Напоминание

Использование ИКТ в соответствии с ФГОС


Автор: Анастасия Викторовна Боровик
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Останкинская СШ
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания"
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках

истории и обществознания

Учебная дисциплина «история» выполняет мировоззренческую задачу,

способствует

формированию

представления

об

окружающем

мире,

причинно-следственных

связях,

развитии

человеческого

общества,

становлении современной цивилизации.

В преподавании истории большое значение имеет использование

наглядных

пособий,

которыми

являются

исторические

карты,

иллюстративный материал, аудио и видео материалы.

Особо актуален вопрос использования ЦОР на уроках обществознания,

т.к. обществоведческие науки, включая описание прошлого и настоящего,

оперируют

точными

понятиями,

датами,

цифрами.

Использование

электронных работ позволяет существенно повысить наглядность изложения

материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. С помощью

наглядных пособий у обучающихся создается достоверный образ эпохи,

формируется личностное отношение к историческим деятелям, способствует

развитию образного мышления.

При этом использование компьютера позволяет при подготовке к уроку

создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая

специфику учебных групп и способности, уровень обученности, склонности

отдельных учащихся, охватывать наибольший объем используемого на уроке

дидактического наглядного материала.

Использование

информационно-коммуникационных

технологий

в

преподавании

истории

позволяет

развивать

познавательные

навыки

обучающихся,

умения

самостоятельно

конструировать

свои

знания,

ориентироваться

в

информационном

пространстве,

уметь

видеть,

сформулировать и решить проблему. Результат очевиден – обучающиеся

овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора

информации. Именно это и формирует «компетенцию».

Современное обучение сегодня трудно представить без технологии

мультимедиа.

Использование мультимедиа на уроках – это требование

сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с

другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и

оптимизации учебного процесса, обогащение арсенала методических средств

и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок

интересным и запоминающим для учащихся. Мультимедийность облегчает

процесс

запоминания,

позволяет

сделать

урок

более

динамичным,

«погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать

иллюзию

соприсутствия,

сопереживания,

содействует

становлению

объемных и ярких представлений о прошлом. Можно выделить наиболее

существенные

преимущества

использования

мультимедийных

средств

обучения в преподавании истории:

- Мультимедийные технологии позволяют интегрально представлять

исторические знания. Мультимедийное учебное пособие в состоянии

представлять исторические факты, события, документы, комментарии и

интерпретации во взаимосвязи, т. е. представлять их в интегральном, а не

разобщенном виде. Здесь открываются возможности для соотнесения знаний

об историческом предмете, накопленные в разные исторические времена и в

разных исследовательских школах.

- Знания представлены в определенном контексте. Контекстом служат не

только комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки

анимация, портреты и пр.), раскрывающие предмет с разных сторон.

Создается

сетевая

структура

информации,

обладающая

большой

информационной

насыщенностью

и

дополнительным

смысловым

потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме.

- Знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным,

аудитивным и т. п.), они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий

срок.

- Восприятие, интерпретация и освоение исторических знаний на базе

мультимедиа

реализуется

не

только

когнитивным

способом,

но

и

созерцательным путем. Реконструкция истории, как важнейший шаг в

выработке

исторического

сознания,

может

пользоваться

наглядными

примерами

виртуально

реконструкции

в

компьютере,

что

облегчит

интеллектуальную деятельность учащегося.

Примеры некоторых мультимедийных дисков и тренажеров:

«Всеобщая история».

Разработчиком пособия является компания

«Кордис & Медиа». Серия состоит из следующих электронных учебников:

История древнего мира, 5 класс; История средних веков, 6 класс; История

нового времени, 7–8 классы. В составе издания обширные учебные

материалы. Есть дополнительные интересные справки. Все материалы богато

иллюстрированы. «Экранные» инсталляции и ролевые игры, возможности

сопоставительного

анализа

исторических

источников,

«конструктор»

собственных рассказов значительно расширяют интерактивные возможности

знакомства со всеобщей историей. Каждый диск имеет большое количество

тестов по теме для проверки знаний практически к каждому уроку.

Образовательный комплекс (ОК) «Российская и всеобщая история, 6

кл.» предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного

материала по российской и всеобщей истории для 6-го класса. ОК включает в

себя

уроки

по

каждой

теме

курса,

содержащие

учебные

тексты,

анимированные

исторические

презентации

на

основе

карт,

схем,

иллюстраций, задания-тренажеры, словарь. Текст, методический аппарат и

иллюстративный ряд рассчитаны на личностно-ориентированное обучение в

технологии

проблемного

диалога.

С

помощью

ОК

ученик

может

подготовиться

к

контрольным

работам

и

самостоятельно

изучить

пропущенный материал; учитель сможет полностью обеспечить учебный

процесс необходимыми материалами.

В составе образовательного комплекса: 60 интерактивных уроков,85

анимированных

исторических

презентаций

на

основе

карт,

схем,

иллюстраций, 53 учебных текста, более 200 разноуровневых тестов-

тренажеров, более 100 заданий к историческим текстам с механизмом

самопроверки результатов, 600 иллюстраций, 170 определений.

Интерактивные карты по истории «Всеобщая история» (ЗАО

«1С».2009–2010). Издание имеет 40 карт по истории древнего мира, средних

веков, нового и новейшего времени. Каждая карта дается в двух вариантах:

контрольное задание и тренажерное задание с подсказкой. Одно но: вопросы

достаточно сложные. Электронное учебное издание «Отечественная история

(до

начала

ХХ

века)»;

Содержание

диска

соответствует

стандарту

исторического образования для средней школы. В состав УЭИ входят: 40

тем; лента времени; хронологическая таблица; 700 иллюстраций;30 аудио- и

видеофрагментов;

45

исторических

карт

сражений;300

исторических

источников; 400 биографий; словарь терминов и система проверки знаний.

Компакт-диски (электронное приложение) к курсу «ОРКСЭ» (6

модулей): ЗАО «Образование Медиа», ОАО Издательство «Просвещение»

и т. д. Таких ЭОР сейчас большое количество, но у них есть типичные

недостатки мультимедийных энциклопедий: значительный субъективизм

авторов в отборе материалов и в принципах организации такого отбора, но в

целом компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного

материала

и

автоматизировать

контроль

за

усвоением

пройденного

материала. Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью,

атласом,

хрестоматией,

справочником

и

учебным

видеофильмом.

Электронный учебник позволяет ученику подготовиться к участию в

олимпиаде, но и удобен при подготовке к ЕГЭ.

Презентации — один из самых распространенных видов обучающих

ресурсов, призванных помочь в первую очередь в объяснении нового

материала.

Емкость,

функциональность,

относительная

простота

в

использовании на уроке сделали их также и неотъемлемой частью почти всех

комплексных ресурсов. К настоящему времени в сети Интернет размещено

большое количество презентаций.

Одна из актуальных форм обучения, стимулирующих учащихся к

творческой деятельности, это создание ими собственных презентаций. Могут

создаваться презентации, содержащие схемы, таблицы, изображения воинов

в костюмах, в доспехах, изображения античных статуй. Здесь каждый имеет

возможность самостоятельного выбора формы представления материала и

дизайна слайдов. Кроме того он имеет возможность использовать все

возможные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал

наиболее зрелищным. Здесь ребята проявляют свое творчество. Ищут

материал для защиты, работая в интернете.

Применение презентаций на уроках и внеклассной работы по предмету:

- создает условия для переживания учащимися ситуации успеха в процессе

учебной деятельности;

- позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся;

- повышает мотивацию к истории, обществознанию и праву;

- стимулирует учащихся к творческой деятельности.

Предполагается,

что

сотрудничество,

взаимодействие,

активность

учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени

обеспечивает формирование и развитие информационно-коммуникативных

компетенций, определяющих успешность той или иной деятельности

школьника.

Применение ЦОР в практике преподавания истории и обществознания

способствуют

повышению

интеллектуальной

активности

учащихся,

следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся

включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них

наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого

подхода к решаемым проблемам.



В раздел образования