Автор: Матвиевская Светлана Викторовна
Должность: преподаватель истории изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств" Кавалеровского муниципального района
Населённый пункт: пгт Кавалерово
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Соцреализм. Художник Александр Дейнека"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств» Кавалеровского муниципального района
«Соцреализм.
Художник Александр Дейнека»
План-конспект урока с презентацией
(5 класс, дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная
программа в области изобразительного искусства «Живопись»)
Подготовила преподаватель МБУДО ДШИ
Матвиевская С.В.
2022г.
Тема занятия: Соцреализм. Художник Александр Дейнека.
Тип занятия: комбинированное.
Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Александра Дейнека.
Задачи урока
Образовательные:
- знакомство с основными произведениями художника
- выявление особенностей его творчества;
- знакомство с техникой и приемами живописи художника;
- осознание вклада А. Дейнека в развитие искусства.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти;
- развитие логического и абстрактного мышления.
Воспитательные:
-
формирование желания создавать новые, уникальные картины и
предметы искусства;
-
формирование интереса и любви к изображению окружающей
действительности;
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости.
Наглядные материалы: мультимедийная презентация в программе
Power Point.
Оборудование: столы, стулья, доска, мультимедийный видеопроектор,
компьютер.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод
иллюстраций, метод демонстраций)
План урока
№ Этапы урока
Время
(мин.)
1
Организационный момент (актуализация знаний)
5
2
Основная часть (изложение учебного материала)
30
3
Заключительный этап (закрепление нового материала,
подведение итогов)
10
Ход урока:
1.Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
Актуализация знаний
Сегодня на уроке мы продолжаем изучать искусство соцреализма.
Давайте вспомним, чем характеризуется это искусство? (Ответы учащихся)
С
творчеством
каких
художников
соцреализма
мы
уже
познакомились? (Ответы учащихся)
2. Основная часть.
Изложение учебного материала
Александр Дейнека
является одним из наиболее
выдающихся
деятелей советской культуры.
За свою жизнь он проявил себя во многих областях искусства, таких
как живопись, скульптура, графика. Также проявил себя, как талантливый
педагог. (слайд 2)
Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. Его отец был
рабочим железной дороги, и будущий художник рос в атмосфере простой
трудолюбивой семьи — волевым, спортивным, физически крепким. По
семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы
продолжить дело отца. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже
через
год
Александр
Дейнека
отправился
в
Харьков,
поступать
в
художественное училище. (слайд 3)
Александр Дейнека стал известным в СССР художником не сразу: он
работал во многих местах, напрямую с искусством не связанных.
В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится
руководителем
секции
ИЗО,
занимается
оформлением
агитпоездов,
выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. (слайд 4)
В 1919-1920 гг. Александр по мобилизации служит в Красной Армии,
участвует в обороне родного Курска от белых войск, но не забывает о своём
призвании
-
руководит
художественной
студией
при
Курском
политуправлении и "Окнами РОСТА" в Курске, выезжает на фронт в
качестве художника агитационного театра.
После службы молодого талантливого художника командируют в
Москву,
где
он
получает
возможность
продолжить
художественное
образование
в
высших
художественно-технические
мастерских,
на
полиграфическом отделении, у самых именитых учителей.
Окончив мастерские, художник отправляется в командировку, которая
послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы - в
шахтёрский Донбасс. (слайд 5)
Сдержанное
по
колориту,
предельно
графичное,
ритмичное,
"снайперское" искусство - вот черты, характеризующие раннего Дейнеку.
Художник оправдывал этот повышенный графизм тенденциями самой эпохи,
считая, что настало время "более графическое, чем живописное".
В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-
революционную картину, которую впоследствии назовёт "своей любимой
вещью"
-
полотно
"Оборона
Петрограда"
с
изображением
шеренги
петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем. (слайд 6)
Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце
двадцатых - рисунки в детских книгах и журналах.
Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей"
для самых маленьких. В 1928-29 гг. Дейнека сотрудничает с детским
журналом "Искорка", сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии
Барто, Николая Асеева. (слайд 7)
1932 год
можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки,
новым этапом в развитии его искусства. Этим годом датируется "Мать" -
одна из самых значительных его картин. (слайд 8)
В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится
мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и
романтизмом, появляется много женских образов. Произведения Дейнеки
становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее, индивидуальнее
("Полдень", 1932, "Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами",
"Купающиеся девушки", 1933). Вместе с тем он не прекращает писать в
хорошо знакомых стилях на привычные темы, исторические и спортивные
("Коммунисты на допросе (в штабе белых)", "Безработные в Берлине", 1933,
"Крестьянское восстание", "Бегуны", "Вратарь", 1934). (слайд 9, 10,11, 12)
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка -
заграничная. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Итогом этого путешествия становится ряд городских пейзажей и портретов
("Дорога в Маунт-Вернон",
"Филадельфия",
"Вашингтон.
Капитолий",
"Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Набережная Сены", "Париж. В
кафе", "Париж. Площадь согласия", "Парижанка", "Сен-Жермен", "Тюильри",
"Стадион в Риме", "Площадь в Риме", "Юноша-негр", "Негритянский
концерт", 1935, "Скука", 1936). (слайд 13,14,15)
В тридцатые Александр Александрович снова сливает воедино две
свои давние страсти - живопись и технику, пишет картины на тему авиации.
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно
"Гражданская авиация" (1932). ("Бомбовоз", 1932, "Гидропланы", 1934)
("Парашютист над морем", 1934, "Краснокрылый гигант", 1938). (слайд 16,
17)
Настоящим шедевром в этом ряду становятся "Будущие лётчики"
(1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой
изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно
смотрят
вслед
улетающему
самолёту.
В
конце
тридцатых
Дейнека
иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения. (слайд 18,
19)
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Интерес к нему
нашел
отражение
во
многих
замечательных
произведениях
мастера,
например, в известном рисунке «Коньки» (1927), где необыкновенно
эмоционально
передано
очарование
вечернего
московского
катка
со
стремительно несущимися конькобежцами, с белыми росчерками-узорами их
следов на темном льду. Тема спорта как культа сильного и здорового тела
никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в
рисунках («У финиша», 1926; «Лыжники», 1927; «Хоккей», «Футбол», оба —
1928, «Рабочая окраина», 1929). Ее кульминацией можно считать один из
лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). (слайд 20, 21)
Ещё один принципиально новый вид работы
для Дейнеки -
настенная роспись. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии
он начинает создавать декоративное панно - это займёт два года. А зимой
1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом
"Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена
жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции
московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её
открытия. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью
проходит, и мозаичные панно по сей день украшают станцию. (слайд 22-28)
В конце тридцатых творчество живописца пользуется популярностью
и признанием не только на родине, но и за границей. В 1937 году панно
"Знатные люди Страны Советов" приносит ему золотую медаль Парижской
всемирной выставки. А в 1939 архитектурный проект станции "Маяковская"
берёт Гран-при на Нью-Йоркской Международной выставке. (слайд 29)
Наступает Великая Отечественная Война, и в живописи, как и в
жизни, мирные темы отходят на задний план. В первый год войны в центре
внимания
Дейнеки
находится
прифронтовая
жизнь
Москвы.
Первой
значительной работой становится "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года"
(1941). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени
("Площадь Свердлова в декабре 1941 года", "Манеж", 1941). (слайд 30)
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот
город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами.
У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном
мужеству защитников города. Вернувшись, художник соединяет свои
впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт
знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и
величественное. (слайд 31)
В
послевоенный
период
Дейнека
сохраняет
прежний
уровень
работоспособности
и
мастерства,
однако
возвращается
к
старым,
проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически
здоровая натура)
За мозаичные работы "Хорошее утро" (1959-1960) и "Хоккеисты"
(1959-1960) Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую
премию. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового
Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда.
(слайд 32,33)
Помимо
собственно
живописи,
Дейнека
занимался
и
преподаванием: в Москве в высшем художественно-техническом институте
(1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в
Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946,
1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства
(1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте
(1953-1957). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии
художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом
(1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968).
12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве
и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Советская
живопись
занимает
достойное
место
в
мировом
художественном наследии, которое было бы не полным без картин
художников соцреализма.
3. Заключительный этап
Закрепление нового материала
Итак, с творчеством какого художника мы познакомились сегодня на уроке?
(Ответы учащихся)
Какие картины написал Александр Дейнека? (Ответы учащихся)
Подведение итогов
Сегодня на занятии все хорошо поработали. Отдельно хотелось бы выделить
следующих учащихся: перечисление активно работавших на уроке.
Список источников
https
://
www
.
deineka
.
ru
/
http
://
visualrian
.
ru
/
https
://
www
.
virtualrm
.
spb
.
ru
/