Напоминание

Экскурсия как метод внеурочной деятельности


Автор: Лукьянова Ольга Николаевна
Должность: учитель французского языка
Учебное заведение: МБОУ Одинцовская гимназия №13
Населённый пункт: город Одинцово Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Экскурсия как метод внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование





Назад





Экскурсия как метод внеурочной деятельности
«Метод – совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи». [1]. «Метод проявляется именно тогда, когда имеет место систематическое повторение одних и тех же форм и способов работы для успешного решения циклично повторяющихся задач учебного процесса». [2]. Метод экскурсии соответствует цели внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению – постижению духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Метод экскурсии способствует также решению задач программы внеурочной деятельности – развитию склонностей, интересов, способностей школьников через приобщение к духовно-нравственному наследию своей малой Родины, своего Отечества. Экскурсия, как форма и метод приобретения знаний, имеет цели: - включение школьников в активную познавательную деятельность, освоение новой информации в процессе самостоятельного наблюдения натурных, музейных объектов; - приобретение опыта неформального общения и сотрудничества; - этическое воспитание (усвоение правил поведения в коллективной поездке, в автобусе, в музее); - развитие интереса к поисково-исследовательской работе. В процессе реализации программы внеурочной деятельности «От истоков к настоящему» в 2015-2016 году мною были организованы экскурсионные поездки для учащихся 6-7 класса, связанные с историей и православными святынями нашего края. Дети побывали на экскурсии в музее Отечественной войны 1812 года на Бородинском поле, на самом Бородинском поле, посетили памятники Бородинского поля, в том числе памятник на батарее Раевского, Спасо-Бородинский монастырь, домик матушки Марии – основательницы монастыря, вдовы генерала А.А. Тучкова – М.М. Тучковой, Владимирский собор монастыря. Для того чтобы наша деятельность носила не только познавательный, краеведческий характер, но и была интересной формой проведения досуга, помогала здоровьесбережению, мы включили в эту программу посещение Доронино с интерактивной программой «Партизанскими тропами Дениса Давыдова». Военно- историческое поселение Доронино является живым музеем крестьянского и военного быта, реконструкцией постоя русского офицера 1812 года в крестьянской избе. Игра двух команд в обстановке той далекой эпохи погрузила детей в реалии того времени, дала возможность посоревноваться, проявить самостоятельность и просто побегать на свежем воздухе. Еще одной экскурсионной поездкой стал выезд в Звенигород. Программа предусматривала обзорную экскурсию по Звенигороду, посещение Саввино- Сторожевского монастыря с экскурсией по нему и в Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее, расположенном на территории монастыря, экскурсию по древней части Звенигорода – Городцу,
посещение Успенского собора на Городце. В эту программу также была включена игра на свежем воздухе. Дети выступали в роли защитников города, взбирались на валы, которые сохранились на Городце с древних времен. Проведение экскурсионных выездов подобного рода способствует не только познанию, но и оздоровлению школьников, выполняет задачи по здоровьесбережению. Экскурсия является наглядным подтверждением тех знаний, которые школьники получили на занятиях по данной теме. Опыт показывает, что организация экскурсионной поездки требует времени и подготовки. Можно выделить следующие этапы в организации: 1. Установление сотрудничества с «Одинцовским бюро путешествий и экскурсий», оформление договора, заказ автобуса, оформление документов в ГИБДД. 2. Организация экскурсионной поездки в выходной воскресный день, так как обычно выезды подобного рода занимают 7-8 часов в целом от отправления до возвращения. 3. Ознакомление детей и родителей с планом поездки, экскурсий, получение от родителей разрешения на выезд, оформление пакета документов на выезд в Управлении образования. 4. Постановка цели перед учащимися – сбор материала, фотографий с последующим размещением в школьную электронную газету «Калейдоскоп», написание заметок, создание презентаций. 5. Инструктаж о правилах безопасного поведения в пути, в автобусе, в музее. 6. Выезд. Путевая экскурсия. Викторина в пути по теме поездки. Вопросы экскурсоводу, ответы на вопросы экскурсовода. 7. Экскурсии на объектах. Поощрение общения с экскурсоводами, постановка проблемных вопросов. 8. По возвращении отчет в школе с размещением фотографий и заметок в школьную электронную газету, создание презентаций. Экскурсия – это эффективный метод внеурочной деятельности. Он позволяет в большей мере, чем другие, достичь того, на что мы нацелены во внеурочной деятельности – личностных результатов. Он формирует ценности здорового и безопасного образа жизни; оказывает серьезное воздействие на убеждения; способствует усвоению социальных норм поведения; развивает эмоциональную сферу, способность слушать и слышать других людей; воспитывает патриотизм и уважение к малой Родине, к Отечеству. Литература 1. Большая Советская Энциклопедия. Том 16. Москва. Издательство «Советская Энциклопедия». 1974. 2. Гез Н.И. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва. Издательство «Высшая школа». 1982.


В раздел образования