Автор: Халикова Римма Зякярьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Старокулаткинская СШ№1"
Населённый пункт: р.п.Старая Кулатка
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность на уроках физики.
Раздел: полное образование
Проектная деятельность на уроках физики.
В современных условиях образования особенно актуальным становится
применение на уроках новых технологий, целью которых является не только
донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост творческих
интересов
и
способностей
каждого
ученика,
стимулирование
его
самостоятельной учебной деятельности. Одной из таких технологий является
технология проектного обучения, которая предполагает совместную учебно-
познавательную деятельность учащихся. Обязательным условием проектной
деятельности является наличие заранее выработанных представлений о
конечном результате, этапов проектирования и реализации.
Для учащихся навыки научно – исследовательской деятельности – это
большое
подспорье
при
поступлении
в
ВУЗЫ,
участие
в
научных
конференциях, семинарах, олимпиадах.
Проект – это специально организованный и самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого
продукта. Проекты, которые выполняют ученики, вызывают в них энтузиазм,
увлекают. Любое действие, выполненное учениками индивидуально или в
группах, они планируют, самостоятельно выполняют, анализируют и
оценивают.
Составная часть учебных проектов - исследовательская деятельность
Учебные исследования, проводимые ребятами в рамках учебных проектов,
могут нести объективное новое знание прикладного характера. Я считаю что
одной из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы
сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в
творческую, исследовательскую деятельность. Практика работы убеждает,
что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии и
это действие должен направлять учитель.
Роль учащихся: ученики выступают активными участниками процесса, а не
пассивными статистами. Деятельность в рабочих группах помогает им
научиться работать в «команде». Ребята свободны в выборе способов и видов
деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и
что необходимо. Я считаю, что даже неудачно выполненный проект также
имеет большое положительное педагогическое значение.
Этапы проектной деятельности.
1.Этап предпроектной подготовки
•
выбор и формулирование темы проекта;
•
определение цели исследовательского проекта;
•
выдвижение гипотезы;
•
постановка задач;
•
определение методов исследования;
•
сбор необходимой информации.
2. Этап планирования
•
планирование процесса выполнения проекта руководителем;
•
обсуждение
возможных
результатов
по
направлениям
исследования;
•
планирование работы творческих групп;
•
определение сроков представления промежуточных и итоговых
результатов.
3.
Организационно-исследовательский этап
•
обсуждение и обработка информаций по направлениям
исследования;
•
подведение промежуточных итогов исследования;
•
дополнительный сбор информации;
•
сопоставление конечных результатов с положениями выдвинутой
гипотезы;
•
итоговый отчет творческих групп о результатах исследования;
•
оформление
результатов
исследования
по
выбранным
направлениям.
4. Заключительный этап (этап представления результатов)
•
подготовка презентации результатов;
•
публичная презентация проектной работы;
•
анализ работы, проделанной в течение проектного периода;
оценка работы проектной группы в целом и каждого его ученика.
Достоинства метода проектов:
• Ученики видят перед собой конечный результат.
• Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить
творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые,
нетиповые задачи, выявить деловые качества.
•
Ребята
могут
в
процессе
работы
над
проектом
профессионально
самоопределиться.
• При выборе темы проекта учитывается индивидуальные способности
учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
• Обучение проектным методом позволяет
развить социальный аспект
личности учеников за счет включения их в различные виды деятельности в
реальных социальных и производственных отношениях.
Я считаю что проектная деятельность формирует социальный опыт
учащихся в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту,
расширяет кругозор как в области физической науки, так и в окружающей
действительности, дает ребятам возможность лучше раскрыть собственный
потенциал. Об этом свидетельствует участие учеников на различных научно-
практических
конференциях
и
конкурсах.
Опыт
проведения
научно-
практических конференций разного уровня показывает, что у учащихся есть
значительный
интерес
к
исследовательской
деятельности.
Они
с
удовольствием
погружаются
в
атмосферу
творческого
поиска,
сотрудничества. Мои ученики ежегодно принимают участие в защите своих
проектов
на
школьном,
региональном
и
международном
уровнях.
(Региональная научно – практическая конференция учащихся «Старт в
науку», региональный этап
юношеских
исследовательских
работ
имени
В.И.Вернадского,
Международная юношеская научно-исследовательская конференция имени
Каюма Насыри).