Автор: Елена Александровна Худякова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №34"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разумное и нравственное не всегда совпадают..." Внеклассное мероприятие по литературе. 5 класс. Басни И.А. Крылова
Раздел: среднее образование
Разумное и нравственное не всегда совпадают…
Внеклассное мероприятие по литературе. 5 класс.
Басни И. А. Крылова
Цели и задачи:
1.
Углубление знаний обучающихся о баснях И.А. Крылова;
2.
Развитие умений находить особенности построения басни, определять
мораль и аллегорию;
3.
Воспитание нравственных качеств личности на материале
используемых басен.
Оборудование:
●
портрет И. А. Крылова;
●
иллюстрации к басням; эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки
пощипать”;
● кинопроектор, презентация по басням И.А. Крылова
Подготовленный ученик выступает с сообщением о баснописце
Участники создают две команды, придумывают название, литературный
девиз.
Знакомая басня.
Ведущий
сообщает, что сейчас командам будут предложены задания,
отражающие
определенные
этапы
интеллектуальной
деятельности.
За
каждый правильный ответ команда получает жетон – ум.
- Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми благодаря героям басен.
I этап
Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.
Слайды 1-3
•
“В сердце льстец всегда отыщет уголок” (“Ворона и Лисица”)
•
“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и
Муравей”)
1
•
“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)
•
“А Васька слушает, да ест”. (“Кот и Повар”)
•
“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)
•
“А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь”.
(“Квартет”)
•
“Сильнее кошки зверя нет”. (“Мышь и Крыса”)
•
“Слона-то я и не приметил”. (“Любопытный”)
•
“В семье не без урода”. (“Слон на воеводстве”)
•
“Как белка в колесе”. (“Белка”)
II этап
Сейчас вам будет предложено несколько слов из хорошо известной басни.
Все слова в форме именительного падежа. Вы должны поочерёдно отгадать
басню.
Слайды 4-6
•
“Плутовка, дерево, хвост, Ворона, глаза…”
•
“Волк, угол, зубы, шерсть, глаза…”
•
“Волк, кость, беда…”
•
“Улица, Слон, зеваки…”
•
“Лягушка, луг, Вол…”
•
“Старость, глаза, очки, Мартышка…”
Ответы: (1. “Ворона и Лисица”. 2. “Волк на псарне”. 3. “Волк и Журавль”. 4.
“Слон и Моська”. 5. “Лягушка и Вол”. 6. “Мартышка и очки”)
III этап
Назовите по три басни Крылова о животных и людях:
На доске размещены иллюстрации, которые представляет ведущий
•
о лисе (“Ворона и Лисица”, “Лиса”, “Лисица и Осёл”)
•
о волке (“Волк и Ягнёнок”, “Волк на псарне”, “Волк и овцы”)
2
•
о медведе (“Квартет”, “Трудолюбивый Медведь”, “Медведь у пчёл”)
•
об обезьяне (“Обезьяна”, “Квартет”, “Зеркало и обезьяна”)
•
о людях (“Кот и повар”, “Ларчик”, “Любопытный”)
IV этап
Командам выдается задание, где указано, что поможет прочесть шахматный
конь. Начиная с нижнего левого угла, ходом шахматного коня можно
прочитать мораль к одной из басен И.А. Крылова.
Дело нет
лад
на
в
не
согласья
их
,
когда
пойдет
товарищах
(Ответ: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».)
V этап
«Найди свою пару»
Командам предлагается поиграть.
Условия игры:
В конвертах перемешаны начала или окончания известной басенной фразы.
Надо собрать фразы и озвучить. Выигрывает та команда, которая быстрее
соберет все фразы.
VI этап
«Фотоглаз»
Задание предполагает, что члены команд должны проверить свою память.
Командам предложены иллюстрации к басням Крылова и по одному слову из
“Словаря языка Крылова”, относящемуся к этой басне.
Слайды 7-10
3
Через 2-3 минуты команды должны восстановить порядок предложенных
иллюстраций назвать басню, расположить слово, взятое из этой басни,
объяснить его значение и прочитать строки, где употребляется это слово.
Ответ: «Стрекоза и Муравей»
Мурава — молодая трава. «До того ль, голубчик, было в мягких муравах у
нас…»
“Лисица и Виноград”. Яхонты — старинное название рубина и сапфира.
(“Кисти сочные как яхонты горят.”
Справка: Участникам предлагались иллюстрации из басен “Квартет” (Альт),
“Волк на псарне” (Овчарня), “Ворона и Лисица” (Плутовка), “Мартышка и
очки” (Полдюжины).
VII этап
«Комната находок»
В комнату находок поступило много различных вещей: сыр, очки, зеркало,
виноград, скрипка, волк и собачки…
Команды должны разыскать их владельцев, сообщить их имена и адреса.
VIII этап
«Творческий»
Командам выданы сборники басен. Предлагается составить центон.
Центон – это юмористическое произведение, составленное из частей
известного произведения.
Ответ.
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
4
У кумушки глаза и зубы разгорелись,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою:
“А, кажется, уж, не жалея рыла,
Я там изрыла
Весь задний двор”.
IX этап
«
Театральный»
Ведущий:
Басня никогда не бывает нудной.
Она поучает незаметно, мудро, весело.
Мы приглашаем вас в театр,
Чтоб рассказать, что знаем о Крылове,
Раскрыть свой начинающий талант
И показать, как исполняем роли.
Некоторые басни похожи на спектакли.
Команды
предлагают
инсценированные
басни
и
вопросы
команде
соперников.
Объявляются итоги каждого этапа
Ведущий: Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и теоретиками.
Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его
произведения останутся для вас умной и нужной книгой. Мы убедились, что
5
Крылов по-прежнему безраздельно царствует в басенном мире, а «разумное
и нравственное не всегда совпадают».
6