Напоминание

Математико-экономическая игра "Математика и бизнес"


Автор: Бахвалова Наталья Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Ложковская СОШ (корпус Чашниково)
Населённый пункт: Московская область г.о. Солнечногорск д.Чашниково
Наименование материала: ролевая игра
Тема: Математико-экономическая игра "Математика и бизнес"
Раздел: полное образование





Назад




МАТЕМАТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА «МАТЕМАТИКА И БИЗНЕС»

Ролевая игра.

Использование игровой технологии во внеурочной деятельности по математике.

Цели и задачи: Сформировать интерес учащихся к изучению математики, развить познава-

тельный интерес к окружающей жизни, показать тесную связь математики и экономики с жиз-

ненными ситуациями. Объединить элементы двух наук - математики и экономики. Расширить

кругозор учащихся. Научить их мыслить логически, а также научить элементарным практиче-

ским умениям.

Описание игры:

В игре принимают участие две команды по 6 человек. Они представляют собой «филиалы»

«РАЙФФАЙЗЕНБАНКА» и «МОСКОВСКОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО БАНКА». У каждого игрока прикреп-

лена визитка с информацией о занимаемой должности- 1.управляющий банком,2.главный бухгал-

тер,3.начальник валютного отдела,4.начальник кредитного отдела,5.экономист,6.старший кас-

сир.

Игра проводится в учебной аудитории. У классной доски стоят столы для команд. Вокруг каждо-

го стола 6 стульев. На одном столе - эмблема Райффайзенбанка, на другом - Московского инду-

стриального банка. На классной доске висит плакат с ценой вопросов. В конце класса стол для

жюри, на котором лист оценки вопросов, рекламки из банков. Слева и справа ,между командами и

жюри, сидят остальные участники игры – акционеры.

Ведущий по очереди задает вопросы командам, определяя номер вопроса с помощью мешочка с

бочонками. Какая команда начинает игру определяется с помощью жеребьевки.

Подготовка к игре:

1.видеосъёмка (новости в мире бизнеса)

2. плакат с ценой вопросов

3. карточки с задачами ( на доске для ведущего и 2 экз. для команд)

4.эмблемы для команд

5. информация о банках( для оформления доски)

6. листы для проставления баллов команд для (жюри)

7.вопросы для разминки

8.мешочек с бочонками для определения номера вопроса

9.призы для команд

ВИДЕОСЪЁМКА: (идет заставка из новостей на НТВ)

1 ведущий: - А сейчас новости в мире бизнеса

2 ведущий: - Сегодня в славном городе Ложки

1 ведущий: - Открылись два новых филиала

2 ведущий: - Это филиал Индустриального банка Москвы

1 ведущий: - И филиал Райффайзенбанка

2 ведущий: - Остались буквально считанные минуты до начала работы этих банков

1 ведущий: - Смогут ли они увеличить свой капитал на столько, чтобы выжить в жестоком мире биз-

неса?

2 ведущий: - Об этом и многом другом вы узнаете в программе «Вести» в 20.00

1 ведущий: - Смотрите нас на канале «ЛОЖКИ-ТV»

1

Ход игры:

Ведущий:- Сегодня мы проводим ролевую игру «МАТЕМАТИКА И БИЗНЕС».

Очень часто приходится от учащихся слышать вопрос:

- А зачем нам изучать математику - мы ведь уже выбрали себе профессию!

Вот цель нашей игры – ответить на этот вопрос:

ЗАЧЕМ ЖЕ МЫ ИЗУЧАЕМ МАТЕМАТИКУ!

ИТАК - НАЧИНАЕМ ИГРУ

(Видеозапись.)

Ведущий:- Сегодня мы станем свидетелями грандиозного события: в Ложках

открываются филиалы двух банков – Московского Индустриального Банка и Райф-

файзенбанка.

Ведущий (обращаясь к командам): вы финансово – кредитные учреждения, ко-

торые увеличивают свой первоначальный капитал, решая экономические вопросы,

связанные с деньгами, прибылью, доходами.

Правила игры:

1.Стартовый капитал каждого банка 100.000 рублей.

2.Если команда даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость

задания.

3.Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на стоимость задания и пра-

во ответа переходит к другой команде.

4. Победителем считается тот банк, у которого больше денег.

Р А З М И Н К А:

Каждым правильным ответом в разминке банк увеличивает свой капитал на

5000 рублей. Если ответ выкрикивается с места, то капитал банка уменьшается на

эту сумму. Чтобы ответить на вопрос, поднимаем руку.

1.Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово ход. Получишь то, о чем меч-

тает любой, кто бизнес начинает. (ДОХОД)

2. Как вы помните, Карабас – Барабас был хозяином театра. Вопрос: как на языке

экономики можно назвать театр? (СОБСТВЕННОСТЬ)

3. Угадайте как зовётся, что за деньги продаётся!

(ТОВАР)

4. Судно по морю плывёт и тяжелый груз везет. Но стоит букву заменить, так смо-

жешь акции купить. ( БАРЖА – БИРЖА)

5. Тимофей носки связал и на рынке их продал, да дешевле, чем стоили нитки. По-

лучил - одни … (УБЫТКИ)

6. Чтоб продукты потреблять, чтоб в одежде щеголять, чтобы вкусно есть и пить,

надо это всё … (КУПИТЬ)

2

Команды по очереди выбирают с помощью бочонков с номерами задачи.

Каждая задача имеет свою стоимость: 5000руб.,10000руб.,15000руб. и 20000руб.

Команде, выбиравшей вопрос предоставляется первой ответить на него.

( РАЗЫГРАТЬ ОЧЕРЕДЬ!!!)

СНИМАЕТСЯ С КОМАНДЫ ПО 1000 рублей за

- выкрики с места;

- пользование любым счетным устройством.

(Игра заканчивается, когда в мешке заканчиваются бочонки.)

Вопросы стоимостью 5.000 рублей:

1.

Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм,

если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5 ?

( 605 франков)

2.

Мастерица связала свитер и продала его за 1,8 тыс. руб. Какую прибыль она

получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 200 руб. за моток, а на

украшение свитера понадобился бисер , стоимостью 80 рублей.

( 1120 рублей)

3.

Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от

продажи своих товаров 5 млн.руб., а его расходы составили 3 млн.руб. Дру-

гой наторговал на 1 млн.руб. меньше, но и затратил своих денег всего 2 мл-

н.руб. Кто выиграл спор?

(никто, т.к. прибыль одинакова – по 2млн.руб.)

4.

Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 12 руб. за

газету и стали продавать их по 19 руб. за штуку. Какой доход получат ребята,

когда продадут все газеты?

( 700 рублей)

5.

Лиса купила у пчел 100 кг мёда за 40 тыс. руб., а на рынке стала продавать

его по 520 руб. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь

мёд?

(12 000 рублей)

6.

В баке автомобиля 40 л бензина. За день было израсходовано 25% этого бен-

зина. Сколько литров бензина осталось в баке?

( 30 литров)

7.

По норме рабочий должен изготовить 60 деталей. Он выполнил норму на

140%. Сколько деталей изготовил рабочий?

( 84 детали)

ВОПРОСЫ ПО 10.000 рублей:

3

1. Бабушка Маша печет пирожки и продает их на Ленинградке. В первый день

она продала 100 пирожков по цене 20 рублей за один пирог. На следующий

день она снизила цену на 10% и продала 120 пирожков. В какой день она за-

работала больше денег?

(во 2-ой день, т.к. во второй день она заработала 2160 рублей)

2. Бизнесмен положил в банк 1 млн.руб. Через год он забрал из банка 1млн.100

тыс. рублей. Какая процентная ставка в этом банке?

(10%)

3. Выручка от продажи продукции, выпускаемой предприятием, составила 50

млн.руб.При этом израсходовано:

на сырьё 20 млн.руб.

на топливо 1,5 млн.руб.

заработная плата 14,5млн.руб.

кредиты, налоги 4,5млн.руб.

ИТОГО: 40,5млн.руб.

Какова прибыль предприятия и его рентабельность?

Примечание: рентабельность предприятия рассчитывается по формуле

Рентабельность = прибыль :расходы

100%

( прибыль 9,5 млн.руб.

Рентабельность 9,5:40,5 100% = 23,5% )

4. Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по 100 руб.

и купили его за 300 руб.Парни ушли, а бабуля решила, что продала щенка

очень дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им 50 руб.

Мальчик подумал: «А как же парни разделят между собой эти деньги? Отдам

я им 30 руб., а себе возьму 20». Так он и сделал. Получилось, что каждый па-

рень заплатил по 90 руб., т.е. все вместе они отдали 270 руб. и 20 руб. оста-

лось у мальчика, всего 290 рублей. Куда делись 10 рублей?

( складывать доходы и расходы нельзя;

доходы равны расходам)

5. Завод должен был за месяц по плану выплавить 960т стали. Но план выполни-

ли на 125%. Сколько тонн стали выплавил завод?

( 1200 тонн)

ВОПРОСЫ СТОИМОСТЬЮ 15.000 РУБЛЕЙ:

1.

ОАО «ДАНА» продаёт лимонад. Затраты на производство и реализацию 1

бутылки лимонада составляют 6 рублей. По цене 12 рублей можно реали-

зовать 200тыс. бутылок в день, а по цене 10 рублей – 250тыс. бутылок. Ка-

кую цену надо назначить, чтобы получить больше прибыли?

( 10 рублей)

2.

К вам в банк положили 100.000 рублей под 10% годовых. Какую сумму де-

нег вы отдадите через 2 года?

4

(121.000 рублей)

3. Какое слово здесь зашифровано: В А

( валюта)

4.Работник пришел получить зарплату. Он знает, что ему начислили

20тыс.руб. Сколько денег он получит на руки, если вычтут 13% подоходный налог?

( 17.400рублей)

ВОПРОСЫ СТОИМОСТЬЮ 20.000 РУБЛЕЙ:

1.

К вам в банк положили 500 тыс. руб. под 8% годовых. Какую сумму вы смо-

жете отдать обратно через полгода?

( 520 тыс.руб.)

2.

У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:

а) вложить 80тыс.руб. и получить 100тыс.руб.;

б) вложить 20тыс.руб. и получить 30тыс.руб.;

в) вложить 100тыс.руб. и получить 140тыс.руб.

Какой вариант вы выберете и почему?

( второй, т.к. в 1-м случае доход 25%

во 2-м - 50%, в 3-м - 40%)

3.

Токарь, выточив на станке 132 детали, перевыполнил план на 10%.Сколько

деталей надо было выполнить по плану?

( 120 деталей)

4.

Аня ждала мужа с работы. Ей надо было приготовить ужин: сделать салат,

картофельное пюре и котлеты. До прихода мужа оставался 1 час. Аня зна-

ла, что приготовление блюд отнимает разное время:

10 минут – мытье овощей,

10 минут – их резка,

10 минут – чистка картофеля,

30 минут - его варка,

10 минут - приготовление пюре,

10 минут – приготовление котлет из фарша,

30 минут – жарение котлет,

10 минут – накрывание на стол.

Итого 2 часа.

Но у Ани был всего 1 час. В какой последовательности она должна готовить, что-

бы ужин был готов к приходу мужа?

( 1)чистка картофеля,

2)варка картофеля, в это же время-приготовление жарение

котлет, мытье овощей и резка,

3) приготовление пюре.

За оставшиеся 10 минут накрыть на стол.)

Литература:

5

1.

Газета «МАТЕМАТИКА» №12.Издательский дом «Первое сентября», 2009год.

2.

«Математика после уроков». Балк М.Б. и Балк Г.Д. М., «Просвещение»,1971г.

3.

«Математика в стихах».5-11классы.Панишева О.В. Издательство «Учитель»,2009г

ПРИЛОЖЕНИЕ:

6

ПЛАКАТ С ЦЕНОЙ ВОПРОСОВ:

5000 руб. (1)

15000 руб. (5)

20000 руб. (9)

5000 руб. (13)

10000 руб. (17)

20000 руб. (2)

5000 руб. (6)

10000 руб. (10)

15000 руб. (14)

5000 руб. (18)

10000 руб. (3)

15000 руб. (7)

5000 руб. (11)

10000 руб. (15)

20000 руб. (19)

5000 руб. (4)

20000 руб. (8)

10000 руб. (12)

5000 руб. (16)

15000 руб. (20)

(лист оценки вопросов, для жюри)

НАРАЩИВАНИЕ КАПИТАЛА

7

РАЙФФАЙЗЕНБАНКОМ

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ 100.000 РУБЛЕЙ

№ вопроса

Цена вопро-

са

Прибыль

Убыток

Замечания

Особые от-

метки

Итого:

Если команда даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость

задания.

Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на стоимость задания, а право

ответа переходит к другой команде.

Правильный ответ на разминке добавляет банку 5000 рублей.

СНИМАЕТСЯ С КОМАНДЫ ПО 1000 рублей за

- выкрики с места;

- пользование любым счетным устройством.

(Игра заканчивается, когда в мешке заканчиваются бочонки.)

(лист оценки вопросов, для жюри)

НАРАЩИВАНИЕ КАПИТАЛА

8

МОСКОВСКИМ ИНДУСТРИАЛЬНЫМ БАНКОМ

СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ 100.000 РУБЛЕЙ

№ вопроса

Цена вопро-

са

Прибыль

банка

Убыток

банка

Замечания

Особые от-

метки

Итого:

Если команда даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость

задания.

Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на стоимость задания, а право

ответа переходит к другой команде.

Правильный ответ на разминке добавляет банку 5000 рублей.

СНИМАЕТСЯ С КОМАНДЫ ПО 1000 рублей за

- выкрики с места;

- пользование любым счетным устройством.

(Игра заканчивается, когда в мешке заканчиваются бочонки.)

9



В раздел образования