Автор: Хомиченко Людмила Семеновна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Копьевская СОШ"
Населённый пункт: п. Копьево, Орджоникидзевский район, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Способы формирования метапредметных результатов на уроках обществознания в старших классах.
Раздел: полное образование
Способы формирования метапредметных результатов на уроках
обществознания в старших классах.
Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показывает положительную
динамику
2018-2019
2019-2020
2020-2021
2021-2022
61.2
61
67,2
76,3
Растет число и высокобальников: от 79 баллов до 97.
Что способствует повышению результативности у выпускников 11 классов?
Анализ показывает, что успешность напрямую зависит от сформированных
предметных результатов – это и понятно. И конечно, положительная
динамика и высокие результаты свидетельствуют о сформированных
метапредметных результатах выпускников. Какая связь между результатами
ЕГЭ и метапредметными результатами? Много учителей делают акцент на
предметной
компетенции
(основной
упор
делается
на
формирование
предметных знаний, умений и навыков), я не была исключением.
В этом
случае ученик становится обучаемым и теряет свою позицию субъектности в
образовательном
процессе.
Процесс
обучения
зачастую
сводится
к традиционному фронтальному методу работы на уроке из-за ориентации
итоговых экзаменов на предметный результат. Сегодня для меня становится
очевидным,
что
высокие
результаты
–
это
как
раз
результат
сформированных
метанавыков.
Практика
показывает
именно
метакомпетенции являются гарантом умения использования предметных
знаний. Учащиеся научены грамотно коммуницировать, ставить перед собой
цели и задачи и достигать их, планировать свою деятельность, уметь
работать в команде, проявлять лидерские качества. Но самым главным
является умение продуктивно работать в огромном количестве информации,
которую нам представила глобализация. Поставив перед собой высокие
образовательные
цели,
учащиеся
организуют
свою
деятельность
на
достижение
результата
и
совершенствуют
метанавыки,
которые
способствуют решению не только учебных задач, но проблем в разных
жизненных ситуациях. Выпускники становятся мобильными, гибкими, знают
образовательные платформы, сообщества в сетях, повышается их внутренняя
мотивация, способность самостоятельно организовать подготовку…
Учитель владеет разными способами развития метапредметных компетенций.
Это:
-
активное
внедрение
проектной
и
исследовательской
деятельности
деятельности;
- ориентация на проблемный характер обучения;
- повышение внутренней мотивации обучающихся;
- внедрение новых методик в дидактическую практику, ориентированных
на надпредметность;
- внедрение рефлексивно-деятельностного подхода.
Остановлюсь на том, как новые методики формируют метапредметные
результаты.
Как это работает я покажу на примере двух уроков с использованием метода
фокусного и динамичного обучения (Bite-size learning).
Истоки этого метода уходят в исследования работы человеческого мозга.
Ученые и психологи уже давно выяснили, что наиболее эффективно
информация усваивается в первые 20 минут, а максимальный уровень
концентрации приходится на первые 5-8. Соответственно в диапозоне в 40-
120 минут (2 совмещенных урока) внимание снижается. Метод Bite-size
learning
один из наиболее удачных подходов, решающих проблему
рассеянного внимания учеников. При учебе «малыми порциями» создаются
модули длиной до 15-20 минут с использованием различных инструментов
(видео, игры, практика…тесты на решение задач, приведение примеров,
допускается некая «лирическая страничка» (по теме)). Минут пять мозг как
бы отдыхает, а затем снова можно приступать к разъяснениям с постепенным
снижением сложности материала.
Урок «Гражданское право», 10 класс, обществознание, базовый уровень.
1. Учащиеся получили домашнее задание по данному параграфу на
предыдущем уроке: прочитать. Содержание не является для них новым, так
как тема изучалась в 9 классе (опережающее домашнее задание).
2. Урок начинается с выявления дидактических целей урока: что должны
усвоить и разобрать, уточнить
на уроке. Учащиеся, опираясь на текст
параграфа, дают ответ.
3. Учитель 20 минут, опираясь на презентацию, систематизирует знания
учащихся
по
теме:
понятия
«гражданское
право»
«гражданские
правоотношения»,
субъекты,
объекты,
содержание
ГП,
право
интеллектуальной собственности и наследование.
4. Практическая работа – 5 минут. Работа в группах. Группа получает
задание по «Вопросы для самопроверки». Работа с текстом параграфа: найти
ответ, сформулировать и выступить перед классом.
5. Защита ответов – 15 минут. Группы в ходе защиты получают из класса
вопросы на понимание «Правильно ли я понял ….»
6.
Начинается
второй
урок
с
практических
заданий
по
вопросам
«Наследование».
Задание
индивидуально
решает
каждый
ученик
самостоятельно.
7. Проверка фронтальная. Разбор задания, выявление ошибок, подходы к
решению заданий.
8. Учащиеся подустали, внимание рассеянное. Смотрят видеофильм по
интеллектуальной собственности. После просмотра закрепляем, что это
такое.
9. В конце урока тестовые задания по теме для тренировки, обратной связи,
закрепления… Решают в парах, обсуждают. Используют для решения текст
параграфа, записи в тетрадях.
10. Самопроверка. Анализ ошибок. Оценка в журнал выставляется по
желанию, это не контрольный тест.
11. Домашнее задание дифференцированное и опережающее.
Это один из вариантов проведения уроков в старших классах и, как
показывает
практика,
удачных
для
формирования
метапредметных
результатов. Какие навыки формировались (выделены в списке на слайде)?