Автор: Пушкина Ольга Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ школа №612
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Формирование и оценка метапредметных результатов («навыков 21 века») на уроках английского языка
Тема: Статья
Раздел: полное образование
Формирование и оценка метапредметных результатов («навыков 21 века») на
уроках английского языка
Пушкина О.И., учитель английского языка
ГБОУ школа №612 Санкт-Петербурга
Современное общество характеризуется быстрым развитием науки и техники,
высокими темпами обновления знаний, На протяжении жизни человеку приходится
неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование
становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Одна из важнейщих задач – формирование универсальных учебных действий,
которые обеспечивают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и
активного присвоения нового опыта. (1, 2)
Овладение универсальными учебными действиями происходит в рамках разных
учебных предметов. Очевидно, что жесткой градации по формированию определенного
вида универсальных учебных действий (далее УУД) в процессе изучения конкретного
предмета не может быть. Однако основные виды коммуникативных действий в первую
очередь формируется на уроках русского языка, а также иностранного, которые
преподается в той или иной школе.
При этом критерием сформированности коммуникативных УУД может быть:
- желание вступить в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»;
- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
(знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю»)»
- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я
умею»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать,
умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.
На уроках английского языка формируются все виды УУД. Методики их
формирования
зависят
от
возрастных
особенностей
учащихся,
педагогического
мастерства учителя. Существуют определенные различия формирования УУД в начальной
школе, среднем звене и старшей школе, включая возрастание сложности, при этом
важным условием остается обеспечение преемственности в их освоении учащимися.
Таким образом, выполнение обучающимися заданий для контроля проверяемых
УУД
на уроках английского языка, возможность выбора уровня сложности этих заданий,
развитие навыка саморефлексии и самооценки позволяют
достичь главной цели
образования - подготовить личность к деятельности, основанной на знаниях и опыте,
которые
приобретены
благодаря
иноязычному
обучению,
ориентированной
на
самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе, а также направленной на ее
успешное включение в трудовую деятельность.
Продуктивным приемом контроля сформированности УУД обучающихся, является
использование на уроках иностранного языка разноуровневых заданий. П.И. Пидкасистый
предлагает классификацию (4):
1. Самостоятельные работы по образцу
Работа с текстом и графическим материалом; составление плана ответа по
прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответов на заранее поставленные к
тексту вопросы; конспектирование прочитанного материала.
2. Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы
Упражнения тренировочные, воспроизводящие по образцу; составление различных
задач и вопросов и их решения; оценка их деятельности на уроке; различные упражнения,
направленные на выработку практических умений и навыков.
3. Эвристические самостоятельные работы
Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
4.Творческие самостоятельные работы.
Различные творческие самостоятельные работы, сочинения, подготовка докладов и
рефератов.
Разноуровневые самостоятельные работы разработаны в логике системно-деятельностного
подхода и учитывают следующие основные уровни сформированности универсальных учебных
действий (УУД):
I.
Уровень «воспроизведения»:
ученик воспроизводит метапредметные знания, то есть
знания о самом УУД (например, определение) и способе (алгоритме) его выполнения.
II. Уровень «понимания»: ученик может свободно транслировать и интерпретировать то, что
он знает о том или ином УУД (объясняет, уточняет, приводит примеры и т.д.).
III.
Уровень «применения»
метапредметных знаний в типовой ситуации: ученик
выполняет типовые метапредметные задания на основе известных ему алгоритмов.
IV. Уровень «применения» метапредметных знаний в нетиповой ситуации: ученик
выполняет нетиповые, нестандартные метапредметные задания, выбирая и применяя
наиболее эффективный способ выполнения действия исходя из условий; комбинирует
разные способы действий. (3,5)
5-й класс тема Present Simple and Present Continuous
1.
По образцу – уровень «воспроизведения» метапредметных знаний (УУД)
Choose do, does, is, areoram.
1).… you learn new words in each lesson?
2). … you learning the new words right now?
3). … she usually sit at the third desk?
4). … she sitting at the third desk today?
5). … you read many books every year?
6). … you reading an interesting book now?
7) Excuse me, … you speak English?
8) How much …. it cost to go to the theatre
Критерии оценки
1.
Правильные ответы, аккуратность оформления.
2.
Максимальная оценка: «4», если нет ошибок, отсутствуют исправления.
3.
Оценка «3», если есть 1-2 ошибки.
2.Реконструктивно-вариативная работа - уровень «понимания» УУД
Fill in the correct form of the verb.
1)
Elephants …………………(not/eat) meat.
2)
I………………… (to read) now.
3)
He …………………(go) to the cinema once a week.
4)
Uncle George always …………………(come) to dinner on Sundays.
5)
You …………………(to work) now?
6)
He ………………… (not/work) on Sundays, of course.
7)
Look! A big white bird ………………… (sit) in our garden.
8)
He …………………(to sleep) now.
9)
I………………… (not to sleep) now.
10) I ………………… (not to sleep) in the daytime.
Критерии оценки
1.
Правильные ответы, аккуратность оформления.
2.
Максимальная оценка: «5», если нет ошибок, отсутствуют исправления.
3.
Оценка «4», если допущена 1 ошибка или есть исправления, неаккуратно
оформлена работа.
4. Оценка «3», если допущены 2-3 ошибки, неаккуратность, исправления.
1) The film began…
3.Эвристическая работа - уровень «применения» в типовой ситуации УУД
Put the words in the correct order and the verbs in the correct form.
1) Claire / work / the bank / into.
2) Tina / properly / her car / park / never / can.
3) The children / help / the housework / always / with.
4) Liza / porridge / for / sometimes / breakfast / have.
5) have / the piano lesson / I / at the moment.
6) He / this evening / come / us / with / not.
7) Mr. Smith / to / not / fly / New York / tomorrow.
Критерии оценки
1.
Правильно определены и исправлены ошибки.
2.
Максимальная оценка «5», если все ошибки правильно определены и исправлены,
работа выполнена аккуратно, отсутствуют исправления.
3.
Оценка «4», если допущена 1 ошибка или есть исправления, неаккуратно
оформлена работа.
4.
Оценка «3», если допущены 2-3 ошибки, неаккуратность, исправления.
4.Творческая работа - уровень «применения» в нетиповой ситуации УУД
Make up 5 sentences in Present Simple and 5 sentences in Present Continuous
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----
Критерии оценки
1.Правильно составленные предложения с использованием всех указанныхвремен,
соблюдение количества предложения.
2. Максимальная оценка «5», если предложения составлены все и без грамматических и
орфографических ошибок, с использованием указанных времен.
Оценка «4», если есть 1-2 грамматические или 1-2 орфографические ошибки, не все
предложения
Оценка «3», если допущены 3-4 грамматические или 3-4 орфографические ошибки или не
все предложения
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования:
утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (начало) //Официальные
документы в образовании. – 2011. – № 8. – C. 9-35
2.Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования”
3.Игнатова Е.И. Основные подходы к оценке метапредметных результатов в условиях реализации
ФГОС
4.Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении. – М.,
1980.- 240с.
5.Романов Ю.В. Система оценивания: опыт осмысления и использования. В сб. Формирующее
оценивание: оценивание в классе: учеб. пособие / М.А.Пинская. – М.: Логос, 2010. – 264 с.