Напоминание

Проектная деятельность на уроках физики.


Автор: Халикова Римма Зякярьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Старокулаткинская СШ№1"
Населённый пункт: р.п.Старая Кулатка
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках физики.
Раздел: полное образование





Назад




Проектная деятельность на уроках физики.

В современных условиях образования особенно актуальным становится

применение на уроках новых технологий, целью которых является не только

донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих

интересов

и

способностей

каждого

ученика,

стимулирование

его

самостоятельной учебной деятельности. Одной из таких технологий является

технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-

познавательную деятельность учащихся. Обязательным условием проектной

деятельности является наличие заранее выработанных представлений о

конечном результате, этапов проектирования и реализации.

Для учащихся навыки научно – исследовательской деятельности – это

большое

подспорье

при

поступлении

в

ВУЗЫ,

участие

в

научных

конференциях, семинарах, олимпиадах.

Проект – это специально организованный и самостоятельно выполняемый

учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого

продукта. Проекты, которые выполняют ученики, вызывают в них энтузиазм,

увлекают. Любое действие, выполненное учениками индивидуально или в

группах, они планируют, самостоятельно выполняют, анализируют и

оценивают.

Составная часть учебных проектов - исследовательская деятельность

Учебные исследования, проводимые ребятами в рамках учебных проектов,

могут нести объективное новое знание прикладного характера. Я считаю что

одной из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы

сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в

творческую, исследовательскую деятельность. Практика работы убеждает,

что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии и

это действие должен направлять учитель.

Роль учащихся: ученики выступают активными участниками процесса, а не

пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им

научиться работать в «команде». Ребята свободны в выборе способов и видов

деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и

что необходимо. Я считаю, что даже неудачно выполненный проект также

имеет большое положительное педагогическое значение.

Этапы проектной деятельности.

1.Этап предпроектной подготовки

выбор и формулирование темы проекта;

определение цели исследовательского проекта;

выдвижение гипотезы;

постановка задач;

определение методов исследования;

сбор необходимой информации.

2. Этап планирования

планирование процесса выполнения проекта руководителем;

обсуждение

возможных

результатов

по

направлениям

исследования;

планирование работы творческих групп;

определение сроков представления промежуточных и итоговых

результатов.

3.

Организационно-исследовательский этап

обсуждение и обработка информаций по направлениям

исследования;

подведение промежуточных итогов исследования;

дополнительный сбор информации;

сопоставление конечных результатов с положениями выдвинутой

гипотезы;

итоговый отчет творческих групп о результатах исследования;

оформление

результатов

исследования

по

выбранным

направлениям.

4. Заключительный этап (этап представления результатов)

подготовка презентации результатов;

публичная презентация проектной работы;

анализ работы, проделанной в течение проектного периода;

оценка работы проектной группы в целом и каждого его ученика.

Достоинства метода проектов:

• Ученики видят перед собой конечный результат.

• Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить

творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые,

нетиповые задачи, выявить деловые качества.

Ребята

могут

в

процессе

работы

над

проектом

профессионально

самоопределиться.

• При выборе темы проекта учитывается индивидуальные способности

учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.

• Обучение проектным методом позволяет

развить социальный аспект

личности учеников за счет включения их в различные виды деятельности в

реальных социальных и производственных отношениях.

Я считаю что проектная деятельность формирует социальный опыт

учащихся в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту,

расширяет кругозор как в области физической науки, так и в окружающей

действительности, дает ребятам возможность лучше раскрыть собственный

потенциал. Об этом свидетельствует участие учеников на различных научно-

практических

конференциях

и

конкурсах.

Опыт

проведения

научно-

практических конференций разного уровня показывает, что у учащихся есть

значительный

интерес

к

исследовательской

деятельности.

Они

с

удовольствием

погружаются

в

атмосферу

творческого

поиска,

сотрудничества. Мои ученики ежегодно принимают участие в защите своих

проектов

на

школьном,

региональном

и

международном

уровнях.

(Региональная научно – практическая конференция учащихся «Старт в

науку», региональный этап

юношеских

исследовательских

работ

имени

В.И.Вернадского,

Международная юношеская научно-исследовательская конференция имени

Каюма Насыри).



В раздел образования