Напоминание

Использование приемов ассоциативного мышления на уроках химии


Автор: Понизова Татьяна Михайловна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Стерлитамакский лицей-интернат №2 им. В.И. Ленина
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: публикация
Тема: Использование приемов ассоциативного мышления на уроках химии
Раздел: полное образование





Назад




Организация практико-ориентированной деятельности на занятиях

кружка Химик-исследователь

При организации практико-ориентированной деятельности применяются

задания прикладного характера, которые подразумевают достижение

конкретных результатов и имеют практическое применение в жизни. Как

правило, прикладной аспект учебного материала актуализируется при

изучении новых тем.

Выполнение практико-ориентированных заданий на занятиях кружка

способствует интеграции знаний, побуждает обучающихся использовать

дополнительную литературу (и не только по химии). Необычная

формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи вызывают

повышенный интерес к решению задач. Школьников захватывает сам

процесс поиска путей решения, что способствует развитию творческой

активности и ассоциативного мышления, положительно влияет на прочность

знаний и качество обученности в целом. Решение проблемы на занятиях

стимулирует познавательную деятельность. Когда человек встречается с

противоречием, в частности с взаимоисключающими сведениями о каком-

либо предмете или противоречивыми объяснениями, у него возникают

удивление и желание разобраться в проблеме. Противоречия возникают

между научными и житейскими толкованиями явлений природы и общества,

между новыми знаниями и жизненным опытом учащихся, между

полученными знаниями и сложившимся мировоззрением школьников.

Ученик, находясь в подобной ситуации-противоречии, активно ищет

возможное ее разрешение и, найдя его, испытывает удовлетворение от

собственной деятельности. А как известно, собственные успехи

благоприятно воздействуют на школьников в учебно-познавательном

процессе. Успех укрепляет веру ученика в собственные силы и возможности.

В таком состоянии возникает желание продолжить начатое дело, преодолеть

все трудности. Все выводы, сделанные совместно, записываем с помощью

соответствующих уравнений химических реакций. Основная масса

предлагаемых авторами заданий – стандартные, а в жизни человек

сталкивается с задачами нестандартными. В учебнике, конечно, встречаются

задачи из реальной конкретной жизни, но их недостаточно. Поэтому считаю

важным составлять практико-ориентированные ситуационные задачи,

которые начинаются с проблемного вопроса «почему?»: Почему для

индийцев река Ганг священна? Почему туристы, прибывшие в Индию,

обязаны искупаться в водах священного Ганга? На берегах Ганга омываются

ежедневно тысячи людей, при этом не обнаружено ни одного возбудителя

инфекционных заболеваний. Почему? (Открываем физическую карту

полезных ископаемых, и ребята сами находят ответ, читая условные знаки,

обозначающие полезные ископаемые.) Ответ: это связано с тем, что в устье

реки Ганг располагаются залежи самородного серебра, в прибрежных зонах

реки находятся самые крупные в Индии месторождения серебра, ионы

которого обладают бактерицидными свойствами. Во время изучения темы

«Металлы» вопрос: «Почему вьетнамцы едят землю?» В земле содержится

много железа и марганца. Известно, что специально «печеные» куски земли в

качестве «лакомства» продаются на многих базарах в провинции Виньфук и

других районах Северного Вьетнама. Содержание таких заданий связано с

программой кружка, несет познавательную нагрузку, ведь искомые и

заданные величины реальны. Например, предлагаю ребятам рассчитать,

какова массовая доля поваренной соли в супе, который они едят на обед,

если одна щепотка вмещает 2 грамма соли. Для успешного выполнения таких

заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала,

умение работать с источниками информации, сколько умение логически

мыслить и химическая интуиция. Обучение с использованием практико-

ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению

информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и

событиями. Как известно, все дети обожают «похимичить», но как только

дело касается теоретических вопросов, у многих проявляется буквально

антипатия. Поэтому главная задача в процессе обучения – не только донести

до ребенка смысл того или иного понятия, но и научить его самого

устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности

если речь идет о явлениях, которые мы не имеем возможности пронаблюдать

и «потрогать» своими руками. Практическая направленность в обучении

расширяет научно-теоретический кругозор учащихся, повышает уровень

знаний . Практическое применение полученных знаний в обыденных

жизненных ситуациях имеет огромное значение как для создания стимула к

дальнейшему приобретению знаний и прочного усвоения уже полученных,

так и для формирования целостной картины реального мира, в котором тесно

взаимосвязаны законы и явления из различных областей науки. В каждом

человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые

сокровенные тайны бытия с раннего возраста. Общеизвестно, что ребенок,

который приходит в школу, является исследователем по своей природе (мы

называем их «почемучками»). Любопытство, перерастающее в

любознательность, составляет первооснову будущей исследовательской

деятельности. И, несомненно, химия – наиболее подходящая область

естествознания для формирования исследовательских навыков обучающихся,

позволяющая сочетать теоретические знания с практическими умениями.

Курс « Химик исследователь» способствует формированию

исследовательской культуры, повышает интерес к предмету, помогает

пополнить знания о составе, строении и свойствах веществ, с которыми

приходится сталкиваться в повседневной жизни, знакомит обучающихся с

правилами использования веществ бытовой химии. Школьники знакомятся с

профессиями, связанными с химией. Основные задачи курса «Химик

исследователь» – сформировать представление о составе веществ бытовой

химии, о химических процессах, происходящих с веществами и материалами

в быту;- совершенствовать исследовательские умения и навыки для

использования их в практической деятельности;- развивать мыслительные

процессы, склонности, способности учащихся, умение самостоятельно

добывать знания. Практико-ориентированная деятельность в процессе

обучения дает возможность учителю раскрыть творческий потенциал

учеников, способствует расширению поля исследовательской деятельности

школьников. Химия стала показателем развития цивилизации. Человек

создал лекарства и витамины, удобрения и средства защиты растений,

моющие и чистящие препараты. Химия не только яркий признак

общественного развития, но и мощное оружие человечества. Чрезвычайно

важно, в чьих руках окажется это оружие. Ведь, пользуясь одними и теми же

химическими законами, можно придумать технологию синтеза наркотиков и

ядов, а можно создать новое лекарство или новый строительный материал.

Моя задача – развивать активно мыслящего гуманного ученика. Я должна

ему помочь овладеть основами научного познания: научиться обобщать,

анализировать, сопоставлять информацию, выделять значимые детали.

Детская любознательность тем уникальна, что ее не нужно формировать. Она

сформирована природой. Ее нужно только подпитывать многочисленными

исследованиями, наблюдениями, опытами. И тогда даже в самых обычных

предметах и явлениях можно находить неизвестное, вызывающее интерес и

пробуждающее воображение



В раздел образования