примере. Молодой специалист испытывает

затруднения при планировании урока. Кстати, это типичное и распространенное

явление. На этапе «расскажи» я начинаю с молодым педагогом

изучение

структуры современного урока поэтапно, малыми дозами. Например, разбираем

содержание организационного этапа, постановка цели и задач урока и мотивация

учебной деятельности учащихся и этап актуализация знаний. Это первые 10-12

минут урока. На этапе «покажи» я приглашаю его на свой урок, на его начало в

разные классы и показываю, как я начинаю урок: приемы, формы, какие то

фишки…На этапе «сделай» я иду на начало урока к учителю, он демонстрирует

теперь свои действия. И так многократно и последовательно, пока молодой педагог

не сформировал умение, компетенцию по планированию учебного занятия. Такая

система работает и, например, в отношении школьной документации. Сначала

расскажу о едином орфографическом режиме в школе, опираясь на Положение,

потом покажу, как я это делаю: журнал класса, ЭУПа, оформление записей в

тетради, а затем прошу сделать то же самое педагогу. Конечно же, использование

средств контроля и самоконтроля осуществляемой деятельности обязательно.

Такой формат взаимодействия наставник – подопечный достаточно рациональный.

Для меня важно не отвратить молодого педагога от профессии, не загружать его

излишней документацией, как то дневник наставляемого, отчеты наставляемого,

карта затруднений наставляемого и т. д и т.п., которые, как правило, носят

зачастую формальный характер.

И эта схема хорошо

работает в отношении

молодых специалистов. Все мои подопечные остались верны профессии учитель,

они успешны, у них есть результаты, все имеют первую категорию. Сегодня я

продолжаю свою работу наставника, в школу пришел молодой учитель истории и

обществознания.

При такой системе обучения имеет большое значение личность наставника.

Наставник должен обладать метакомпетенциями: быть гибким, способным

мыслить нестандартно, глубоко, иметь социальный интеллект, сотрудничать в

виртуальном пространстве, уметь работать в команде.

Таким

образом,

школе

нужен

новый

педагог,

с

развитыми

метакомпетенциями, ведь учитель – это ключевая фигура в школе, он формирует

будущее страны. И мы, наставники, призваны решать эту непростую задачу.



В раздел образования