Напоминание

"Психолого-педагогическая работа - важная составная воспитательного процесса"


Автор: Шишкина Наталья Егоровна
Должность: учитель иностранного языка (немецкий)
Учебное заведение: МБОУ "Сорокинская СОШ имени Героя Советского Союза Е. Ф. Поданёва"
Населённый пункт: Белгородская область Красногвардейский район
Наименование материала: Статья
Тема: "Психолого-педагогическая работа - важная составная воспитательного процесса"
Раздел: полное образование





Назад




Психолого – педагогическая работа – важная составная

воспитательного процесса

Выступая в школе, врач сказала, что половое воспитание

нужно начинать с седьмого класса. Но в этом возрасте

мой сын спросил такое…. А может, не с детей нужно

начинать, а с нас, родителей?

Из выступления на родительском собрании

Необходимым

условием

успешной

жизнедеятельности

воспитательной системы школы является участие в её осуществлении

родителей. Их деятельность может быть разнообразной. К ней относятся

организация мероприятий, руководство кружками и клубами, проведение

экскурсий,

походов,

поездок,

участие

в

праздниках,

спортивных

мероприятиях, в работе совета школы, попечительского совета, вечерах,

диспутах и так далее.

Одним из наиболее значимых моментов работы с родителями

является повышение их мастерства как воспитателей своих детей. В

школах такая работа проводится через родительские университеты,

индивидуальные консультации (администрация, классный руководитель,

учителя, социальный педагог, врач), общешкольные и классные собрания.

Особое место в этом процессе отводится классному собранию. Такой

вид работы с родителями, несмотря на те или иные трудности (вопросы

посещаемости,

установление

хороших

контактов,

необходимость

изложения негативной информации, решение финансовых вопросов), даёт

возможность

классному

руководителю

сформировать

родительский

коллектив, выяснить отношение семьи к школе, организовать общение

между родителями с целью координации действий, оказания помощи

школе, информирования, передачи опыта. В то же время классный

руководитель получает необходимую информацию о состоянии вопросов

воспитания в семье. Такое общение и взаимодействие помогают родителям

и учителям оказывать положительное воспитательное влияние на ребят. К

тому же на родительских собраниях классный руководитель имеет

большую возможность проводить психолого – педагогическую работу с

родителями,

привлекая к

просвещению

и обучению

специалистов:

психологов,

социальных педагогов,

врачей,

дизайнеров, работников

бытовой сферы.

Одно из важных мест в психолого – педагогическом просвещении

родителей

должны

занимать

вопросы

полового

воспитания

детей,

подростков и юношества. Некоторые родители, к сожалению, оспаривают

необходимость учитывать вопросы полового воспитания в системе

семейной педагогики, говорят о бесполезности, а иногда даже о вреде

заострения внимания на этих вопросах, так как они якобы провоцируют

излишнее влияние вместо положительного.

Определённая часть родителей считает, что всё будет познано само

собой со временем (совсем не учитывая, что это «само собой» - зачастую

сведения, почерпнутые из порнофильмов и опыта

улицы). Не надо

забывать о том. Что воспитанность наших детей в вопросах пола зависит

именно от нас, взрослых, от правильной постановки вопросов, достаточной

грамотности и воспитанности нас самих в сексуальной сфере.

Даже осознавая значение и важность полового воспитания в общей

педагогической системе воспитательной работы с учащимися, не все

взрослые (в том числе и родители, и педагоги) правильно подходят к

решению этой сложной проблемы, что иногда и приводит к негативным

последствиям.

Отец и мать в начале жизненного пути ребёнка являются первыми

воспитателями, которые закладывают основы его нравственных качеств.

Условием положительного воспитательного эффекта являются хороший

психологический климат в семье, высокий уровень её психолого –

педагогических знаний и умение донести эти знания до воспитуемого.

Именно от нас, взрослых, а в первую очередь родителей и учителей,

зависит воспитанность взрослеющих граждан нашего общества в вопросах

пола (а значит и в вопросах любви!).

Благодаря

постоянному

развитию

и

усовершенствованию

происходят изменения в различных направлениях жизни нашего общества.

А вместе с этим увеличивается поток некачественной и негативной

информации (в том числе и по вопросам взаимоотношений полов).

Поэтому возникает все большая необходимость в получении психолого –

педагогических знаний родителями и умении грамотного освещения

вопросов полового воспитания в работе, как с родителями, так и с детьми.

Умные люди говорят: «Лечите взрослых – будут в порядке и дети».

Считаю, что освещая вопрос полового воспитания, можно сказать так:

«Просвещайте, учите родителей, если хотите, чтобы что – то полезное и

нравственное усвоили их детей».

У педагогов (в силу их трудовой деятельности) и у родителей (в силу

их социальной роли) цель едина – воспитание здоровой, всесторонне

развитой, высоконравственной личности. Какие-то вопросы семейная

педагогика может решить достаточно успешно (воспитание чувства

ответственности за своё здоровье, чувство уважения, доброты). И всё –

таки родители нуждаются в нашей педагогической поддержке. Ведь только

незначительная часть из них имеет тот уровень знаний, которые даёт

возможность правильно преподнести своим детям вопросы пола. Но, даже

обладая необходимыми знаниями (скорее всего, только какой – то части),

далеко не каждый умеет преподнести своим детям вопросы пола. Поэтому

в первую очередь надо всему научиться нам, учителям, а научившись,

запастись терпением и чувством такта, чтобы подготовить родителей к ещё

одной очень важной семейной роли – роли воспитателей будущих граждан

нашего общества, высоконравственных мужчин и женщин.

Одной из функций семьи является функция воспитания. Осознавая

важность её выполнения, родители прилагают определенные усилия для

того, чтобы их дети соответствовали их представлению, какими им быть в

детстве и какими они должны тать в последующей, взрослой жизни.

Классный

руководитель,

проводя

совместно

с

психологом

диагностическую работу, часто получает результаты с ярко выраженными

трудностями в вопросах воспитания, которые чаще всего касаются

взаимоотношений родителей и детей,

а также, проблем их полового

воспитания. Иногда родители сами обращаются с просьбой оказать им

помощь в разрешении той или иной ситуации или конфликта.

Многие родители достаточно серьёзно воспринимают проблемы,

возникающие в вопросах воспитания, особенно если они касаются

вопросов воспитания, особенно если они касаются вопросов полового

воспитания.

Выявленные в результате диагностики проблемы, а также обращения

родителей

являются

показаниями

обязательной

психолого

педагогической работы с ними. В начале работы определяются актуальная

проблема,

затем

способы

и

методы

психолого

педагогического

воздействия в процессе этой работы с учащимися и их родителями. По

мере необходимости привлекаются различные специалисты.

Если родители обращаются к вам с жалобой, то это может быть

следствием

неблагополучных

отношений

в

семье,

проблем

самих

родителей и их ребёнка. Иногда родителям мешает их тревожность,

мнительность, и проблемы как таковой может и не существовать. (Обычно

это сопровождается следующей детской реакцией: «Да ты что, мама, опять

нафантазировала?! Ты уж как придумаешь что – нибудь!»). Случается и

так, что родители свои собственные проблемы переносят на детей.

Например, родители жалуются на то, что их дети их не любят. Но дети

всегда чувствуют искренне любящую мать. Так не в ней ли самой

проблема?

Некоторые родители жалуются на трудности в освоении ребенком

программного материала школы, на неумение детей установить контакт со

своими сверстниками, что может быть вызвано особенностями характера

ребенка или периодом полового созревания.

После

проведения

диагностики

продолжается

информационная

работа,

коррекционная

и

профилактическая,

в

процессе

которой

передаются необходимые знания, формируются навыки актуальных

проблем семейного воспитания, семейных взаимоотношений.

Если несколько семей имеют сходные проблемы, то их можно

объединить в группы.

А. Спивоковская (исследователь детско – родительских отношений,

разработчик психотерапевтических и коррекционных программ) говорит

следующее: «Групповая психотерапия создаёт специфические условия для

раскрытия внутриличностной и внутрисемейной проблематики участников

посредством

моделирования

и

анализа

актуального

группового

межличностного взаимодействия и непосредственной представленности

проблем участников группы в их реальном виде в процессе групповых

событий». При этом происходит «обсуждение и психодраматическое

разыгрывание

типичных

ситуаций

внутрисемейного

общения,

супружеских

отношений

(включая

интимные)

и

особенностей

взаимодействия с ребёнком».

Психолого – педагогическая работа с родителями, её поддержка и

коррекция – залог успешного решения многих проблем в процессе

выполнения семьёй из важнейших её функций – воспитательной.



В раздел образования