Автор: Левашова Елена Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бурдинская СОШ"
Населённый пункт: с.Бурды Тукаевского муниципального района
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровые технологии на уроках русского языка"
Раздел: полное образование
Доклад
учительницы русского
языка и литературы
МБОУ «Бурдинская СОШ»
Левашовой Елены
Петровны
Современная стратегия образования направлена на формирование
духовно богатой, образованной, высоконравственной, творческой и
конкурентоспособной личности.
Каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, уникален и в силу своей
уникальности занимает индивидуальное и неповторимое место в жизни
общества. Задача учителей – помочь осознать ребёнку собственную
уникальность и создать условия для её развития.
В связи с реализацией приоритетного национального проекта
«Образование », республиканской целевой программы «Одарённые дети»
увеличилось количество олимпиад, научно – практических конференций
школьников, творческих конкурсов, которые способствуют
интеллектуальному и нравственному воспитанию личности, реализации его
творческого потенциала.
Какие же приёмы и методы должны способствовать развитию этих
творческих способностей детей, их образного мышления, их грамотности?
Какими средствами поддерживать интерес к учению? Ведь сегодня , как
никогда, важно научить детей самостоятельно мыслить , принимать решения
и нести ответственность за свой выбор.
В последнее время компьютер, мультимедиа технологии, компьютерные
презентации стали успешно использоваться в образовательном процессе. Но,
а если нет такой возможности? Ведь не секрет, сельские школы ещё
недостаточно компьютеризированы?
Для успешного решения этих вопросов я использую на уроках учебные
игры. Учебная игра – это такой вид деятельности учащихся, в процессе
которого в игровой, занимательной форме решаются учебные задачи:
формируется интерес к предмету, обеспечивается доступность в изучении
программного материала, активизируется мыслительная деятельность
учащихся, развивается наблюдательность, смекалка.
Большинство моих уроков основано на элементах игры или игровой
технологии. Играть любят все: взрослые и дети, но дети с её помощью
познают мир, с интересом начинают изучать скучные для них предметы.
Познавательные игры могут сделать процесс обучения увлекательным и
радостным. Иначе говоря , игра в современных условиях может стать
действенным средством повышения эффективности учебного процесса.
Игра становится приёмом ознакомления (проверки и закрепления -
повторения пройденного материала ), развития возможностей учащихся, их
творческих способностей, так как игровая ситуация создаёт определённую
установку – желание победить в увлекательном для ребёнка соревновании,
но для этого надо внимательно читать, уметь вслушиваться и всматриваться,
правильно и полно дать ответ на вопрос по ходу игры. Именно это позволяет
широко использовать игру для создания естественных речевых ситуаций.
Уже давно замечено, что не все разделы языка вызывают у школьников
одинаковый интерес. Вопросы лексики, этимологии, стилистики оказываются
для детей значительно более интересными, чем, например, сведения из
фонетики, морфологии и синтаксиса.
Воля и сознательность у детей развиты очень слабо, поэтому и
рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим
обязанностям было бы просто неверно. Чтобы дети хотели учиться, надо не
заставлять, а заинтересовать их, приглашая к сотрудничеству. Надо сделать
серьёзное обучение занимательным. А для этого к нам приходят на помощь
учебные игры.
Поэтому я стараюсь, особенно в 5 - 9 классах, пользоваться ими на
уроках. Игру я использую как на отдельных этапах урока, так и на
отдельных видах уроков.
Готовясь к каждому уроку, в первую очередь думаю о том, как
превратить обычное в необычное, как с первой минуты урока увлечь
учащихся, активизировать их познавательную деятельность и пробудить
творческие силы, а главное увидеть результаты труда.
Игровые вопросы могут по – разному группироваться и включаться в
конкурсы – соревнования-викторины, с тем, чтобы в ходе игры каждый
ученик нашёл для себя вопрос по силам.
Для учащихся 5-6 классов игровые технологии требуют яркости и
непосредственного восприятия, т.к. дети в этом возрасте легко вовлекаются в
любую деятельность, особенно игровую. Например, игра «Играем в прятки».
Задание. Попробовать найти (и выписать) всех животных, спрятавшихся
между строк стихотворений.
А) Была гроза я целый час
Не открывал от страха глаз.
Б) Смотрите ! Лён около ив,
Как голубой ковёр красив.
В) Знакома рыбам тень моя,
Над гладью рек танцую я.
Или, например, игра «Подбери слово».
Надо угадать предмет по признакам.
Серый, хищный, жадный … .
Рыжая, хитрая, ловкая … .
Косой, слабый, трусливый … .
Большой, косолапый, бурый … .
Загадки, как игровой жанр, тоже помогают развивать связную речь
детей. Воспитывают внимание и память у учащихся. Например, загадки на
правописание мягкого знака после шипящих.
А) Хвост во дворе б) По небу лебедь чёрный
Нос в конуре. Рассыпал чудо зёрна.
Кто хвост повернёт (ночь и звёзды)
Тот в дом войдёт. (ключ)
Кроссворды, ребусы, шарады использую во всех классах.
Например, такая шарада
С е торопят, если знают,
Что недолго уж до срока.
С и – учительница часто
Говорит в конце урока. (Спеши – спиши)
Ребусы:
1) РЯ
2) К
Кроссворды заинтересовали как младших, так и старших школьников.
Если младшие учащиеся решали и сами придумывали кроссворды по
русскому языку, то в старших классах с удовольствием составляли и
разгадывали по литературе. Например, ученики сами строили кроссворды по
творчеству Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и других. Это помогает легче
усваивать и запоминать учебный материал. Формируются навыки
самообразования, повышается мотивация к изучению предмета.
В 5-7 классах пользуюсь скороговорками. Для детей представляют
трудности в произношении и написании шипящие звуки. А скороговорки
развивают произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи.
1) Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными
чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
2) Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть,
И смешно спешат старушки
Сушек Сашиных поесть.
Вообще, учитывая возрастные особенности учащихся, практически на
каждом уроке можно провести всякие игры обучающего характера.
Например, игра «Кто быстрей?» Класс делится на 2 команды. Ведущий
ученик называет слово, а учащиеся каждой команды подбирают к слову
антонимы, синонимы, омонимы. Каждая команда ответы пишет на бумаге и
сдаёт по сигналу жюри. Делаем итоги.
Другая игра «Грамотей». Задание. Так как в год по нескольку раз
учащиеся посещают краеведческий музей, им даётся задание вспомнить ,
какие существительные со значением деятеля встретили в музее. Каждому
слову 1 балл. Побеждает тот, у кого больше баллов. Названы были
существительные: тракторист, машинист, комбайнёр, доярка, плотник,
шофёр, учитель, танкист.
А также я стараюсь проводить целые уроки-игры, такие как, «Поле
чудес», «Звёздный час», «Угадай-ка», «Брейн-ринг», КВНы и игры –
путешествия. Для проведения таких игр нужна тщательная подготовка. С
первой же минуты ученики должны чувствовать, что услышат и увидят что-
то очень интересное.
С целью привития любви к русским народным и литературным сказкам,
развития связной речи учащихся, а также воспитания доброты, вежливости,
смелости и находчивости у ребят, проводила в 5 классе КВН по сказкам
«Сказка ложь, да в ней намёк…». Учащиеся разделились на 2 команды.
Каждая команда взяла себе название сказочного персонажа. Первая –
«Чебурашка», вторая – «Крокодил Гена». Изготовили себе головные уборы с
их изображением, а также сделали эмблемы команды.
С песней из мультфильма участники вошли в зал. Произнесли девиз,
приветствие. Началась игра. Были такие задания, например, на столе лежат
предметы, которые принадлежат сказочным персонажам. Ребята должны
были угадать, кому они принадлежат. Это могут быть: стрела, хрустальная
туфелька, золотой ключик, колобок и т.д. Или угадывание названий сказок
при помощи нарисованных на большом ватмане героев из сказок.
На тему сказок мы проводили ещё много игр. Одна из них называлась
«Сказки и речевой этикет». Класс, где проводилась игра был красочно
оформлен. На доске прикреплена карта путешествия с названиями остановок,
расставлены конверты с заданиями. Музей орфографии, улица загадок,
переулок предложения, проспект склонения и т.д. Учащиеся делятся на 2
команды. При помощи большого кубика 20 на 20 начинается соревнование,
кто быстрее дойдёт до финиша.
Учебные игры таят в себе широкие возможности для реализации и
обучающих, и развивающих, и воспитательных задач, способствующих
раскрытию способностей учащихся. На всех этапах обучения русскому
языку наибольшее количество ошибок учащиеся допускают в словах с
безударными гласными. Это одна из самых трудных тем курса орфографии.
Так, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, учащимся нужно
не только уметь обнаружить её (для чего необходимо постоянно развивать
речевой слух), применить правило, но и продемонстрировать определённое
богатство своего словаря. Без тренировки не обойтись.
Исходя из этого и учитывая возрастные особенности учащихся, на уроке
русского языка в 5-6 классах провожу игру с мячом «Проверь безударную
гласную!». Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово.
Правила достаточно просты: 1) проверять то, что требует проверки; 2)
подбирать проверочные слова – «родственники», а не просто похожие.
Играем так. Ведущий ученик называет слово с безударной гласной в
корне и бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и
возвращает мяч ведущему и т.д. Игра проходит живо, динамично, заменяет
физпаузу и занимает немного времени. А польза налицо. Благодаря
ежеурочной тренировке умение подбирать проверочные слова
автоматизируется.
Ведущим побывает (и не раз за учебный год) каждый.
Слова для игры (10 - 12) дети подыскивают накануне дома. Задания
варьируются: сгруппировать слова с безударными гласными в корне из
домашнего упражнения, из контрольного диктанта, из изучаемого
литературного произведения.
Ещё при повторении, систематизации знаний, на уроках выяснения
уровня усвоения тем проводим игру «Звёздный час».
Например, в игре участвуют 12 игроков из числа учащихся 5 -9 классов.
Команда – сборная. 6 учащихся (помощники) сидят за столами, а остальные
– игроки. У всех тележки, таблички с номерами, кармашки для звёздочек.
Игроки рассказывают о себе: в каком классе учатся, чем любят заниматься.
Начинается 1 тур. Предлагаются задания и вопросы. На стенде – 3
портрета: Шишкина, Левитана, Куинджи. Наверху – картина «Рожь».
Вопрос: «Кому из представленных художников принадлежит эта картина?».
Учащиеся поднимают табличку с цифрой, указывающей на художника
И.Шишкина. Второй вопрос: «Где жил и творил Шишкин?» На стенде –
названия городов: Саратов, Москва, Елабуга. Учащиеся называют Елабугу и
т.д.
Итак, мы увидели, что значительная роль в формировании
положительной мотивации при обучении русскому языку в национальной
школе, воспитания интереса и любви к языку принадлежит использованию
учебных игр.
Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та
или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к
учёбе, к познанию окружающего мира. Значение игры состоит как раз в том,
что, являясь развлечением, отдыхом, удовольствием, она способна перерасти
в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в
труде.
Современный учитель в состоянии обеспечить подъем образованности,
воспитанности и духовности учащихся на ту высоту, которая отвечает
запросам личности, потребностям будущего страны, нетленным ценностям и
идеалам человечества. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и
совершенствоваться – вот единственный курс учительской рабочей жизни.