Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ СПОРТИВНЫХ ИГР


Автор: Гаранина Ксения Дмитриевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №7 им. Героя России А.В. Козина
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: публикация
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ СПОРТИВНЫХ ИГР
Раздел: полное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ

СПОРТИВНЫХ ИГР

Гаранина К.Д., учитель физической культуры

МБОУ«Гимназия №7 им. А.В. Козина»,

Казань, Россия

Аннотация. Физическая культура является одним из важных элементов жизни современного

человека. В то же время, ценности, транслируемые физической культурой, в

практике

физического воспитания школьников раскрыты и используются еще не достаточно широко.

Вопрос формирования мотивации в педагогическом процессе остается дискуссионным и требует

глубокой теоретико-методической разработки. В статье раскрываются методические подходы

формирования мотивации у подростков на уроках спортивных игр, а также соответствующий

диагностический инструментарий

Ключевые слова. Физическая культура, спортивные игры, мотивация.

Актуальность. Развитие современного общества, научно-технический прогресс оказывает как

положительное, так и отрицательное влияние на все сферы жизни деятельности человека. Так в

образовании произошло не только значительное изменение методики обучения, но и отмечается

ухудшение

состояния

физического

и

психического

здоровья

детей

вследствие

учебной

перегрузки.

Основным фактором ухудшения здоровья и

физической подготовленности учащихся является,

по-нашему мнению, снижение двигательной активности детей. Основной потенциал развития

успешного

общества

человеческий

сегодня,

несомненно,

находится

под

угрозой,

что

обуславливает

необходимость

разработки

новых

подходов,

методик,

технологий

развития

личности подрастающего поколения.

Приоритетным направлением в развитии этой области системы образования является разработка

теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового

образа жизни детей и подростков. Таким образом, очевидна необходимость совершенствования

личности современных школьников в направлении формирования у них мотивации к занятиям

физической культурой и спортом, как основы здорового образа жизни.

Цель исследования. Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в

средних классах посредством формирования мотивации к занятиям физической культурой.

Результаты

исследования

и

их

обсуждение.

Сегодня

в

педагогике

физической

культуры

разрабатываются

новые

теоретико-практические

рекомендации по проблемам физического

воспитания школьников. Особенно актуально это для учащихся средних классов, потому что

именно

в

этом

возрасте

закладываются

основы

личной

физической

культуры,

фундамент

здоровья и здорового образа жизни человека. Однако состояние здоровья и уровень физической

подготовленности школьников остается низким, основной

причиной этого, на наш взгляд,

является отсутствие у школьников устойчивого

интереса

к систематическим

занятиям

физической культурой.

Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований, по которым большинство

учащихся по окончании школы имеют неудовлетворительный уровень двигательной активности,

активное

положительное отношение к занятиям физической культурой у современных

школьников сменилось на пассивно положительное [1, 2, 5]. На основании изучения различных

средств и методов формирования мотивации нами была

разработана

экспериментальная

технология формирования мотивации на уроках спортивных игр.

Основная

цель

технологии:

повышение

двигательной

активности

физической

подготовленности

учащихся

средних

классов

и

формированию

мотивации

каждого

обучающегося, как основного условия развития личности ученика.

В процессе реализации экспериментальной технологии решались следующие задачи:

1.

Провести мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья

школьников.

2.

Организовать внедрение форм и методов обучения на уроках и внеклассных

мероприятиях, средствами материально-технической базы школы.

3.

Дать знания учащимся о физической культуре и спорте.

4.

Сформировать и развить двигательные умения и навыки, привить способности к

рациональному выполнению физических упражнений средствами спортивных игр.

5.

Воспитать активную жизненную позицию, нравственные и волевые качества,

способствующие сознательной потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Мотивы,

формируемые

в

процессе

применения

экспериментальной

технологии:

оздоровительные

укрепление

здоровья

и

профилактика

заболеваний; эмоциональные –

получение

удовольствия,

хорошее

настроение;

коммуникативные

взаимодействие

с

одноклассниками во время занятий и во

внеурочной

деятельности;

познавательные

удовлетворение интересов школьников.

Ценность спортивных игр характеризуется коллективностью, положительным эмоциональным

фоном, соревновательностью и т.д. Спортивные игры включают все основные виды движений

(ходьба,

бег,

прыжки,

метание

и

др.),

комплексно

воздействуют

на

развитие

физических

способностей (ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость) [3].

Эффективным средством формирования мотивации к занятиям физической культурой на уроке и

во внеурочной деятельности (на секционных занятиях, в соревнованиях, спортивно-массовых

мероприятиях) является создание ситуаций успеха. Для этого в экспериментальной технологии

применялись следующие педагогические приемы:

-

самооценка

самочувствия

в

подготовительной

и

заключительной

частях урока;

-

ведение

дневника

самонаблюдений

(оценивание

учителем

проведенных

наблюдений в конце каждой четверти);

-

«Путь Чемпиона» – оценка личных достижений каждого учащегося.

Для разработки технологии развития мотивации к занятиям физической культурой у школьников

средних классов нами систематизировать средства,

методы

и

формы

организации

учебной

деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей, потребностей и интересов (табл.

1).

Таблица 1 – Экспериментальная технология формирования мотивации к занятиям физической

культурой у учащихся средних классов средствами спортивных игр

В

качестве

стимулирующего

фактора

использовать

личностную

перспективу,

т.е.

педагогу

необходимо добиться изменений в состоянии здоровья и физическом развитии через уроки

физической

культуры.

Для

этого

на

уроке

создаются

стимулирующие

ситуации

и

индивидуальные дифференцированные задания. Важно своевременно зафиксировать

изменения

в мотивационно-ценностной сфере подростков. Лидирующими являются при этом стимулы

положительного

примера,

успеха,

опора

на

личный

опыт.

Индивидуальные

дифференцированные задания основаны на индивидуальных

типологических особенностях подростков, учет их предыдущего двигательного опыта [4].

Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Гимназия №7 имени А.В. Козина» г.

Казани в период с сентября по декабрь 2020 г. В исследовании приняли участие учащиеся 6 и 7

классов (всего 120 учащихся).

Педагогический эксперимент был посвящен апробации технологии формирования мотивации к

занятиям физической культурой на уроках спортивных игр. В начале и в конце окончанию

эксперимента было проведено

анкетирование

для

выявления

сформированности

мотивов

к

занятиям

физической культурой среди испытуемых. Сравнительный анализ результатов

анкетирования показал, как изменились

уровни и виды мотивов к занятиям

физической

культурой по окончанию эксперимента (табл. 2).

Таблица 2 – Изменение ведущих мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой

учащихся средних классов за время эксперимента, % (n= 120)

Примечание: I – в начале эксперимента; II – в конце эксперимента.

Из таблицы 2 видно, что среди всех мотивов у 6-тиклассников до начала

эксперимента

преобладали мотивы, направленные на игру и развлечение (59,2%), потребность в движении

(45,7%) и на общение со сверстниками (48,5%). После эксперимента шестиклассников ведущим

мотивом

указали

положительные

эмоции

(65,4%),

игры

и

развлечения

(64,8%),

общение

(51,1%)

и внутренний мотив долга (45,7%), что в целом может свидетельствовать о

сформированности положительной мотивации к занятиям физической культурой.

У семиклассников в основном наблюдается такая же картина, а также физкультурно-спортивные

интересы. Кроме этого по окончании эксперимента

увеличилось

количество

учащихся,

выбравших

ведущим

мотивом

положительные

эмоции

(68,5%),

двигательная

активность

(64,5%) и

физкультурно-спортивные интересы (60,4%), а также приобретение практических

навыков (45,6%). Видно, что у большинства опрошенных подростков проявляется

личная заинтересованность в занятиях физическими упражнениями, в тоже время

внутренние и внешние мотивы долга остаются на

низком уровне. Наибольший

прирост показали мотивы получения удовольствия на 38,2% у семиклассников и

34,2%

у

шестиклассников,

что

указывает

на

эффективность

предложенной

нами

технологии и привлекательность спортивных игр для организации физкультурно-

оздоровительных занятий с подростками.

Заключение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в связи с введением в

содержание

уроков

по

физической

культуре

спортивных

игр,

соответствующих

интересам учащихся, индивидуальных заданий, отвечающих

уровню

физической

подготовленности и обогащения внеурочных занятий играми и спортивно-массовыми

мероприятиями соревновательного характера,

повысился

интерес

учащихся

к

занятиям физической культурой в целом.

Для формирования внутренней положительной мотивации к занятиям физической

культурой

необходимо

создавать

в

процессе

физического

воспитания

в

общеобразовательном учреждении ряд педагогических условий:

1.

Мотив получения удовлетворения от проделанной работы

формируется, если поддерживать интерес учащегося к выполняемой работе,

поэтому задания на уроке физической культуры должна соответствовать уровню

подготовленности и интересам учащихся. Для этого необходимо разрабатывать и

включать в уроки индивидуальные двигательные задания.

2.

Самооценка должна быть необходимым этапом каждого урока. Тем

самым, у детей формируются такие качества как самооценивание, самоанализ,

самоконтроль и саморазвитие. Если подобного рода работа по осознанию

результативности своей деятельности будет проходить постоянно, то

вышеуказанные черты закрепятся и станут устойчивым личностным

образованием.

3.

На снижение мотивации достижений существенно сказывается

существующая система оценок. Пятибалльное оценивание не всегда позволяет

дифференцированно подходить к результатам ученических работ.

Злоупотребление оценками формирует у ребенка мотив получения «хороших

отметок».

4.

Более целенаправленно и системно уделять внимание формированию

интереса подростков к занятиям различными видами спорта, на основе

индивидуального учета двигательных способностей; проводить с детьми в

соревновательной форме контроль изученных видов физических упражнений,

проводить внеурочные мероприятия по различным видами спорта.

Список литературы:

1. Безверхняя, Г. В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников

к занятиям физической культурой и спортом / Г. В. Безверхняя. – Москва: Логос,

2004. – Текст: непосредственный.

2. Емельянова, Ю. Н. Самостоятельная

работа

студентов

по

дисциплине

теория

и

методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные

игры

(баскетбол)

/ Ю.

Н. Емельянова, И. Е. Коновалов, О. В. Матвиенко, Н. А.

Серебренникова, В. П. Шаган, С. О. Солдатова учебно-методическое пособие. –

Казань: Издательство: Отечество, 2019. – С. 171.– Текст : непосредственный.

3. Ирхин,

В.

Н.

Педагогическое

стимулирование

ценностного

отношения

подростков к

здоровью средствами физической культуры / Ирхин В. Н.,

Коваленко И. А // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. –

№3, 2011. – С. 7-10. – Текст : непосредственный.

4. Матвиенко, О. В. Информационно-образовательный портал «Азбука баскетбола» / О.

В. Матвиенко, Н. А. Серебренникова // В сборнике: «Стратегия формирования

здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех»

и внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО : материалы

XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием,

2016. – С. 56-58.



В раздел образования