Напоминание

«История создания балетной пачки и до наших дней»


Автор: Мария Андреевна Юркина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств имени П.И. Чайковского» муниципального образования город Ноябрьск
Населённый пункт: город Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «История создания балетной пачки и до наших дней»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение

на тему

«История создания балетной пачки

и до наших дней»

Сообщение подготовила Юркина М.А.

Образ классического балета неразрывно связан с балериной, а балерина

в сознании любого человека представляется непременно в пачке.

Па

́

чка (уст. «тю

́

ники») — женский балетный костюм, состоящий из

корсажа,

застёгивающегося

сзади

на

крючки,

и

пришитой

к

нему

многослойной юбки из жёсткого тюля, посаженной на трусики, обшитые

полосками присборенного тюля. У современной «стоящей» пачки слои

неравномерной длины — их диаметр постепенно увеличивается, начиная от

нижнего

слоя

к

верхнему.

Для

того

чтобы

пачка

держала

свою

горизонтальную форму, в середину по диаметру вшивают проволоку, т. н.

«стальку». Ранее юбки шились из марли — такая пачка требовала

подкрахмаливания перед каждым выступлением. Однако так было не всегда.

Разберем, как с веками менялся костюм балерины.

Балет

возник

как

придворное

искусство

и

развлечение

для

аристократии. Первой балетной постановкой принято считать «Комедийный

балет королевы», который состоялся в 1581 году во Франции. Танцовщицы

тогда одевались в соответствии со светской модой в роскошные тяжелые

платья с панье — каркасами из китового уса или прутьев, а балетные туфли

были на каблуках или танкетках.

Этот сценический костюм стал неотъемлемой частью классического

балета. Однако так было не всегда. Современный образ балерины, прежде

чем сформироваться окончательно, претерпел массу изменений и прошел

долгий путь. Можно удивиться, но до второй половины XIX века балерины

выступали на сцене просто в нарядных платьях, которые мало отличались от

тех, в которых приходили зрительницы.

Это было платье с корсетом, чуть короче обычного, довольно

громоздкое. Выступали балерины обязательно на каблуках. Долю балерин

немного облегчила новая мода на античность. Кстати, в балете стали

использовать мифологические сюжеты, например, «Амур и Психея».

Дамы начали носить воздушные, полупрозрачные платья с завышенной

талией. Их даже чуть-чуть мочили, чтобы ткань лучше облегала тело. Под

платья надевали трико, а на ноги – сандалии. Но с течением времени техника

балерин усложнялась и потребовалась более легкая одежда для сцены.

Сначала примы отказались от корсетов, потом укоротили юбки, а само

платье стало облегать как вторая кожа.

Кто придумал пачку

Впервые в балетной пачке перед зрителями предстала Мария Тальоне

12 марта 1839 года. В этот день была премьера «Сильфиды», в которой

балерина исполняла главную партию сказочной феи.

Для такой роли потребовался соответствующий наряд. Его придумал

для дочери Филиппо Тальони. По одной из версий, толчком к созданию

ставшей впоследствии классической балетной одежды стала нескладная

фигура Марии. Чтобы скрыть недостатки, Тальони придумал такое платье,

которое придавало всему облику героини воздушность и грациозность.

Создавалось платье по эскизам Эжена Лами. Тогда юбку шили из фатина.

Правда, в те времена балетная пачка была вовсе не такой короткой, как

сейчас. В то время некоторые балерины уже начали танцевать в пуантах, но

до «юбки-таблетки» было еще далеко, однако одеяние Тальони можно

считать первой «шопенкой» — юбкой романтических балетов. Новый образ

действительно

был

комплиментарен

женской

фигуре

талия

подчеркивалась воздушностью юбки, а открытые лодыжки выглядели

длиннее и изящнее за счет пуантов.

Первые короткие пачки

В 1850-х годах мода снова внесла свою лепту в балетный костюм —

пачкам стали добавлять пышности при помощи актуальных в то время

кринолинов, но длина юбки оставалась неизменной еще три десятилетия, и

лишь в 1880-х юбка стала едва прикрывать колени, а в 1890-х немного

открыла

бедра.

Потребность

в

более

коротких

пачках

связана

со

значительным

прогрессом

в

балетной

технике

танцовщиц

ногам

требовалось больше свободы для выполнения виртуозных элементов. Такие

костюмы балерин стали неотъемлемой частью балетов Петипа, однако,

например, в Дании, в постановках Бурнонвиля танцовщицы по-прежнему

танцевали в ниспадающих юбках.

Очередное «превращение» пачки случилось несколько позже. Но даже

такое скромное одеяние балетный мир поначалу воспринял в штыки.

Особенно не по вкусу пачка пришлась балеринам с не очень красивыми

ногами.

Но

восторга

зрителей

и

искусствоведов,

восхищавшихся

воздушностью танцовщиц, не было предела. Не последнюю роль в этом

сыграла пачка. Так этот костюм прижился, а потом стал классикой. Кстати,

есть легенда о Марии Тальони. Когда она проезжала границу с Россией,

таможенники спросили, не везет ли она драгоценности. Тогда балерина

приподняла юбку и показала ноги. Мария была первой, кто встал на пуанты.

Как пачка прижилась в России

Царская Россия отличалась консервативностью и не сразу приняла

новинку. Это произошло только спустя полвека. Но именно в нашей стране

пачка

снова

видоизменилась.

Новатором

стала

прима

Большого

театра Аделина Джури

в

начале

1900-х

годов. Капризной

особе

не

понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед

фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок

подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.

Как еще видоизменялась пачка

С начала 20 века балетная пачка стала иметь иную форму, которую мы

знаем сейчас. Но до этого периода с ней экспериментировали немало.

Например, в постановках Мариуса Петипа танцовщица могла менять сразу

несколько разных по стилю костюмов. В некоторых сценах она появлялась в

обычном "гражданском" платье, а для самых сложных выступлений надевала

пачку, в которой могла продемонстрировать все свои навыки и талант. В

1930-х и 1940-х годах на сцену вернулась балетная пачка 19 века. Только ее

стали называть «романтической». Это произошло из-за Михаила Фокина,

который так одел балерин в своей «Шопениане». Другие режиссеры в то же

время использовали короткие и грациозные пачки. С 1960-х годов они стали

внешне напоминать плоский круг. Сейчас пачка может быть украшена

стразами, бисером, перьями, драгоценными камнями.

Из чего делают пачки

Балетные пачки шьют из легкой полупрозрачной ткани – фатина.

Сначала дизайнеры создают эскиз. Конечно, учитываются особенности

фигуры каждой балерины, а потому и эскиз платья для каждой танцовщицы

свой. От роста балерины зависит ширина пачки. В среднем ее радиус – 48 см.

Далее к делу приступают швеи. Это кропотливый труд, ведь мастерицам

нужно закладывать складки ткани определенным образом. На одну пачку

уходит больше 11 метров фатина. Изготовление одной пачки занимает около

двух недель. При всем многообразии моделей, есть строгие правила пошива.

Например, на пачки никогда не пришивают ни молнии, ни пуговицы,

которые могут оторваться во время выступления. В качестве застежек

используют только крючки, но в строгой последовательности, а точнее, в

шахматном порядке. А иногда, если постановка особо сложная, пачки

зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену.

Какие бывают пачки

У пачки есть много названий. Так что, если вы услышите где-нибудь

слова «тюника» или «tutu», знайте: они обозначают все ту же пачку.

Разберемся теперь, какие бывают разновидности пачек.

Классическая пачка представляет собой юбку в виде блина. Кстати,

солистки принимают непосредственное участие в создании своего костюма.

Они могут выбрать форму пачки, которые могут быть параллельны полу или

с чуть опущенной юбкой.

«Шопенку», длинную юбку, тоже шью из фатина. Такая форма юбки

очень хороша для создания мифических персонажей или неживых существ.

Плюс такого наряда в том, что он скрывает недостаточно подтянутые колени

и прочие недостатки, зато привлекает внимание к стопам.

Еще один вид платья, которое не выходит из балетного обихода, –

хитон. Его юбка однослойная, шьют ее чаще из шифона. В таком платье

исполняется роль Джульетты.

Зачем нужны пачки во время репетиций

Для репетиций балетных постановок пачки шьют отдельно. Их проще

надевать и снимать, чем те, в которых балерины выходят на сцену. Так, все

части сценического костюма могут быть сшиты между собой, тогда как для

репетиций лиф не нужен, а используют только юбку с трусиками. К тому же

у репетиционных пачек не делают так много слоев.

Пачка на репетиции просто необходима. Ведь танцовщики должны

сразу видеть, где пачка будет мешать, где она может задраться или ее может

задеть партнер. А постановщик сможет формировать рисунок танца.

Пачка так прочно укрепилась, что ее используют не только на балетной

сцене. Правда, вне ее пачка служит для шуточных номеров эстрадных

артистов и даже в цирке.

Балетная пачка в наши дни

Сегодня

в

классическом

балете

пачка-«таблетка»

продолжает

существовать наряду с «шопенкой». Если короткая балетная юбка, как

правило, пришита к лифу и трусикам, то удлиненная надевается на боди.

Мода на реконструкции старинных балетов вернула в костюмерные тяжелые

аутентичные пачки, а современные сценографы продолжают искать новые

формы — например для балета Форсайта «Головокружительное упоение

точностью» художник Стефан Галлоуэй создал абсолютно плоские балетные

юбки.

Пачки

хранятся

либо

разложенными

в

плоском

виде,

либо

подвешенными за трусики, тогда как «шопенки», как и обычные платья,

подвешивают за бретели.

Только когда это искусство стало активно развиваться и проникать в

массовую культуру, модельеры начинают использовать балетные образы в

своих коллекциях. Платья с пышными юбками из тюля появляются в

коллекциях Chanel, Lanvin, Schiaparelli, позже у Dior и Yves Saint Laurent’s. К

середине 20 века мода заимствует у балета не только пачки, но и леггинсы,

балетки, боди и другую одежду для спорта.

Итак, вы смотрите на вечернее платье из шелкового тюля, которое

покрыто блестками и имеет атласный лиф, вы сразу же думаете о пачке

балерины. Если вы посмотрите на плоскую балетную туфельку, то сегодня

миллионы женщин носят такую обувь. А потом трико, леггинсы … все эти

вещи нашли свой путь в моду. Это повсеместно.

говорит

Патриция

Мирс,

куратор

выставки

нью-йоркского

Института моды «Балерина: современная муза моды» 2020 года.

Некоторые дизайнеры не могли игнорировать балетную тему из-за

собственной любви к танцам, так было с Тьери Мюглером. Он с детства

занимался классическим танцем и после ухода в моду превращал каждый

свой показ в спектакль. Характерные черты его нарядов – точный крой,

плотно облегающий фигуру, крупные плечи, узкая талия – содержат хоть и

не буквальные, но узнаваемые отсылки к наряду балерин.

Другие дизайнеры использовали балетные пачки в своих коллекциях не

для того, чтобы подчеркнуть женственность, а чтобы переосмыслить ее. К

примеру, в одном из показов Comme des Garçons дизайнера Рей Кавакубо на

подиум выходили модели-байкеры в укороченных грубоватых кожаных

куртках. Их наряды сообщали, что современность нуждается в совсем другой

женственности: свободной, смелой, независимой от мнения окружающих.

Дерзкие панк-пачки — ультракороткие, пышные, черные с ремнями с

металлической отделкой — появятся в коллекциях Moschino, Saint Laurent,

Balmain и Fausto Puglisi 2018 года.

В это же время подиумы захватил тюль – пышные многослойные

свободные платья и юбки из него создавали Мария Грация Кьюри в своем

дебюте в качестве креативного директора дома Christian Dior, Джамбаттиста

Валли, Симон Роша и другие модельеры.

Недавняя кутюрная Неделя моды в Париже показала, что интерес

дизайнеров к танцевальной эстетике не угасает. На подиуме самые разные

образы: от пышных длинных юбок принцесс до многослойных юбок

пирожных, создающих впечатление, что на модели много балетных пачек.

Популярности балетной темы в моде, безусловно, способствует кино и

массовая культура. В 80-х годах выходит фильм «Танцоры» с Михаилом

Барышниковым. Картина хоть и не была высоко оценена критиками, но

привлекла много внимания. Также Дизайнер Maripol создала наряд из белого

корсета с глубоким декольте и пышной полупрозрачной многослойной юбки,

напоминающий наряд балерин. В нем обыгрывалась тема женственности и

невинности, с которой когда-то ассоциировались и классические балетные

пачки.

В начале 2000-х тренд на балетные пачки захватил мир после

появления на экранах Кэрри Брэдшоу – ее непринужденные образы были и

остаются важной частью визуальной культуры.

В

2010-х

новый

всплеск

популярности

балетной

эстетики

спровоцировал

фильм

«Черный

лебедь».

Костюмы

главной

героини,

придуманные дизайнерами Эммой Уэсткотт, Кейт и Лору Малливи, помогли

создать образ, который остался в истории моды и кинематографа.

Ах, если бы только знали в далеком 1832 году Мария Тальони и Эжен

Лами, что они создают не просто балетный костюм и артистический образ,

который закрепится на балетной сцене на века, но и аллегорию бесконечной,

абсолютной женственности. Ведь балетная пачка — это, и правда, гораздо

больше, чем просто разновидность театрального костюма, она уже давно

стала одним из символов балетного искусства. И сегодня ей исполняется 190

лет, а это вполне солидная дата для того, чтобы позволить себе рассказать ее

историю, не так ли?



В раздел образования