Напоминание

Эволюция профориентационной системы в отечественной педагогике.


Автор: Богданова Анастасия Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: АмГУ
Населённый пункт: г. Благовещенск, с. Чигири, Амурская область
Наименование материала: Статья
Тема: Эволюция профориентационной системы в отечественной педагогике.
Раздел: полное образование





Назад




ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Актуальность проблемы профориентации как общественной

задачи проявляется в необходимости преодоления противоречия между

объективно существующими потребностями общества в сбалансированной

структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными

профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему

назначению система профориентации должна оказать существенное влияние

на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути

молодежью, адаптацию ее к профессии. В современную систему образования

были введены концепции модернизации, профилизации, которые

способствуют улучшению работы по профессиональной ориентации

учащихся.

Зарождение профессионального образования произошло еще во

времена Киевской Руси вместе с появлением такой формы

профессионального обучения, как ремесленное ученичество, в котором шла

передачи знаний и умений от мастера к ученику, а позже — группе учеников.

Однако по мере развития экономики росла потребность в

обучении все больших масс населения, что потребовало создания

определенной методики и структуры обучения. Так появились монастырские

школы, а чуть позже, в 1687 году, первое в России всесословное высшее

учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Ее выпускники

годились на воинскую, медицинскую, церковную и гражданскую службы.

Становление профессионального образования пришлось на

времена Петра I, при котором в России появились светские

профессиональные учебные заведения, например, Школа математических и

навигационных наук, открытая в 1701. Появились первые медицинские

учебные заведения.

При Петре I образование стало приобретать системность и

упорядоченность, а также появились основы для зарождения системы

непрерывного профессионального образования.

Позже началось развитие и художественных специальностей. Так, при

императрице Анне Иоанновне в 1738 году была открыта первая в России

танцевальная школа.

В 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова был открыт первый

классический российский университет, который был основан в составе трех

факультетов — философского, юридического, медицинского, — и десяти

кафедр.

При Екатерине II в 1764 году появилось первое в России женское

учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране

В годы Великой Отечественной войны были совершены неправильные

действия по отношению к средним специальным учебным заведениям.

Сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со

средним техническим образованием обусловили в названное время острый

недостаток инженерных кадров. Существенно изменились размещение и

специализация школ и училищ трудовых резервов. Особенно быстро

расширялась сеть училищ, школ, техникумов, выпускавших кадры для

оборонной промышленности.

В системе государственных трудовых резервов в годы войны было

создано несколько новых типов учебных заведений: специальные

ремесленные училища для детей 12-13 лет, оставшихся без родителей и

имевших образование в объеме четырех классов начальной школы. За четыре

года обучения в специальном ремесленном училище они получали общее

семилетнее образование и производственную квалификацию четвертого-

пятого разрядов по избранной специальности.

Для подготовки специалистов сельского хозяйства были открыты 33

ремесленных училища и 45 школ ФЗО механизации сельского хозяйства.

Было открыто 22 индустриальных техникума. В 1944-1945 годы по каждой из

56 специальностей обучалось от 25 до 100 тыс. человек на весь Советский

Союз.

Если обратиться к конкретным недостаткам в работе школ и училищ

трудовых резервов, то наиболее серьезными из них являлись следующие:

1) слишком большое число профессий и специальностей, по которым

подготавливались молодые рабочие, чрезмерная дробность специальностей;

ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО в 1945 году

подготавливали кадры по 800 профессиям и специальностям (слесарей,

например, по 114 узким специальностям); дробность и многочисленность

специальностей сильно затрудняла работу школ и училищ трудовых

резервов, не позволяла концентрировать внимание руководства на

подготовке квалифицированных кадров по ведущим, основным профессиям

и специальностям;

2) неустойчивость сети учебных заведений, отсутствие борьбы за

укрепление уже созданных ремесленных училищ и школ ФЗО (только за

первое полугодие 1945 года было закрыто 49 таких заведений);

неустойчивость профиля отдельных училищ и школ, заключавшаяся в частой

смене перечня специальностей, по которым подготавливали кадры в училище

или школе;

3) неудовлетворительное обеспечение производственного обучения во

многих школах и училищах трудовых резервов: плохое оснащение учебных

мастерских станочным оборудованием (на 80 тыс. учащихся-токарей в 1944

году было, например, лишь 10 тыс. токарных станков, при таком совершенно

недостаточном станочном оборудовании студенты часто обучались

специальности «вприглядку», так как к одному станку прикреплялось от 7 до

20 человек); нехватка учебников, наглядных пособий, лабораторий и

кабинетов по теоретическому обучению.

В управлении профориентационной работой к наиболее важным

относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности

профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы в

школе нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах)

выбрали профессии, на которые их ориентировали, но если это сделать

главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной

диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа

приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой

профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их

родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только

при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их

реальных интересов и способностей, формировании убежденности в

правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и

возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они

живут, общества в целом.

К основным результативным критериям и показателям

эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без

ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой

профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели

сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе

профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по

получению необходимой информации о той или иной профессии, желание

(не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных

областях деятельности, самостоятельное составление своего

профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е.

сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным

исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к

труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в

обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко

он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет

зависеть обоснованность его выбора.

Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия

человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы

основательно и заблаговременно ее планировать.

Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она

должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из

ряда взаимосвязанных этапов.

Таким образом, профессиональная ориентация представляет собой

научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному

самоопределению личности и формированию будущего профессионала,

умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в

профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно

ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.

Список литературы:

1.

Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования

профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК,

1990. 186 с

2. Балязин В. Н. Неофициальная история России. — М.: ОЛМА Медиа

Групп, 2018.

3. Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, задачи. — М.,

2014.

4. Блинов В. И. Словарь-справочник современного российского

профессионального образования. Вып. 1./ В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е.

Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков.— М.: ФИРО, 2018

5. Бреев С. И. Развитие теории и практики образования без отрыва от

производства в РСФСР (1917-1947). - М.: 1973.

6. Болотов И.А. Выбор профессии. – Новокузнецк: Изд-во «НПЦ», 1990. –

15с.

7. Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. - М.:

1961.

8. Веселов А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в СССР:

Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. - М.:

Трудрезервиздат, 1955.

9. Высшая школа СССР за 50 лет (1917--1967) / Под ред. Г.К.Морозова. - М.:

1967.

10. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной

России. — М., 2018.



В раздел образования