Автор: Анастасия Викторовна Боровик
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ Останкинская СШ
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания"
Тема: Использование ИКТ в соответствии с ФГОС
Раздел: полное образование
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках
истории и обществознания
Учебная дисциплина «история» выполняет мировоззренческую задачу,
способствует
формированию
представления
об
окружающем
мире,
причинно-следственных
связях,
развитии
человеческого
общества,
становлении современной цивилизации.
В преподавании истории большое значение имеет использование
наглядных
пособий,
которыми
являются
исторические
карты,
иллюстративный материал, аудио и видео материалы.
Особо актуален вопрос использования ЦОР на уроках обществознания,
т.к. обществоведческие науки, включая описание прошлого и настоящего,
оперируют
точными
понятиями,
датами,
цифрами.
Использование
электронных работ позволяет существенно повысить наглядность изложения
материала и привлечь внимание учащихся к изучаемой теме. С помощью
наглядных пособий у обучающихся создается достоверный образ эпохи,
формируется личностное отношение к историческим деятелям, способствует
развитию образного мышления.
При этом использование компьютера позволяет при подготовке к уроку
создавать оригинальные авторские модели уроков, максимально учитывая
специфику учебных групп и способности, уровень обученности, склонности
отдельных учащихся, охватывать наибольший объем используемого на уроке
дидактического наглядного материала.
Использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
преподавании
истории
позволяет
развивать
познавательные
навыки
обучающихся,
умения
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
уметь
видеть,
сформулировать и решить проблему. Результат очевиден – обучающиеся
овладевают приемами учебной деятельности, навыками анализа и отбора
информации. Именно это и формирует «компетенцию».
Современное обучение сегодня трудно представить без технологии
мультимедиа.
Использование мультимедиа на уроках – это требование
сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с
другой. Это является одним из важнейших аспектов совершенствования и
оптимизации учебного процесса, обогащение арсенала методических средств
и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок
интересным и запоминающим для учащихся. Мультимедийность облегчает
процесс
запоминания,
позволяет
сделать
урок
более
динамичным,
«погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать
иллюзию
соприсутствия,
сопереживания,
содействует
становлению
объемных и ярких представлений о прошлом. Можно выделить наиболее
существенные
преимущества
использования
мультимедийных
средств
обучения в преподавании истории:
- Мультимедийные технологии позволяют интегрально представлять
исторические знания. Мультимедийное учебное пособие в состоянии
представлять исторические факты, события, документы, комментарии и
интерпретации во взаимосвязи, т. е. представлять их в интегральном, а не
разобщенном виде. Здесь открываются возможности для соотнесения знаний
об историческом предмете, накопленные в разные исторические времена и в
разных исследовательских школах.
- Знания представлены в определенном контексте. Контекстом служат не
только комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки
анимация, портреты и пр.), раскрывающие предмет с разных сторон.
Создается
сетевая
структура
информации,
обладающая
большой
информационной
насыщенностью
и
дополнительным
смысловым
потенциалом, чем отдельно взятые предметы в своей сумме.
- Знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным,
аудитивным и т. п.), они лучше усваиваются, запоминаются на более долгий
срок.
- Восприятие, интерпретация и освоение исторических знаний на базе
мультимедиа
реализуется
не
только
когнитивным
способом,
но
и
созерцательным путем. Реконструкция истории, как важнейший шаг в
выработке
исторического
сознания,
может
пользоваться
наглядными
примерами
виртуально
реконструкции
в
компьютере,
что
облегчит
интеллектуальную деятельность учащегося.
Примеры некоторых мультимедийных дисков и тренажеров:
«Всеобщая история».
Разработчиком пособия является компания
«Кордис & Медиа». Серия состоит из следующих электронных учебников:
История древнего мира, 5 класс; История средних веков, 6 класс; История
нового времени, 7–8 классы. В составе издания обширные учебные
материалы. Есть дополнительные интересные справки. Все материалы богато
иллюстрированы. «Экранные» инсталляции и ролевые игры, возможности
сопоставительного
анализа
исторических
источников,
«конструктор»
собственных рассказов значительно расширяют интерактивные возможности
знакомства со всеобщей историей. Каждый диск имеет большое количество
тестов по теме для проверки знаний практически к каждому уроку.
Образовательный комплекс (ОК) «Российская и всеобщая история, 6
кл.» предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного
материала по российской и всеобщей истории для 6-го класса. ОК включает в
себя
уроки
по
каждой
теме
курса,
содержащие
учебные
тексты,
анимированные
исторические
презентации
на
основе
карт,
схем,
иллюстраций, задания-тренажеры, словарь. Текст, методический аппарат и
иллюстративный ряд рассчитаны на личностно-ориентированное обучение в
технологии
проблемного
диалога.
С
помощью
ОК
ученик
может
подготовиться
к
контрольным
работам
и
самостоятельно
изучить
пропущенный материал; учитель сможет полностью обеспечить учебный
процесс необходимыми материалами.
В составе образовательного комплекса: 60 интерактивных уроков,85
анимированных
исторических
презентаций
на
основе
карт,
схем,
иллюстраций, 53 учебных текста, более 200 разноуровневых тестов-
тренажеров, более 100 заданий к историческим текстам с механизмом
самопроверки результатов, 600 иллюстраций, 170 определений.
Интерактивные карты по истории «Всеобщая история» (ЗАО
«1С».2009–2010). Издание имеет 40 карт по истории древнего мира, средних
веков, нового и новейшего времени. Каждая карта дается в двух вариантах:
контрольное задание и тренажерное задание с подсказкой. Одно но: вопросы
достаточно сложные. Электронное учебное издание «Отечественная история
(до
начала
ХХ
века)»;
Содержание
диска
соответствует
стандарту
исторического образования для средней школы. В состав УЭИ входят: 40
тем; лента времени; хронологическая таблица; 700 иллюстраций;30 аудио- и
видеофрагментов;
45
исторических
карт
сражений;300
исторических
источников; 400 биографий; словарь терминов и система проверки знаний.
Компакт-диски (электронное приложение) к курсу «ОРКСЭ» (6
модулей): ЗАО «Образование Медиа», ОАО Издательство «Просвещение»
и т. д. Таких ЭОР сейчас большое количество, но у них есть типичные
недостатки мультимедийных энциклопедий: значительный субъективизм
авторов в отборе материалов и в принципах организации такого отбора, но в
целом компьютерные учебники позволяют облегчить усвоение обширного
материала
и
автоматизировать
контроль
за
усвоением
пройденного
материала. Они являются одновременно учебником, рабочей тетрадью,
атласом,
хрестоматией,
справочником
и
учебным
видеофильмом.
Электронный учебник позволяет ученику подготовиться к участию в
олимпиаде, но и удобен при подготовке к ЕГЭ.
Презентации — один из самых распространенных видов обучающих
ресурсов, призванных помочь в первую очередь в объяснении нового
материала.
Емкость,
функциональность,
относительная
простота
в
использовании на уроке сделали их также и неотъемлемой частью почти всех
комплексных ресурсов. К настоящему времени в сети Интернет размещено
большое количество презентаций.
Одна из актуальных форм обучения, стимулирующих учащихся к
творческой деятельности, это создание ими собственных презентаций. Могут
создаваться презентации, содержащие схемы, таблицы, изображения воинов
в костюмах, в доспехах, изображения античных статуй. Здесь каждый имеет
возможность самостоятельного выбора формы представления материала и
дизайна слайдов. Кроме того он имеет возможность использовать все
возможные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал
наиболее зрелищным. Здесь ребята проявляют свое творчество. Ищут
материал для защиты, работая в интернете.
Применение презентаций на уроках и внеклассной работы по предмету:
- создает условия для переживания учащимися ситуации успеха в процессе
учебной деятельности;
- позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повышает мотивацию к истории, обществознанию и праву;
- стимулирует учащихся к творческой деятельности.
Предполагается,
что
сотрудничество,
взаимодействие,
активность
учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени
обеспечивает формирование и развитие информационно-коммуникативных
компетенций, определяющих успешность той или иной деятельности
школьника.
Применение ЦОР в практике преподавания истории и обществознания
способствуют
повышению
интеллектуальной
активности
учащихся,
следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся
включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них
наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого
подхода к решаемым проблемам.