Напоминание

Системно- деятельный подход как условие формирования у обучающихся "умения учиться" на уроках биологии


Автор: Мантурова Анна Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СШ 1 имени Н. И. Кузнецова г. Пестово
Населённый пункт: город Пестово, Новгородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Системно- деятельный подход как условие формирования у обучающихся "умения учиться" на уроках биологии
Раздел: полное образование





Назад





«Системно- деятельный подход как условие фор-

мирования у обучающихся «умения учиться» на

уроках биологии»
Выполнила: Мантурова Анна Ми- хайловна, учитель биологии МАОУ СШ №1 имени Н.И. Кузнецова г. Пе- стово Новгородской области 2015 1

Содержание
1. Актуальность проблемы 3 2. Теоретическое обоснование 3 2.1. Приёмы реализации технологий деятельностного типа 6 2.2. Технологии обучения и воспитания, обеспечивающие реализацию деятельностного (системно- деятельностного) подхода 8 3. Список литературы 11 2

1. Актуальность проблемы
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: ориент ацию на ре зульт аты образования к а к системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования [1][2]. Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования [1][2]. Актуализация деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования второго поколения обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:  придание результатам образования социально и личностно значимого характера;  более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;  возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;  существенное повышение мотивации и интереса к учению;  обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания [1][2]. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться, чему способствует реализация педагогических технологий деятельностного типа [1][2].
2. Теоретическое обоснование
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: - от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями; - от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, 3
составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов); - от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий; - от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения" [1][2]. Таким образом, системно- деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки [1][2]. Понятие системно- деятельностного подхода было обосновано и вве- дено в научный обиход в 1985 г. российскими психологами и, прежде всего, А. Г. Асмоловым. Тем самым была сделана попытка снять оппози- цию внутри отечественной психологической науки между системным под- ходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным подхо- дом, который, строго говоря, всегда был системным (его разрабатывали С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Элько- нин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно- деятель- ностный подход является попыткой объединения этих подходов. Именно он стал основой для многих практических разработок. Несколько замеча- тельных ученых, прежде всего, В.Д. Шадриков, разными путями шли к это- му подходу и, так или иначе, касались разработки стандартов [1][2]. Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, - это всегда целеустремлённая система, или, иначе, система, нацеленная на ре- зультат. Говоря об образовании как ведущей социальной деятельности об- щества, мы тем самым предполагаем нацеленность на результат как систе- мообразующий фактор деятельности. Этот результат в истории нашей нау- ки называли по- разному, например: «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн), «системообразующий результат» (П.К. Анохин), «результат как мотив и ценность деятельности» (А.Н. Леонтьев). Таким образом, с самого начала в системно- деятельностном подходе выделяется результат деятельности, а деятельность в свою очередь рассматривается как целе- направленная система [1][2]. Кроме того, системно- деятельностный подход предполагает, что ре- зультат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная 4
связь (Н.А. Бернштейн называл её «коррекцией», П.К. Анохин - «обратной ориентацией»). Понятия «аттестация», «тестирование» - из той же области. Обратная связь позволяет увидеть все процедуры образовательного про- цесса не изолированно, а в целостном системно- деятельностном анализе. Поэтому для педагогов практиков очень важно, во- первых, овладеть приёмами самоанализа, а во- вторых, научиться осуществлять «обратную связь» с каждым учеником на любом этапе изучения учебной темы [1][2]. Отсюда вытекает ещё один момент: деятельность как система всегда имеет развивающий план анализа. Поэтому при разработке тех или иных программ надо выделять возрастные индивидуальные особенности разви- тия личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности [1][2]. Системно- деятельностный подход позволяет на каждой ступени об- щего образования:  представить цели образования в виде системы ключевых задач, отра- жающих направления формирования качеств личности;  на основании построенных целей обосновать не только способы дей- ствий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;  выделить основные результаты обучения и воспитания как достиже- ния личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся. К числу планируемых результатов освоения основной образователь- ной программы отнесены:  личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно- смысловые установки, отражающие их индивидуально- личностные позиции, социальные компетентности, личностные каче- ства; сформированность основ российской, гражданской идентично- сти;  метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсаль- ные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуника- тивные);  предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной об- ласти деятельности по получению нового знания, его преобразова- нию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира [1][2].
2.1. Приёмы реализации технологий деятельностного типа:
 учить детей определять границы своего знания, ставить проблему; 5
 учить детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельно- сти в соответствии с выработанными критериями;  организовывать учебное сотрудничество детей, совместно-распреде- ленную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе;  создавать условия для выстраивания индивидуальной траектории изучения ;  использовать современные информационные технологии для фор- мирования способности самостоятельно ориентироваться в информа- ционном пространстве;  организовывать проектные и событийные формы работы;  организовывать совместно- распределенную деятельность детей во внеурочной деятельности;  обеспечивать включение детей в проектную деятельность;  обучение на основе «учебных ситуаций» (на основе игровой, творче- ской, конструкторской, социальной, исследовательской деятельно- сти) [1][2].
Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного

подхода:
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проб- ном учебном действии. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). 5. Реализация построенного проекта. 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8. Включение в систему знаний и повторение. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) [3].
Технологическая карта урока с использованием

системно- деятель-

ностного подхода включает в себя:
 название темы; 6
 число часов, отведенное на ее изучение;  цель освоения учебного содержания;  планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет- ные);  основные понятия темы;  межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);  технологию изучения указанной темы;  систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;  контрольные задания по теме, определяющие достижение планируе- мых результатов в рамах изучения заявленной темы[1][2].
Результативность урока
Проблемно- диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала были проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога - коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы — познавательных [1][2].
Эффективность урока
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успе- хов) направлена на развитие контрольно- оценочной самостоятельности учеников за счёт изменения традиционной системы оценивания. У учащих- ся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих дей- ствий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Избавление учеников от страха перед школьным контролем и оцениванием путём создания комфортной обстановки позво- ляет сберечь их психическое здоровье [1][2]. Данная технология направлена прежде всего на формирование
регу-

лятивных
универсальных учебных действий, так как обеспечивает разви- тие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с 7
этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учеб- ных действий: за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика [1][2].
2 . 2 . Технологии

обучения

и

воспитания,

обеспечивающие

реализацию

деятельностного

(системно-

деятельностного)

подхода
В 2011 году на базе ОАОУ «НИРО» я прошла курсовую переподготовку по теме «Информационные технологии в деятельности учителя- предметника» и использую полученные знания на практике: На уроках использую ИКТ как средство организации учебной деятельности: Использование информационно- коммуникационных технологий на уроках имеют следующие достоинства:  увеличение объема изучаемого материала;  наличие демонстраций тех опытов, для проведения которых требуется много времени или они являются достаточно опасными.  ускорение на 10-15% темпа урока за счет усиления эмоциональной составляющей;  повышение интереса учащихся к предмету и более легкое усвоение изучаемого материала [1][2]. Я использую ИКТ как современное средство наглядности, что повышает наглядность подачи материала за счет использования фото-, видеофрагментов, анимации, звукового сопровождения.
Повышению эффективности урока
способствуют следующие способы применения ЦОРов, которые я использую в своей педагогической практике: Мультимедийная презентация. Наиболее эффективное применение следующих их типов:  Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала.  Наглядная демонстрация процесса, например, построение диаграмм.  Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.  Слайд- шоу.  Заполняем таблицу.  Тестирование. Видеоматериалы- вид ЦОР, который также применяется на уроках биологии. Таким образом, применение ЦОРов на уроках, их всесторонне продуманное применение позволяет повышать эффективность урока, содействовать обеспечению «…инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на 8
знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода» [1][2]. Мои наблюдения показывают, что занятия с применением данных технологий выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация, учащиеся получают возможность проявить творческую активность, самостоятельно получать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся оценивать свои способности, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. Успешно сочетаются индивидуальные, парные и групповые формы работы, осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и со мной как учителем - равноправным партнером и консультантом . В процессе обучения я создаю условия для ценно стно- ориентированного воспитания и развития основных сфер личности ученика. Основой для этого является внедрение в практику современных образовательных технологий, активизирующих познавательную деятельность и творческую самостоятельность ученика. Обучение биологии нацелено на глубокое осмысление и понимание школьниками ключевых основ предметов, на формирование у них навыков и опыта творческой проблемно- поисковой деятельности. Применяя технологию
проектного

обучения
, я решаю задачи формирования творческого мышления, обеспечиваю развитие инициативы и самостоятельности учащихся, что позволяет обучающимся применить знания, полученные в процессе обучения, в решении практических задач. Работа над проектом осуществляется в несколько
этапов:
1. постановка учебной задачи; 2. выявление проблем; 3. определение путей решения проблем; 4. исследования по определенным направлениям; 5. формулировка выводов; 6. оформление результатов исследований; 7. представление результатов; 8. определение новых проблем. Применение технологии проектного обучения, позволяет мне решаеть це- лый комплекс учебных, воспитательных и развивающих задач. На разных этапах работы над проектом я формирую у учащихся различные умения и навыки: 9
1. На этапе постановки цели формирует умения выявлять проблемы в различных областях знаний. При этом: учитель- через актуализацию знаний подводит к формулированию проблемы; учащиеся – опреде- ляют область знания и незнания с выходом на проблему. 2. Обсуждение вариантов и способов решения проблемы позволяет формировать умения искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования. Я - инициирую выдви- жение и обсуждение гипотез; учащиеся - выдвигают гипотезы и предлагают способы решения. 3. В процессе поиска информации и распределения обязанностей раз- виваются умения находить, систематизировать и обобщать полу- ченные данные, анализировать информацию. Обучающимся предла- гается перечень источников информации и принципы осуществления коммуникативных связей; учащиеся - осуществляют поиск информа- ции, выбирают наиболее приемлемый для них вид деятельности. 4. Подведение итогов работы и анализ полученных результатов дает возможность вырабатывать умения делать аргументированные выво- ды, обрабатывать данные экспериментальной работы, решать по- знавательные и творческие задачи. В данной ситуации учитель - оп- понент; учащиеся - выявляют соответствие полученных результатов научной теории и практике. 5. Презентация (защита) проекта позволяет мне развивать у учащихся умения свободно и аргументировано излагать свои мысли, овладе- вать культурой речи. Таким образом, совместная работа над проектом приводит к развитию та- ких необходимых социальных навыков, как коммуникабельность и умение сотрудничать. Я разработала общий алгоритм работы в группе, который на началь- ных этапах предлагается учащимся в качестве основы построения деятель- ности: 1. Изучите задание. 2. Сформулируйте цели и задачи группы. 3. Распределите задания в группе. Определитесь с лидером. 4. Подберите литературу и найдите информацию по теме. 5. Составьте план и сценарий защиты проекта. 6. Уверенно защищайте проект. 7. Будьте исследователями! 10
Результативность использования метода проектов: у учащихся сформирована положительная мотивация к предмету, возросла эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, которая позволяет обучающимся анализировать ситуацию неопределённости и находить из неё правильный выход (это подтверждают результаты ЕГЭ, участия в конкурсах различного уровня), сформированы качества, необходимые обучающемуся для дальнейшей учебы, для профессиональной и социальной адаптации, причем, независимо от выбора будущей профессии. В 2014-2015 учебном году учащиеся работали над проектами по те- мам: 1. «Лесоводственно- экологическая оценка состояния дубовой рощи на берегу озера Меглино». 2. «Выращивание помидоров в парниках под разным укрытием». 3. CИсследование популяции веретеницы ломкой (лат. Anguis fragilis Linné, 1758) на лесной дороге г. Пестово- д. Дмитровское». 4. «Реликтовые виды ледникового озера Меглино». 5. «Выявление редких растений на проектируемой особо охраняемой природной территории ПП «Устье Кордонного ручья» в Пестовском районе».
Список литературы
1. Концепция федеральных государственных образова-К65 тельных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова.— 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 39 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019844-8. 2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5. 3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. М., 2007. 11


В раздел образования