Напоминание

Интегрированное занятие "Писатели и художники Хакасии о войне"


Автор: Мозговая Ольга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Борцовская СШ № 5
Населённый пункт: село Борец, республика Хакасия
Наименование материала: Внеурочное занятие
Тема: Интегрированное занятие "Писатели и художники Хакасии о войне"
Раздел: полное образование





Назад




Мозговая Ольга Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Борцовская средняя

школа № 5

Microsoft Word, Adobe Acrobat DC

«Художники и писатели Республики Хакасия о войне»

Интегрированное занятие по теме «Художники и писатели Хакасии о войне: награда

нашла своего героя (по рассказу В.Б.Балашова «Махорыч»)»

Внеурочное занятие духовно-нравственного направления

Внеурочная деятельность

Возрастная категория учащихся:15 лет

Цель: познакомить учащихся с темой ВОВ в литературе, живописи через творчество

художников и писателей Республики Хакасия.

Оборудование: картинная галерея из репродукций картин художников Хакасии,

Ширинского района; текст рассказа В.Балашова «Махорыч».

Учитель:

Наше занятие посвящается поэтам, писателям и художникам Хакасии, в творчестве

которых мы видим судьбу советского народа, победившего фашизм.

Много лет прошло, но забывать эту войну нельзя, как нельзя забывать и тех людей,

которые одержали победу, которые не вернулись домой, которых с каждым годом

остаётся всё меньше и меньше – ветеранов.

Стихотворение собственного сочинения читает ученица.

За счастье жизни…

Солнечный день весенний. Мама, отец и брат.

Кошки моей любимой ярко глаза горят.

Мир и покой в природе, мир и покой в семье.

Жизни огромное счастье было подарено мне!

Летнее раннее утро. Мама, отец и брат.

Только никто не знает, что их отец – солдат.

Что на четыре года станет ему женой

Та боевая винтовка, а гарнизон – семьей.

Что пережить солдату выпадет страх и боль.

Смерти в лицо он скажет: «Нет, погоди, постой!

Рано за мной пришла ты, мне ведь детей растить,

Мне побороться надо, чтобы им в мире жить…»

1

Нет на земле солдата. Памятники стоят.

Тихо под мирным небом дети и внуки спят.

Тихо мурлычет кошка. Рядом моя семья.

Деду за счастье жизни

кланяюсь низко я!

Выступление учеников:

Когда началась ВОВ, художники Хакасии активно создавали рисунки и плакаты,

изображающие решимость советского народа бороться с фашизмом. Главной

задачей плаката стало укрепление веры советских людей в победу. Александр

Емельянович Тищенко, Баян Николаевич Соколов, Константин Трифонович

Солдатов, Варлаам Георгиевич Шоев, Николай Павлович Чебодаев, Павел Иванович

Сарычев, Рудольф Кустинович Руйга пополнили список художников Хакасии.

Большинство из них ушло на фронт, многие не вернулись. В книге памяти навсегда

застыли имена: К.Т.Солдатов, В.П.Лосев, А.Е.Тищенко, Н.П.Чебодаев. За мужество

и героизм, проявленные в годы войны, художники Хакасии были награждены

орденами и медалями. На портале документов Второй мировой войны «Память

народа» нам удалось получить информацию о том, что Варлаам Георгиевич Шоев

награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны 2 степени,

медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Александр Емельянович

Тищенко награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Военная тематика присутствует в работах Боргоякова П.Н. Петра Николаевича

– участника ВОВ, награжден орденами и медалями.

Ирина Николаевна Карачакова – скульптор, художник, «последняя хакасская

принцесса», как называл ее Леонид Кызласов, профессор МГУ, историк, археолог.

Военная тема в ее искусстве - это скульптура и портрет: «Портрет Героя Советского

Союза Михаила Чебодаева».

Андрей Алексеевич Топоев – художник бытового жанра. Однако в 1977 году он

пишет картину «Солдат вернулся».

В картине абаканского художника Александра Ведерникова «Жизнь сильнее

смерти» мы видим новую жизнь и надежды на будущее.

Как интересно названа картина Натальи Ивановны Манаковой «Боевая

подруга».

Благодаря творчеству писателей и художников мы можем прикоснуться к

истории своего народа и своей Родины.

А сейчас мы приглашаем вас на персональную выставку абаканского

художника Ивана Семеновича Старушкина.

Экскурсию по картинной галерее И.С.Старушкина проводит ученица.

Ученица:

Творчество абаканского художника Ивана Семёновича Старушкина ,

наверное, известно не многим , но если хотя бы раз увидите его работы, то не

2

забудете никогда. Он автор графических серий: «Из тылового детства», «Письмо

без ответа», «Память».

Темы полотен навеяны многими воспоминаниями художника. Тяготы жизни в

тылу он испытывал на себе. Когда началась война, ему было 6 лет. Ушёл на фронт и

не вернулся его отец, а у матери на руках остались 4 сыновей. Ивану Семёновичу не

удалось получить профессиональное образование, но он настойчиво занимался

самообразованием. В 1984 году он переезжает в Абакан и погружается в творчество,

в котором большое место занимают темы о войне.

На этой выставке, наверное, нет ни одной работы, мимо которой можно

пройти спокойно. Картины потрясают до глубины души.

1.

Полотно «Война. Проводы.» рассказывает о начале войны, когда

жизнь разделилась, разорвалась на «до» и «после».

2.

Картина «Очнись, мама». Женщина горестно опустила голову.

Кажется рухнуло небо и земля улетела куда-то вниз.

3.

Дети, изнеможённые от голода, в глаза которых даже смотреть

страшно! Сколько там горя и безнадёжности.

4.

Иван Семёнович написал картину «Памяти погибших от голода»,

где изображен деревянный крест и колосок пшеницы, кому-то спасший жизнь.

5.

Или дед, исступлённо прижимающий к груди черную тарелку

репродуктора «Одолеем!»

6.

И совсем другие чувства вызывает картина «Папка вернулся», где

худой, истощенный от голода мальчишка бежит навстречу своему отцу,

размахивая одеждой, которую сорвал с себя.

7.

Посмотрите, а вот эта картина «Пионерская клятва» выполнена в

красках, где пионеры торжественно возлагают венок павшим в боях солдатам

и дают клятву - помнить подвиг советского народа, защитившего от фашистов

свою Родину.

Работы Ивана Старушкина из военного цикла экспонировались на

Всесоюзной выставке станковой графики в 1987 году и получили

диплом I степени.

Учитель:

Остановимся на картине Старушкина «Одолеем». По-вашему, о чем думает этот

старик? (о победе, о сыне, которого ждет, а, быть может, уже не ждет).

Проблемный вопрос: О чем думают ветераны в День Победы?

Учитель:

Произведение В.Б.Балашова «Махорыч» не только посвящено ветерану (посмотрите

посвящение перед началом текста), но и рассказывает о фронтовике Махорыче.

Сначала несколько слов о писателе.

Сообщение ученика:

Владимир Борисович Балашов родился 11 июля 1949 г. в Костромской области.

Живет в г. Саяногорске, работает руководителем пресс-службы ОАО "Саяно-

Шушенская ГЭС им. П.С. Непорожнего", главный редактор газеты "Вестник СШ

3

ГЭС". Заслуженный работник культуры Республики Хакасия, председатель

Саяногорской писательской организации, член правления Союза писателей

Хакасии. Член редакционной коллегии журнала "Абакан литературный". Первый

профессиональный писатель Саяногорска, он около десяти лет являлся

руководителем одного из авторитетнейших в Сибири -Саяногорского литературного

объединения "Стрежень".

Учитель:

Название произведения «Махорыч». Как думаете, что означает это слово? (Ответы

учащихся: Это отчество. Нет, такого отчества не бывает. Это прозвище.

Связано со словом махорка)

- Что такое махорка?

(Ответы учащихся: Мелко нарезанный табак. Его курили во время войны, так как

все заводы были переоборудованы для военных нужд, выпускать сигареты,

папиросы во время войны – роскошь)

- Что вы можете сказать о человеке, которого называют «Махорыч»?

(Ответы учащихся: Скорее всего, он живёт в селе, там принято называть людей

по отчеству. Он уже пожилой или старый человек)

- Его уважают?

(Ответы учащихся: Трудно сказать, раз называют по отчеству, значит,

уважают. Но «Махорыч»- не отчество, а прозвище, а прозвище чаще всего дают

человеку, которого не очень-то уважают.)

- Итак, уже в самом название заложена интрига. Кто же он, этот Махорыч? Достоин

ли он уважения или, наоборот, к нему относятся пренебрежительно?

Чтение первой части рассказа подготовленным заранее учащимся

(см. Приложение)

Учитель:

Можем мы уже сейчас ответить на вопрос, какой же человек Махорыч?

(Ответы учащихся: Он на самом деле герой, но никто не верит, что он совершал

подвиги, потому что у него нет орденов)

- Может, он и не герой, почему вы так решили? Может, просто хвастун?

(Ответы учащихся: Хвастун бы не переживал, что ему не верят. А Махорыч даже

плачет. Для него встречи с ветеранами в школе в День Победы– хуже наказания, он

возвращается домой не по улице, а в обход, прячет под мышкой подарок, словно он

его не заслужил, в этот день пьёт водку, хотя вообще-то непьющий)

Последнюю часть читает учитель (см. Приложение)

4

- Какие мысли и чувства вызывает это небольшое произведение? (Ответы

учащихся: Махорыча жалко, за него обидно, что столько лет ему никто не верил,

даже жена - самый близкий и родной человек. Одна внучка слушает рассказы деда

и не насмехается над ним. Но ведь она совсем маленькая. И на встречах с

ветеранами в школе Махорычу не дают слова – до него очередь не доходит, потому

что сначала ребята задают вопросы тем, у кого ордена. И Махорычу даже стыдно

идти домой с подарком.)

- Ведь такой хороший конец: «Награда нашла своего героя». А мы что-то не

радуемся. Давайте разберёмся, почему это произведение вызывает именно такие

чувства.

Я нарочно всё время говорю «произведение». Определите жанр сами.

(Ответы учащихся: Первая часть похожа на портретный очерк, а вторая на

рассказ.

Это рассказ – есть завязка, кульминация, развязка. Завязка – «Этот День Победы

начался необычно». Кульминация – рассказ полковника. Развязка – награждение

ветерана Махорыча)

- Тогда что же такое первая часть?

(Ответы учащихся: Это экспозиция – предыстория)

- Что мы узнали из первой части, проследите по тексту.

(Ответы учащихся: Портрет и возраст Махорыча, почему его так прозвали, кем

он работал, его характер, каким тяжёлым испытанием был для него День Победы,

что у него нет орденов, и поэтому никто не верит, что он герой).

- Посмотрите, какая часть больше по объёму.(Ответы учащихся: первая)

-То есть экспозиция больше, чем всё остальное! А почему?

( Ответы учащихся: Потому что она важнее. Конечно. хорошо, что наконец-то

награда нашла своего героя, но ведь столько лет он испытывал обиду и унижение

от недоверия, столько раз возвращался домой со слезами на глазах. И ведь ему

скоро будет восемьдесят лет. Он просто мог и не дожить до этого дня!)

- Какова причина того, что Махорычу не дали ордена вовремя?

( Ответы учащихся: Его фамилия случайно попала в списки погибших.)

- Какое невинное слово – «случайно». А за этой случайностью многолетняя обида,

стыд, недоверие близких. Но давайте всё-таки порадуемся за Махорыча, что он

дожил до этого дня, что теперь все будут верить ему, что жена и внучка будут им

гордиться, что День Победы теперь будет для него настоящим праздником!

- Вернемся к проблемному вопросу урока. О чем же думают ветераны в День

Победы?

5

- Может, благодарят бога, что выжили, может, грустят о чем-то?! Для каждого

ветерана, ребята, День Победы – это праздник со слезами на глазах. Усенко Михаил

Ануфриевич на встрече с ребятами нашей школы сказал, что не помнит, что с ним

было вчера, а каждый день войны помнит до сих пор. Будем хранить эту память и

мы, как хранят писатели, поэты, художники.

Рефлексия. Подведение итогов.

Приложение

Владимир Балашов «Махорыч»

Тестю моему, водителю легендарной "Катюши ", Петру Алексеевичу Малышеву

посвящается

Махорыча я помню еще с босоногого своего детства. Самое удивительное, что

он все эти годы, кажется, совсем не менялся: в черных волосах так и не пробилась

седина, не углубились складки на лице, не выцвела васильковая синева глаз. Он уже

и на пенсию пошел, а все выглядел не по годам молодцевато - никто не давал ему

шестидесяти лет.

Но годы, как ни крути, как ни отмахивайся от них, а свое возьмут-два века

все равно не проживешь. Вот уж скоро и восьмой десяток разменяет Махорыч,

перешагнет порог, за которым возраст по науке называется старостью. И теперь уже

нет-нет да и проглядывают отдельные ее предвестники. Особенно это заметно, когда

Махорыч подшивает валенки, сидя на маленьком самодельном стульчике - по тому,

как он сутулится, как подслеповато щурится, примериваясь, куда воткнуть шило,

как долго попадает дратвою в ушко иглы ...

Вообще-то его величают Семеном Макаровичем, или попросту Макарычем,

а Махорычем прозвали его молодые парни за удивительное пристрастие к махорке -

да так это прозвище и привязалось. Кроме махорки он не курит ничего. Угощали его

папиросами и сигаретами, но он, помусолив их во рту, доставал из кармана

потертый, военных еще времен кисет с вышитой надписью "Самому смелому бойцу

от Маруси" и скручивал невероятных размеров "козью ножку". Даже жена его,

бабка Ариша, несколько раз пыталась приучить Махорыча к папиросам, которые, по

ее словам, "против махорки пахнут скусно", но он, потаскав несколько дней пачку в

кармане, неизменно дарил ее какому-нибудь охотнику до чужого курева. В конце

концов бабка Ариша решила, что ничего из этого, кроме разора, не получается - и

махнула рукой.

Сколько я помню Махорыча - и до самой пенсии он всегда пас совхозных

телят: весной угонял их в тайгу, а поздней осенью пригонял уже сильно подросших

бычков и телок на совхозную ферму. Чаще всего его можно было повстречать

едущим верхом на коне, в брезентовом плаще до пят и в сопровождении двух

меланхолично-спокойных лохматых собак. А когда он снимал выгоревший на

солнце, мытый всеми дождями плащ и садился на стул, то фигурой, смуглым от

6

постоянного загара лицом, неподвижными, словно застывшими чертами напоминал

бронзового восточного божка.

Мы с Махорычем соседи, а это в селе почти как родня. Иногда он просто

так заходит в гости: сядет на табурет поближе к двери и молчит. Так и сидит целый

час молча, только смотрит внимательно, да головой иногда кивнет, словно мудрый

всезнающий Будда. Разговорчивым он бывает лишь с малыми ребятишками да еще

когда выпьет. Хотя выпивает он редко: только по великим праздникам, да и то,

пожалуй, не по всем. Но на День Победы -обязательно. Выпив, Махорыч становится

словоохотливым. Поговорив сначала об одном, о другом, он потом всегда начинает

рассказывать о войне. Рассказывает он интересно, и из его повествований выходит,

что за годы войны он совершил немало геройского, на что, особенно если в

доме чужие, обычно бабка Ариша недовольно говорит: "Ну замолол Аника-воин!

Да так складно рассказывает, что, наверное, и сам этому верит".

После таких слов Махорыч замолкает. Это его давнишняя боль: как-то его

приятель, тоже пастух - Мишка, по прозвищу Сыч, -сидя за общим столом, сказал:

"Послушать тебя, Семен, как ты с немцами воевал, так тебе надо было Героя дать, а

у тебя даже ордена никакого нет". Вроде и не зло сказал Мишка, а у Махорыча

слезы на глазах навернулись - чуть не заплакал от обиды. А что скажешь -

действительно, нет орденов - одни только медали. Но ведь такие медали почти у

всех участников войны есть.

Но настоящим испытанием для Махорыча было, когда вместе с другими

участниками войны приглашали его в школу на встречу с учениками. Сидел он в

актовом зале за длинным, покрытым красной тканью столом обычно с самого края.

У ребятишек глаза горели, когда рассказывали старики про свои ратные подвиги, и

хлопали каждому из них долго и уважительно - а до Махорыча очередь никогда не

доходила.

И шел он оттуда домой, неся под мышкой подарок, не по центру села, а околицей

вдоль ручья. Шел и вытирал слезы, которые бежали и бежали из глаз, хотя, вроде

бы, не обидели его, не отделили от других.

Дома он садился за стол и наливал стопку водки. Бабка Ариша сама

никогда вина не пила и выпивших не любила. Поэтому она демонстративно уходила

в гости к соседке. А Махорыч, выпив в одиночестве стопку или две, садился перед

телевизором и смотрел все подряд, пока не засыпал сидя.

Бабка Ариша в гостях обычно долго не выдерживала, она хоть и любила

поворчать, но Махорыча своего жалела. Поэтому, обсудив с соседкой сельские

новости, через час-полтора уже спешила домой. Иногда заходила к дочери и

забирала в гости внучку - пятилетнюю Оксанку.

Внучку Махорыч обожал. Он сажал ее на колени, гладил по русой

головке и, словно сказку, рассказывал, каким смелым солдатом был на войне ее дед.

Оксанка слушала внимательно и, когда ей становилось страшно за деда,

обхватывала Махорыча ручонками за шею - и крепко прижималась к нему, бабка

Ариша в таких случаях не перебивала, занимаясь своими делами, только хмыкала

иногда. Она понимала, что старику нужно выговориться.

* * *

7

Этот праздник Победы начался не совсем обычно. За неделю до

праздника Махорыча пригласили в сельсовет, и там молоденькая секретарша долго

выписывала что-то из его документов, время от времени стреляя любопытными

глазами. Махорыч сперва терпеливо сидел, потом спросил:

- Зачем сверка-то?

- А это, Семен Макарович, пока тайна, - секретарша заулыбалась.

- Новые льготы что ли ветеранам будут? - снова полюбопытствовал он.

- Вам на празднике все скажут, Семен Макарович, - уклончиво ответила секретарша.

Когда он к назначенному времени пришел в школу, то заметил

перемену: в актовом зале, рядом с покрытым кумачом столом, стояла красная

трибуна, принесенная из клуба, а в президиуме, кроме ветеранов, парторга и

директора совхоза, сидел незнакомый полковник с орденскими планками на кителе

и районный партийный секретарь. А когда Махорыч хотел сесть на обычное свое

место с краю, председатель взял его за руку и усадил в центре. Махорыч не знал, что

и подумать.

Полковник поднялся и стал говорить о простых солдатах, которые

геройством своим, а нередко и ценой собственной жизни приближали победу над

фашизмом. Полковник назвал армию, номер дивизии и даже госпиталь, в котором

Махорыч лежал в сорок втором с тяжелым ранением, а он все еще думал о том, как

странно чей-то боевой путь совпадает с его фронтовыми дорогами. И только когда

прозвучала фамилия ротного, погибшего в сорок третьем, Махорыч понял, что речь

идет именно о нем.

А полковник продолжал: "За свой героизм он был представлен к двум

боевым орденам, но фамилия случайно попала в списки погибших, и вот только

теперь орден Красной Звезды и орден Красного Знамени нашли, наконец, вашего

земляка - Семена Макаровича Зотова!"

Слушая эти торжественные слова, тайком поглядывая на ордена,

Махорыч все еще не мог поверить в реальность происходящего. Он не испытывал

никаких особых чувств, словно душа вдруг взяла и запряталась в непроницаемую

защитную раковину. Мысли и чувства, наверное, не могли проникнуть через эту

оболочку, которая сейчас предохраняла его от испепеляющей радости. Поэтому и

казалось, что все происходит не с ним, а просто он, Махорыч, наблюдает со

стороны.

В зале дружно хлопали, потом районный секретарь попросил

рассказать, за что же он, гвардии сержант Зотов, был представлен к этим высоким

наградам. Махорыч старался что-нибудь вспомнить, но в голове была такая

сумятица, что он, постояв за трибуной, махнул рукой и сел на свое место. Опять

долго хлопали - а Махорыч никак не мог проглотить застрявший в горле колючий

ком. Слезы текли у него из глаз, но он их даже не вытирал - этих слез он не

стыдился.

Список литературы

8

1.

Журнал «Абакан литературный», №4 2004. – Абакан, ООО «Март».

2.

Интернет-портал «Память народа».

3.

Энциклопедия «Художники Хакасии».

9



В раздел образования