Автор: Носова Лариса Леонидовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ лицей № 389 "ЦЭО" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Программа воспитательной работы Раздел: среднее образование
1
Введение
« В о с п и т а н и е
–
э то
н е
р а б о т а ,
бесполезно
заложенная
функциона-
лами,
это
реализация
своей
позиции;
п о зи ц и я
–
э то
д е я т е л ь н о с т ь
и
сознание».
Б.В. Степанов
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования
«воспитание, как первостепенный приоритет в образовании, должно стать
органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в
общий процесс обучения и развития».
Для педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами,
приемами
воспитания,
изучить
наработанный
опыт,
но
и
найти
индивидуальный способ их применения, создать актуальные педагогические
технологии, стать автором собственной концепции воспитания.
Педагогическая
концепция
каждого
учителя
–
это
его
собственные
соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не
может быть оторвана от реальной жизни и тех условий, в которых растет и
получает образование ребенок. Сегодня нашей стране нужны физические,
морально
здоровые
с
нравственными
устоями
личности,
которые
смогут
ставить нравственные цели и достигать их.
Учитель должен воспитывать именно таких личностей, а вернее, учить
детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не
побоятся сложностей, связанных с их достижениями.
Нормативно-правовой основой воспитательной программы являются:
закон
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
Федеральный
Государственный Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина РФ, Устав МБОУ «Лицей № 81».
Методологической основой моей воспитательной программы является
педагогическая
концепция,
разработанная
коллективом
ярославских
и
калининградских ученых под руководством М.И. Рожкова «Воспитание как
педагогический компонент социализации ребенка».
В
этой
концепции
воспитание
представлено
как
педагогический
компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные
действия
по
созданию
условий
дня
развития
человека.
Создание
таких
условий
осуществляется
через
включение
ребенка
в
различные
виды
социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.
2
Социализация ребенка — это стратегическая цель деятельности любого
педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами
растущего человека. Успешность его протекания зависит от реализации двух
условий. Первым из них является обеспечение включенности молодых людей
в реальные социальные отношения, а вторым — самореализация детей в
процессе
социального
взаимодействия.
Второе
условие
предполагает
предоставление
возможности
ребенку
более
полно
раскрыть
себя
в
отношениях
с
окружающими,
когда
важны
осознание
цели
и
значения
деятельности
для
личного
саморазвития,
учет
осознанности
каждым
ребенком
своего
«Я»,
наличие
четких
и
ясных
перспектив
(ближних
и
дальних) в той деятельности, в которую ребенок
включается.
Целостность,
целенаправленность
и
эффективность
воспитательной
работы класса на третьей ступени обучения могут обеспечить только
объединенные
усилия
всех
участников
образовательного
процесса:
администрации
школы,
классного
руководителя,
психолога,
учителей-
предметников, педагогов дополнительного образования, самих обучающихся
и их родителей.
Одной из важнейших задач воспитательной работы в 10-11 классах
также является выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых
детей и молодежи. Введение профильного обучения школьников на старшей
ступени
общего
(среднего)
образования
призвано
о бе с п еч и т ь
старшеклассников возможностью более целенаправленного выбора будущей
профессии и свободной социализацией личности в социуме.
Программа воспитательной работы рассчитана на 2 года (10 и 11 класс)
с 2013 по 2015 гг. и предполагает работу в классе с углубленным изучением
математики.
Цель воспитательной программы
3
Развитие интеллектуальной, творческой, нравственно и физически
здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе.
Воспитательные задачи
1.
Способствовать
формированию
самосознания,
осознания
собственного «я», оказывать помощь обучающимся в самоопределении и
самореализации.
2. Способствовать проявлению и реализации творческого потенциала
каждого обучающегося.
3.
Спо собствовать
духовному
развитию,
н равствен н ом у
самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни,
индивидуально-ответственному поведению обучающихся.
4.
Приобщать
обучающихся
к
общечеловеческим
ценностям,
способствовать формированию у них основ культуры и общения, умений
построения межличностных отношений.
5.
Способствовать
осознанию
ценности
других
людей,
ценности
человеческой
жизни,
нетерпимость
к
действиям
и
влияниям,
представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью,
духовной безопасности личности, умение им противостоять.
6.
Способствовать
формированию
гражданского
самосознания,
развивать
чувства
патриотизма,
заботы
о
бл а го с о с т оя н и и
многонационального российского народа.
7.
Способствовать
формированию
мотивации
к
активному
и
ответственному участию в общественной жизни класса и школы.
Предполагаемый результат:
В результате реализации программы у каждого выпускника школы в
достаточной мере должны быть развиты:
-
личностные качества;
-
нравственные нормы поведения;
-
культура общения в коллективе;
-
потребность в труде;
-
способность к профессиональной деятельности;
-
способность рационально организовывать деятельность;
-
способность к сотрудничеству;
-
сформированность познавательных навыков.
Этапы реализации программы
4
I этап (2013-2014) – разработка внеклассной программы класса, определение
цели и
задач в рамках реализации программы; реализация
основных
направлений
программы,
определение
приемов
воспитания
и
развития
учащихся,
развитие
воспитательной
системы класса;
II этап (2014-2015) – оценка эффективности реализации воспитательной
программы, проведение мониторинга развития воспитательной
системы, обобщение опыта.
Принципы воспитания и условия их реализации
5
Принципы воспитания
Условия реализации
Принцип
гуманистической
ориентации
воспитания.
Т ребует
уважительного
отношения
к
ка ж д ом у
ч е л о в е к у ,
а
т а к ж е
о б е с п е ч е н и я
с в о б о д ы
совестит, вероисповеданиям
мировоззрения, выделения в
качестве
приоритетных
задач заботы о физическом,
социальном и психическом
здоровье ребенка.
-
добровольность включения ребенка в ту
или иную деятельность;
-
доверие
к
ребенку
в
выборе
средств
достижения поставленной цели, основанное на
вере
в
возможность
каждого
ребенка
и
его
собственной вере в достижение поставленных
задач;
-
оптимистическая стратегия в определении
воспитательных задач;
-
предупреждение негативных последствий
в процессе педагогического воздействия;
-
у ч е т
и н т е р е с о в
у ч а щ и х с я ,
и х
индивидуальных
вкусов,
предпочтений,
побуждение и развитие новых интересов;
-
формирование
у
детей
готовности
к
социальной самозащите своих интересов при
осознании своей социальной защищенности.
Принцип
социальной
адекватности воспитания.
Тр е бу е т
с о о т в е т с т в и я
содержания
и
с р е д с т в
воспитания
социальной
с и т у а ц и и ,
в
к о т о р о й
организуется
воспитательный
процесс.
З а д а ч и
в о с п и т а н и я
ориентированы на реальные
социально-экономические
условия
и
предполагают
формирование
у
д е т е й
прогностической
готовности
к
реализации
разнообразных
социальных
задач.
-
взаимосвязь воспитательных задач и задач
социального
развития
демократического
общества;
-
координация
взаимодействия
социальных
институтов, оказывающих влияние на личность
ребенка;
-
обеспечение
комплекса
социа льно-
педагогической помощи детям;
-
ориентация
педагогического
процесса
на
реальные возможности социума;
-
учет разнообразных факторов окружающей
с о ц и а л ь н о й
с р е д ы
( н а ц и о н а л ь н ы х ,
региональных,
типа
поселения,
особенностей
учебного заведения и т.д.);
-
коррекция
воспринимаемой
учащимися
разнообразной
информации,
в
том
числе
и
и н ф о р м а ц и и
о т
с р е д с т в
м а с с о в ы х
коммуникаций.
Принцип
индивидуализации
воспитания
учащихся .
Предполагает
определение
индивидуальной траектории
с о ц и а л ь н о го
р а з в и т и я
каждого ученика, выделение
с п е ц и а л ь н ы х :
з а д а ч ,
-
мониторинг
изменений
индивидуальных,
качеств ребенка;
-
определение
эффективности
влияния
фронтальных
подходов
на
индивидуальность
ребенка;
- выбор специальных средств педагогического
влияния на каждого ребенка;
-
учет
индивидуальных
качеств
ребенка,
6
с о о т в е т с т ву ю щ и х
е г о
индивидуальным
особенностям,
включение
ребенка в различные виды
деятельности
с
учетом
его
особенностей,
раскрытие
потенциалов личности как в
у ч е б н о й
т а к
и
в о
в н е у ч е б н о й
р а б о т е ,
предоставление
во зм ож н о с т и
к а ж д о м у
у ч а щ е м у с я
д л я
с а м о р е а л и з а ц и и
и
самораскрытия.
е г о
с у щ н о с т н ы х
с ф е р
п р и
в ы б о р е
воспитательных средств, направленных на его
развитие;
-
предоставление
возможности
учащимся
самостоятельного выбора способов участия во
внеучебной деятельности, также выбора сферы
дополнительного образования.
Принцип
социального
з а к а л и в а н и я
д е т е й .
Предполагает
включение
воспитанников
в
ситуации,
которые
требуют
волевого
усилия
для
преодоления
негативного
воздействия
с о ц и у м а ,
в ы р а б о т к и
определенных
спо собов
э т о г о
п р е о д о л е н и я ,
адекватных
индивидуальным
особенностям
ч е лове ка
выработки
социа льного
иммунитета,
стрессоустой-
чиво сти
р е фл е кс и в н о й
позиции.
-
включение
детей
в
решение
различных
проблем социальных отношений в реальных и
имитируемых ситуациях (социальные пробы);
-
диагностирование
волевой
готовности
к
системе социальных отношений;
-
стимулирование
самопознания
детей,
определения
своей
позиции
и
спо соба
адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи детям в анализе проблем
социальных
отношений
и
вариативном
проектировании своего поведения в сложных
жизненных ситуациях.
П р и н ц и п
с о з д а н и я
воспитывающей
среды .
Создание
воспитывающей
с р е д ы
п р е д п о л а г а е т
взаимную
ответственность
участников педагогического
процесса,
сопереживание,
взаимопомощь, способность
в м е с т е
п р е о д о л е в а т ь
трудности.
Этот
принцип
также означает, что в школе
и
социальном
окружении
доминируют
творче ские
- выделение доминирующей цели коллектива,
объединяющей педагогов и учащихся;
-
определение
ведущей
деятельно сти,
являющейся
значимой
для
всех
членов
коллектива;
-
развитие
детского
с а м оу п р а вл е н и я ,
инициативы
и
самостоятельности
детей
и
взрослых,
создание
разнообразных
сих
объединений;
-
формирование
позитивного
отношения
к
творчеству (воспитывающая среда должна быть
эвристической);
- неповторимость учебного заведения (каждая
7
начала
при
организации
учебной
и
в н еу ч е б н о й
деятельности,
при
этом
творчество рассматривается
учащимися
и
педагогами
к а к
у н и в е р с а л ь н ы й
критерий
оценки
личности
и отношений в коллективе.
школа должна иметь свое лицо);
-
наличие
отношений
«ответственной
зависимости»
(А.С.
Макаренко)
в
среде
педагогов и учащихся.
В практической педагогической деятельности принципы воспитания
нашли отражение в следующих правилах :
8
-
необходимо
опираться
на
активную
позицию
ребенка,
его
самостоятельность и инициативу;
-
в
общении
с
ребенком
должно
доминировать
уважительное
отношение к нему;
-
педагог должен не только призывать ребенка к добру, но и быть
добрым;
-
педагог должен защищать интересы ребенка и помогать ему в
решении его актуальных проблем;
-
воспитательный процесс строится с учетом реалий социальных
отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества;
-
школа не должна замыкать воспитание ребенка своими стенами,
необходимо широко учитывать и использовать реальные факторы социума;
-
педагог должен корректировать негативное влияние окружающей
среды на ребенка;
-
необходимо
обеспечить
взаимодействие
всех
участников
воспитательного процесса.
- работа, проводимая с группой учеников, должна ориентироваться на
развитие каждого из них;
-
на основе взаимодействия с учеником педагог должен, вести поиск
способов коррекции его поведения;
-
проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
-
ребенок
не
всегда
должен
легко
добиваться
успеха
и
своих
отношениях с людьми: трудный путь к успеху — залог успешной жизни в
дальнейшем;
-
не только радость, но и страдания, переживания воспитывают
человека;
-
школа для ребенка должна быть родной, и он должен ощущать
сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
-
педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг
другу;
-
общая
цель
школы
—
цель
каждого
педагога
и
ученика;
необходимо реально доверять детям, а не играть с ними в доверие;
-
каждый в коллективе должен быть творцом отношений новых
дел;
-
равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.
Содержание воспитательного процесса
9
-
В интеллектуальной
сфере
необходимо
формировать
объем,
глубину,
действенность
знаний
о
нравственных
ценностях
моральные
идеалы, принципы, нормы поведения (гуманность, солидарность, любовь,
представления
о
долге,
справедливости,
скромности,
самокритичности,
честности, ответственности за себя).
-
В
мотивационной
сфере
целесообразно
формировать
правомерность и обоснованность отношения к моральным нормам: бережное
отношение
к
человеку;
сочетание
личных
и
общественных
интересов;
стремление к идеалу; правдивость: нравственные установки; цели жизни;
смысл жизни; отношение к своим обязанностям, потребность в «другом», в
контакте с себе подобными.
-
В эмоциональной
сфере
необходимо
формировать
характер
нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм
и
идеалов:
жалость,
сочувствие,
доверие,
благодарность,
отзывчивость,
самолюбие,
эмпатию,
стыд
и
др.
Воспитание
личности
приносит
плоды
только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне,
если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.
-
В волевой
сфере
нужно
формировать
нравственно-волевые
устремления
в
реализации
нравственных
поступков:
мужество,
смелость,
принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Здесь важно не
столько то, что личность ставит цели, сколько то, как она их реализует, на что
пойдет ради достижения целей.
-
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную
правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение
соотнести
свое
поведение
с
поведением
других,
добропорядочность,
самоконтроль, рефлексию и др.
-
В
предметно-практической
сфере
следует
р а з в и в ат ь
способность совершать нравственные поступки, честное и добросовестное
отношение к действительности; умение оценить нравственность поступков;
умение оценить поведение современников с точки зрения моральных норм. В
экзистенциальной
сфере
требуется
формировать
сознанное
отношение
к
своим
действиям,
стремление
к
нравственному
самосовершенствованию,
любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души; понимание
морали.
Механизм воспитания
10
Главными «деталями» механизма воспитания являются формы, методы
и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся. От их
правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния
на
процесс
социального
становления
школьника,
на
формирование
всех
сущностных сфер ребенка.
Классификация методов воспитания
Сущностная сфера
Доминирующий
метод воспитания
Метод
самовоспитания
Интеллектуальная
Мотивационная
Эмоциональная
Волевая
Саморегуляции
Предметно-практическая
Экзистенциальная
Убеждение
Стимулирование
Внушение
Требование
Коррекция
Воспитывающие ситуации
Метод дилемм
Самоубеждение
Мотивация
Самовнушение
Упражнение
Самокоррекция
Социальные пробы
Рефлексия
Необходимые ресурсы для реализации программы:
Технические
средства
кабинета
№
14,
локальная
сеть
школы,
школьная
медиатека, информационно-библиотечный центр, актовый зал, сайт школы
10 «А» класс
11
Классный час: вторник-12.45, кабинет № 14.
В классе 27 человек: 13 юношей и 14 девушек.
Многодетные семьи: Анцупова Людмила, Султонов Иззатжон,
Шипилова Анна.
Малообеспеченные семьи: Арбузов Андрей, Кузин Антон.