Автор: Антонова Ольга Алексеевна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Тренькасинская СОШ"
Населённый пункт: Чувашская Республика, Чебоксарский район
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: Исследование аккомодации зрения
Раздел: среднее образование
Полное
название
темы
работы
«Исследованиеаккомодациизрения»
Тип работы
исследовательская работа
Возрастная номинация
5-11 класс
Фамилия имя
автора
Шоркина Лика и Леонтьева Мария
Территория
д.Н. Тренькасы
Место учебы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Треньскасинская Средняя
общеобразовательная школа»
Класс
11
Руководитель
Афанасьева Ольга Алексеевна
МБОУ «Тренькасинская СОШ» учитель биологии
89003338592
0
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тренькасинская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа по теме:
«Исследование аккомодации зрения»
Работу выполнили: ученицы 11 класса
Шоркина Лика и Леонтьева Мария
Руководитель: учитель биологии
Афанасьева О.А.
д.Н.Тренькасы 2022г.
1
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………......3-4
ГЛАВА 1. Обзор литературы
1.1.
Глаз
как
оптический
инструмент………………………………….
………...…4-6
1.2.
Исследование
аккомодации………………………..
……………………..…...7-8
1.3.
Нарушение аккомодации у школьников…..……………………….
…...…..8-11
1.4.
Распространенные причины ухудшения зрения…………………….
……..11-13
1.5.
Гимнастика
для
глаз
при
спазме
аккомодации…………………………....13-14
1.6.
Как сохранить зрение у школьников…….………………………...
……….14-16
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.
Материал
и
методика
наблюдений
………………………………………..16-18
2.2.
Результаты
анкетирования
…………………………..
………………….….18-23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
……………………………………………………………………………………23-27
Список литературы…………………………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЕ
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема падения зрения у подростков
является одной из наиболее актуальных и современных.
При проведении эксперимента мы изучили объем абсолютной аккомодации и
запас относительной аккомодации старшеклассников и сравнили полученные
данные с нормами.
В результате проведенных исследований, нами выданы практические
рекомендации.
Цель исследования: опытным путём установить, как интенсивная нагрузка
на зрительную систему при подготовке к экзаменам влияет на аккомодацию
зрения человека
Объект исследования:
аккомодация зрения старшеклассников в период
подготовке к экзаменам.
Задачи исследования:
1)Узнать из литературных источников об аккомодации зрения человека
2)Изучить физико-биологические особенности аккомодации зрения человека
3)Изучить методики измерения объема абсолютной аккомодации и запаса
относительной аккомодации
4)В ходе исследования собрать данные объема абсолютной аккомодации и
запаса относительной аккомодации старшеклассников.
5)Оценить полученный результат.
Гипотеза: повышенная нагрузка на зрительную систему в период подготовки
к экзаменам вызывает спазм аккомодации (ложная близорукость)
Методы исследования:
Изучение и анализ литературы соответствующей литературы
3
Эксперимент
Наблюдение
Обобщение
Новизна исследовательской работы: исследование влияния аккомодации у
старшеклассников в период интенсивной подготовки к экзаменам
Практическая
значимость
работы:
экспериментальным
путем
выявитьвлияние интенсивной учебной нагрузки на аккомодацию зрения
1.1 Глаз как оптический инструмент
Глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая по
своему
действию
аналогична
оптической
системе
фотоаппарата.
Схематическое устройство глаза представлено на рис. 3.4.1. Глаз имеет почти
шарообразную форму и диаметр около 2,5 см. Снаружи он покрыт защитной
оболочкой 1 белого цвета – склерой. Передняя прозрачная часть 2 склеры
называется роговицей.
На
некотором
расстоянии
от
нее
расположена радужная оболочка 3, окрашенная пигментом. Отверстие в
радужной
оболочке
представляет
собой зрачок.
В
зависимости
от
интенсивности падающего света зрачок рефлекторно изменяет свой диаметр
приблизительно
от
2
до
8
мм,
т.е.
действует
подобно
диафрагме
фотоаппарата.
Между
роговицей
и
радужной
оболочкой
находится
прозрачная жидкость. За зрачком находится хрусталик 4 – эластичное
линзоподобное тело. Особая мышца 5 может изменять в некоторых пределах
форму хрусталика, изменяя тем самым его оптическую силу. Остальная часть
глаза заполнена стекловидным телом. Задняя часть глаза – глазное дно, оно
покрыто сетчатой
оболочкой 6,
представляющей
собой
сложное
разветвление зрительного
нерва 7
с
нервными
окончаниями
– палочками и колбочками,
которые
являются
светочувствительными
элементами.
4
Рисунок 3.4.1.
Лучи света от предмета, преломляясь на границе воздух–роговица, проходят
далее через хрусталик (линзу с изменяющейся оптической силой) и создают
изображение на сетчатке.
Роговица, прозрачная жидкость, хрусталик и стекловидное тело образуют
оптическую систему, оптический центр которой расположен на расстоянии
около 5 мм от роговицы. При расслабленной глазной мышце оптическая сила
глаза приблизительно равна 59 дптр, при максимальном напряжении мышцы
– 70 дптр.
Основная особенность глаза как оптического инструмента состоит в
способности рефлекторно изменять оптическую силу глазной оптики в
зависимости от положения предмета. Такое приспособление глаза к
изменению положения наблюдаемого предмета называется аккомодацией.
Область аккомодации глаза можно определить положением двух точек:
дальняя
точка
аккомодации определяется
положением
предмета,
изображение которого получается на сетчатке при расслабленной глазной
мышце. У нормального глаза дальняя точка аккомодации находится в
бесконечности.
ближняя точка аккомодации – расстояние от рассматриваемого предмета до
глаза при максимальном напряжении глазной мышцы. Ближняя точка
нормального
глаза
располагается
на
расстоянии 10–20 см от
глаза.
С
возрастом это расстояние увеличивается.
Кроме этих двух точек, определяющих границы области аккомодации, у
глаза существует расстояние наилучшего зрения, т. е. расстояние от предмета
до глаза, при котором удобнее всего (без чрезмерного напряжения)
5
рассматривать детали предмета (например, читать мелкий текст). Это
расстояние у нормального глаза условно полагают равным 25 см.
При нарушении зрения изображения удаленных предметов в случае
ненапряженного глаза могут оказаться либо перед сетчаткой (близорукость),
либо за сетчаткой (дальнозоркость) (рис. 3.4.2)
.
Рисунок 3.4.2.
Изображение
удаленного
предмета
в
глазе:
a – нормальный глаз;
b – близорукий глаз; с – дальнозоркий глаз
Расстояние
наилучшего
зрения
у
близорукого
глаза
меньше,
а
у
дальнозоркого больше, чем у нормального глаза. Для исправления дефекта
зрения
служат
очки.
Для
дальнозоркого
глаза
необходимы
очки
с
положительной оптической силой (собирающие линзы), для близорукого – с
отрицательной оптической силой (рассеивающие линзы).
1.2.Исследование аккомодации
Аккомодация
глаза
–
это
настройка
оптической
системы
глаза
к
рассматриванию равноудаленных объектов. Осуществляется за счет работы
ресничной
мышцы,
которая
регулирует
кривизну
хрусталика,
его
6
способность преломлять свет. Изменение преломляющей способности
хрусталика позволяет фокусировать изображение на сетчатке при изменении
расстояния до объекта.
Исследование
аккомодации
осуществляется
в
целях
обследования
работоспособности глаз, а также для определения их утомляемости.
Ближайшая точка ясного видения - самая ближняя точка, на которой может
сфокусироваться глаз;
Величина аккомодации - усилие, которое необходимо приложить для
фокусировки;
Объем или амплитуда аккомодации – расстояние между самой ближней и
самой дальней точкой ясного видения, выражаемое в диоптриях, в этом
диапазоне зрение остается четким.
Абсолютная аккомодация – максимальная, на которую способен глаз, при
максимально возможном усилии. Показатель измеряется для каждого глаза
отдельно.
Благодаря механизму аккомодации, люди одинаково хорошо различают
предметы, расположенные на разном расстоянии. Этот показатель зависит от
возраста. Максимальный объем имеют люди 15–19 лет, затем значение
постепенно
снижается,
существуют
возрастные
нормы
абсолютной
аккомодации.
Почему важно учитывать резерв аккомодации?
От наличия или отсутствия резерва аккомодации зависит, как быстро и
сильно будут уставать глаза при работе вблизи. Оптимальным расстоянием
считается такое, при котором остается двойной запас аккомодации. Именно
по этой причине офтальмологи рекомендуют держать книгу в 30–35 см от
глаз, а монитор — на дистанции в 30–45 см в зависимости от шрифта. Для
удержания четкого зрения на таком расстоянии у человека со здоровыми
7
глазами задействуется около 3,5 диоптрий. При этом 6,5 диоптрий остаются в
запасе. Благодаря резерву зрительный аппарат не устает. Если поднести
книгу или монитор ближе, запас снизится, напряжение возрастет и быстрее
наступит зрительное переутомление. Хроническая усталость глаз может
стать фактором, провоцирующим прогрессирование близорукости.
Механизм работы резерва аккомодации можно сравнить с попыткой
перенести предметы разного веса. Ходить в руках с хлебом, не чувствуя
усталости, можно почти целый день. Но если носить ящик весом в 10 кг,
мышцы окажутся перегруженными уже через час.
1.3.Нарушение зрения у школьников
Близорукость – это вариант нарушения зрения, при котором глаз видит
предметы, расположенные в непосредственной близости (вплоть до так
называемой удаленной точки зрения). Объекты расположенные дальше уже
не в фокусе и четко не визуализируются:
Различают следующие виды близорукости:
Осевая – проявляется в том, что глазное яблоко слишком длинное, и
изображение формируется перед сетчаткой, а не на сетчатке. Таким образом,
изображение становится размытым. Удлинение глазного яблока на 1 мм
(относительно нормальной длины) означает, что близорукость увеличивается
на -3,00D.
Рефракционная – когда поверхность роговицы более крутая, по сравнению
сjо стандартными параметрами.
Смешанная — когда в одном глазу наблюдаются оба вышеуказанных
параметра: длина глаза и кривизна роговицы превышают нормальные
значения.
8
Дальнозоркость
— вариант нарушения зрения, при котором снижается
зрения не только вдаль, но и вблизи. При слабых степенях может не
вызывать проблем со зрением и не требует коррекции.
Варианты дальнозоркости:
Осевая
— когда передне-задний размер глазного яблока короче, чем
стандартный. Таким образом, фокус формируется за сетчаткой.
Рефракционная — когда роговица имеет плоский профиль и слабое
преломление.
Смешанная — когда сочетаются вышеуказанные признаки в одном глазу.
Астигматизм — еще одна из причин снижение зрения, при котором в глазу
нет единого фокуса и формируется коридор светорассеяния, который и дает
снижение качества зрения, двоения, размытого изображения и др. Различают
правильный астигматизм и неправильный.
Правильный , обусловлен формой роговицы и как правило присутствует с
рождения, но не всегда вызывает ухудшение зрения с самого детства.
Неправильный, обусловлен изменением профиля роговицы или хрусталика,
вследствие травмы, проникающих ранений или др вмешательств на глазах.
Носит приобретенный характер.
Главное помнить, что любая из вышеперечисленных аномалий рефракции,
может привести к нарушению зрения как в детском , так и в подростковом
возрасте. Поэтому важно обращаться к офтальмологу
с самого раннего
детства.
После рождения постепенно с глазным яблоком происходят изменений,
одним из которых является процесс, называемый эмметропизация. Глаза
постепенно растут до регулярности – эмметропии, т. е. своего размера и
имеют такие параметры всей оптической системы, чтобы зрительный фокус
формировался в центральной зоне сетчатки, тем самым формируется и
9
хорошее контрастное зрение. Если какой-либо из параметров глаза изменен,
то изображение будет искажено или нечеткое. Изображение будет не в
фокусе, и глазу придется приложить дополнительные усилия, чтобы увидеть
более четко.Со временем при прогрессировании снижения зрения, глаз не
может справиться с поставленной задачей и зрение стойко снижается. В этом
случае уже не обойтись без средств коррекции, таких как очки или
контактные линзы.
Чаще всего в школьном и подростковом возрасте зрение снижается из-за
прогрессирования близорукости, так как в этот период наблюдается
активный рост глазного яблока. Чтобы не привести к миопии у ребенка или
замедлить ее прогрессирование, нужно, чтобы длина глаз не увеличивалась.
Так что же вызывает ускоренный рост глазного яблока? Мнения ученых
разделились:
- Ненормированная зрительная нагрузка;
-
Доминирующее
механическое
влияние
конвергенции,
создаваемое
аккомодацией;
- Наследственный фактор;
- Слабость соединительной ткани.
К факторам риска и причинам ухудшения зрения у школьников также
относятся:
-гены;
-неадекватная диета;
-неправильный образ жизни;
-чрезмерное визуальное усилие при работе (и игре) с близкого расстояния;
-недостаточное освещение;
10
-заболевания
(диабет,
аутоиммунные
заболевания,
неврологческие
заболевание и др);
-неправильная коррекция зрения.
Школьная миопия, как следует из названия, появляется у школьников в
период активной зрительной нагрузки. В этот период, как правило, высоки
риски интенсивной прогрессии миопии. С большой долей вероятности
можно подозревать, что у ребенка разовьется миопия, если у родителей
имеются подобные проблемы со зрением.
Также считается, что условия окружающей среды, оказывают влияние на
развитие школьной миопии. Проверено, что миопия у детей школьного
возраста во время каникул прогрессирует медленнее. На это влияет время,
проведенное
при
дневном,
солнечном
свете,
снижение
количества
зрительной нагрузки.
В ряде случаев Нарушения зрения возникают и сразу при рождении. При
таких
заболеваниях
как
врожденная
катаракта,
глаукома,
дистрофии
сетчатки, заболевания зрительного нерва и др. Некоторые приобретенные
заболевания глаз, могут также вызывать проблемы со зрением в детском
возрасте.
Помимо офтальмологических причин, нарушения зрения могут быть
осложнением многих других заболеваний: сахарный диабет, ревматоидный
артрит,
инфекционные
,
неврологические
заболевания,
воспаления
придаточных пазух носа и ротовой полости и др.
Наиболее частые симптомы проблем со зрение у детей школьного возраста ,
по которым можно заподозрить наличие аномалии рефракции:
-двоение в глазах;
-проблемы с контрастностью
11
-нечеткоезрениеразмытие изображения
-усталость при зрительной нагрузке
-часто щурится ребенок
-снижение остроты зрения
-близко рассматривает предметы
-часто моргает и зажмуривает глаза
1.4.Самые распространенные причины ухудшения зрения:
1. Переутомление глаз.
Более восьмидесяти процентов деятельности человека связано со зрением.
Часто именно в конце рабочего дня можно почувствовать усталость,
напряжение в глазах, зуд и заметить покраснение.
2. Патологии позвоночника.
Травма или инфекционное поражение позвоночника, смещение позвонков
спинного мозга отрицательно сказываются на остроте зрения. Спинной мозг
непосредственно участвует в регулировании резкости зрения, именно по этой
причине
много
упражнений
для
глаз
включают
упражнения
для
позвоночника. К этой же категории причин ухудшения зрения, кстати,
относятся травмы во время родов.
3. Инфекционные поражения.
Стафилококки и стрептококки, токсоплазма, которые легко передаются через
воду, воздух и при контакте с больными (особенно, когда у вас ослаб
иммунитет) могут комфортно поселиться на слизистых оболочках органов
зрения и вызвать воспалительные процессы конъюнктивит век.
4. Сопутствующие болезни и инфекции.
12
Ухудшение
зрения
может
быть
вызвано
различными
инфекциями
заболеваниями, в том числе венерическими болезнями. Микробы и вирусы
способны поражать нервные окончания всего организма. При поражении
нервов, которые несут ответственность за зрительную функцию, происходят
многочисленные нарушения, и зрение начинает падать.
5. Общая усталость организма.
Общая усталость или переутомление отрицательно сказываются на глазах.
Плохой и недостаточный сон, неправильное питание и стрессы изнашивают
все тело, и глаза в частности. Именно по этой причине в комплексах
упражнений для глаз включены упражнения для расслабления, снятия
стресса и напряжения не только из зрительных мышц, но и для всего тела.
6. Неправильное питание.
Нехватка в злаках, свежих овощах, фруктах и особенно ягодах (что является
источником ряда витаминов, минералов, пектинов) и рыбе, которая содержит
ненасыщенные жирные кислоты, обязательно отразится на ваших глазах не в
лучшую сторону.
7. Накопление вредных веществ в организме.
Наверное, наиболее серьезной причиной различных патологий зрения служит
загрязнение организма отравляющими веществами, которые способны
накапливаться и не выходить из организма. Устранить данную причину
возможно. Достаточно часто вынуждены надевать очки люди, которые
постоянно
работают
во
вредных
условиях,
или
проживают
в
неблагоприятных с точки зрения экологических требований районах.
8. Вредные привычки.
Практически во всех случаях зрение ухудшается у людей, которые курят,
злоупотребляют алкогольными напитками или наркотическими средствами.
Исследования свидетельствуют о том, что через некоторое время после
13
попадания в организм человека веществ никотина, алкоголя или наркотиков,
в
глазных
сосудах
начинают
происходить
сильные
патологические
изменения. Неправильное и недостаточное кровоснабжение органов зрения
неуклонно ведет к ухудшению зрительной функции.9. Аллергические
реакции.
Почти каждый современный человек в своей жизни, так или иначе,
сталкивался с проблемой аллергии. Распространенность аллергических
заболеваний в наше время настолько велика, что их по праву можно отнести
к болезням цивилизации.
Кому больше всего угрожают проблемы со зрением?
Существует статистика, выделяет определенную группу риска – тех, кому
больше угрожает проблема падения зрения. Конечно же, в нее входят люди,
которые проводят более двух часов в день за компьютером и у экрана
телевизора. Также рискуют те, кто работает со сваркой и софитами, а также
спортсмены-горнолыжники, альпинисты и серфингисты (ведь на них
действуют блики снега и воды). В данную группу риска попадают и люди,
которые курят (курение увеличивает риск дистрофии сетчатки в шесть раз) и
люди со светлыми глазами.
Рекомендации для профилактики зрительных заболеваний:
– моргайте чаще – каждые 5-10 секунд, ведь во время моргания поверхность
глаза очищается и увлажняется;
– подключайте периферийное зрение, ведь если долго смотреть перед собой,
сконцентрировавшись на какой работе, глаза перенапрягаются;
– более двигайте глазами и переводите взгляд с близких на дальние предметы
и наоборот – изменение фокуса внимания помогает устранить зрительное
напряжение;
14
– поповышенной нагрузки на зрение применяйте препараты, которые
помогут оптимизировать работу зрительного аппарата;
– держите спину ровно, ведь зрение зависит от напряжения в теле, особенно
в его верхней части – груди, плечах, шее и лице. Не забывайте расслаблять
лоб, плечи и челюсть. Это облегчит и ускорит процесс снабжения зрительной
системы кислородом и кровью;
– дышите полной грудью, потому что примерно 30% кислорода, который мы
вдыхаем, попадает в мышцы, нервы и мозговые центры зрительной системы,
помогает устранить зрительное напряжение и усталость.
Помните, что самое важное правило для здоровья глаз – это наблюдение за
общим
состоянием
организма. Откажитесь
от
вредных
привычек
и
позаботьтесь о качестве вашего питания, физической нагрузки и ночного сна,
и это поможет вам избежать многих проблем со зрением.
1.5.Гимнастика для глаз при спазме аккомодации
Наиболее эффективным способом борьбы с недугом ложной близорукости
является специальный комплекс упражнений для глаз:
- движения зрачками вправо, влево, вверх, вниз;
- глазные яблоки описывают круг вправо, влево;
- резкие, динамичные мигания (сжимать и открывать веки);
- фокусировка зрения на переносице — на переносицу ставят палец и
смотрят на него;
- движения по диагонали (нижний угол слева, верхний угол справа, и
наоборот);
- взять карандаш и рассматривать его вдали, затем вблизи;
15
- выставить руку в сторону, и смотреть на кончик пальца, постепенно
приближая руку к себе;
- поднять согнутую в локте руку, и смотреть на пальцы, не поворачивая
головы.
Лечебная гимнастика поможет освободить глаза от напряжения, улучшит
зрение, общее самочувствие, настроение:
1.На окно прикрепляют бумажный кружочек 5 мм чёрного или красного
цвета, на который смотрят некоторое время, после чего переносят акцент
внимания на дальний предмет за окном, на выбор больного. Упражнение
делается 1 раз в день по 5 минут, в течение 7 дней.
2.Концентрируются на пальце руки, находящемся на расстоянии. Подносят
палец ближе, после чего вглядываются в дальний объект. Эта тренировка
поможет наладить фокусировку зрения.
3.Делают массаж век.
4.Накрывают закрытые веки ладонями так, чтобы центр каждой находился на
уровне зрачка (пальминг). Давить не требуется, глаза должны просто
отдыхать.
5.Тренировку мышцы хрусталика проводят под присмотром окулиста.
Хирургических методов лечения спазма аккомодации нет, но врач может
назначить капли «Атропин». После недельного курса лечения острота зрения
возвращается. Но иногда эффект бывает не долгим, и зрение начинает падать
ещё быстрее. Искусственное расслабление цилиарной мышцы не тренирует
её, а делает слабой. Поэтому медикаментозного лечения, даже капель
«Атропина» следует избегать. Лучше делать упражнения и нужно дать
глазам отдохнуть.
1.6.Как сохранить зрение школьника
16
Лечение нарушений зрения заключается в правильной и своевременной
диагностике и лечении заболевания, их вызвавшего. Обязательно нужно
посетить офтальмолога, выявить имеются ли проблемы со зрением, оценить
состояние глаза, выявить причину нарушения зрения и в ряде случае
существует необходимость в осмотре смежных специалистов.
При выявлении нарушений рефракции, требуется адекватная коррекция
очками, мягкими контактными линзами или ночными линзами. С целью
остановки
прогрессирования
близорукости,
профилактики
развития
косоглазия и амблиопии.
В ряде случае требуется терапевтическое лечение, которое включает в себя
медикаментозную терапию (например: капли, инъекции,
витамины и
др.).плеоптическое и ортоптическое лечение на аппаратах-тренажерах и в
крайних случаях хирургические лечение.
Также профилактикой снижения зрения может быть:
- Нормированная зрительная нагрузка
- Соблюдение гигиены зрения
- Больше времени находиться на открытом воздухе
- Регулярный курс массажа шейно-воротниковой зоны
- Занятия плаванием , теннисом.
- Диета богатая витаминами и микроэлементами
И самое главное помнить, что только регулярные офтальмологические
осмотры помогут выявить и предотвратить снижение зрения у школьников
и подростков.
Почему ухудшается зрение в молодом возрасте и как этого избежать. Почему
ухудшается зрение в молодом возрасте и как этого избежать?
17
По статистике, почти 100% людей после 45 лет вынуждены носить очки.
Возрастной порог падения зрения с каждым годом снижается, но все уделяют
этой проблеме достаточно внимания. Падение зрения довольно часто
игнорируется, пока не остается другого выхода, кроме как надеть очки.
Однако предотвратить это не так сложно, если береты глаза и соблюдать
определенные рекомендации.
Специалисты «Клиники Зир» рассказывают, что резкое ухудшение зрения у
молодежи часто носит временный характер. Причиной этого может стать
длительное зрительное напряжение (чтение, работа за компьютером),
постоянное переутомление, хроническое недосыпание, стрессы. В таком
случае
достаточно
нормализовать
режим
дня,
отдохнуть,
заняться
гимнастикой для глаз. Не лишним будет и посетить офтальмолога, чтобы не
пропустить какое-либо заболевания, поскольку резкое ухудшение зрения
может сигнализировать и о серьезных заболеваниях.
18
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1Материал и методика наблюдений.
В процессе исследования были использованы следующие методы: поисковый
(сбор информации по теме), систематизация (составление таблицы), анализ,
ИКТ (создание презентации).
Для работы была использована различная литература и Интернет-ресурсы.
Мы считаем, что с результатами данной работы нужно ознакомиться всем
учащимся школы, которые интересуются этой информацией .
Нами исследованы объем абсолютной аккомодации и запас относительной
аккомодации зрения старшеклассников в период подготовки к экзаменам.
Для их расчета использованы формулы из п. 1.4.
Методы исследования объема абсолютной аккомодации и измерения запаса
относительной аккомодации были смоделированы в условиях городской
квартиры. Была распечатана таблица Свинцова для проверки зрения,
приобретено несколько пар очков с диоптриями от 0,25 -0,5. Проведен
сравнительный анализ полученного результата с возрастными нормами.
Результаты исследований
Результаты исследований объема абсолютной аккомодации приведены в
таблице 1:
1.
Объем абсолютной аккомодации
№
Ближайшая
точка
ясного зрения (Р),см
Дальнейшая
точка
ясного зрения (R), см
ОАА*, Д
1
8,5
285,0
10,7
2
8,0
297,0
12,3
3
11,0
212,0
8,7
19
4
14,0
187,0
6,6
5
8,0
293,0
12,2
Как видно из таблицы 1, у участников № 1, 2, 5 объем абсолютной
аккомодации (ОАА) совпадает с нормами , а у № 3,4 не совпадает.
Проверка запаса относительной аккомодации (ЗОА) отражена в таблице 2:
2.Запас относительной аккомодации
№
Корригирующая линза
Найденная линза
ЗОА
1
0,4
0,3
3
2
0,5
0,1
5
3
0,2
0,2
3
4
0,1
0,2
2
5
0,5
0,1
5
Как видно из таблицы 2, у участников № 2, 5 запас относительной
аккомодации (ЗОА) в пределах нормы, а у участников № 1, 3, 4 выходит за
пределы допустимых значений.
Обсуждение результатов исследования
Как видно из полученных данных, у двоих участников (№ 2, 5) показатели
соответствуют возрастным физиологическим нормам.
У участника выявлено № 1 совпадение с нормами ОАА, но несовпадение с
нормами ЗОА, что может привести к ложной близорукости. В связи с этим
ему стоит проконсультироваться с врачом или проводить зарядку из п. 1.5.
20
У участников № 3, 4 выявлены проблемы со зрением: снижен запас
относительной
аккомодации,
что
означает
ухудшение
зрительной
работоспособности вблизи и указывает на предрасположение к миопии, а
если таковая уже имеется, то на ее прогрессирование.
2.2 Результаты анкетирования.
Для начала мы решили провести анкетирование, чтобы узнать, что думают о
падении зрения учащиеся нашей школы. Всего в анкетировании участвовало …
человек, 1-11 классы. Анкета включала в себя следующие вопросы:
№
Вопросы:
Предполагаемые ответы:
1
Знаете ли вы, кто такой врач –
офтальмолог?
А)Знаю Б)Не знаю
2
Хорошо ли вы видите?
А)Да Б)Нет В)Не знаю
3
Прописаны ли вам очки?
А)Да Б)Нет
4
Стесняетесь ли вы носить очки?
А)Да Б)Нет
5
Почему на ваш взгляд ухудшилось
зрение?
А)
Много
времени
провожу
за
телефоном
Б)
Много
времени
провожу
за
компьютером
В)
Много
времени
провожу
за
чтением
Г) Другая причина
Д) Не знаю
6
Как быстро устают ваши глаза?
А)Быстро Б)Не очень В)Совсем не
устают
7
Делаете ли вы гимнастику для глаз?
А)Да Б)Нет В)Иногда
21
8
Знаете ли вы как сохранить зрение?
А)Да Б)Нет
9
Как часто вы используете интернет
для подготовки к экзаменам?
А)Часто Б)Редко В)Никогда
10
Сколько
часов
вы
проводите
в
интернете
для
подготовки
к
экзаменам?
А)30минут-1 час Б)1,5-2 часа
В)3 часа и более
Знаете ли вы,кто такой врач офтальмолог
знаю 80%
не знаю
20%
22
Хорошо ли вы видите
да 60%
нет 30%
не знаю 10%
Прописаны ли вам очки
да 40%
нет 60%
Стесняетесь ли вы носить очки
да 35%
нет 65%
23
Почему на ваш взгляд ухудшилось зрение
Много времени про-
вожу за телефоном
20%
Много времени прово-
жу за компьютером 20%
Много времени про-
вожу за чтением 15%
Другая причина 40%
Не знаю 5%
Как быстро устают ваши глаза
Быстро 30%
Не очень 30%
Совсем не устают
40%
Делаете ли вы гимнастику для глаз
Да 50%
Нет 30%
Иногда 20%
24
Знаете ли вы как сохранить зрение
Да 80%
Нет 20%
Как часто вы используете интернет для подго-
товки к экзаменам?
Часто 90%
Редко 10%
Сколько часов вы проводите в интернете для
подготовки к экзаменам
30минут-1час 40%
1,5-2 часа 50%
3 часа и более 10%
25
В анкетирование приняли участие учащиеся 9-11 классов. Всего было
опрошено 30 человек, было предложено ответить на ... вопросов, касающиеся
темы.
Проанализировав анкеты, мы получили следующие результаты:
1.Знаете ли Вы, кто такой врач - офтальмолог? Положительный ответ дали 80%,
отрицательный - 20%. (Приложение I, диаграмма 1)
2. Хорошо ли Вы видите? Положительный ответ дали - 60%, "нет" - 30%, 10%
учащихся затруднились ответить. (Приложение I, диаграмма 2)
3.Прописаны ли Вам очки? "Да", ответило 40% опрашиваемых, "нет"-60%.
4.Стесняетесь ли Вы носить очки? "Да"-35%, "нет"-65%.
5.Почему на Ваш взгляд ухудшилось зрение?20% учащихся много времени
проводят за телефоном, 20% - много времени проводятза компьютером, 15% -
за чтением, 40% - другая причина.
6.Как быстроустают Ваши глаза? У 30% учащихся быстро устают глаза, 30% -
не очень, 40% - совсем не устают.
7. Делаете ли Вы гимнастику глаз? "Да"- 50%, "нет"- 30%, "иногда " - 20%.
8.Знаете ли Вы как сохранить зрение? "Да"- 80%, "нет"- 20%.
9. Как часто Вы используете интернет для подготовки к экзаменам? 90%
учащихся используют очень часто, остальные 10% - редко.
10. Сколько часов Вы проводите в интернете для подготовки к экзаменам? 40%
- 30 мин-1 час, 50% - 1,5-2 часа, 10% - 3 часа и более.
26
Выводы:
Так
как
исследование
аккомодации
применяют
для
изучения
работоспособности
глаза
и
зрительного
утомления,
на
основании
полученных результатов мы можем сделать выводы и дать соответствующие
рекомендации:
- участникам № 1,3,4 посетить в целях профилактики окулиста;
- всем участникам в целях профилактики делать восстановительную
гимнастику для глаз.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась частично.
27
Заключение
Результат нашего исследования показал, что проверку объема абсолютной
аккомодации и запаса относительной аккомодации зрения можно провести в
домашних условиях, опираясь на инструкцию.
Опираясь на навыки и знания, приобретенные в ходе данного исследования,
можно вовремя обратиться к врачу и начать делать гимнастику для глаз с
целью профилактики и восстановления остроты зрения.
Полученный материал будет актуален в качестве дополнительного на уроках
биологии в 11 классах, физики в 11 классах.
28
Литература:
Недзьведь, О. В. Оптика глаза. Основы биофизики зрения : учеб.-метод.
пособие / О. В. Недзьведь, В. Г. Лещенко. – Минск: БГМУ, 2008. – 35 с. 1
Тимофеева Т.И. Справочник по физике для студентов и абитуриентов / Т.И.
Тимофеева. М.,ООО «Издательство Астрель»: <Издательство АСТ>,2001. –
399, [1] с.: ил.
Для работы была использована различная литература и Интернет-ресурсы.
Мы считаем, что с результатами данной работы нужно ознакомиться всем
учащимся школы, которые интересуются этой информацией .
29