Автор: Гаранина Ксения Дмитриевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №7 им. Героя России А.В. Козина
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: публикация
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ СПОРТИВНЫХ ИГР
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРОЙ У УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ
СПОРТИВНЫХ ИГР
Гаранина К.Д., учитель физической культуры
МБОУ«Гимназия №7 им. А.В. Козина»,
Казань, Россия
Аннотация. Физическая культура является одним из важных элементов жизни современного
человека. В то же время, ценности, транслируемые физической культурой, в
практике
физического воспитания школьников раскрыты и используются еще не достаточно широко.
Вопрос формирования мотивации в педагогическом процессе остается дискуссионным и требует
глубокой теоретико-методической разработки. В статье раскрываются методические подходы
формирования мотивации у подростков на уроках спортивных игр, а также соответствующий
диагностический инструментарий
Ключевые слова. Физическая культура, спортивные игры, мотивация.
Актуальность. Развитие современного общества, научно-технический прогресс оказывает как
положительное, так и отрицательное влияние на все сферы жизни деятельности человека. Так в
образовании произошло не только значительное изменение методики обучения, но и отмечается
ухудшение
состояния
физического
и
психического
здоровья
детей
вследствие
учебной
перегрузки.
Основным фактором ухудшения здоровья и
физической подготовленности учащихся является,
по-нашему мнению, снижение двигательной активности детей. Основной потенциал развития
успешного
общества
–
человеческий
сегодня,
несомненно,
находится
под
угрозой,
что
обуславливает
необходимость
разработки
новых
подходов,
методик,
технологий
развития
личности подрастающего поколения.
Приоритетным направлением в развитии этой области системы образования является разработка
теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового
образа жизни детей и подростков. Таким образом, очевидна необходимость совершенствования
личности современных школьников в направлении формирования у них мотивации к занятиям
физической культурой и спортом, как основы здорового образа жизни.
Цель исследования. Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в
средних классах посредством формирования мотивации к занятиям физической культурой.
Результаты
исследования
и
их
обсуждение.
Сегодня
в
педагогике
физической
культуры
разрабатываются
новые
теоретико-практические
рекомендации по проблемам физического
воспитания школьников. Особенно актуально это для учащихся средних классов, потому что
именно
в
этом
возрасте
закладываются
основы
личной
физической
культуры,
фундамент
здоровья и здорового образа жизни человека. Однако состояние здоровья и уровень физической
подготовленности школьников остается низким, основной
причиной этого, на наш взгляд,
является отсутствие у школьников устойчивого
интереса
к систематическим
занятиям
физической культурой.
Об этом свидетельствуют данные многочисленных исследований, по которым большинство
учащихся по окончании школы имеют неудовлетворительный уровень двигательной активности,
активное
положительное отношение к занятиям физической культурой у современных
школьников сменилось на пассивно положительное [1, 2, 5]. На основании изучения различных
средств и методов формирования мотивации нами была
разработана
экспериментальная
технология формирования мотивации на уроках спортивных игр.
Основная
цель
технологии:
повышение
двигательной
активности
физической
подготовленности
учащихся
средних
классов
и
формированию
мотивации
каждого
обучающегося, как основного условия развития личности ученика.
В процессе реализации экспериментальной технологии решались следующие задачи:
1.
Провести мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья
школьников.
2.
Организовать внедрение форм и методов обучения на уроках и внеклассных
мероприятиях, средствами материально-технической базы школы.
3.
Дать знания учащимся о физической культуре и спорте.
4.
Сформировать и развить двигательные умения и навыки, привить способности к
рациональному выполнению физических упражнений средствами спортивных игр.
5.
Воспитать активную жизненную позицию, нравственные и волевые качества,
способствующие сознательной потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Мотивы,
формируемые
в
процессе
применения
экспериментальной
технологии:
оздоровительные
–
укрепление
здоровья
и
профилактика
заболеваний; эмоциональные –
получение
удовольствия,
хорошее
настроение;
коммуникативные
–
взаимодействие
с
одноклассниками во время занятий и во
внеурочной
деятельности;
познавательные
–
удовлетворение интересов школьников.
Ценность спортивных игр характеризуется коллективностью, положительным эмоциональным
фоном, соревновательностью и т.д. Спортивные игры включают все основные виды движений
(ходьба,
бег,
прыжки,
метание
и
др.),
комплексно
воздействуют
на
развитие
физических
способностей (ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость) [3].
Эффективным средством формирования мотивации к занятиям физической культурой на уроке и
во внеурочной деятельности (на секционных занятиях, в соревнованиях, спортивно-массовых
мероприятиях) является создание ситуаций успеха. Для этого в экспериментальной технологии
применялись следующие педагогические приемы:
-
самооценка
самочувствия
в
подготовительной
и
заключительной
частях урока;
-
ведение
дневника
самонаблюдений
(оценивание
учителем
проведенных
наблюдений в конце каждой четверти);
-
«Путь Чемпиона» – оценка личных достижений каждого учащегося.
Для разработки технологии развития мотивации к занятиям физической культурой у школьников
средних классов нами систематизировать средства,
методы
и
формы
организации
учебной
деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей, потребностей и интересов (табл.
1).
Таблица 1 – Экспериментальная технология формирования мотивации к занятиям физической
культурой у учащихся средних классов средствами спортивных игр
В
качестве
стимулирующего
фактора
использовать
личностную
перспективу,
т.е.
педагогу
необходимо добиться изменений в состоянии здоровья и физическом развитии через уроки
физической
культуры.
Для
этого
на
уроке
создаются
стимулирующие
ситуации
и
индивидуальные дифференцированные задания. Важно своевременно зафиксировать
изменения
в мотивационно-ценностной сфере подростков. Лидирующими являются при этом стимулы
положительного
примера,
успеха,
опора
на
личный
опыт.
Индивидуальные
дифференцированные задания основаны на индивидуальных
типологических особенностях подростков, учет их предыдущего двигательного опыта [4].
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ «Гимназия №7 имени А.В. Козина» г.
Казани в период с сентября по декабрь 2020 г. В исследовании приняли участие учащиеся 6 и 7
классов (всего 120 учащихся).
Педагогический эксперимент был посвящен апробации технологии формирования мотивации к
занятиям физической культурой на уроках спортивных игр. В начале и в конце окончанию
эксперимента было проведено
анкетирование
для
выявления
сформированности
мотивов
к
занятиям
физической культурой среди испытуемых. Сравнительный анализ результатов
анкетирования показал, как изменились
уровни и виды мотивов к занятиям
физической
культурой по окончанию эксперимента (табл. 2).
Таблица 2 – Изменение ведущих мотивов, побуждающих к занятиям физической культурой
учащихся средних классов за время эксперимента, % (n= 120)
Примечание: I – в начале эксперимента; II – в конце эксперимента.
Из таблицы 2 видно, что среди всех мотивов у 6-тиклассников до начала
эксперимента
преобладали мотивы, направленные на игру и развлечение (59,2%), потребность в движении
(45,7%) и на общение со сверстниками (48,5%). После эксперимента шестиклассников ведущим
мотивом
указали
положительные
эмоции
(65,4%),
игры
и
развлечения
(64,8%),
общение
(51,1%)
и внутренний мотив долга (45,7%), что в целом может свидетельствовать о
сформированности положительной мотивации к занятиям физической культурой.
У семиклассников в основном наблюдается такая же картина, а также физкультурно-спортивные
интересы. Кроме этого по окончании эксперимента
увеличилось
количество
учащихся,
выбравших
ведущим
мотивом
положительные
эмоции
(68,5%),
двигательная
активность
(64,5%) и
физкультурно-спортивные интересы (60,4%), а также приобретение практических
навыков (45,6%). Видно, что у большинства опрошенных подростков проявляется
личная заинтересованность в занятиях физическими упражнениями, в тоже время
внутренние и внешние мотивы долга остаются на
низком уровне. Наибольший
прирост показали мотивы получения удовольствия на 38,2% у семиклассников и
34,2%
у
шестиклассников,
что
указывает
на
эффективность
предложенной
нами
технологии и привлекательность спортивных игр для организации физкультурно-
оздоровительных занятий с подростками.
Заключение.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в связи с введением в
содержание
уроков
по
физической
культуре
спортивных
игр,
соответствующих
интересам учащихся, индивидуальных заданий, отвечающих
уровню
физической
подготовленности и обогащения внеурочных занятий играми и спортивно-массовыми
мероприятиями соревновательного характера,
повысился
интерес
учащихся
к
занятиям физической культурой в целом.
Для формирования внутренней положительной мотивации к занятиям физической
культурой
необходимо
создавать
в
процессе
физического
воспитания
в
общеобразовательном учреждении ряд педагогических условий:
1.
Мотив получения удовлетворения от проделанной работы
формируется, если поддерживать интерес учащегося к выполняемой работе,
поэтому задания на уроке физической культуры должна соответствовать уровню
подготовленности и интересам учащихся. Для этого необходимо разрабатывать и
включать в уроки индивидуальные двигательные задания.
2.
Самооценка должна быть необходимым этапом каждого урока. Тем
самым, у детей формируются такие качества как самооценивание, самоанализ,
самоконтроль и саморазвитие. Если подобного рода работа по осознанию
результативности своей деятельности будет проходить постоянно, то
вышеуказанные черты закрепятся и станут устойчивым личностным
образованием.
3.
На снижение мотивации достижений существенно сказывается
существующая система оценок. Пятибалльное оценивание не всегда позволяет
дифференцированно подходить к результатам ученических работ.
Злоупотребление оценками формирует у ребенка мотив получения «хороших
отметок».
4.
Более целенаправленно и системно уделять внимание формированию
интереса подростков к занятиям различными видами спорта, на основе
индивидуального учета двигательных способностей; проводить с детьми в
соревновательной форме контроль изученных видов физических упражнений,
проводить внеурочные мероприятия по различным видами спорта.
Список литературы:
1. Безверхняя, Г. В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов школьников
к занятиям физической культурой и спортом / Г. В. Безверхняя. – Москва: Логос,
2004. – Текст: непосредственный.
2. Емельянова, Ю. Н. Самостоятельная
работа
студентов
по
дисциплине
теория
и
методика обучения базовым видам спорта: спортивные и подвижные
игры
(баскетбол)
/ Ю.
Н. Емельянова, И. Е. Коновалов, О. В. Матвиенко, Н. А.
Серебренникова, В. П. Шаган, С. О. Солдатова учебно-методическое пособие. –
Казань: Издательство: Отечество, 2019. – С. 171.– Текст : непосредственный.
3. Ирхин,
В.
Н.
Педагогическое
стимулирование
ценностного
отношения
подростков к
здоровью средствами физической культуры / Ирхин В. Н.,
Коваленко И. А // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. –
№3, 2011. – С. 7-10. – Текст : непосредственный.
4. Матвиенко, О. В. Информационно-образовательный портал «Азбука баскетбола» / О.
В. Матвиенко, Н. А. Серебренникова // В сборнике: «Стратегия формирования
здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта. «Спорт для всех»
и внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО : материалы
XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием,
2016. – С. 56-58.