Напоминание

"Игровые технологии на уроках русского языка"


Автор: Левашова Елена Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бурдинская СОШ"
Населённый пункт: с.Бурды Тукаевского муниципального района
Наименование материала: Статья
Тема: "Игровые технологии на уроках русского языка"
Раздел: полное образование





Назад




Доклад

учительницы русского

языка и литературы

МБОУ «Бурдинская СОШ»

Левашовой Елены

Петровны

Современная стратегия образования направлена на формирование

духовно богатой, образованной, высоконравственной, творческой и

конкурентоспособной личности.

Каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, уникален и в силу своей

уникальности занимает индивидуальное и неповторимое место в жизни

общества. Задача учителей – помочь осознать ребёнку собственную

уникальность и создать условия для её развития.

В связи с реализацией приоритетного национального проекта

«Образование », республиканской целевой программы «Одарённые дети»

увеличилось количество олимпиад, научно – практических конференций

школьников, творческих конкурсов, которые способствуют

интеллектуальному и нравственному воспитанию личности, реализации его

творческого потенциала.

Какие же приёмы и методы должны способствовать развитию этих

творческих способностей детей, их образного мышления, их грамотности?

Какими средствами поддерживать интерес к учению? Ведь сегодня , как

никогда, важно научить детей самостоятельно мыслить , принимать решения

и нести ответственность за свой выбор.

В последнее время компьютер, мультимедиа технологии, компьютерные

презентации стали успешно использоваться в образовательном процессе. Но,

а если нет такой возможности? Ведь не секрет, сельские школы ещё

недостаточно компьютеризированы?

Для успешного решения этих вопросов я использую на уроках учебные

игры. Учебная игра – это такой вид деятельности учащихся, в процессе

которого в игровой, занимательной форме решаются учебные задачи:

формируется интерес к предмету, обеспечивается доступность в изучении

программного материала, активизируется мыслительная деятельность

учащихся, развивается наблюдательность, смекалка.

Большинство моих уроков основано на элементах игры или игровой

технологии. Играть любят все: взрослые и дети, но дети с её помощью

познают мир, с интересом начинают изучать скучные для них предметы.

Познавательные игры могут сделать процесс обучения увлекательным и

радостным. Иначе говоря , игра в современных условиях может стать

действенным средством повышения эффективности учебного процесса.

Игра становится приёмом ознакомления (проверки и закрепления -

повторения пройденного материала ), развития возможностей учащихся, их

творческих способностей, так как игровая ситуация создаёт определённую

установку – желание победить в увлекательном для ребёнка соревновании,

но для этого надо внимательно читать, уметь вслушиваться и всматриваться,

правильно и полно дать ответ на вопрос по ходу игры. Именно это позволяет

широко использовать игру для создания естественных речевых ситуаций.

Уже давно замечено, что не все разделы языка вызывают у школьников

одинаковый интерес. Вопросы лексики, этимологии, стилистики оказываются

для детей значительно более интересными, чем, например, сведения из

фонетики, морфологии и синтаксиса.

Воля и сознательность у детей развиты очень слабо, поэтому и

рассчитывать на длительное осознанное отношение учеников к своим

обязанностям было бы просто неверно. Чтобы дети хотели учиться, надо не

заставлять, а заинтересовать их, приглашая к сотрудничеству. Надо сделать

серьёзное обучение занимательным. А для этого к нам приходят на помощь

учебные игры.

Поэтому я стараюсь, особенно в 5 - 9 классах, пользоваться ими на

уроках. Игру я использую как на отдельных этапах урока, так и на

отдельных видах уроков.

Готовясь к каждому уроку, в первую очередь думаю о том, как

превратить обычное в необычное, как с первой минуты урока увлечь

учащихся, активизировать их познавательную деятельность и пробудить

творческие силы, а главное увидеть результаты труда.

Игровые вопросы могут по – разному группироваться и включаться в

конкурсы – соревнования-викторины, с тем, чтобы в ходе игры каждый

ученик нашёл для себя вопрос по силам.

Для учащихся 5-6 классов игровые технологии требуют яркости и

непосредственного восприятия, т.к. дети в этом возрасте легко вовлекаются в

любую деятельность, особенно игровую. Например, игра «Играем в прятки».

Задание. Попробовать найти (и выписать) всех животных, спрятавшихся

между строк стихотворений.

А) Была гроза я целый час

Не открывал от страха глаз.

Б) Смотрите ! Лён около ив,

Как голубой ковёр красив.

В) Знакома рыбам тень моя,

Над гладью рек танцую я.

Или, например, игра «Подбери слово».

Надо угадать предмет по признакам.

Серый, хищный, жадный … .

Рыжая, хитрая, ловкая … .

Косой, слабый, трусливый … .

Большой, косолапый, бурый … .

Загадки, как игровой жанр, тоже помогают развивать связную речь

детей. Воспитывают внимание и память у учащихся. Например, загадки на

правописание мягкого знака после шипящих.

А) Хвост во дворе б) По небу лебедь чёрный

Нос в конуре. Рассыпал чудо зёрна.

Кто хвост повернёт (ночь и звёзды)

Тот в дом войдёт. (ключ)

Кроссворды, ребусы, шарады использую во всех классах.

Например, такая шарада

С е торопят, если знают,

Что недолго уж до срока.

С и – учительница часто

Говорит в конце урока. (Спеши – спиши)

Ребусы:

1) РЯ

2) К

Кроссворды заинтересовали как младших, так и старших школьников.

Если младшие учащиеся решали и сами придумывали кроссворды по

русскому языку, то в старших классах с удовольствием составляли и

разгадывали по литературе. Например, ученики сами строили кроссворды по

творчеству Грибоедова, Пушкина, Лермонтова и других. Это помогает легче

усваивать и запоминать учебный материал. Формируются навыки

самообразования, повышается мотивация к изучению предмета.

В 5-7 классах пользуюсь скороговорками. Для детей представляют

трудности в произношении и написании шипящие звуки. А скороговорки

развивают произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи.

1) Четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными

чернилами чертёж чрезвычайно чисто.

2) Саша шустро сушит сушки,

Саша высушил штук шесть,

И смешно спешат старушки

Сушек Сашиных поесть.

Вообще, учитывая возрастные особенности учащихся, практически на

каждом уроке можно провести всякие игры обучающего характера.

Например, игра «Кто быстрей?» Класс делится на 2 команды. Ведущий

ученик называет слово, а учащиеся каждой команды подбирают к слову

антонимы, синонимы, омонимы. Каждая команда ответы пишет на бумаге и

сдаёт по сигналу жюри. Делаем итоги.

Другая игра «Грамотей». Задание. Так как в год по нескольку раз

учащиеся посещают краеведческий музей, им даётся задание вспомнить ,

какие существительные со значением деятеля встретили в музее. Каждому

слову 1 балл. Побеждает тот, у кого больше баллов. Названы были

существительные: тракторист, машинист, комбайнёр, доярка, плотник,

шофёр, учитель, танкист.

А также я стараюсь проводить целые уроки-игры, такие как, «Поле

чудес», «Звёздный час», «Угадай-ка», «Брейн-ринг», КВНы и игры –

путешествия. Для проведения таких игр нужна тщательная подготовка. С

первой же минуты ученики должны чувствовать, что услышат и увидят что-

то очень интересное.

С целью привития любви к русским народным и литературным сказкам,

развития связной речи учащихся, а также воспитания доброты, вежливости,

смелости и находчивости у ребят, проводила в 5 классе КВН по сказкам

«Сказка ложь, да в ней намёк…». Учащиеся разделились на 2 команды.

Каждая команда взяла себе название сказочного персонажа. Первая –

«Чебурашка», вторая – «Крокодил Гена». Изготовили себе головные уборы с

их изображением, а также сделали эмблемы команды.

С песней из мультфильма участники вошли в зал. Произнесли девиз,

приветствие. Началась игра. Были такие задания, например, на столе лежат

предметы, которые принадлежат сказочным персонажам. Ребята должны

были угадать, кому они принадлежат. Это могут быть: стрела, хрустальная

туфелька, золотой ключик, колобок и т.д. Или угадывание названий сказок

при помощи нарисованных на большом ватмане героев из сказок.

На тему сказок мы проводили ещё много игр. Одна из них называлась

«Сказки и речевой этикет». Класс, где проводилась игра был красочно

оформлен. На доске прикреплена карта путешествия с названиями остановок,

расставлены конверты с заданиями. Музей орфографии, улица загадок,

переулок предложения, проспект склонения и т.д. Учащиеся делятся на 2

команды. При помощи большого кубика 20 на 20 начинается соревнование,

кто быстрее дойдёт до финиша.

Учебные игры таят в себе широкие возможности для реализации и

обучающих, и развивающих, и воспитательных задач, способствующих

раскрытию способностей учащихся. На всех этапах обучения русскому

языку наибольшее количество ошибок учащиеся допускают в словах с

безударными гласными. Это одна из самых трудных тем курса орфографии.

Так, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, учащимся нужно

не только уметь обнаружить её (для чего необходимо постоянно развивать

речевой слух), применить правило, но и продемонстрировать определённое

богатство своего словаря. Без тренировки не обойтись.

Исходя из этого и учитывая возрастные особенности учащихся, на уроке

русского языка в 5-6 классах провожу игру с мячом «Проверь безударную

гласную!». Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово.

Правила достаточно просты: 1) проверять то, что требует проверки; 2)

подбирать проверочные слова – «родственники», а не просто похожие.

Играем так. Ведущий ученик называет слово с безударной гласной в

корне и бросает мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и

возвращает мяч ведущему и т.д. Игра проходит живо, динамично, заменяет

физпаузу и занимает немного времени. А польза налицо. Благодаря

ежеурочной тренировке умение подбирать проверочные слова

автоматизируется.

Ведущим побывает (и не раз за учебный год) каждый.

Слова для игры (10 - 12) дети подыскивают накануне дома. Задания

варьируются: сгруппировать слова с безударными гласными в корне из

домашнего упражнения, из контрольного диктанта, из изучаемого

литературного произведения.

Ещё при повторении, систематизации знаний, на уроках выяснения

уровня усвоения тем проводим игру «Звёздный час».

Например, в игре участвуют 12 игроков из числа учащихся 5 -9 классов.

Команда – сборная. 6 учащихся (помощники) сидят за столами, а остальные

– игроки. У всех тележки, таблички с номерами, кармашки для звёздочек.

Игроки рассказывают о себе: в каком классе учатся, чем любят заниматься.

Начинается 1 тур. Предлагаются задания и вопросы. На стенде – 3

портрета: Шишкина, Левитана, Куинджи. Наверху – картина «Рожь».

Вопрос: «Кому из представленных художников принадлежит эта картина?».

Учащиеся поднимают табличку с цифрой, указывающей на художника

И.Шишкина. Второй вопрос: «Где жил и творил Шишкин?» На стенде –

названия городов: Саратов, Москва, Елабуга. Учащиеся называют Елабугу и

т.д.

Итак, мы увидели, что значительная роль в формировании

положительной мотивации при обучении русскому языку в национальной

школе, воспитания интереса и любви к языку принадлежит использованию

учебных игр.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та

или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к

учёбе, к познанию окружающего мира. Значение игры состоит как раз в том,

что, являясь развлечением, отдыхом, удовольствием, она способна перерасти

в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в

труде.

Современный учитель в состоянии обеспечить подъем образованности,

воспитанности и духовности учащихся на ту высоту, которая отвечает

запросам личности, потребностям будущего страны, нетленным ценностям и

идеалам человечества. Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и

совершенствоваться – вот единственный курс учительской рабочей жизни.



В раздел образования