Автор: Кудашева Татьяна Михайловна Должность: ведущий библиотекарь Учебное заведение: МБУК "ОДБ" Детская библиотека № 16 Населённый пункт: Тольятти Наименование материала: Сценарий мероприятия Тема: Урок доброты "Делай добро - бросай его в воду!" Раздел: начальное образование
Мероприятие «Делай добро – бросай его в воду!» 9-11лет
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро,
Солнцу и птицам!
Доброе утро,
Улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера! (Н.Красильников)
- Вот таким добрым стихом я хочу поздороваться с вами, ребята! Доброе утро вам! И наше
мероприятие сегодняшнее называется урок доброты «Делай добро – бросай его в воду!». Мы будем с
вами говорить, думать и делать добро. И не случайно именно сегодня: ведь в апреле, вот уже около 20
лет, проходит Весенняя неделя добра. Цель этой акции – совершать добрые дела (посадить дерево,
убрать мусор, помочь пожилым людям и т.д.).
А что же такое доброта?
Сергей Ожегов, автор словаря, дал такое определение этому слову: «Доброта – это отзывчивость,
душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». И отметил качества,
определяющие доброту: добро-желательность, добро-душие, добро-сердечность, добро-нравность,
добро-совестность, добро-порядочность. Эти качества нам понадобятся в дальнейшем для
«постройки» дома – запомните их.
Но вот вопрос: никогда, кажется, так сильно не ощущали мы дефицита доброты и милосердия, как в
последние годы. Может, в наши дни увеличилась потребность человека в доброте? А может, просто
дело в том, что мы стали жестче друг к другу? Или стали ранимее? Мы терзаемся от обид,
нанесенных нам, и не замечаем, когда кого-то раним сами. Вот в этих вопросах мы и постараемся
сегодня разобраться.
1. А теперь скажите, были ли в вашей жизни случаи, когда вы кого-то обидели? (Ответы детей)
А теперь поставьте себя на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами
обошлись также? (Ответы детей).
Вывод первый: Поступайте с другими людьми так, как хотели бы, чтобы поступали с вами. И не
делайте другому того, чего не хотели бы, чтобы делали вам.
Это так называемые законы доброты. И это является основанием «дома» доброты, который я
предлагаю вам сейчас построить. (Ребенок клеит 1 блок-основание на лист).Итак, основание
(фундамент) нашего дома есть.
- Нетрудно быть внимательными, вежливыми, добрыми друг к другу.Также совсем не трудно
уступить место в автобусе пожилому человеку и женщине с ребенком или беременной женщине,
нетрудно первому поздороваться, нетрудно быть вежливыми с родителями. Согласны?
2. А теперь скажите, какие вы знаете слова приветствия, доброго отношения? (доброе утро, будьте
здоровы, счастливого дня и т.д.). Молодцы! Эти добрые слова – это цветы человеческой души. И не
надо скупиться раздавать эти цветы окружающим. От них становится теплее и уютнее на душе. Но
есть одно «Но»: эти слова не работают, если их произносить с безразличным лицом или
насупленным видом (миниатюра «Произнеси доброе утро или спасибо по-разному»). И кстати,
знаете ли вы, что слово «Спасибо» нужно говорить как можно чаще и что любое слово «Спасибо
действует на нас как шоколадная конфета: мелочь, а приятно, и настроение становится намного
лучше. К тому же, от слова «Спасибо» наш мозг «просыпается» и начинает работать активнее.
Вот сейчас такими добрыми словами мы продолжим строить наш Дом Доброты дальше. Предлагаю
выстроить «кирпичики» дома по порядку. (Дети выкладывают «кирпичики» дома - 2 блок)
- Ну , а что же является верхом нашего Дома? А это то, о чем мы с вами сегодня говорим – это
доброта. Наше доброе отношение друг к другу. (Библиотекарьставит «потолочный кирпич» Дома).
- Посмотрите: есть основание-фундамент дома – это законы доброты, есть кирпичики – связующие
добрые слова, есть т.н. потолок – доброта. Но чего-то не хватает в нашем Доме…Правильно! Крыши.
А крышей будут наши с вами добрые дела. (Библиотекарь ставит «крышу» Дома – добрые дела).
Ведь мало говорить добро – нужно еще и делать добро.
3. - И вот наш дом готов! И в таком домике поселилось …солнышко (учитель вклеивает в «окно»
дома солнце). А возле дома выросло дерево. На нем уже распустились листочки. А помогут ему
зацвести наши с вами добрые дела. У вас было домашнее задание – написать на листочках доброе
дело, которое вы сделали или хотите, могли бы сделать. Добрые дела девочек мы наклеили на цветы,
а добрые дела мальчиков – на фигурки капитанов. Капитаны нам понадобятся чуть позже, а цветами
займемся сейчас. (Библиотекарь приглашает девочек приклеить свои цветы с добрыми делами на
листиках на дерево. Пока девочки при помощи другого библиотекаря/учителя клеят цветы, ведущий
продолжает разговор).
3. - Пока девочки помогают дереву зацвести, я предлагаю вам оглянуться вокруг и найти добро
вокруг нас. Кто заметил, где спряталось добро? (Дети оглядываются и называют: добрые пословицы
и поговорки, выставку «Спешите делать добро», картинку с изображением мамы с подписью «При
солнышке тепло, при матери – добро»).– Молодцы! Вы очень внимательны! И вы также заметили
выставку «Спешите делать добро». Это выставка лучших детских книг, которые учат добру: «Серая
шейка», «Маленький Мук», Золушка» и многие другие.
4. - А какие фильмы или мультфильмы о доброте вы знаете? (Ответы детей). Замечательно! А
теперь предлагаю вам «пройтись» по «дороге добра» вместе с любимыми героями экранизированных
детских книг, то есть книг, по мотивам которых были сняты мультфильмы. (Просмотр презентации
«Дорогою добра»).
- Вспомнили эти книги? Многие из них вы читали, а какие-то уже смотрели несколько раз. И все они
учат доброте: как помочь товарищу, как выручить друга, как просто создать другу хорошее
настроение, как найти свое счастье.
5. А теперь я предлагаю вам сложное задание: вы находили добро вокруг нас. Но добро прячется и в
самых разных предметах. Например, в яблоке. Что можно с ним сделать доброго? Я могу его съесть,
я могу им поделиться с другом, а можно посадить семечки из этого яблока и вырастить дерево.
Наше задание называется «Добро в предметах». Мне нужны 3 добровольца.
(Библиотекарь приглашает трех ребят выйти и каждый берет себе предмет из корзины – веревка,
книга, палка). – Вам дается 2 минуты. Вы должны подумать и сказать, что можно доброго сделать с
этими предметами. Вы можете даже нафантазировать это. Пока ребята думают, предлагаю вам
быстро поиграть в игру «Добрый –злой». Я называю героя. Если он добрый – вы хлопаете в ладоши,
если злой – топаете ногами.: Айболит. Карабас-Барабас, Золушка, Кащей Бессмертный, Белоснежка,
Мальчик-с-пальчик, Баба-Яга. Молодцы!
- Ну, а теперь послушаем ответы наших ученых. (Библиотекарь по очереди опрашивает детей, если
ребенок затрудняется ответить, помогают дети из класса). – Умницы! Настоящие ученые-
фантасты!
- А теперь вопрос на засыпку для нашего уважаемого жюри/учителя: что можно сделать с этим
предметом? (Вниманию жюри предлагается обычный камень. Жюри/учитель дает ответ).Браво
нашему доблестному жюри!
- Ну, а нам осталось сделать совсем немного. Добрые дела девочек уже «зацвели» на нашем дереве
добра. Здесь есть: помочь маме, заплести сестренку, перевести бабушку через дорогу и т.д. А добрые
дела наших мальчиков все еще ждут своей очереди. И сейчас мы будем эти добрые дела запускать в
воду.
- Но прежде вспомните, как называется наш урок? Да, правильно – «Делай добро – бросай его в
воду!». Эта фраза взята из мультфильма «Ух ты, говорящая рыба!». Отрывок из него я предлагаю вам
посмотреть.
Просмотр отрывка мультфильма «Ух ты, говорящая рыба!».
- Дедушка поймал эту рыбу и отпустил ее обратно в воду. А потом эта рыба в образе юноши спасла
деда и бабу от смерти, от злого, кровожадного Э-Эха. Таким образом, добро вернулось к старику. И
сейчас я предлагаю мальчикам свои добрые дела пустить в воду.
(Библиотекарь показывает лодочку с капитаном, на обратной стороне которого наклеены добрые
дела мальчиков. Мальчики подходят к библиотекарю, берут лодочку и пускают ее в таз с водой.
Можно даже подуть, чтобы лодочка поплыла).
- Вот так, добрыми словами мы построили дом, а от наших добрых дел зацвело дерево. И лодочки
понесут добрые дела по реке жизни. И вскоре они снова возвратятся к нам. А я снова повторю слова
того юноши из мультфильма: Делайте добро – бросайте его в воду. Добром к вам вернется».
- А в заключение нашего импровизированного урока доброты я хочу вас угостить
конфетками-«спасибочками» и предлагаю своеобразную лотерею: из этой коробочки с цитатами вы
наугад вытягиваете свою. Ее вы можете забрать домой. Это цитаты из детских книг, которые учат
доброте.
Библиотекарь раздает конфетки со словом «Спасибо», а второй библиотекарь подносит каждому
ребенку коробочку с цитатами.
И поскольку это лотерея, а в каждой лотерее есть победитель, скажите, кому попалась цитата с
номером 6? Зачитайте ее, пожалуйста. Вслух. Тот, кому досталась цитата №6, получает сюрприз.
Спасибо большое всем! Не забывайте делать добро и «бросать его в воду»!