Автор: Понизова Татьяна Михайловна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Стерлитамакский лицей-интернат №2 им. В.И. Ленина
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: публикация
Тема: Использование приемов ассоциативного мышления на уроках химии
Раздел: полное образование
Организация практико-ориентированной деятельности на занятиях
кружка Химик-исследователь
При организации практико-ориентированной деятельности применяются
задания прикладного характера, которые подразумевают достижение
конкретных результатов и имеют практическое применение в жизни. Как
правило, прикладной аспект учебного материала актуализируется при
изучении новых тем.
Выполнение практико-ориентированных заданий на занятиях кружка
способствует интеграции знаний, побуждает обучающихся использовать
дополнительную литературу (и не только по химии). Необычная
формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают
повышенный интерес к решению задач. Школьников захватывает сам
процесс поиска путей решения, что способствует развитию творческой
активности и ассоциативного мышления, положительно влияет на прочность
знаний и качество обученности в целом. Решение проблемы на занятиях
стимулирует познавательную деятельность. Когда человек встречается с
противоречием, в частности с взаимоисключающими сведениями о каком-
либо предмете или противоречивыми объяснениями, у него возникают
удивление и желание разобраться в проблеме. Противоречия возникают
между научными и житейскими толкованиями явлений природы и общества,
между новыми знаниями и жизненным опытом учащихся, между
полученными знаниями и сложившимся мировоззрением школьников.
Ученик, находясь в подобной ситуации-противоречии, активно ищет
возможное ее разрешение и, найдя его, испытывает удовлетворение от
собственной деятельности. А как известно, собственные успехи
благоприятно воздействуют на школьников в учебно-познавательном
процессе. Успех укрепляет веру ученика в собственные силы и возможности.
В таком состоянии возникает желание продолжить начатое дело, преодолеть
все трудности. Все выводы, сделанные совместно, записываем с помощью
соответствующих уравнений химических реакций. Основная масса
предлагаемых авторами заданий – стандартные, а в жизни человек
сталкивается с задачами нестандартными. В учебнике, конечно, встречаются
задачи из реальной конкретной жизни, но их недостаточно. Поэтому считаю
важным составлять практико-ориентированные ситуационные задачи,
которые начинаются с проблемного вопроса «почему?»: Почему для
индийцев река Ганг священна? Почему туристы, прибывшие в Индию,
обязаны искупаться в водах священного Ганга? На берегах Ганга омываются
ежедневно тысячи людей, при этом не обнаружено ни одного возбудителя
инфекционных заболеваний. Почему? (Открываем физическую карту
полезных ископаемых, и ребята сами находят ответ, читая условные знаки,
обозначающие полезные ископаемые.) Ответ: это связано с тем, что в устье
реки Ганг располагаются залежи самородного серебра, в прибрежных зонах
реки находятся самые крупные в Индии месторождения серебра, ионы
которого обладают бактерицидными свойствами. Во время изучения темы
«Металлы» вопрос: «Почему вьетнамцы едят землю?» В земле содержится
много железа и марганца. Известно, что специально «печеные» куски земли в
качестве «лакомства» продаются на многих базарах в провинции Виньфук и
других районах Северного Вьетнама. Содержание таких заданий связано с
программой кружка, несет познавательную нагрузку, ведь искомые и
заданные величины реальны. Например, предлагаю ребятам рассчитать,
какова массовая доля поваренной соли в супе, который они едят на обед,
если одна щепотка вмещает 2 грамма соли. Для успешного выполнения таких
заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала,
умение работать с источниками информации, сколько умение логически
мыслить и химическая интуиция. Обучение с использованием практико-
ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению
информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и
событиями. Как известно, все дети обожают «похимичить», но как только
дело касается теоретических вопросов, у многих проявляется буквально
антипатия. Поэтому главная задача в процессе обучения – не только донести
до ребенка смысл того или иного понятия, но и научить его самого
устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности
если речь идет о явлениях, которые мы не имеем возможности пронаблюдать
и «потрогать» своими руками. Практическая направленность в обучении
расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, повышает уровень
знаний . Практическое применение полученных знаний в обыденных
жизненных ситуациях имеет огромное значение как для создания стимула к
дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных,
так и для формирования целостной картины реального мира, в котором тесно
взаимосвязаны законы и явления из различных областей науки. В каждом
человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые
сокровенные тайны бытия с раннего возраста. Общеизвестно, что ребенок,
который приходит в школу, является исследователем по своей природе (мы
называем их «почемучками»). Любопытство, перерастающее в
любознательность, составляет первооснову будущей исследовательской
деятельности. И, несомненно, химия – наиболее подходящая область
естествознания для формирования исследовательских навыков обучающихся,
позволяющая сочетать теоретические знания с практическими умениями.
Курс « Химик исследователь» способствует формированию
исследовательской культуры, повышает интерес к предмету, помогает
пополнить знания о составе, строении и свойствах веществ, с которыми
приходится сталкиваться в повседневной жизни, знакомит обучающихся с
правилами использования веществ бытовой химии. Школьники знакомятся с
профессиями, связанными с химией. Основные задачи курса «Химик
исследователь» – сформировать представление о составе веществ бытовой
химии, о химических процессах, происходящих с веществами и материалами
в быту;- совершенствовать исследовательские умения и навыки для
использования их в практической деятельности;- развивать мыслительные
процессы, склонности, способности учащихся, умение самостоятельно
добывать знания. Практико-ориентированная деятельность в процессе
обучения дает возможность учителю раскрыть творческий потенциал
учеников, способствует расширению поля исследовательской деятельности
школьников. Химия стала показателем развития цивилизации. Человек
создал лекарства и витамины, удобрения и средства защиты растений,
моющие и чистящие препараты. Химия не только яркий признак
общественного развития, но и мощное оружие человечества. Чрезвычайно
важно, в чьих руках окажется это оружие. Ведь, пользуясь одними и теми же
химическими законами, можно придумать технологию синтеза наркотиков и
ядов, а можно создать новое лекарство или новый строительный материал.
Моя задача – развивать активно мыслящего гуманного ученика. Я должна
ему помочь овладеть основами научного познания: научиться обобщать,
анализировать, сопоставлять информацию, выделять значимые детали.
Детская любознательность тем уникальна, что ее не нужно формировать. Она
сформирована природой. Ее нужно только подпитывать многочисленными
исследованиями, наблюдениями, опытами. И тогда даже в самых обычных
предметах и явлениях можно находить неизвестное, вызывающее интерес и
пробуждающее воображение