Напоминание

Организация наставничества в школе


Автор: Сулейманова Татьяна Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Поспеловская СОШ" ЕМР РТ
Населённый пункт: Елабужский район, с. Поспелово
Наименование материала: статья
Тема: Организация наставничества в школе
Раздел: полное образование





Назад




Организация наставничества

Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с

учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в

образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по

которой они не имеют опыта работы.

Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и

нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.

Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ

педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему

совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под

непосредственным руководством наставника по согласованному плану

профессионального становления.

Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу

опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений

ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне

развивать, имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной

специализации и методики преподавания.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности

молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие

функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога

(проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и

соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать

свою деятельность в три этапа:

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий

молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы

выработать программу адаптации.

2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует

программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого

учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной

компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению

своих функциональных обязанностей.

Цель: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.

Задачи:

- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление

учителей в образовательном учреждении;

- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности

самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по

занимаемой должности;

- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и

правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого

отношения к выполнению обязанностей учителя.

Обязанности наставника:

- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных

актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой

должности;

- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального

становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития,

педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;

- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к

проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения,

наклонности, круг досугового общения;

- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов,

кабинетов, служебных и бытовых помещений;

- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,

предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка,

охраны труда и техники безопасности);

- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное

проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;

разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать

работу, оказывать необходимую помощь;

оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической

профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий,

выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;

- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,

корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни

коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной

деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или

применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы

наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о

процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет

по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с

предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Обязанности молодого специалиста:

- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность,

структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по

занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать

практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои

взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем

методического объединения.

Содержание работы

Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка,

уставом

Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-

воспитательного процесса

Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов

Ознакомление с требованиями ведения классного журнала, журналов факультативных и

кружковых занятий

Выявление основных проблемы молодого учителя

Разработка тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся.

Выполнение единых требований к ведению тетрадей"

Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе"

Консультация "Деятельность классного руководителя и планирование

воспитательной работы"

Мастер-класс "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников"

Консультация "Современный урок: структура и конструирование"

Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа".

Посещение уроков наставников и их структурный анализ

Консультация "Эффективность урока – результат организации активной

деятельности учащихся"

Мастер ¬классы "Использование современных образовательных технологий в

учебном процессе"

Посещение уроков молодого специалиста

Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации

различных видов урока"

Обзор периодической педагогической печати

Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися"

(посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)

Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению

педагогических ситуаций

Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"

Час психолога

Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя



В раздел образования