Напоминание

Статья


Автор: Пушкина Ольга Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа №612
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Формирование и оценка метапредметных результатов («навыков 21 века») на уроках английского языка
Тема: Статья
Раздел: полное образование





Назад




Формирование и оценка метапредметных результатов («навыков 21 века») на

уроках английского языка

Пушкина О.И., учитель английского языка

ГБОУ школа №612 Санкт-Петербурга

Современное общество характеризуется быстрым развитием науки и техники,

высокими темпами обновления знаний, На протяжении жизни человеку приходится

неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование

становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Одна из важнейщих задач – формирование универсальных учебных действий,

которые обеспечивают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и

активного присвоения нового опыта. (1, 2)

Овладение универсальными учебными действиями происходит в рамках разных

учебных предметов. Очевидно, что жесткой градации по формированию определенного

вида универсальных учебных действий (далее УУД) в процессе изучения конкретного

предмета не может быть. Однако основные виды коммуникативных действий в первую

очередь формируется на уроках русского языка, а также иностранного, которые

преподается в той или иной школе.

При этом критерием сформированности коммуникативных УУД может быть:

- желание вступить в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими

(знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю»)»

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я

умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать,

умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

На уроках английского языка формируются все виды УУД. Методики их

формирования

зависят

от

возрастных

особенностей

учащихся,

педагогического

мастерства учителя. Существуют определенные различия формирования УУД в начальной

школе, среднем звене и старшей школе, включая возрастание сложности, при этом

важным условием остается обеспечение преемственности в их освоении учащимися.

Таким образом, выполнение обучающимися заданий для контроля проверяемых

УУД

на уроках английского языка, возможность выбора уровня сложности этих заданий,

развитие навыка саморефлексии и самооценки позволяют

достичь главной цели

образования - подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте,

которые

приобретены

благодаря

иноязычному

обучению,

ориентированной

на

самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе, а также направленной на ее

успешное включение в трудовую деятельность.

Продуктивным приемом контроля сформированности УУД обучающихся, является

использование на уроках иностранного языка разноуровневых заданий. П.И. Пидкасистый

предлагает классификацию (4):

1. Самостоятельные работы по образцу

Работа с текстом и графическим материалом; составление плана ответа по

прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответов на заранее поставленные к

тексту вопросы; конспектирование прочитанного материала.

2. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы

Упражнения тренировочные, воспроизводящие по образцу; составление различных

задач и вопросов и их решения; оценка их деятельности на уроке; различные упражнения,

направленные на выработку практических умений и навыков.

3. Эвристические самостоятельные работы

Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4.Творческие самостоятельные работы.

Различные творческие самостоятельные работы, сочинения, подготовка докладов и

рефератов.

Разноуровневые самостоятельные работы разработаны в логике системно-деятельностного

подхода и учитывают следующие основные уровни сформированности универсальных учебных

действий (УУД):

I.

Уровень «воспроизведения»:

ученик воспроизводит метапредметные знания, то есть

знания о самом УУД (например, определение) и способе (алгоритме) его выполнения.

II. Уровень «понимания»: ученик может свободно транслировать и интерпретировать то, что

он знает о том или ином УУД (объясняет, уточняет, приводит примеры и т.д.).

III.

Уровень «применения»

метапредметных знаний в типовой ситуации: ученик

выполняет типовые метапредметные задания на основе известных ему алгоритмов.

IV. Уровень «применения» метапредметных знаний в нетиповой ситуации: ученик

выполняет нетиповые, нестандартные метапредметные задания, выбирая и применяя

наиболее эффективный способ выполнения действия исходя из условий; комбинирует

разные способы действий. (3,5)

5-й класс тема Present Simple and Present Continuous

1.

По образцу – уровень «воспроизведения» метапредметных знаний (УУД)

Choose do, does, is, areoram.

1).… you learn new words in each lesson?

2). … you learning the new words right now?

3). … she usually sit at the third desk?

4). … she sitting at the third desk today?

5). … you read many books every year?

6). … you reading an interesting book now?

7) Excuse me, … you speak English?

8) How much …. it cost to go to the theatre

Критерии оценки

1.

Правильные ответы, аккуратность оформления.

2.

Максимальная оценка: «4», если нет ошибок, отсутствуют исправления.

3.

Оценка «3», если есть 1-2 ошибки.

2.Реконструктивно-вариативная работа - уровень «понимания» УУД

Fill in the correct form of the verb.

1)

Elephants …………………(not/eat) meat.

2)

I………………… (to read) now.

3)

He …………………(go) to the cinema once a week.

4)

Uncle George always …………………(come) to dinner on Sundays.

5)

You …………………(to work) now?

6)

He ………………… (not/work) on Sundays, of course.

7)

Look! A big white bird ………………… (sit) in our garden.

8)

He …………………(to sleep) now.

9)

I………………… (not to sleep) now.

10) I ………………… (not to sleep) in the daytime.

Критерии оценки

1.

Правильные ответы, аккуратность оформления.

2.

Максимальная оценка: «5», если нет ошибок, отсутствуют исправления.

3.

Оценка «4», если допущена 1 ошибка или есть исправления, неаккуратно

оформлена работа.

4. Оценка «3», если допущены 2-3 ошибки, неаккуратность, исправления.

1) The film began…

3.Эвристическая работа - уровень «применения» в типовой ситуации УУД

Put the words in the correct order and the verbs in the correct form.

1) Claire / work / the bank / into.

2) Tina / properly / her car / park / never / can.

3) The children / help / the housework / always / with.

4) Liza / porridge / for / sometimes / breakfast / have.

5) have / the piano lesson / I / at the moment.

6) He / this evening / come / us / with / not.

7) Mr. Smith / to / not / fly / New York / tomorrow.

Критерии оценки

1.

Правильно определены и исправлены ошибки.

2.

Максимальная оценка «5», если все ошибки правильно определены и исправлены,

работа выполнена аккуратно, отсутствуют исправления.

3.

Оценка «4», если допущена 1 ошибка или есть исправления, неаккуратно

оформлена работа.

4.

Оценка «3», если допущены 2-3 ошибки, неаккуратность, исправления.

4.Творческая работа - уровень «применения» в нетиповой ситуации УУД

Make up 5 sentences in Present Simple and 5 sentences in Present Continuous

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

----

Критерии оценки

1.Правильно составленные предложения с использованием всех указанныхвремен,

соблюдение количества предложения.

2. Максимальная оценка «5», если предложения составлены все и без грамматических и

орфографических ошибок, с использованием указанных времен.

Оценка «4», если есть 1-2 грамматические или 1-2 орфографические ошибки, не все

предложения

Оценка «3», если допущены 3-4 грамматические или 3-4 орфографические ошибки или не

все предложения

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования:

утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) //Официальные

документы в образовании. – 2011. – № 8. – C. 9-35

2.Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования”

3.Игнатова Е.И. Основные подходы к оценке метапредметных результатов в условиях реализации

ФГОС

4.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении. – М.,

1980.- 240с.

5.Романов Ю.В. Система оценивания: опыт осмысления и использования. В сб. Формирующее

оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А.Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.



В раздел образования