Автор: Богданова Анастасия Андреевна
Должность: студент
Учебное заведение: АмГУ
Населённый пункт: г. Благовещенск, с. Чигири, Амурская область
Наименование материала: Статья
Тема: Эволюция профориентационной системы в отечественной педагогике.
Раздел: полное образование
ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Актуальность проблемы профориентации как общественной
задачи проявляется в необходимости преодоления противоречия между
объективно существующими потребностями общества в сбалансированной
структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными
профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему
назначению система профориентации должна оказать существенное влияние
на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути
молодежью, адаптацию ее к профессии. В современную систему образования
были введены концепции модернизации, профилизации, которые
способствуют улучшению работы по профессиональной ориентации
учащихся.
Зарождение профессионального образования произошло еще во
времена Киевской Руси вместе с появлением такой формы
профессионального обучения, как ремесленное ученичество, в котором шла
передачи знаний и умений от мастера к ученику, а позже — группе учеников.
Однако по мере развития экономики росла потребность в
обучении все больших масс населения, что потребовало создания
определенной методики и структуры обучения. Так появились монастырские
школы, а чуть позже, в 1687 году, первое в России всесословное высшее
учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Ее выпускники
годились на воинскую, медицинскую, церковную и гражданскую службы.
Становление профессионального образования пришлось на
времена Петра I, при котором в России появились светские
профессиональные учебные заведения, например, Школа математических и
навигационных наук, открытая в 1701. Появились первые медицинские
учебные заведения.
При Петре I образование стало приобретать системность и
упорядоченность, а также появились основы для зарождения системы
непрерывного профессионального образования.
Позже началось развитие и художественных специальностей. Так, при
императрице Анне Иоанновне в 1738 году была открыта первая в России
танцевальная школа.
В 1755 году по инициативе М. В. Ломоносова был открыт первый
классический российский университет, который был основан в составе трех
факультетов — философского, юридического, медицинского, — и десяти
кафедр.
При Екатерине II в 1764 году появилось первое в России женское
учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране
В годы Великой Отечественной войны были совершены неправильные
действия по отношению к средним специальным учебным заведениям.
Сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со
средним техническим образованием обусловили в названное время острый
недостаток инженерных кадров. Существенно изменились размещение и
специализация школ и училищ трудовых резервов. Особенно быстро
расширялась сеть училищ, школ, техникумов, выпускавших кадры для
оборонной промышленности.
В системе государственных трудовых резервов в годы войны было
создано несколько новых типов учебных заведений: специальные
ремесленные училища для детей 12-13 лет, оставшихся без родителей и
имевших образование в объеме четырех классов начальной школы. За четыре
года обучения в специальном ремесленном училище они получали общее
семилетнее образование и производственную квалификацию четвертого-
пятого разрядов по избранной специальности.
Для подготовки специалистов сельского хозяйства были открыты 33
ремесленных училища и 45 школ ФЗО механизации сельского хозяйства.
Было открыто 22 индустриальных техникума. В 1944-1945 годы по каждой из
56 специальностей обучалось от 25 до 100 тыс. человек на весь Советский
Союз.
Если обратиться к конкретным недостаткам в работе школ и училищ
трудовых резервов, то наиболее серьезными из них являлись следующие:
1) слишком большое число профессий и специальностей, по которым
подготавливались молодые рабочие, чрезмерная дробность специальностей;
ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО в 1945 году
подготавливали кадры по 800 профессиям и специальностям (слесарей,
например, по 114 узким специальностям); дробность и многочисленность
специальностей сильно затрудняла работу школ и училищ трудовых
резервов, не позволяла концентрировать внимание руководства на
подготовке квалифицированных кадров по ведущим, основным профессиям
и специальностям;
2) неустойчивость сети учебных заведений, отсутствие борьбы за
укрепление уже созданных ремесленных училищ и школ ФЗО (только за
первое полугодие 1945 года было закрыто 49 таких заведений);
неустойчивость профиля отдельных училищ и школ, заключавшаяся в частой
смене перечня специальностей, по которым подготавливали кадры в училище
или школе;
3) неудовлетворительное обеспечение производственного обучения во
многих школах и училищах трудовых резервов: плохое оснащение учебных
мастерских станочным оборудованием (на 80 тыс. учащихся-токарей в 1944
году было, например, лишь 10 тыс. токарных станков, при таком совершенно
недостаточном станочном оборудовании студенты часто обучались
специальности «вприглядку», так как к одному станку прикреплялось от 7 до
20 человек); нехватка учебников, наглядных пособий, лабораторий и
кабинетов по теоретическому обучению.
В управлении профориентационной работой к наиболее важным
относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности
профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы в
школе нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах)
выбрали профессии, на которые их ориентировали, но если это сделать
главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной
диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа
приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой
профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их
родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только
при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их
реальных интересов и способностей, формировании убежденности в
правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и
возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они
живут, общества в целом.
К основным результативным критериям и показателям
эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без
ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой
профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели
сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе
профессии - это самостоятельно проявляемая школьником активность по
получению необходимой информации о той или иной профессии, желание
(не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных
областях деятельности, самостоятельное составление своего
профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е.
сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным
исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к
труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в
обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко
он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет
зависеть обоснованность его выбора.
Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого человека. Профессия
человека своего рода судьба, поэтому стоит потратить время, чтобы
основательно и заблаговременно ее планировать.
Чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она
должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из
ряда взаимосвязанных этапов.
Таким образом, профессиональная ориентация представляет собой
научно-обоснованную систему мер, способствующих профессиональному
самоопределению личности и формированию будущего профессионала,
умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить в
профессиональной деятельности свои склонности и способности, свободно
ориентироваться и быть конкурентоспособным на рынке труда.
Список литературы:
1.
Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования
профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК,
1990. 186 с
2. Балязин В. Н. Неофициальная история России. — М.: ОЛМА Медиа
Групп, 2018.
3. Батышев С. Я. Реформа профессиональной школы: опыт, задачи. — М.,
2014.
4. Блинов В. И. Словарь-справочник современного российского
профессионального образования. Вып. 1./ В. И. Блинов, И. А. Волошина, Е.
Ю. Есенина, А. Н. Лейбович, П. Н. Новиков.— М.: ФИРО, 2018
5. Бреев С. И. Развитие теории и практики образования без отрыва от
производства в РСФСР (1917-1947). - М.: 1973.
6. Болотов И.А. Выбор профессии. – Новокузнецк: Изд-во «НПЦ», 1990. –
15с.
7. Веселов А.Н. Профессионально-техническое образование в СССР. - М.:
1961.
8. Веселов А.Н. Низшее профессионально-техническое образование в СССР:
Очерки по истории среднего и низшего профтехобразования. - М.:
Трудрезервиздат, 1955.
9. Высшая школа СССР за 50 лет (1917--1967) / Под ред. Г.К.Морозова. - М.:
1967.
10. Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной
России. — М., 2018.