Автор: Суворова Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Каменский дом детского творчества"
Населённый пункт: поселок Каменск, Кабанского района, республика Бурятия
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «САМОДЕЛКИН»
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Каменский дом детского творчества»
МО «Кабанский район» Республики Бурятия
Принята на заседании
педагогического совета
от «__»______ ____ г.,
протокол № ___
Утверждаю:
Директор МАУ ДО «Каменский ДДТ»
_______________О.Ю. Артеменко
«__» _______ ____ г.
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа
художественной направленности
«САМОДЕЛКИН»
возраст обучающихся 6-14 лет
срок реализации программы 3 года
Автор - составитель:
Суворова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
п. Каменск
2022г.
Оглавление
Раздел 1
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
1.1.
Пояснительная записка.
Нормативные правовые основы
разработки ДООП
1.2.
Направленность
1.3.
Актуальность
1.4.
Цель программы
1.5.
Задачи программы
1.6.
Ожидаемые результаты
1.7.
Педагогическая целесообразность
1.8.
Отличительные особенности данной дополнительной программы
1.9.
Обучение
включает
в
себя
следующие
основные
предметы
(разделы)
1.10.
Вид программы
1.11.
Адресат программы
1.12.
Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП
1.13.
Формы обучения
1.14.
Режим занятий
1.15.
Особенности организации образовательного процесса
1.16.
Учебный план
1.17.
Содержание программы
Раздел 2.
2.
Комплекс организационно - педагогических условий, включающий
формы аттестации
2.1.
Календарный учебный график программы
2.2.
Условия реализации программы
2.3.
Оценка достижений результатов
2.4.
Оценочные материалы
2.5.
Методические материалы
2.6.
Список литературы
1.
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеразвивающей программы
Пояснительная записка.
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы)».
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-
эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
организации работы образовательных организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и молодежи».
Постановление
главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 30.09.2020 года № 16 «Об утверждении
СанПиН 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к устройству, содержанию о организации работы образовательных
организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распространения новой корона вирусной
инфекции (COVID-19)»
Устав МАУ ДО «Каменский дом детского творчества» МО «Кабанский
район», Республики Бурятия №1743 от 19.10.2015.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МАУ ДО «Каменский дом детского творчества»
№ 3 от
12.01.2022г
«Едва ли есть высшее из наслаждений,
чем наслаждение творить»
Н.В. Гоголь
Нельзя не согласиться с ним, ведь на протяжении всей истории
общества нужна была творческая энергия человека. И современный период
требует от личности инициативности, жажды нового, способности находить
нетривиальные
решения,
встающих
перед
обществом
проблем.
Следовательно, проблема развития творческой личности ребенка сегодня
актуальна. Ведь чем больше будет творческих людей, тем богаче будет
общество. Но творчество – это еще и тяжелый труд. От него зависит, на
какую вершину поднимется в своем творении человек. Есть высказывание
Эдисона, что талантливость составляется из 1% вдохновения и 99% тяжелого
труда. Одним из эффективных средств формирования и развития творческой
личности детей является декоративно-прикладное искусство.
Творчество
народа
всегда
тесно
связанно
с
его
трудовой
деятельностью. С помощью топора, ножа, иглы, примитивного гончарного
круга и ткацкого станка наши предки строили жилища, мастерили инвентарь
и мебель, изготовляли посуду из дерева и глины, обрабатывали шкуры и
валяли сукно, ткали полотно и шили одежду. Каждое изделие, изготовленное
для быта, - это, прежде всего практически необходимая вещь, удобная в
пользовании и радующая глаз своей красотой. Веками совершенствовалось
декоративно прикладное искусство, приобретало законченность форм,
вырабатывало свой самобытный стиль, глубоко и ярко отражало обычаи,
вкусы и склонности народа. Это настоящие национальное богатство, и
каждый его вид имеет свою историю и свои особенности развития. С
раннего возраста старшие приучали к этому и детей, передавая им свой опыт
и умение, уважение к труду и местным традициям, познание секретов
мастерства и понимания красоты. Передаваясь из поколения в поколение, из
рук в руки, народное искусство всегда было и остается почвой для общения,
неисчерпаемым источником познания истории и культуры.
Организация прикладной деятельности обучающихся – одно из
основных условий успешности в формировании любознательной, творческой
личности. Знания, приобретенные на занятиях по декоративно - прикладному
творчеству обеспечат эстетическое и художественное развитие учащихся.
Занятия носят воспитательный характер, прививают чувство цвета, фактуры,
развивают у учащихся умение и желание украсить свой быт, воспитывать
уважение
к
народным
традициям.
Изучение
традиций,
особенностей
русского народа при роботе с разнообразным художественным материалом
приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь
времен. На протяжении веков руками, умом и талантом людей создавалось
народное искусство – неиссякаемый источник фантазии, вкуса, форм,
цветовых сочетаний и узоров.
1.2.
Направленность
Общеобразовательная
программа
имеет
художественную
направленность.
Основной идеей общеобразовательной программы является идея
гуманизма, основанная на любви и бережном отношении к ребенку,
уважении
его
личности,
содружестве
между
педагогами,
детьми
и
родителями. При разработки программы были проанализированы учебно-
методические пособия: «Программы внеурочной деятельности» Григорьев Д.
В., «Программы дополнительного художественного образования детей»
Копцева Т. А., «Декоративно-прикладное творчество» Воробьёва О. Я.,
«Технология рукоделия» Маркелова О.Н., «Обучение мастерству рукоделия»
Гурбина Е. А., «Кружок изготовления игрушек-сувениров» Молотобарова О.
С., и др.
Новизна программы «Самоделкин» представляет собой синтез разных
видов декоративно-прикладного творчества. Знания и умения с одной
области переносятся в другую, расширяя и углубляя их. Художественная
обработка бумаги, «Киригами», «Выцинанка», работа с природным и
бросовым материалом, по своей сути переплетаются между собой, и
дополняют друг друга, что позволяет детям создавать индивидуальные и
коллективные авторские творческие работы, используя различные виды и
техники декоративно-прикладного искусства. Восхождение на вершину
мастерства и творчества осуществляется не по инструкции «что дать
учащимся», а на основе инновационных технологий педагогического
сотрудничества,
в
форме
содружества,
соучастия,
сопереживания,
сотворчества,
соуправления,
которые
способствуют
самоутверждению,
самовыражению
и
самореализации
детей.
Занятия
по
декоративно
прикладному творчеству учат трудолюбию, аккуратности, терпению и
самостоятельности, формируют теоретические знания и практические умения
в различных видах декоративно-прикладного творчества, расширяют знания
учащихся о региональном наследии, развивают фантазию, творческое
мышление,
художественный
вкус,
стремление
к
самопознанию
и
самоопределению.
1.3.
Актуальность
Занятия
по
программе
«Самоделкин»
позволяют
развивать
индивидуальные, творческие способности; накопить опыт в процессе
восприятия декоративно-прикладного искусства; развивать полученные
знания и приобретенные навыки в дальнейшей жизни. Структура занятия
состоит из теоретической части (сообщение теоретических сведений),
практической (показ технологических и технических приемов при обработке
различных материалов) и выполнение творческого задания (обсуждение
образцов, составление эскизов будущих работ и др.). Так же позволяет
детям
удовлетворить
свои
познавательные
интересы,
расширить
информированность в данной образовательной области, обогатить навыки
общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в
процессе освоения программы. Большое внимание при обучении уделяется
созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются
изделия, выполненные в разных техниках.
Вся практическая работа,
связанная непосредственно с изготовлением изделия проходит на занятии.
1.4. Цель программы:
развитие художественно – творческих
способностей
детей средствами декоративно-прикладного искусства
и
приобщение учащихся к прикладному творчеству, и пониманию его истоков.
1.5.
Задачи программы
Обучающие:
знакомство народным и профессиональным искусством, расширить
спектр известных видов народного искусства (разные виды материалов,
регионы страны и мира);
овладение способностью самостоятельно оценивать правильность
выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как
по ходу его реализации, так и в конце действия;
овладение принципами формообразования изделий из бумаги,
картона, фомирана, бросового и природного материала;
овладение базовыми навыками работы с различными инструментами и
материалами.
Развивающие:
развитие
мелкой
моторики
посредством
художественной
и
декоративно-прикладной деятельности
формирование интереса к культуре, народным традициям
формирование
потребности
видеть,
воспринимать
характер
художественной и декоративно-прикладной деятельности на основе личного
опыта
формирование
способности
адекватно
относится
к
объектам
виртуальной реальности.
Воспитательные:
формирование
самостоятельности,
работоспособности,
дисциплинированности, трудолюбия, аккуратности;
воспитание умений работать в коллективе, команде;
воспитание чувства патриотизма и гордости за достижения родной
культуры и творчества.
1.6.
Ожидаемые результаты
Предметные
Первой ступени обучения:
знать:
правила техники безопасности при работе с инструментами,
используемых на занятиях;
историю возникновения прикладных ремесел на Руси;
основные
базовые
формы:
двойной
квадрат,
двойной
треугольник, холм, двери;
основные приемы и виды лозоплетения, технику работы с
кожей, пластиком, природным и бросовым материалом.
уметь:
составлять композиции из листьев, спичек, яичной скорлупы;
последовательно читать и выполнять работы по схеме и
инструкции;
самостоятельно
составлять
не
сложные
схемы,
эскизы
выстраивать макеты;
складывать из базовых форм фигуры животных, транспорта и
цветов;
составлять композиции из цветов и листьев;
работать
в
технике
декупаж,
киригами,
айрис-фолдинг,
вицинанка, папье-маше.
владеть:
основной технической терминологией;
инструментами (ножницами, клеем, канцелярским ножом);
приемами работы с разнообразными материалами (бумагой,
картоном,
деревом,
проволокой,
пенопластом,
пластиком,
шпаклевкой, пластилином);
первоначальными представлениями о свойствах используемых
материалов.
2-ой ступени обучения
знать:
технику безопасности труда;
историю техники «квилинг» и модульное оригами;
основные приемы и формы работы в технике «квилинг» и
модульное оригами;
инструменты, материалы и приспособления, необходимые для
работы;
основные правила оформления выставочной работы.
уметь:
читать схемы последовательного выполнения работы;
составлять
схемы,
эскизы,
выстраивать
макеты,
собирать
фигуры.
пользоваться
необходимыми
инструментами
и
приспособлениями;
оперировать терминами и понятиями;
применять основные законы композиции (формирование умения
полностью использовать площадь листа бумаги, изображать
предметы крупно);
сотрудничать
в
группе,
оказывать
помощь,
проявлять
самостоятельность.
владеть:
основной технической терминологией;
инструментами (ножницами, клеем, канцелярским ножом);
приемами работы с разнообразными материалами (бумагой,
картоном,
деревом,
проволокой,
пенопластом,
пластиком,
шпаклевкой, пластилином);
первоначальными представлениями о свойствах используемых
материалов.
3-ей ступени обучения
знать:
правила техники безопасности при работе с ножницами клеем
спичками и другими материалами;
основные законы цветоведения и композиции.
уметь:
выполнять работы в разных техниках (аппликация, квилинг,
выцинанка, модульное оригами), с использованием природного
и бросового материала;
рационально
использовать
учебную
литературу
для
проектирования и создания объектов прикладного искусства;
распознавать
и
применять
материалы,
инструменты
и
оборудование в технологических процессах;
выполнять
технологические
операции
с
соблюдением
установленных норм, стандартов и ограничений;
обосновывать критерии и показатели качества промежуточных
и конечных результатов творчества.
владеть:
основной технической терминологией;
инструментами (ножницами, клеем, канцелярским ножом);
приемами работы с разнообразными материалами (бумагой,
картоном,
деревом,
проволокой,
пенопластом,
пластиком,
шпаклевкой, пластилином);
первоначальными представлениями о свойствах используемых
материалов.
Метапредметные:
умение искать и преобразовывать необходимую информацию
на основе различных информационных технологий (рисунок,
схема; компьютерная графика, интернет технологии);
умение
соотносить
свои
действия
с
планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата;
умение определять способы действий в рамках предложенных
условий
и
требований,
корректировать
свои
действия
в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
навыки
совместной
продуктивной
деятельности,
межличностного общения и коллективного творчества.
Личностные:
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
формирование мотивации успеха и достижений, творческой
самореализации
на
основе
организации
предметно-
преобразующей деятельности;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством
учета интересов сторон и сотрудничества.
1.7.
Педагогическая целесообразность программы в приобщение
детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность, сочетает
досуговые
и
образовательные
формы
деятельности.
Ведущая
идея
программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей,
творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
1.8.
Отличительные
особенности
данной
дополнительной
программы
Данная программа помогает создать эффективную целенаправленную
систему вхождения юного человека в мир народной культуры, рассчитана на
полный курс обучения – детей дошкольного, младшего и среднего
школьного возраста. Многоуровневость программы позволяет учащимся на 3
ступени обучения возможность выбора подростками в рамках учебно-
календарного плана 4-го года обучения выбрать свой индивидуальный план
творческой работы. Третий уровень обучения ориентирован на активизацию
творческого потенциала учащихся, их самореализацию и самоутверждение в
процессе участия и возможных побед на конкурсах, фестивалях различного
уровня и профессионального самоопределения. Исходя из опыта работы и
степени усвоения учебного материала учащимися, программа включает в
себя не только обучение, но и создание индивидуальных и коллективных
сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия,
выполненные в разной технике. В процессе обучения, возможно проведение
корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу.
Во время занятий для снятия излишней возбудимости детей, и создания
непринужденной и творческой атмосферы, используются аудио записи
звуков живой природы и классической музыки. В результате этого, у детей
происходит
выравнивание
психомоторных
процессов,
изменение
их
поведения, улучшение личных взаимоотношений.
1.9.
Обучение включает в себя следующие основные предметы
(разделы)
1 год обучения
1.
Вводное занятие
2.
Работа с бросовым материалом. Веселый гербарий.
3.
Работа с бросовым материалом. Букеты.
4.
Художественная обработка бумаги «Аппликация».
5.
Художественная обработка бумаги «Силуэтное вырезание».
6.
Художественная обработка бумаги «Папье-маше».
7.
Художественная обработка бумаги «Декупаж».
8.
Художественная обработка бумаги «Оригами
9.
Итоговое занятие.
2 год обучения
1.
Вводное занятие
2.
Работа с природным материалом. «Чудеса из семян».
3.
Работа с природным материалом. «Неувядающие травы»
4.
Работа с природным материалом. Игрушки и сувениры.
5.
Работа с бросовым материалом. «Яичные фантазии.
6.
Работа с бросовым материалом. Чудесные поделки из спичек.
7.
Работа с бросовым материалом. Цветочные фантазии.
8.
Художественная обработка бумаги. Модульное оригами.
9.
Художественная обработка бумаги. Айрис-фолдинг.
10.Художественная обработка бумаги. Оригами, Цветы.
11.Художественная обработка кожи. Фомиран.
12.Итоговое занятие.
3 год обучения
1.
Вводное занятие
2.
Техника квилинг. Основы техники.
3.
Техника квилинг. Животные.
4.
Техника квилинг. Цветы.
5.
Техника квилинг. Бижутерия.
6.
Техника квилинг. Все для праздников.
7.
Техника квилинг. Маленькие шедевры.
8.
Техника квилинг. Просто и элегантно.
9.
Модульное оригами. Интерьер.
10.Модульное оригами. Животные.
11.Модульное оригами. Транспорт.
12.Заключительное занятие.
1.10.
Вид программы
Модифицированная.
При
разработки
программы
были
проанализированы учебно-методические пособия: «Программы внеурочной
деятельности»
Григорьев
Д.
В.,
«Программы
дополнительного
художественного
образования
детей»
Копцева
Т.
А.,
«Декоративно-
прикладное
творчество»
Воробьёва
О.
Я.,
«Технология
рукоделия»
Маркелова О.Н., «Обучение мастерству рукоделия» Гурбина Е. А., «Кружок
изготовления игрушек-сувениров» Молотобарова О. С., и др.
1.11.
Адресат программы: программа предназначена для
детей
младшего и среднего школьного возраста (6 – 14 лет).
Количество
обучающихся составляет для первого года обучения 15 человек, для
последующих лет обучения 10 – 12 человек.
Возрастной диапазон учащихся
Программа
затрагивает
3
этапа
возрастной
периодизации
обучающихся: Дошкольник (6-7 лет) это очередной критический период в
жизни ребенка. Он переходит на следующую стадию развития формирование
готовности к обучению в школе. Поведение детей меняется: они нарушают
правила, становятся непослушными, упрямыми, с ними бывает трудно
справиться. Этот этап необходим для развития ребенка. Он пробует себя в
новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вступая в споры с
родителями, он как бы примеряет на себя роль взрослого. У ребенка исчезает
непосредственность и импульсивность, свойственная маленьким детям. Он
начинает
осмысливать
переживания,
обобщать
их,
соответственно
изменяется его поведение. Самооценка становится более адекватной, видит в
себе и в других не только положительное, но и отрицательное. Ребенок
может придерживаться установленных правил. Происходит активный рост
познавательной активности, переход от игровой деятельности к учебной.
Появляются новые интересы и устремления. Дети начинают мечтать о школе,
меняется их режим дня. Дети хотят больше самостоятельности, хуже
воспринимают требования, но по собственной инициативе все делают
хорошо и с удовольствием.
Младшие школьники (7-10 лет) отличаются остротой восприятия
действительности и окружающего мира в целом. Характерная особенность
этого возраста — ярко выраженная эмоциональность восприятия. Они лучше
запоминают все яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик, и
пытаются это воспроизвести своими руками. Аналитическая деятельность
находится
в
основном
на
стадии
наглядно-действенного
анализа,
основывающегося на непосредственном восприятии предмета. Наглядно-
образное мышление опирается на восприятие или представление. Поэтому
для занятий декоративно-прикладным творчеством оптимальными являются
демонстрационные, иллюстративные методы. В тесной связи с развитием
мышления происходит и развитие речи. У детей совершенствуется умение
длительно и внимательно слушать другого человека, не отвлекаясь и не
перебивая его. К возрастным особенностям внимания относится его
сравнительно
небольшая
устойчивость,
поэтому
во
время
занятий
необходимы
небольшие
паузы
для
отдыха.
(Физкультминутки
и
релаксирующие паузы). Дети еще не могут всесторонне обдумывать свои
решения, принимают их торопливо, наспех, импульсивно. Поэтому педагог
берет на себя роль наставника.
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет)
-
переходный от детства к юности и характеризуется глубокой перестройкой
всего организма.
Характерная
особенность
подросткового
возраста
-
половое
созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати
лет, у мальчиков - несколько позже. Половое созревание вносит серьезные
изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые
переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность
данного
возраста,
как
избирательность
их
внимания
и
быстрая
переключаемость, которая не дает возможности сосредотачиваться долго на
одном и том же деле.
Значимой
особенностью
мышление
подростка
является
его
критичность. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое
следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю. Средний
школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом
возрасте учащимся нравиться решать проблемные ситуации, находить
сходство и различие, определять причину и следствие. Творческие занятия и
досуговые мероприятия, дают возможность ребятам высказать свое мнение и
суждение.
Система
оценочных
суждений,
нравственных
идеалов
неустойчивые. Через внешние срывы и восхождения они могут обрести
чувство
личности.
Подросток
начинает
ценить
свои
отношения
со
сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него
жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-
новому.
1.12.
Уровень программы, объем и сроки реализации ДОП
Программа рассчитана на 3 года обучения (2 ступени: 1-я – 1,2 год
обучения, 2-я – 3 год обучения)
и ориентирована на разновозрастное
обучение детей в возрасте с 6 до 14 лет. Состав учащихся в объединении не
более 15 человек.
1.13. Форма обучения: очная, очно-дистанционная
1.14.
Режим занятий
Предмет
Первая ступень
Вторая ступень
«Самоделки»
1 год обучения
4 часа в неделю
2 год обучения
6 часов в неделю;
3 год обучения
6 часов в неделю;
4 часа в неделю;
144 часа в год.
6 часов в неделю;
216 часов в год.
6 часов в неделю;
216 часов в год.
1.15.
Особенности организации образовательного процесса
В объединение дети принимаются на свободной основе
и могут быть
сразу зачислены на 1ступень второго года обучения, или 2 ступень третьего
года обучения после прохождения тестирования.
(Приложение)
Группы
находящиеся на 1 и 2 ступени обучения формируются по разновозрастному
принципу, в зависимости от подготовленности ребенка к восприятию
сложности изучаемого материала.
При изучении которого к каждому из
учащихся требуется индивидуальный подход, позволяющий выявить условия
развития личности в процессе трудового воспитания,
и ответственного
отношения к осуществлению трудовой деятельности. На третьей ступени
обучения создаются условия для поддержки и развития творческого
потенциала одарённых подростков. Индивидуальная работа с учащимися по
учебному плану на четвертом году обучения, предусматривает гибкий
подход
к
одарённому
ребёнку,
в
зависимости
от
степени
его
профессиональной подготовленности и внутреннего настроя. Воспитанники
детского объединения «Креатив» имеют возможность реализовать свой
творческий потенциал, через участие в конкурсах разного уровня, что
позволяет педагогу правильно определять методику занятий, распределить
время для теоретической и практической работы.
Организация образовательного процесса направлена на
здоровьесбережение учащихся. Проводятся беседы о здоровом образе жизни,
физкультминутки,
музыкальные
паузы,
используется
эмоциональная
разрядка, подвижные игры (Приложение 5).
Принципы организации образовательного процесса
За основу реализации программы взят личностно-
ориентированный подход, в центре внимания которого стоит личность
ребенка, стремящаяся к реализации своих творческих возможностей и
удовлетворению своих познавательных запросов. Принципы организации
образовательного процесса нацелены на поиск новых творческих ориентиров
и предусматривают:
• самостоятельность учащихся;
• развивающий характер обучения;
• интеграцию и вариативность в применении различных областей
знаний.
Дополнительная
общеобразовательная
программа
опирается
на
следующие педагогические принципы:
•
принцип
доступности
обучения
—
учет
возрастных
и
индивидуальных особенностей;
• принцип поэтапного углубления знаний — усложнение учебного
материала от простого к сложному при условии выполнения учащимся
предыдущих заданий;
•
принцип
комплексного
развития
—
взаимосвязь
и
взаимопроникновение разделов (блоков) программы;
•
принцип
совместного
творческого
поиска
в
педагогической
деятельности;
• принцип личностной оценки каждого учащегося без сравнения с
другими детьми, помогающий им почувствовать свою неповторимость и
значимость для группы.
Основными
формами
организации
образовательного
процесса
являются:
• Групповая
Ориентирует учащихся на создание «творческих пар», которые
выполняют более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить
помощь
со
стороны
друг
друга,
учитывает
возможности
каждого,
ориентирована на скорость и качество работы. Групповая форма организации
деятельности в конечном итоге приводит к разделению труда в «творческой
паре», имитируя пооперационную работу любой ремесленной мастерской.
Здесь оттачиваются и совершенствуются уже конкретные профессиональные
приемы,
которые
первоначально
у
учащихся
получались
быстрее
и
качественнее.
• Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся
детей через беседу. Фронтальная форма способна создать коллектив
единомышленников, способных воспринимать информацию и работать
творчески вместе.
• Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание
помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет,
не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и
навыков самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества
учащегося, а именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и
четкость исполнения. Данная организационная форма позволяет готовить
учащихся к участию в выставках и конкурсах
Дополнительная
образовательная
программа
реализуется
через
следующие формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
• занятие-экскурсия:
— на выставку — с познавательной целью (изучение творческих
достижений сверстников),
— в парк — с практической целью (сбор природных материалов);
• беседа-презентация по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— наглядная демонстрация,
— обсуждение,
— подведение итогов;
• итоговое занятие
—
игра-тестирование
—
форма
психолого-педагогического
мониторинга образовательных результатов обучающихся;
— мастер-класс — проведение открытого занятия для родителей в
формате практической деятельности обучающихся.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы
используются следующие методы:
• наглядные методы — иллюстративные, демонстрационные методы с
применением компьютерных презентаций и видеофильмов;
•
игровые
методы
—
ролевые
игры
и
игровые
тренинги
на
взаимопонимание и групповое взаимодействие;
• диагностические методы — тестирование личностных качеств и
образовательных результатов на стадиях первичного, промежуточного и
итогового контроля;
• проектные методы — эскизное проектирование на стадии создания
макета изделия, поделки;
• словесные методы — рассказ при объяснении нового материала,
консультация при выполнении конкретного приема выполнения поделки.
1.16.
Учебный план программы «Самоделкин»
1-ый год обучения
№
п/п
Наименование разделов.
Кол-во часов
Формы
аттестации/кон
троля
теория
практика
1
Вводное занятие (2часа)
1
1
Наблюдение
опрос
2
Работа с природным
материалом. Веселый
гербарий. (24 часа).
2
22
От образа к композиции.
Лягушки-попрыгушки.
Порхалочки и жужалочки.
Солнышко смеется.
Шуршики и лесовички.
Веселый зверинец.
Сказочная птица.
Морские жители.
2
2
2
4
2
4
4
2
2
наблюдение
опрос
Готовое изделие
3
Работа с природным
материалом. Букеты.
(14часов)
2
12
Секреты и советы в
составлении букетов.
Язык цветов.
Ягодки цветочки.
Цветочные вазы и
корзинки.
Осенние портреты.
Изящные букеты.
1
1
1
1
2
2
2
2
наблюдение
опрос
Готовое изделие
4
Художественная обработка
бумаги «Аппликация». (24
часа)
4
20
Вводное занятие.
Аппликация из клочков
цветной бумаги.
Аппликация из
геометрических фигур.
Объемная аппликация.
Сюжетная аппликация.
Панно «Ассорти».
2
1
1
4
4
3
4
3
наблюдение
опрос
Готовое изделие
5
Художественная обработка
бумаги «Силуэтное
вырезание». (16 часов)
1
15
Бумажные и картонные
композиции.
Снежинки и звездочки.
Ромбы и квадраты.
Цветы и вазоны.
Фигурки птиц и
животных.
Композиция из фигур.
1
1
2
2
4
4
2
наблюдение
опрос
Готовое изделие
тест
6
Художественная обработка
бумаги «Папье-маше». (18
часов)
1
17
Вводное занятие.
Расписные тарелочки.
Копилка.
Новогодние игрушки.
Шкатулки для мелочей.
1
1
4
4
4
4
наблюдение
тест
опрос
Готовое изделие
7
Художественная обработка
2
14
бумаги «Декупаж». (16
часов)
Техника декупаж.
Рамки для фотографий.
Блюдо под десерт.
Карандашница.
Вазочки под цветы.
2
2
4
2
2
4
наблюдение
тест
опрос
Готовое изделие
8
Художественная обработка
бумаги «Оригами». (28
часов).
4
24
– Вводное занятие.
– Основные базовые формы
– Журавлики.
– Весенний букет
– Зоопарк.
– Корабли и пароходы.
– Самолеты и машины.
1
2
1
1
2
4
5
6
4
2
наблюдение
опрос
Готовое изделие
9
Итоговое занятие. (2часа)
2
наблюдение
ИТОГО: 144часа.
17
127
2 год обучения
№
п/п
Наименование разделов.
Кол-во часов
Формы
аттестации/конт
роля
теор.
практ.
1
Вводное занятие (3 часа)
1
2
Наблюдение
опрос
2
Работа с природным
материалом. «Чудеса из
семян». (18 часов)
2
16
Цветы из ягод и семян.
Чудо из репейника.
Панно «Бабочки на
полянке».
Коллаж из семян и зерен.
Вазочки для цветов.
1
1
3
2
3
4
4
наблюдение
опрос
Готовое изделие
3
Работа с природным
материалом. «Неувядающие
травы» (16часов)
1
15
Коротко о важном.
Рамочка для фотографий
«Осень»
1
1
2
2
наблюдение
Панно «Аквариум»
Панно «Знаки зодиака»
Открытка с сухоцветами.
Композиция на выбор.
4
2
4
опрос
Готовое изделие
4
Работа с природным
материалом. Игрушки и
сувениры. (16часов)
1
15
Сударушка.
Птички-невелички.
Мини-собачки.
Лошадка.
Корзиночка с цветами.
1
1
4
4
2
4
наблюдение
опрос
Готовое изделие
5
Работа с бросовым
материалом. «Яичные
фантазии. (12 часов)
1
11
«Кругляшки».
Панно «Домик на
опушке».
Работа: «Веселые
клоуны».
Панно из яичной
скорлупы. На выбор.
1
1
2
4
4
наблюдение
опрос
Готовое изделие
6
Работа с бросовым
материалом. Чудесные
поделки из спичек. (28
часов)
2
26
Что нам известно о
спичках.
Домик.
Мельница.
Поделки из спичечных
коробков.
Храм и часовня.
2
4
6
6
10
наблюдение
опрос
Готовое изделие
7
Работа с бросовым
материалом. Цветочные
фантазии. (20 часов)
2
18
Вводное занятие.
Ромашки из пластиковых
бутылок.
Розы из упаковочной
бумаги.
Хризантемы из
гофроупоковок.
2
6
6
6
наблюдение
опрос
Готовое изделие
8
Художественная обработка
бумаги. Модульное оригами.
2
30
Рамочка для фотографий
Панно «Аквариум»
1
3
10
10
наблюдение
Картина Натюрморт
Касадума.
1
7
опрос
Готовое изделие
9
Художественная обработка
бумаги. Айрис-фолдинг.
1
15
Техника радужного
сплетения.
Работа с простыми
формами круг, овал.
Работа с простыми
формами квадрат,
прямоугольник, треугольник.
Открытка в технике
Айрис-фолдинг.
1
3
4
4
4
наблюдение
опрос
Готовое изделие
10
Художественная обработка
бумаги. Оригами, Цветы.
1
35
Звездочки.
Ирисы.
Садовые и водяные
лилии.
Корзинка с астрами.
Тюльпановая кукла.
Панно из цветов «Весна»
1
1
3
6
9
6
4
6
наблюдение
опрос
Готовое изделие
11
Художественная обработка
кожи. Фомиран. (18часов).
2
16
Техника работы с
фомираном.
Украшение - георгины.
Чехол для телефона.
Панно «Одуванчики».
1
1
3
5
4
наблюдение
опрос
Готовое изделие
13
Итоговое занятие.
3
Готовое изделие
тест
ИТОГО: 216 часов
20
196
3 год обучения
№
п/п
Наименование разделов
Кол-во часов
Формы
аттестации/конт
теория
практика
роля
1
Вводное занятие (2часа)
1
2
Наблюдение
опрос
2
Техника квилинг. Основы
техники. (16часов).
4
11
Геометрические формы.
Формы капли и ореха.
Завитки и спирали.
Эксцентричные формы.
1
1
1
1
2
3
3
3
наблюдение
опрос
Готовое изделие
3
Техника квилинг.
Животные. (18часов).
18
Работа «Простая
гусеница».
Работа «Крольчата».
Работа «Птичка».
Работа «Петушок».
Панно «На лужайке».
2
4
2
4
6
наблюдение
опрос
Готовое изделие
4
Техника квилинг. Цветы.
(22часа).
22
Работа «Розы».
Работа «Гладиолус и
колокольчик».
Работа «Полевые цветы».
Работа «Маргаритки».
Работа «Панно «Букет
полевой».
2
6
4
4
6
наблюдение
опрос
Готовое изделие
5
Техника квилинг.
Бижутерия. (10часов).
10
Овальные сережки.
Филигранные сережки с
обрамлением.
Квадратные серьги.
Модели из
эксцентрических форм.
2
2
2
4
наблюдение
опрос
Готовое изделие
6
Техника квилинг. Все для
праздников. (18часов).
18
Рождественские венки.
Елочные украшения.
10
8
наблюдение
Готовое изделие
7
Техника квилинг.
Маленькие шедевры. (12
часов)
12
Поздравительные
открытки.
Миниатюрные шкатулки.
4
8
Готовое изделие
8
Техника квилинг. Просто и
12
элегантно. (12 часов)
Скульптурка «Ангел»
Снежинки.
8
4
Готовое изделие
9
Модульное оригами.
Интерьер. (36 часов).
1
35
Техника выполнения и
схемы.
Работа «Кактус».
Работа «Яйца к пасхе».
Работа «Ваза с фруктами».
1
1
10
10
14
Готовое изделие
10
Модульное оригами.
Животные. (36 часов).
35
Работа «Царевна лебедь».
Работа «Цыплятки».
Работа «Зайчик».
Работа «Слоник».
Работа «Дракончик».
8
6
8
7
6
Готовое изделие
11
Модульное оригами.
Транспорт. (32 часа).
32
Работа «Корабль».
Работа «Пароплан».
Работа «Автомобиль».
Работа «Самолет».
8
6
8
10
Готовое изделие
12
Заключительное занятие.
3
Готовое изделие
тест
1.17.
Содержание программы
1-ый год обучения
1.
Вводное занятие
Теория: Входная диагностика. Инструктаж по технике безопасности. Беседа
по охране труда. Знакомство с видами декоративно-прикладного творчества.
Правила поведения на занятиях.
2.
Работа с природным материалом. Веселый гербарий.
Теория: знакомство с искусством флористики. Термины и понятия в технике
флористика. Основные законы композиции
Практика: Выполнение простейших работ (закладки, открытки, картины) из
сухих листьев и цветов.
3.
Работа с природным материалом. Букеты.
Теория: знакомство с техникой составления букетов. Термины и понятия в
технике флористика. Основные законы композиции
Практика: Выполнение простейших работ
4.
Художественная обработка бумаги «Аппликация».
Теория:
Знакомство с новыми техниками в разделе
художественная
обработка бумаги и разными видами аппликации (объемная, плоскостная,
обрывная, из геометрических форм, из комочков и жгутиков гофрированной
бумаги.) ПТБ при работе с ножницами, клеем.
Практика: Выполнение творческих работ.
5.
Художественная обработка бумаги «Силуэтное вырезание».
Теория: Знакомство с новой техникой «выцинанка», с историей появления
техники в России. ПТБ при работе с ножницами.
Практика: вырезание от простых снежинок до усложненных форм
6.
Художественная обработка бумаги «Папье-маше».
Теория: Знакомство с новой техникой «Папье-маше», с историей появления
техники в России. ПТБ при работе с клеем. Основы композиции, работа с
цветовым кругом.
Практика: выполнение творческих работ
7.
Художественная обработка бумаги «Декупаж».
Теория: Знакомство с новой техникой «Декупаж», с историей появления
техники в России. ПТБ при работе с клеем. Основы композиции, работа с
цветовым кругом.
Практика: выполнение творческих работ
8.
Художественная обработка бумаги «Оригами
Теория: Знакомство с основными формами складывания бумаги: «Двойной
треугольник», «Двойной квадрат», «Холм», «Двери». Дети учатся читать
схемы в оригами.
Практика:
Выполнение
творческих
работ.
Изготовление
«альбома
–
подсказки» (основные базовые формы и схемы работ) оригами.
9.
Итоговое занятие.
2 год обучения
1.
Вводное занятие
Теория: инструктаж по технике безопасности.
Беседа по охране труда. Входная диагностика, тест на остаточные знание.
Правила поведения на занятиях.
2.
Работа с природным материалом. «Чудеса из семян».
Теория: знакомство с законами композиции, с правилами безопасности при
работе с природным материалом, сбор и хранение гербария.
Практика: выполнение работ с использованием разных семян и косточек от
простых аппликаций до сложных композиций. Подбор материала по форме,
цвету, фактуре. Выполнение схем, зарисовок.
3.
Работа с природным материалом. «Неувядающие травы»
Теория: закрепление знаний о правилах построения композиции и правилах
безопасности при работе с природным материалом, сбор и хранение
гербария.
Практика: выполнение работ из природного материала построение сложных
композиций. Подбор материала по форме, цвету, фактуре. Выполнение
схем, зарисовок.
4.
Работа с природным материалом. Игрушки и сувениры.
Теория: правила работы с объемным природным материалом (шишки,
желуди, скорлупа от орехов). Правила собирание и храения
Практика: выполнение работ из природного материала (шишки, желуди), с
использованием пластелина. Подбор материала по форме, цвету, фактуре.
Составление
собственных композиций с использованием природного
материла.
5.
Работа с бросовым материалом. «Яичные фантазии.
Теория: Правила техники безопасности при работе с яичной скорлупой.
Алгоритм подготовки яичной скорлупы к работе.
Практика: использование яичной скорлупы в апликации. Схемы и эскизы для
творческих работ и проектов.
6.
Работа с бросовым материалом. Чудесные поделки из спичек.
Теория: ознакомление с зодчеством разных эпох в России. Технология и
алгоритм работы при выполнении творческих работ из спичек. Правила
техники безопасности при работе со спичками, клеем, наждачной бумагой.
Практика: Изготовление храмов, острогов, домов в миниатюре. Схемы и
эскизы для творческих работ и проектов.
7.
Работа с бросовым материалом. Цветочные фантазии.
Теория: Беседа на тему экологические проблемы земли. Правила техники
безопасности при работе с пластиковой бутылкой, горящей свечой.
Практика: Изготовление сувениров из бросового материала.
8.
Художественная обработка бумаги. Модульное оригами.
Теория: Технология и алгоритм выполнения модулей разной конфигурации.
Работа по схемам.
Практика: Выполнение простых и сложных модулей. Учимся сочетать цвет,
форму, размер
9.
Художественная обработка бумаги. Айрис-фолдинг.
Теория: Технология и алгоритм выполнения сплетений. Обучение работе по
схемам.
Практика: Выполнение простых и сложных форм в технике айрис-фолдинг.
Учимся сочетать цвет, форму, размер. Выполнение поздравительных
открыток.
10.Художественная обработка бумаги. Оригами, Цветы.
Теория: Технология и алгоритм выполнения модулей разной конфигурации.
Работа по схемам.
Практика: Выполнение простых и сложных модулей. Учимся сочетать цвет,
форму, размер.
11.Художественная обработка кожи. Фомиран.
Теория: Прикладные
промыслы народов Сибири. История работы с
фомираном. Техника безопасности при работе с кожей.
Практика: изготовление сувениров из фомирана
12.Итоговое занятие.
Практика: Диагностика, итоговый просмотр творческих работ, награждение
детей
3 год обучения
1.
Вводное занятие
Теория: Беседа по охране труда. Правила поведения на занятиях.
Практика: Входная диагностика, кроссворд на остаточные знание.
2.
Техника квилинг. Основы техники.
Теория: Знакомство с новым видом техники прикладного искусства
«Квилинг».
История
возникновения
квилинга.
Основные
формы
скручивания бумаги в технике квилинг. (Круг, капля, ромб, овал, квадрат,
листок)
Практика: изготовление альбома – подсказки
3.
Техника квилинг. Животные.
Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок Выполнение
творческих работ: открытки, закладки, панно.
4.
Техника квилинг. Цветы.
Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок Выполнение
творческих работ: открытки, закладки, картины.
5.
Техника квилинг. Бижутерия.
Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок Выполнение
творческих работ: бижутерия для мамы, сестренки, бабушки.
6.
Техника квилинг. Все для праздников.
Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок Выполнение
творческих работ: открытки ко дню рождения, шкатулки по собственным
эскизам.
7.
Техника квилинг. Маленькие шедевры.
Практика:
Выполнение
схем,
эскизов,
творческих
зарисовок
Выполнение творческих работ: открытки ко дню рождения, шкатулки
по собственным эскизам
8.
Техника квилинг. Просто и элегантно.
Практика: Выполнение схем, эскизов, творческих зарисовок Выполнение
творческих работ: оформление интерьера к праздникам по собственным
эскизам.
9.
Модульное оригами. Интерьер.
Теория: История модульного оригами. Поговорим о разнообразии модулей
технология и алгоритм выполнения модулей. Учимся читать схемы.
Практика: Выполнение творческих работ из модулей.
10.Модульное оригами. Животные.
Теория: История модульного оригами. Поговорим о разнообразии модулей
технология и алгоритм выполнения модулей. Учимся читать схемы.
Практика: Выполнение творческих работ из модулей.
11.Модульное оригами. Транспорт.
Теория: История модульного оригами. Поговорим о разнообразии модулей
технология и алгоритм выполнения модулей. Учимся читать схемы.
Практика: Выполнение творческих работ из модулей.
12.Заключительное занятие.
Практика: Диагностика, итоговый просмотр творческих работ, награждение
детей.
Раздел 2.
Комплекс организационно - педагогических условий,
включающий формы аттестации
2.1.
Календарный учебный график программы
Количество учебных недель
36
Количество учебных дней
(по УП)
Продолжительность каникул
с 21.05.2023 г. по 31.08.2023 г.
Даты начала и окончания учебного
года
с 01.09.2022 по 20.05.2023 г.
Сроки промежуточной аттестации
декабрь
Сроки итоговой аттестации (при
наличии)
май
2.2.
Условия реализации программы
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Материально-техническое
обеспечение
Оборудование: кабинет, соответствующий
санитарно-гигиеническим и противопожарным
требованиям.
Для преподавателя:
Учебные столы и стулья;
Выставочные стенды;
Схемы складывания изделий;
Аспекты
Характеристика (заполнить)
Журналы и книги по работе;
Альбом для лучших работ;
Конверты для незаконченных
работ;
Коробки
для
обрезков
бумаги;
Для учащихся:
Ластик, простые и цветные карандаши,
фломастеры;
Флористический
материал,
гербарий,
семена;
Леска, бисер, бусины, тонкая проволока;
Трафареты, шаблоны.
Ножницы, швейные иглы, резаки;
Клей ПВА, кисточки для клея, клеевой
пистолет;
Бумажные, влажные салфетки;
Цветной картон, белая и цветная бумага;
Пластиковые бутылки, яичная скорлупа,
спички, свечки.
Цветная бумага плотная, двухсторонняя
цветная бумага:
Кусочки кожи и меха;
Дидактический материал
- Инструкционные карты и схемы базовых форм
оригами;
- Схемы для выполнения работ из бисера,
природного и бросового материала;
- Инструкционные карты сборки изделий для 1,2
и 3года обучения.
- Схемы создания изделий оригами для 2 и 3года
обучения.
- Образцы изделий.
- Шаблоны для выполнения аппликаций,
силуэтного вырезания.
- Альбом лучших работ детей.
Аспекты
Характеристика (заполнить)
- Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
- Лекала для изготовления работ из кожи.
- Разработка методики психолого-
педагогической диагностики личности
учащихся. Составление диагностической карты
«Оценка результатов освоения программы».
Информационное
обеспечение
- профессиональная и дополнительная
литература для педагога, учащихся, родителей;
- наличие аудио-, видео-, фотоматериалов,
интернет источников, плакатов
Кадровое обеспечение
Программу может реализовывать педагог,
имеющий педагогическое профильное
образование, в совершенстве владеющий
навыками руководства учебно-творческой
деятельностью обучающихся и методикой
преподавания предмета.
Суворова Ольга Александровна, педагогический
стаж – 10 лет, образование – среднее, категория
первая.
2.3.
Оценка достижений результатов
Формами аттестации являются:
Зачет
Творческая работа
Соревнования
Конкурс
Выставка
Модель выпускника
Знает
Умеет
правила
безопасности
труда
при
соблюдать
правила
безопасности
труда
и
работе с колющими и режущими
инструментами,
с
клеем
разного
вида;
историю
декоративно-прикладного
творчества в России, возникновения
техник:
декупаж,
папье-маше,
оригами, киригами, айрис-фолдинг,
выцинанка;
особенности
работы
в
разных
техниках декоративно-прикладного
творчества (оригами, флористика,
декупаж,
папье-маше,
киригами,
айрис-фолдинг, выцинанка);
название и назначение различных
инструментов,
материалов
для
выполнения творческих работ;
условные
обозначения,
используемые в схемах и таблицах.
владеет:
алгоритмами и методами решения
организационных
и
технологических задач;
результатами изучения технологий,
применяемых
как
в
рамках
образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях;
принципами
формообразования
изделий
из
бумаги,
картона,
фомирана, бросового и природного
материала;
культурой мышления
и
ведения
дискуссий, способен к обобщению,
анализу, восприятию информации,
постановке цели и выбору путей её
достижения;
социально и личностно значимыми
качествами,
индивидуально-
личностными
позициями,
ценностными установками, которые
раскрывают
отношение
к
труду,
системе
норм
и
правил
межличностного
общения,
личной гигиены;
экономно
работать
с
разнообразным
материалом;
выполнять разметку контура по шаблону и
сравнивать с образцом;
пользоваться
таблицами
поэтапного
изготовления изделий;
составлять схемы и эскизы для творческой
работы;
классифицировать
виды
декоративно-
прикладного искусства разных эпох;
выбирать
средства
художественной
выразительности
для
создания
творческой
работы;
складывать и собирать разные изделия из
бумаги, природного и бросового материала, и
различной
сложности
по
схемам
и
собственным проектам.
организовывать совместную работу в паре или
группе:
распределять
роли,
осуществлять
деловое сотрудничество и взаимопомощь;
формулировать
собственное
мнение
и
варианты
решения,
аргументировано
их
излагать,
выслушивать
мнения
и
идеи
товарищей, учитывать их при организации
собственной
деятельности
и
совместной
работы;
уважительно относится к истории и культуре
разных
народов
на
основе
знакомства
с
национальным творчеством разных стран и
эпох;
планировать
предстоящую
практическую
работу,
соотносить
свои
действия
с
поставленной целью, устанавливая причинно-
следственные
связи
между
выполняемыми
действиями и их результатом и прогнозировать
действия,
необходимые
для
получения
планируемых результатов;
осуществлять
самоконтроль
выполняемых
практических действий, корректировку хода
практической работы;
самостоятельно организовывать своё рабочее
место
в
зависимости
от
характера
выполняемой работы;
обеспечивающие
успешность
совместной деятельности;
чувством
любви
и
бережным
отношением
к
произведениям
народного
и
профессионального
искусства;
информационной и художественной
культурой.
создавать
декоративно-прикладные
изделия
(подарочные
сувениры,
панно)
с
использованием разных техник декоративно-
прикладного искусства.
Полученные знания и умения дети могут применить для оформления
интерьера дома, дизайна одежды, для изготовления сувениров друзьям и
близким, а в будущем, при выборе профессии – педагога дополнительного
образования, учителя технологии и изобразительного творчества, модельера,
дизайнера интерьера, архитектора, рекламодателя.
2.4.
Оценочные материалы
Показатели качества реализации
ДООП
Методики
Уровень развития творческого
потенциала учащихся
Методы для определения творческих способностей
Тест «Неоконченный рисунок» П. Торренса
Приложение 4
Уровень развития социального опыта
учащихся
Тест «Уровень социализации личности» (версия
Р.И.Мокшанцева) Приложение 6
Уровень сохранения и укрепления
здоровья учащихся
«Организация и оценка здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений»
под ред. М.М. Безруких
Уровень теоретической подготовки
учащихся: тестирование по разделам
программы, технологические карты
Приложение 3
Уровень удовлетворенности родителей
предоставляемыми образовательными
услугами
Изучение удовлетворенности родителей работой
образовательного учреждения (методика
Е.Н.Степановой)
Оценочные материалы (указать
конкретно по предметам в соответствии
с формами аттестации)
Приложение 7
2.5. Методические материалы
Дополнительная
общеобразовательная
программа
«Самоделки»
предусматривает вариативность использования некоторых педагогических
технологий:
• традиционных (технология личностно-ориентированного и развивающего
обучения, коллективного творчества и др.);
• современных (мозговой штурм, педагогическая мастерская).
таблица
Педагогические технологии, используемые на занятиях
Технология,
метод,
прием
Образовательные
события
Результат
1
2
3
Технология
личностно-
ориентированного
обучения
Участие
в
городских
конкурсах и выставках,
культурно-массовых
мероприятиях
Центра
«Истоки»
Способность
выразить
свои
мысли
и
идеи
в
изделии,
способность
доводить начатое дело до
конца,
способность
реализовать
себя
в
творчестве
Здоровьесбере-
гающие технологии
Проведение
физкультминуток
и
релаксирующих пауз
Способность
управлять
своим
самочувствием
и
заботиться
о
своем
здоровье
Мозговой штурм
Разработка
образа,
макета
будущего
изделия
Способность
творить,
создавать
нечто
принципиально новое, не
копируя кого-либо
Технология
коллективного
творчества
Обучение и общение в
группе
Способность
работать
в
группе, научиться видеть и
уважать свой труд и труд
своих сверстников, давать
адекватную
оценку
и
самооценку
своей
деятельности
и
деятельности других
Проектная
технология
Разработка
эскизов,
макетов изделий
Способность
разрабатывать
эскизы
и
макеты
Технология
развивающего
обучения
Развитие
фантазии,
воображения
Способность
воплощать
свои фантазии и идеи в
изделии
Педагогическая
мастерская
Самостоятельный
поиск
знаний,
открытие
чего-то
нового
Способность
работать
самостоятельно
и
творчески
По прохождению программы проводиться диагностика уровня усвоения
знаний умений и навыков в соответствие с предполагаемым результатом.
Предлагаются следующие уровни усвоение программы:
Базовый уровень – обучающийся стабильно занимается, выполняет
общеобразовательную программу.
Повышенный уровень – обучающийся проявляет устойчивый интерес к
занятиям, принимает участие в конкурсах районного и городского уровня.
Творческий уровень – проявляет ярко выраженные способности к
изучаемому профилю деятельности, занимает призовые места в конкурсах,
выставках разного уровня.
По результатам педагогического наблюдения заполняется таблица,
подсчитывается
количество
детей,
находящихся
на
базовом
уровнях
развития, и количество детей, достигших повышенного и творческого
уровней. По данным таблицы строятся сравнительные графики уровня
развития детей в начале и конце учебного года, делается вывод о качестве
образовательного процесса.
Параллельно с диагностикой на уровень усвоение программы,
проводиться диагностика на развитие творческих способностей по методики
Е.Е. Туника и Дж. Гилфорда (Приложение 4).
Вариантом оценки индивидуальных результатов учащихся является
мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и
организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся
личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их
выраженности
происходит
методом
наблюдения
личностного
роста
учащихся (Приложение 3).
Форма подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы.
Форма фиксации
результатов
реализации дополнительной
общеобразовательной программы:
• ежегодная выставка работ детского творческого объединения «Креатив» в
образовательном учреждении;
• «летопись» детского творческого объединения (видео- и фотоматериалы);
• копилка детских работ в различных техниках исполнения;
• портфолио творческих достижений объединения «Креатив» (грамоты,
дипломы, сертификаты и др.);
• отзывы учащихся объединения о выставках, экскурсиях и мастер-классах, в
которых они принимали участие или посетили.
Форма отслеживания
результатов
усвоения дополнительной
общеобразовательной программы предполагает:
• индивидуальное наблюдение — при выполнении практических приемов
учащимися;
• тестирование — при проверке терминологии и определении степени
усвоения теоретического материала.
Формой подведения итогов становятся выставки работ. Такая форма работы
позволяет учащимся критически оценивать не только чужие работы, но и
свои.
Субъектный компонент общеобразовательной программы:
• обучающиеся (дети 6-14 лет);
• педагоги (программа предусматривает интеграцию педагога и психолога);
• родители (взаимодействие работы с родителями).
Интеграция между педагогом и родителями учащихся достигается за счет
взаимодействия (приложение 2). Данное сотрудничество «педагог-родитель»,
как показала многолетняя практика, является залогом успешного освоения
учащимися дополнительной общеобразовательной программы.
2.6.
Список литературы
1.
Агапова И. А., Давыдова М. А. 200 лучших игрушек из бумаги и
картона. – М.: ОООИКТЦ «Лада», 2009г.
2.
Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги: оригами и
другие игрушки из бумаги и картона. / М.: ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2009г.
3.
Броди В. Зверюшки из бумаги: пер. с фр. / Вера Броди. – М.: Мой
мир, 2008г.
4.
Ермолаева
Тамина
Л.
Б.
Проблема
развития
творческих
способностей детей. // Вопросы психологии 1975г.-№5.
5.
Кряжева Н. П. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль:
Академия развития, 1996г.
6.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь.
– М., 2000г.
7.
Кобитина И. И. Работа с бумагой: поделки и игры. – М.: ТЦ
«Сфера», 2001г.
8.
Сержантова Т. Б. Оригами для всей семьи. – 7-е изд. – М.: Айрис-
пресс, 2007г.
9.
Соколова-Кубай
Н.
Н.
Узоры
из
бумаги
–
белорусская
выцинанка. – Культура и традиции. 2006г.
10.
Студия
декоративно-прикладного
творчества:
программы,
организация работы, рекомендации / авт-сост. Л. В. Горнова и др. –
Волгоград: Учитель, 2008г.
11.
Ступак Е. А. Оригами. Игры и конкурсы. – М.: Айрис-
пресс,2008г.
12.
Чиотти, Донателла. Оригинальные поделки из бумаги / Пер. с
итал. Г. В. Кирсановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009г.
Словарь терминов.
Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) – один из видов
изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм
и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Беглость – способность высказывать максимальное количество идей, причем
важно не их качество, а количество.
Выцинанка – искусство вырезания ажурных узоров из белой, черной и
цветной бумаги.
Гармония - (от греч. Hormonia «связь; созвучие; соразмерность»);
согласованное
и
соразмерное
сочетание
всех
элементов
художественного
произведения.
Гербарий представляет собой документальную основу исследований флоры и
растительности. Именно благодаря появлению гербария стали бурно развиваться
география, морфология, систематика и таксономия и экология растений.
Гибкость – способность высказывать многообразие идей, подходов;
Геометрический орнамент - орнамент, составленный из геометрических
фигур: квадратов, ромбов, кругов, прямых и ломаных линий, полукружий, точек.
Грунтовка - (от нем. Grand «почва; основа»);подготовительный слой
специального
состава,
наносимый
на
холст,
доску
или
другую
основу
художественного произведения с целью придания желаемого тона или фактуры,
для предотвращения впитывания основой связующих веществ, красок.
Декупаж (Decoupage или decoupage) это искусство украшения предметов
путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными
эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и
прочие.
Декоративно-Прикладное искусство - область декоративного искусства;
создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и
отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда,
игрушки, украшения и т.д.)
Импровизация - особый способ художественного творчества, сочинение в
процессе
исполнения
без
предварительной
подготовки,
свободное
фантазирование на определенную тему.
Квилинг – искусство скручивания бумаги.
Композиция - (от исп. Compositio «расположение; составление, сложение);
способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и
разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и с целым, в
основе которых лежит идея.
Конструктивность - согласованность формы изделия, технологии
обработки материала и функции этого изделия между собой.
Контраст - (фр. Contraste «резкое различие, противоположность»);
художественный прием, сущность которого заключается в отчетливо выраженном
противопоставлении изображаемых в произведениях искусства характеров,
предметов, явлений и их свойств.
Контур - ( от фр contour «очертание»); изобразительное средство в виде
ограничивающей форму линии.
Краски - смеси тонкоизмельченных пигментов и наполнителей с
растворами пленкообразующих веществ (смол, масел и т.д.)
Красота - одна из важнейших категории эстетики, которая с категорией
прекрасного отражает такие эстетические свойства предметов и явлений
действительности, как гармоничность, совершенство, упорядоченность.
Модульное оригами – это искусство складывать трёхмерные фигурки,
родиной которого считают Китай.
Мотив - завершенная и неделимая по внутреннему смыслу и строению
«единица» орнаментального изображения.
Оригинальность – способность порождать новые не стандартные идеи,
необычайные решения, реакции;
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок.
Папье-маше (франц. — жёваная бумага), легко поддающаяся формовке
масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон и др.), обычно с
добавлением клеящих веществ, крахмала, гипса и т. д.
Папье-маше — это простая и дешевая технология, позволяющая создавать
прочные и легкие поверхности из бумаги.
Пропорция - (от лат. Proportio «соразмерность»); определенное соотношение
частей предмета между собой по величине.
Растительный орнамент - орнамент, составленный из стилизованных
растительных мотивов (ветки, листья, цветы, плоды).
Раппопорт - повторяющийся элемент орнамента.
Ритм (в композиции) - (от греч. «мерность; такт») в изобразительном
искусстве,
это
чередование
одинаковых
элементов
с
определенной
последовательностью и частотой.
Симметрия - соразмерность частей художественного целого как в
отношении друг с другом, так и в соответствии с целым.
Способности – это такие индивидуально-психологические особенности
личности, которые влияют на успешное выполнение той или иной деятельности,
определяют предрасположенность человека к этой деятельности. Способности
нельзя свести к знаниям, навыкам и умениям, можно говорить об их влиянии на
скорость и легкость приобретения знаний и умений.
Творческие способности – относятся к группе, разделяемой на учебные и
собственно творческие способности. При этом под творческими способностями
понимаются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и
материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.
Иными
словами
творческие
способности
определяют
процесс
индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.
Творческая работа – это именно то, чем каждый прославляет себя в веках,
поэтому нужно понять, каковы основные особенности того что принято называть
творческими способностями.
Творческая деятельность – совокупность тех видов работ, в которых
проявляется наиболее высокая их самостоятельность работы, в которых учащиеся
создают новые идеи, конструкции, модели, поделки, сообщения о результатах
наблюдений, исследований.
Технология - (от греч. Tehne «искусство, мастерство»); система материалов,
инструментов и приемов работы художника - всё, что связано непосредственно с
материальным
воплощением
его
творческого
замысла:
индивидуальные
особенности техники художника называются манерой.
Упражнение - повторное выполнение действия с целью его усвоения.
Флористика - составление букетов и декоративных композиций из цветов и
природных
материалов.
Флористика, как
вид
декоративно-прикладного
искусства, использует и живые и засушенные цветы и растения.
Эскиз - (фр. Esquisse); предварительный набросок, легкий очерк.