Автор: Сулейманова Татьяна Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Поспеловская СОШ" ЕМР РТ
Населённый пункт: Елабужский район, с. Поспелово
Наименование материала: статья
Тема: Организация наставничества в школе
Раздел: полное образование
Организация наставничества
Школьное наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с
учителями, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в
образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по
которой они не имеют опыта работы.
Наставник - опытный учитель, обладающий высокими профессиональными и
нравственными качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Молодой специалист - начинающий учитель, как правило, овладевший знаниями основ
педагогики по программе ВУЗа, проявивший желание и склонность к дальнейшему
совершенствованию своих навыков и умений. Он повышает свою квалификацию под
непосредственным руководством наставника по согласованному плану
профессионального становления.
Школьное наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу
опытного учителя по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений
ведения педагогической деятельности. Оно призвано наиболее глубоко и всесторонне
развивать, имеющиеся у молодого специалиста знания в области предметной
специализации и методики преподавания.
Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности
молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя формирование и развитие
функциональных и личностных компонентов деятельности начинающего педагога
(проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического) и
соответствующих им профессионально важных качеств. Поэтому можно выстраивать
свою деятельность в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий
молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы
выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует
программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого
учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной
компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению
своих функциональных обязанностей.
Цель: оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении.
Задачи:
- привитие молодым специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление
учителей в образовательном учреждении;
- ускорение процесса профессионального становления учителя и развитие способности
самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по
занимаемой должности;
- адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива школы и
правил поведения в образовательном учреждении, сознательного и творческого
отношения к выполнению обязанностей учителя.
Обязанности наставника:
- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных
актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой
должности;
- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального
становления последнего с учетом уровня его интеллектуального развития,
педагогической, методической и профессиональной подготовки по предмету;
- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к
проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения,
наклонности, круг досугового общения;
- знакомить молодого специалиста со школой, с расположением учебных классов,
кабинетов, служебных и бытовых помещений;
- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,
предъявляемыми к учителю-предметнику, правилами внутреннего трудового распорядка,
охраны труда и техники безопасности);
- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное
проведение молодым специалистом учебных занятий и внеклассных мероприятий;
разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;
давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения; контролировать
работу, оказывать необходимую помощь;
оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической
профессией, практическими приемами и способами качественного проведения занятий,
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни
коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной
деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; вести дневник работы
наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о
процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;
- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчет
по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с
предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность,
структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по
занимаемой должности;
- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;
- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать
практическими навыками по занимаемой должности;
- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои
взаимоотношения с ним;
- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;
- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем
методического объединения.
Содержание работы
Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка,
уставом
Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-
воспитательного процесса
Изучение нормативной правовой документации по правам и льготам молодых специалистов
Ознакомление с требованиями ведения классного журнала, журналов факультативных и
кружковых занятий
•
Выявление основных проблемы молодого учителя
•
Разработка тематических поурочных планов и планов воспитательной работы
•
Практическое занятие "Как работать с тетрадями и дневниками учащихся.
Выполнение единых требований к ведению тетрадей"
•
Час общения "Как быстрее адаптироваться в школе"
•
Консультация "Деятельность классного руководителя и планирование
воспитательной работы"
•
Мастер-класс "Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников"
•
Консультация "Современный урок: структура и конструирование"
•
Практическое занятие "Анализ урока. Виды анализа".
•
Посещение уроков наставников и их структурный анализ
•
Консультация "Эффективность урока – результат организации активной
деятельности учащихся"
•
Мастер ¬классы "Использование современных образовательных технологий в
учебном процессе"
•
Посещение уроков молодого специалиста
•
Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации
различных видов урока"
•
Обзор периодической педагогической печати
•
Практическое занятие "Организация индивидуальной работы с учащимися"
(посещение уроков молодых учителей, самоанализ уроков)
•
Час психолога. "Проблемы дисциплины на уроках". Практикум по решению
педагогических ситуаций
•
Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"
•
Час психолога
•
Подведение итогов работы, методическая выставка достижений молодого учителя