Автор: Юркова Олеся Андреевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №11"
Населённый пункт: г.Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Основные принципы оформления стенгазеты"
Раздел: среднее образование
Основные принципы оформления стенгазеты.
Юркова О.А.,
МБОУ «СОШ №11»
С необходимостью написания стенгазеты дети
сталкиваются
и
в
детском
саду,
и
в
школе,
и
в
оздоровительных лагерях. Прежде всего, стенная газета
должна быть информационно-насыщенной и красочной. Не
стоит забывать также об эстетической составляющей при
оформлении
данного
вида
издания.
Чтобы
безупречно
оформить стенгазету, следует знать определенные правила.
Содержание газеты и ее оформление — вещи
неразделимые. Более того, они не только дополняют и
обогащают друг друга, но и находятся в прямой зависимости.
Никакие ухищрения художника украсить газету, бедную по
содержанию, не спасут положения. Если заметка, статья,
репортаж плохо поданы, если важный, нужный, острый
материал не выделен, не бросается в глаза — читатель может
его не заметить.
Название стенной газеты, заголовки статей и заметок,
рамочки, заставки и концовки, фотографии, карикатуры и
рисунки — все это зрительный ряд, который определяет так
называемую знаковую систему газеты. С помощью этой
знаковой системы мы еще до прочтения видим расположение
материала в стенгазете, можем безошибочно определить, где
место
серьезных
заметок,
где
юмор.
Зрительный
ряд
подсказывает нам последовательность прочтения.
Прежде чем вы начнете выпускать свою газету,
обязательно составьте и графический план предстоящего
номера, нарисуйте его макет.
Создание макета — дело творческое. Тут самый широкий
простор для полета вашей фантазии. Ни один номер газеты не
должен быть похож на предыдущий.
Когда будете составлять или рисовать макет, не
останавливайтесь на первом варианте. Располагая одним и тем
же количеством заметок, можно придумать десятки их
подачи.
Для этого стоит организовать своеобразные тренировки.
Тут понадобится лист белой бумаги и комплект цветной. Из
цветной бумаги надо нарезать квадраты и прямоугольники
разной величины, которые будут играть роль заметок в газете.
Ваша цель: передвигая «заметки» по листу белой бумаги,
научиться располагать их гармонично, красиво, сочетая друг с
другом. Это поможет вам создавать различные варианты
макетов.
Сначала делаем на листе поля. Они не должны быть ни
слишком широкими, ни слишком узкими. Как правило, поля
делают 1,5—2 сантиметра шириной. Для чего нужны поля?
Для того, чтобы защитить газету от зрительного воздействия
стены, на которой она будет висеть.
Площадь стены большая, она активно влияет на наше
восприятие. Поэтому картины помещают в рамы, фотографии
— в паспарту, а у стенной газеты делают поля.
Затем отводим место названию газеты. Хорошо, если вы
выберете для него определенный, постоянный шрифт. Справа
и
чуть
выше
названия
газеты
пишется
девиз
вашего
школьного пресс-центра. Внизу, под названием, указывается,
чьим органом является данное издание. Здесь же, чаще всего
справа, указываются порядковый номер выпуска и число.
Иногда у газеты есть своя постоянная эмблема. В таком
случае ее размещают слева от названия газеты. Название
газеты
не
должно
сливаться
с
общим
текстом.
Здесь
необходима пауза в 3—5 сантиметров. А всего под газетную
«шапку» отводится, как правило, не больше 1/5 площади всей
газеты.
Следующий шаг. Давайте еще раз внимательно посмотрим все
заметки и попытаемся разложить их на рабочем поле газеты.
Сразу становится видно, много их или мало, достаточно ли им
места.
Кстати, о месте. У каждого материала оно свое. Первым
делом надо определить, где именно будут расположены
центральные, главные выступления, то есть те заметки,
которые мы хотим выделить. Площадь, отведенная им в
газете, будет зависеть от важности темы и от размера самих
заметок. А обратить внимание читателя на них нам могут
помочь и рамки, и яркие, броские заголовки, и цветные
подкладки, только цвет надо выбрать такой, чтобы не мешал
чтению.
Каким может быть заголовок:
Одно емкое слово;
Строчка из песни;
Строчка из стихотворения;
Вопрос;
Крылатое выражение;
Пословица, поговорка;
Призыв, восклицание
Шрифт, заголовок и рамка
Зрительное впечатление от газеты всегда двояко.
Рассматривая
ее
издалека,
на
расстоянии,
мы
больше
обращаем внимание на общий план, когда же подходим ближе
и начинаем читать газету, смотрим и обращаем внимание на
заголовки. Каким шрифтом они написаны? Красивы ли они?
Насколько соответствуют содержанию?
Шрифтов много. Чтобы убедиться в этом, достаточно взять
в руки два—три журнала и несколько печатных газет. Можно
пойти в библиотеку и познакомиться со специальными
изданиями по шрифтам.
Главное требование к заголовку — ясность его прочтения.
Все
украшения
шрифта
—
орнаментальные,
тоновые
обрамления, росчерки, засечки — нужно стараться делать
таким образом, чтобы они отражали содержание заголовка, а
не
превращались
в
украшения
ради
украшений.
Само
содержание заголовка помогает выбрать шрифт, которым он
будет написан.
Например, заголовок: «Плыви, «Каравелла»!» может быть
написан более декоративно, чем «Только вперед!».
Существуют три основных способа размещения заголовка
по отношению к тексту:
1) заголовок над текстом. Его можно писать в одну
строчку, а можно и в две, и в три. Захотите — напишите
заголовок во всю ширину колонки, захотите — разместите его
по центру, а понравится — расположите строчки лесенкой;
2) заголовок внутри текста. К утопленному в тексте
заголовку хорошо прибегать, во-первых, для создания
иллюзии уменьшения крупного материала, а во-вторых, для
создания равновесия графических пятен газеты;
3) заголовок сбоку от текста, под наклоном, в углу, по
диагонали.
Заголовок,
написанный
сбоку,
привлекает
внимание. Но не в каждом макете его можно использовать.
Удобнее боковой заголовок применять тогда, когда материал
заключен в рамку.
Газета тоже дышит
Бывает так, что в одном номере газеты нужно об очень
многом рассказать.
Например, вывешивают такую газету. Оказывается, чтобы
вместить все заметки в газету, художник не оставил между
ними никаких просветов, полей. Да и края газеты все заняты
текстом.
Про такую газету говорят, что она «задохнулась», нет в ней
«воздуха» — белых пятен и полей. Белый цвет в газете — это
её воздух. Белое помогает всем цветам газеты лучше
смотреться, а заметкам лучше читаться. Запомните, что белое
— это не просто пустота, белое — это цвет, и этим надо умело
пользоваться.
На газету, так же как и на картину, и на фотографию, влияет
стена, на которой она висит. Площадь стены большая, и цвет
ее может «убить» газету. Газета потускнеет, потеряет свой
цвет.
Поэтому на картинах делают рамку, на фотографиях -
паспарту.
Рамочки и линейки в газете — также очень важный
оформительский элемент. Используя их в стенной газете,
можно решить самые разные задачи.
С помощью рамок и линеек можно насытить газету цветом.
Рамками можно организовать газету графически. Но их
неумелое применение может газету и погубить. Если делать
их
чересчур
заметными,
витиеватыми,
составляя
их,
например, из крючков и точек.
В каких же случаях лучше всего использовать рамки в
стенной газете?
Во-первых, когда требуется какой-то материал выделить,
сделать заметным на полосе. Тут хороши насыщенные цветом
рамки.
Во-вторых, когда требуется объединить ряд заметок,
посвященных одной теме, одному вопросу.
В-третьих, когда мы хотим использовать их в качестве
оформительского приема. Тогда, давая ряд повторов одного
какого-то вида рамок, мы создаем в газете определенный
ритм, добиваемся графической выразительности.
Рисунок, карикатура и фотография
Рисунком, фотографией, карикатурой можно
воздействовать на читателя порой не меньше, чем словом, а
иногда даже и сильнее. Все зависит от того, насколько умело
будут использованы эти жанры в вашей стенной газете.
Надо все время фантазировать, искать новые подачи заметок.
И если иллюстрацию к какому-то материалу ваш художник
сделать не сможет, не стоит превращать это в катастрофу.
Во-первых, далеко не каждая статья или заметка требует
иллюстрации.
Во-вторых, вспомним, что зрительный ряд в стенной газете
состоит из множества элементов.
Кстати, удачно
подобранная аппликация всегда выглядит лучше неряшливо
выполненного рисунка.
Безусловно, снимок украшает газету, разнообразит ее
внешний вид. Но снимок еще, и это главное, несет в себе
информацию. Он может заменить целую заметку. Не зря в
народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз
услышать».
Сколько же должно быть снимков в газете? Это зависит
от ваших возможностей. В обычной стенной газете важно не
сколько снимков, а какие они, что на них запечатлено, как они
«держат» весь номер. Нельзя, чтобы все фотографии были
сгруппированы в одной части газеты. Зрительно этот край
газеты сразу «перевесит», и другая часть газеты покажется
«слепой».
Чтобы
этого
не
случилось,
снимки
должны
естественно вписаться в макет.
Цвет
Часто юнкоры, занимающиеся оформлением, спрашивают:
«Какая газета лучше: та, в которой присутствуют три цвета,
или та, где художник использовал десять?»
Чем больше красок решил использовать художник, тем
труднее он поставил сам себе задачу. В таком случае для того,
чтобы
добиться
естественного
сочетания
цветов,
гармоничного их соединения, нужно хорошо знать свойства
различных красок. Краски могут быть теплыми и холодными
по цвету.
Разные цвета по-разному и выглядят в сочетании друг с
другом. Зато всякий цвет в окружении более темных цветов
светлеет, а в окружении более светлых — темнеет.
Тот же слайд
Виды школьных газет
ГАЗЕТА-ПРИЛОЖЕНИЕ.
Это
газета-спутник,
которую
выпускают
ребята,
работающие
по
определенным
направлениям (спорт, краеведение и т.д.)
ГАЗЕТА-МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит
экстренную информацию об одном или нескольких событиях
в жизни школьной общественности (класса) (т.е. “молния” –
экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии).
Информация “молнии” требует немедленного реагирования.
“Молния” не терпит шаблона, стандарта в оформлении.
Каждый ее выпуск должен быть оригинальным. “Молния”
приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких
красок, нужно дать броский заголовок, острый рисунок или
фото. Газета-“молния” не должна висеть долго. И главное – не
стоит выпускать ее по незначительному поводу.
БОЕВОЙ ЛИСТОК. Оперативная газета, выпускаемая на
месте происходящего события. В самом названии заложена
суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность. Ее
выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового
десанта, какой-то операции, акции, во время встречи и т.д.
“Листок” - значит, газета эта невелика, в ней всего одна-две
заметки. Оперативность выпуска боевого листка требует
краткости изложения материала, четкой позиции, точности в
изложении фактов.
“ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. История “живой газеты” началась во
время гражданской войны. Люди тянулись к политической
деятельности, знаниям, а грамотных было мало. Вот и
появилась газета, которую не надо было читать, ее смотрели и
слушали. Эта необычная по форме газета-агитация и сейчас не
потеряла своей актуальности. “Живая газета” представляет
собой серию коротких выступлений, каждое из которых по-
своему раскрывает содержание темы. “Живая газета” - это
газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она
может быть посвящена проблемам мира, экологии. Весь
материал демонстрируется с помощью выразительных средств
и приемов – плакаты, лозунги-речевки, сценки, диалоги,
танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки.
Можно использовать загадки, частушки, построенные на
собственном
материале.
Для
“живой
газеты”
важны
актуальность и злободневность.
ПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ.
Это
такая
газета,
которая
информирует читателя о ходе какого-то события, освещая
самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги.
Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время
соревнований, пресс-конференций и т.д.
Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс-
бюллетене несет информацию о том, как идет слет или
фестиваль,
повествует
о
его
гостях,
участниках.
Все
сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой
в “телеграфном” стиле.
ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для
своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите.
Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой
школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету,
поучиться самим.