Напоминание

«Учитель цифрового общества: система организации наставничества на основе сетевого взаимодействия»


Автор: Назарова Оксана Евгеньевна
Должность: методист
Учебное заведение: Информационно - методический отдел МБУ "Отдел образования" Пестречинского муниципального района
Населённый пункт: Республика Татарстан
Наименование материала: проект
Тема: «Учитель цифрового общества: система организации наставничества на основе сетевого взаимодействия»
Раздел: высшее образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение «Отдел образования»

Пестречинского муниципального района

Инновационный проект

«Учитель цифрового общества:

система организации наставничества на основе сетевого взаимодействия»

Назарова Оксана Евгеньевна,

методист информационно-методического

отдела муниципального бюджетного

учреждения «Отдел образования»

Пестречинского муниципального района

Пестрецы 2022

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Аналитическое и прогностическое обоснование

инновационного проекта

2.

Наименование инновационного проекта

3.

Разработчик инновационного проекта

4.

Срок действия инновационного проекта

5.

Основания для разработки инновационного проекта

6.

Цель инновационного проекта

7.

Задачи инновационного проекта

8.

Практическое значение инновационного проекта

9.

Ожидаемые результаты проекта

10.

Проблематика (миссия) инновационного проекта

11.

Критерии и показатели определения эффективности внедрения

инновационного проекта

12.

Перечень учреждений образования, на базе которых

осуществляется инновационный проект

13.

Кадровое обеспечение инновационного проекта

14.

План реализации инновационного проекта

14.

Программа реализации инновационного проекта

15.

Риски инновационного проекта и способы их коррекции

Аналитическое и прогностическое обоснование инновационного проекта

В современных условиях развития наставничества в школе нужны учителя,

владеющие

компетентностью

в

цифровой,

информационной,

инновационной,

способные к сотрудничеству, отличающиеся креативностью и мобильностью.

Создание эффективного сетевого методического объединения педагогов в

процессе совместной деятельности учителя-наставника и молодого педагога для

формирования комплексных навыков цифровой грамотности.

Порой

назревают

вопросы

или

проблемы,

которые

трудно

решить

самостоятельно, но несложно с помощью педагогического опыта некоторых учителей,

которые уже внедряют на практике новые подходы и инновации к образовательному

процессу и хотят поделиться этим опытом в обсуждении актуальных вопросов

преподавания различных учебных предметов.

Профессиональные сетевые сообщества педагогов полезны тем, что они не

знают расстояний, с помощью них можно общаться учителям, которые живут в разных

уголках одной страны и даже за рубежом, легко решить ряд задач, решение которых

раньше было возможно лишь при непосредственной встрече, повышать свой

профессиональный уровень.

Проект предполагает организацию наставничества и комплексного обучения

педагогов навыкам работы с современными цифровыми технологиями в образовании.

Проект должен «закрывать» комплекс проблем, с которыми сталкивается

российская система образования в процессе приспособления и интеграции к

цифровому миру. Актуальна проблема «инструментальной» некомпетентности

педагогов при работе в цифровой среде. Многие педагоги не владеют навыками

работы с современными веб приложениями и программами, не могут подготовить

анимированную презентацию, не знают, как использовать сетевые сообщества в

учебных целях и т.д.

Таким образом, мы видим свою задачу в обеспечении качественной подготовки

грамотного учителя-наставника, который понимает тенденции глобальной системы

образования, умеет пользоваться современными цифровыми технологиями, выступает

проводником в сверхтехнологичный мир, в котором мы живем.

Наименование инновационного проекта

«Учитель цифрового общества: система организации наставничества на основе

сетевого взаимодействия»

Разработчики инновационного проекта: Назарова Оксана Евгеньевна, методист по

профессиональному росту педагога ИМО МБУ «Отдел образования» Пестречинского

муниципального района

Сроки реализации проекта: 2022 – 2023 учебный год

Основания для разработки инновационного проекта

1.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 –

ФЗ

2.

Национальный проект «Образование» 2019 – 2024. Утвержден президиумом Совета при

Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от

03.09.2018 №10)

3.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018 -

2025 годы

4.

Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина "О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от

07.05.2018 № 204

5.

Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. N 3273-р Об утверждении

основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических

работников РФ, включая национальную систему учительского роста

6.

Федеральные государственные образовательные стандарты

7.

Государственная программа «Развитие образования и науки Республики Татарстан на

2014 – 2025 годы»

8.

Отраслевая стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2017-2021 годы

и на период до 2030 года

9.

Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 30.12.2019 № под-

1941/19

«Об

утверждении

типовых

Положений

о

деятельности

центра

оценки

профессионального

мастерства

и

квалификаций

педагогов,

центра

непрерывного

повышения профессионального мастерства педагогических работников и дизайн-проекта и

зонирования центра оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов,

центра

непрерывного

повышения

профессионального

мастерства

педагогических

работников»

10. Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 27.12.2019 № под-

1932/19

«Об

утверждении

моделей

создания

центров

непрерывного

повышения

профессионального

мастерства

педагогических

работников

и

центра

оценки

профессионального мастерства и квалификаций педагогов на территории Республики

Татарстан»

11. Приказ МОиН РТ от 12.11.2014 № 6492/14 «О персонифицированной

системе

повышения квалификации работников образования Республики Татарстан»;

12. Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих

кадров на основе сетевого взаимодействия

13. Программа развития образования в Пестречинском муниципальном районе на 2019 –

2025 годы

14. План работы МБУ «Отдел образования» на 2022-2023 учебный год

15. Программа сетевого взаимодействия по повышению профессионального мастерства

педагогических работников в Пестречинском муниципальном районе

16.

Дорожная

карта

по

повышению

качества

образования

в

Пестречинском

муниципальном районе

17. Программа «Одаренные дети» в Пестречинском муниципальном районе на 2019-2025

годы

18. Программа «Наставник» Пестречинского муниципального района на 2019-2025 годы

Цель инновационного проекта

Формирование комплексных навыков цифровой грамотности и компетентности

современных педагогов для продуктивной работы наставничества в условиях

цифровизации системы образования с помощью сетевых сообществ.

Задачи инновационного проекта

1.

Организация серии курсов повышения квалификации педагогов Пестречинского

муниципального района по формированию комплексных навыков цифровой

грамотности, необходимых для работы в современной образовательной среде;

2.

Создание сетевого сообщества для формирования

комплексных навыков

цифровой грамотности педагогов и мотивация их на участие в инновационной

деятельности сетевых сообществ;

3.

Отслеживать динамику развития цифровой грамотности каждого педагога;

4.

Разработка методического справочника для учителей «Атлас цифрового

образования: технологии, инструменты, ресурсы».

5.

Содействие профессиональному общению учителей – наставников, молодых

педагогов, оказание методической помощи молодым учителям со стороны

учителей-наставников;

6.

Проведение

конференции

среди

педагогов

района

«Навыки

цифровой

грамотности XXI века», целью которой – стимулировать педагогов к

практическому

использованию

технологий

и

инструментов

цифрового

образования в своей учебной практике. Планируемое количество участников

конференции- не менее 30 человек.

Практическое значение инновационного проекта

Проект

наставничества

является

универсальной

технологией

построения

отношений внутри любой образовательной организации, как технология интенсивного

развития личности педагога, передачи опыта и знаний, формирования педагогических

навыков цифровой грамотности.

Ожидаемый результат

1.

Созданное

и

активно

развивающееся

сетевое

педагогическое

сообщество,

направленное на повышение качества образовательного процесса в условиях

цифровизации, увеличит рост активно участвующих в мероприятиях педагогов с

52% до 70%;

2.

Рост числа привлеченных молодых педагогов и оказание им методической помощи

с 60% до 75%; также активное участие учителей-наставников в инновационной

деятельности;

3.

Сформированная группа экспертов, работающая в рамках проекта, активно

участвующая в экспертизе методических материалов, в создании методического

справочника

4.

Активная работа координатора по организации сетевых мероприятий (форумов,

семинаров, конференций, мастер-классов, диспутов, и др.), постоянное наполнение

предметной

страницы

сайта

методическими

материалами,

новостями,

объявлениями.

5.

Рост уровня квалификации учителей района с 77,51% до 90%

6.

Повысится результативность участия педагогов в конкурсах профессионального

мастерства и конференциях с 47% до 70%

Критерии и показатели определения эффективности внедрения инновационного

проекта

Критерии

Показатели

Инструмент измерения

Кадровое обеспечение

реализации проекта

- Высокий

профессиональный

уровень кадровых

ресурсов, участвующих в

проекте, повышение

профессионализма

педагогов (не менее

75%),

- Высокий уровень

сформированности

комплексных навыков

цифровой грамотности

педагогов, повышение

квалификации педагогов

(не менее 65%)

- Положительная

обратная связь по работе

в сетевом сообществе

Самоанализ, внешняя

экспертиза, повышение

квалификации

(отслеживание в сетевом

сообществе числа

участвующих педагогов)

Научно-методическое

обеспечение реализации

программы

- Выполнение

запланированных

мероприятий

(100%)

Участие в

профессиональных

конкурсах,

конференцияхразработка

и публикации

методического

справочника по

цифовизации

Социальная значимость

- Охват молодых

педагогов, закрепление

учителей- наставников за

ними по профилю в

сетевом сообществе (не

Участие в форумах,

семинарах в режиме

«TeachMeet», сетевых

мастер-классах.

менее 70%),

-результативность

работы координатора

проекта

(не менее 65%);

- охват и методическая

помощь участия в

семинарах, форумах,

конкурсах, олимпиадах

(не менее 90%)

Проблематика (миссия) инновационного проекта

Миссия:

1.

Создание

единого

информационного

образовательного

пространства

-

сообщества, для активного обмена опытом как между педагогами района, а затем и

Республики Татарстан;

2.

Создание комфортной, «понимающей» среды профессионального общения

педагогов;

3.

Развитие творческих механизмов профессионального взаимодействия вне

традиционного для учителя общения;

4.

Обеспечение методической поддержки внедрения цифровых образовательных

ресурсов и инструментов в педагогическую практику;

5.

Создание

механизмов

открытой

профессиональной

экспертизы

профессионального опыта учителя.

Проблематика:

1.

Проблема «инструментальной» некомпетентности педагогов при работе в

цифровой среде. Многие педагоги не владеют навыками работы с современными

веб приложениями и программами, не могут подготовить анимированную

презентацию, не знают, как использовать гаджеты в учебных целях и т.д.

2.

Отсутствие положительной мотивации учителей к участию в Сетевом

педагогическом сообществе, занятость учителей.

3.

Недостаточная цифровая компетентность учителей.

4.

Отсутствие желания публиковать свои работы или участвовать в

обсуждениях тех или иных проблем.

5.

Для привлечения и закрепления талантливых и креативных молодых

учителей

требуются

современные

методы

взаимодействия,

развития

и

мотивирования.

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется

инновационный проект

1.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пестречинская

средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных

предметов» Пестречинского муниципального района

2.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пестречинская

средняя общеобразовательная школа №2» Пестречинского муниципального

района

3.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ленино –

Кокушкинская средняя общеобразовательная школа » Пестречинского

муниципального района

4.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кощаковская

средняя общеобразовательная школа» Пестречинского муниципального района

5.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Богородская

средняя общеобразовательная школа » Пестречинского муниципального района

6.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Многопрофильный лицей «Прогресс»» Пестречинского муниципального

района

7.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Технологический лицей «Алгоритм»» Пестречинского муниципального района

Кадровое обеспечение инновационного проекта

Наставники и наставляемые:

Методисты МБУ «Отдел образования», педагогические работники

Пестречинского

муниципального района.

В

процессе

коммуникации

участников

проекта

выбираются

координаторы

деятельности педагогов.

План реализации инновационного проекта

1. Формирование рабочей группы

Создание рабочей группы учителей, определяющих направления работы и

организаторов сетевых мероприятий.

2. Проектирование среды: разработка сайта, формирование нормативно-

правового обеспечения проекта

Создание сайта для реализации целей и задач проекта, включающий электронные

методические копилки, организованные форумы, обучающие семинары, новостные

ленты, виртуальные конференции, фестиваль проектов, и другие элементы сайта для

организации сетевого взаимодействия всех участников проекта.

3. Информирование о запуске проекта

Информирование учителей и других участников через проведения семинаров,

совещаний, рассылок и рекламы о реализации проекта.

4. Реализация проекта

4.1. Разработка координатором сетевых мероприятий.

4.2. Внедрение проекта на начальном этапе:

Организация сетевых активностей для учителей района. Проведение ряда

обучающих мероприятий по работе с различными сервисами.

4.3.

Наполнение сайта методическими материалами.

Организация общения в

форумах сайта.

4.4. Вовлечение в проект всех педагогов Пестречинского муниципального района.

●Организация сетевых активностей для всех участников проекта.

●Проведение обучающих мероприятий для учителей по работе с различными

цифровыми сервисами.

●Привлечение к активному использованию сайта.

5. Подведение итогов, анализ результатов проекта

Оценка деятельности участников проекта. В конце учебного года анализ

реализации проекта, планирование дальнейших действий по реализации проекта.

Благодарности участникам проекта. Анкетирование (диагностика) участников и

наблюдателей проекта.

6. Распространение опыта по результатам реализации проекта

Обобщение

материалов,

оформление

отчетов

о

выполненной

работе,

распространение опыта работы.

Программа реализации инновационного проекта

Н/п

Наименование мероприятия

Сроки

1 этап – Подготовительный

1.

Определение основного содержания деятельности

наставничества

по

формированию

цифровой

грамотности педагогов

Август

2.

Формирование нормативной базы

Август

3.

Создание

сайта

«Сообщество

учителей

Пестречинского муниципального района»

Сентябрь

4.

Сбор методических материалов для наполнения сайта

Сентябрь

5.

Наполнение сайта сообщества.

Сентябрь

6.

Формирование методической базы и организация

сетевых мастер-классов, реализация сетевых курсов

повышения квалификации, семинаров «TeachMeet»

для учителей школ района

Октябрь

7.

Формирование сетевых творческих групп учителей

для разработки новых методических материалов,

инновационных форм работы, мозговых штурмов,

диспутов, организация Дизайн-сессий, тренингов

Октябрь

8.

Проектирование и создание сетевых активностей.

Апробация с учителями района

Октябрь

9.

Внедрение и отработка идей проекта с учителями

района

Октябрь/Ноябрь

2 этап - Основной

10.

Презентация

сайта

Сообщества

на

районных

семинарах учителей

Декабрь - май

11.

Организация

сетевых

мастер-классов,

конкурсов,

фестивалей; реализация сетевых курсов повышения

квалификации,

семинаров

для

учителей

Пестречинского муниципального района.

В течение всего

проекта

12.

Сопровождение

функционирования

сайта

Сообщества.

Создание

форума

для

общения

с

педагогами для обратной связи

В течение всего

проекта

13.

Вовлечение

в

проект

учителей

Пестречинского

муниципального района

В течение всего

проекта

3 этап - Заключительный

14.

Подведение итогов проекта

Август

15.

Создание методического пособия

Август

16.

Проведение

обучающего

семинара

по

итогам

реализации проекта и педагогической конференции

Август

17.

Выступление на районной конференции учителей

района

Август

Риски инновационного проекта и способы их коррекции

Риски

Решения

1. Отсутствие положительной

мотивации учителей к участию в

Сетевом педагогическом сообществе

Включение данных педагогов в активную

рабочую группу, которые будут

мотивировать, обучать, вдохновлять,

применяя современные методы

взаимодействия, развития и

мотивирования.

2.Недостаточная

цифровая

компетентность учителей

Организация обучающего семинара по

работе в сетевом сообществе, разработка

справочника по цифровой грамотности,

организация курсов повышения

3.Отсутствие времени публиковать

свои

работы

или

участвовать

в

обсуждениях тех или иных проблем.

Подборка опытной команды учителей-

наставников и молодых креативных

педагогов, которые будут участвовать в

организации помощи публикации работ

4.Технические риски

Своевременная диагностика и

обслуживание оборудования, с целью

недопущения неисправностей.



В раздел образования