Напоминание

Способы формирования метапредметных результатов на уроках обществознания в старших классах.


Автор: Хомиченко Людмила Семеновна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Копьевская СОШ"
Населённый пункт: п. Копьево, Орджоникидзевский район, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Способы формирования метапредметных результатов на уроках обществознания в старших классах.
Раздел: полное образование





Назад




Способы формирования метапредметных результатов на уроках

обществознания в старших классах.

Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию показывает положительную

динамику

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

61.2

61

67,2

76,3

Растет число и высокобальников: от 79 баллов до 97.

Что способствует повышению результативности у выпускников 11 классов?

Анализ показывает, что успешность напрямую зависит от сформированных

предметных результатов – это и понятно. И конечно, положительная

динамика и высокие результаты свидетельствуют о сформированных

метапредметных результатах выпускников. Какая связь между результатами

ЕГЭ и метапредметными результатами? Много учителей делают акцент на

предметной

компетенции

(основной

упор

делается

на

формирование

предметных знаний, умений и навыков), я не была исключением.

В этом

случае ученик становится обучаемым и теряет свою позицию субъектности в

образовательном

процессе.

Процесс

обучения

зачастую

сводится

к традиционному фронтальному методу работы на уроке из-за ориентации

итоговых экзаменов на предметный результат. Сегодня для меня становится

очевидным,

что

высокие

результаты

это

как

раз

результат

сформированных

метанавыков.

Практика

показывает

именно

метакомпетенции являются гарантом умения использования предметных

знаний. Учащиеся научены грамотно коммуницировать, ставить перед собой

цели и задачи и достигать их, планировать свою деятельность, уметь

работать в команде, проявлять лидерские качества. Но самым главным

является умение продуктивно работать в огромном количестве информации,

которую нам представила глобализация. Поставив перед собой высокие

образовательные

цели,

учащиеся

организуют

свою

деятельность

на

достижение

результата

и

совершенствуют

метанавыки,

которые

способствуют решению не только учебных задач, но проблем в разных

жизненных ситуациях. Выпускники становятся мобильными, гибкими, знают

образовательные платформы, сообщества в сетях, повышается их внутренняя

мотивация, способность самостоятельно организовать подготовку…

Учитель владеет разными способами развития метапредметных компетенций.

Это:

-

активное

внедрение

проектной

и

исследовательской

деятельности

деятельности;

- ориентация на проблемный характер обучения;

- повышение внутренней мотивации обучающихся;

- внедрение новых методик в дидактическую практику, ориентированных

на надпредметность;

- внедрение рефлексивно-деятельностного подхода.

Остановлюсь на том, как новые методики формируют метапредметные

результаты.

Как это работает я покажу на примере двух уроков с использованием метода

фокусного и динамичного обучения (Bite-size learning).

Истоки этого метода уходят в исследования работы человеческого мозга.

Ученые и психологи уже давно выяснили, что наиболее эффективно

информация усваивается в первые 20 минут, а максимальный уровень

концентрации приходится на первые 5-8. Соответственно в диапозоне в 40-

120 минут (2 совмещенных урока) внимание снижается. Метод Bite-size

learning

один из наиболее удачных подходов, решающих проблему

рассеянного внимания учеников. При учебе «малыми порциями» создаются

модули длиной до 15-20 минут с использованием различных инструментов

(видео, игры, практика…тесты на решение задач, приведение примеров,

допускается некая «лирическая страничка» (по теме)). Минут пять мозг как

бы отдыхает, а затем снова можно приступать к разъяснениям с постепенным

снижением сложности материала.

Урок «Гражданское право», 10 класс, обществознание, базовый уровень.

1. Учащиеся получили домашнее задание по данному параграфу на

предыдущем уроке: прочитать. Содержание не является для них новым, так

как тема изучалась в 9 классе (опережающее домашнее задание).

2. Урок начинается с выявления дидактических целей урока: что должны

усвоить и разобрать, уточнить

на уроке. Учащиеся, опираясь на текст

параграфа, дают ответ.

3. Учитель 20 минут, опираясь на презентацию, систематизирует знания

учащихся

по

теме:

понятия

«гражданское

право»

«гражданские

правоотношения»,

субъекты,

объекты,

содержание

ГП,

право

интеллектуальной собственности и наследование.

4. Практическая работа – 5 минут. Работа в группах. Группа получает

задание по «Вопросы для самопроверки». Работа с текстом параграфа: найти

ответ, сформулировать и выступить перед классом.

5. Защита ответов – 15 минут. Группы в ходе защиты получают из класса

вопросы на понимание «Правильно ли я понял ….»

6.

Начинается

второй

урок

с

практических

заданий

по

вопросам

«Наследование».

Задание

индивидуально

решает

каждый

ученик

самостоятельно.

7. Проверка фронтальная. Разбор задания, выявление ошибок, подходы к

решению заданий.

8. Учащиеся подустали, внимание рассеянное. Смотрят видеофильм по

интеллектуальной собственности. После просмотра закрепляем, что это

такое.

9. В конце урока тестовые задания по теме для тренировки, обратной связи,

закрепления… Решают в парах, обсуждают. Используют для решения текст

параграфа, записи в тетрадях.

10. Самопроверка. Анализ ошибок. Оценка в журнал выставляется по

желанию, это не контрольный тест.

11. Домашнее задание дифференцированное и опережающее.

Это один из вариантов проведения уроков в старших классах и, как

показывает

практика,

удачных

для

формирования

метапредметных

результатов. Какие навыки формировались (выделены в списке на слайде)?



В раздел образования