Автор: Лукьянова Ольга Николаевна Должность: учитель французского языка Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия №13 Населённый пункт: город Одинцово Московская область Наименование материала: статья Тема: Экскурсия как метод внеурочной деятельности Раздел: среднее образование
Экскурсия как метод внеурочной деятельности
«Метод – совокупность приемов или операций практического или
теоретического освоения действительности, подчиненных решению
конкретной задачи». [1].
«Метод проявляется именно тогда, когда имеет место систематическое
повторение одних и тех же форм и способов работы для успешного решения
циклично повторяющихся задач учебного процесса». [2].
Метод экскурсии соответствует цели внеурочной деятельности по
духовно-нравственному направлению – постижению духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций. Метод экскурсии способствует также
решению задач программы внеурочной деятельности – развитию
склонностей, интересов, способностей школьников через приобщение к
духовно-нравственному наследию своей малой Родины, своего Отечества.
Экскурсия, как форма и метод приобретения знаний, имеет цели:
- включение школьников в активную познавательную деятельность, освоение
новой информации в процессе самостоятельного наблюдения натурных,
музейных объектов;
- приобретение опыта неформального общения и сотрудничества;
- этическое воспитание (усвоение правил поведения в коллективной поездке,
в автобусе, в музее);
- развитие интереса к поисково-исследовательской работе.
В процессе реализации программы внеурочной деятельности «От
истоков к настоящему» в 2015-2016 году мною были организованы
экскурсионные поездки для учащихся 6-7 класса, связанные с историей и
православными святынями нашего края. Дети побывали на экскурсии в
музее Отечественной войны 1812 года на Бородинском поле, на самом
Бородинском поле, посетили памятники Бородинского поля, в том числе
памятник на батарее Раевского, Спасо-Бородинский монастырь, домик
матушки Марии – основательницы монастыря, вдовы генерала А.А. Тучкова
– М.М. Тучковой, Владимирский собор монастыря. Для того чтобы наша
деятельность носила не только познавательный, краеведческий характер, но и
была интересной формой проведения досуга, помогала здоровьесбережению,
мы включили в эту программу посещение Доронино с интерактивной
программой «Партизанскими тропами Дениса Давыдова». Военно-
историческое поселение Доронино является живым музеем крестьянского и
военного быта, реконструкцией постоя русского офицера 1812 года в
крестьянской избе. Игра двух команд в обстановке той далекой эпохи
погрузила детей в реалии того времени, дала возможность посоревноваться,
проявить самостоятельность и просто побегать на свежем воздухе. Еще одной
экскурсионной поездкой стал выезд в Звенигород. Программа
предусматривала обзорную экскурсию по Звенигороду, посещение Саввино-
Сторожевского монастыря с экскурсией по нему и в Звенигородском
историко-архитектурном и художественном музее, расположенном на
территории монастыря, экскурсию по древней части Звенигорода – Городцу,
посещение Успенского собора на Городце. В эту программу также была
включена игра на свежем воздухе. Дети выступали в роли защитников города,
взбирались на валы, которые сохранились на Городце с древних времен.
Проведение экскурсионных выездов подобного рода способствует не только
познанию, но и оздоровлению школьников, выполняет задачи по
здоровьесбережению.
Экскурсия является наглядным подтверждением тех знаний, которые
школьники получили на занятиях по данной теме.
Опыт показывает, что организация экскурсионной поездки требует
времени и подготовки. Можно выделить следующие этапы в организации:
1. Установление сотрудничества с «Одинцовским бюро путешествий и
экскурсий», оформление договора, заказ автобуса, оформление документов в
ГИБДД.
2. Организация экскурсионной поездки в выходной воскресный день, так как
обычно выезды подобного рода занимают 7-8 часов в целом от отправления
до возвращения.
3. Ознакомление детей и родителей с планом поездки, экскурсий, получение
от родителей разрешения на выезд, оформление пакета документов на выезд
в Управлении образования.
4. Постановка цели перед учащимися – сбор материала, фотографий с
последующим размещением в школьную электронную газету «Калейдоскоп»,
написание заметок, создание презентаций.
5. Инструктаж о правилах безопасного поведения в пути, в автобусе, в музее.
6. Выезд. Путевая экскурсия. Викторина в пути по теме поездки. Вопросы
экскурсоводу, ответы на вопросы экскурсовода.
7. Экскурсии на объектах. Поощрение общения с экскурсоводами, постановка
проблемных вопросов.
8. По возвращении отчет в школе с размещением фотографий и заметок в
школьную электронную газету, создание презентаций.
Экскурсия – это эффективный метод внеурочной деятельности. Он
позволяет в большей мере, чем другие, достичь того, на что мы нацелены во
внеурочной деятельности – личностных результатов. Он формирует ценности
здорового и безопасного образа жизни; оказывает серьезное воздействие на
убеждения; способствует усвоению социальных норм поведения; развивает
эмоциональную сферу, способность слушать и слышать других людей;
воспитывает патриотизм и уважение к малой Родине, к Отечеству.
Литература
1. Большая Советская Энциклопедия. Том 16. Москва. Издательство
«Советская Энциклопедия». 1974.
2. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.
Москва. Издательство «Высшая школа». 1982.