Автор: Никульчева Екатерина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КГБОУ КШИ Алтайский Кадетский Корпус
Населённый пункт: ЗАТО Сибирский
Наименование материала: статья
Тема: Девиантное поведение подростков
Раздел: полное образование
Девиантное поведение подростков.
Осложнения социально-экономических условий жизни
населения, начались в России в самом начале XXI века.
Характерной оcобенностью социальной проблемы,
сложившейся в России на современном этапе, является
распространение различного рода девиаций в молодёжной и
подростковой среде. Вместе с хорошими переменами:
инновационные технологии, большое количество открытий и
достижений , возросли также и плохие направленности. К ним
можно привести: обесценивания семьи как наиболее важного
и главного социального института, резкий упадок духовности и
благородства населения, школьную и социальную
дезадаптацию детей и подростков, осложнение ряд ситуации
преступной деятельности и т. д. Итогом всех этих резких
изменений стало во-первых, рост криминальной активности
младших подростков, во-вторых, то, что наибольшее число
правонарушений совершается учащимися средних школ.
Девиантное поведение – совокупность действий и поступков,
отклоняющихся от правил, принятых обществом. Проявляется
агрессивностью, садизмом, воровством, лживостью,
бродяжничеством, тревожностью, депрессией,
целенаправленной изолированностью, попытками суицида,
гиперобщительностью, виктимностью, фобиями,
нарушениями пищевого поведения, зависимостями,
навязчивостями. Виды девиаций рассматриваются как
отдельные психические расстройства и как симптомы
определенного синдрома, заболевания. Диагностика
выполняется клиническими и психологическими методами.
Лечение включает применение медикаментов,
психокоррекцию, психотерапию, социально-
реабилитационные мероприятия.. Основной причиной
девиантного поведения многие педагоги считают большое
количество свободного времени, когда подросток
предоставлен самому себе, и отсутствие увлечений, кроме
самых примитивных. Пустые разговоры со сверстниками,
бесцельные «шатания» по улицам, просмотр телевизора или
не несущих пользу интернет-сайтов провоцируют деградацию
личности и вырождение морали. Скука становится причиной
попробовать новые ощущения: алкоголь, наркотики,
токсические вещества.. Поэтому появляется потребность в
верном представлении факторов деликтивности подростков, и
какие мероприятия нужно совершать для противодействия
складывающейся опасной действительности.
Лечение социальных девиаций требует комплексного
подхода, включающего фармакологическую,
психокоррекционную, психотерапевтическую помощь.
Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий
психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком
особенностей характера, обучение поведенческим методам
саморегуляции. Выполняется анализ конфликтных ситуаций,
возможных вариантов действий, реакций. Психотерапевтические
встречи рекомендованы родителям для восстановления
полноценных отношений.
Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное
состояние, развить функции внимания, мышления. Результат
повышает эффективность психотерапевтической работы,
уверенность в собственных силах, пробуждает интерес к учебе
(предпосылка для социальной реабилитации).
Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является
дополнительным методом лечения, показано пациентам с
биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим
психотические расстройства, неврологические патологии.
Специфических препаратов для лечения асоциального поведения
нет. Применение лития, антипсихотических лекарственных средств,
антиконвульсантов уменьшает выраженность агрессии.
Изолированное применение фармакотерапии неэффективно.
Изучение сущности этих явлений даст шанс выработки приемлемых
возможностей влияния на девиантов, будет обуславливать
процессы рефлексии у них, что в конечном итоге сделает условия
для овладения подростками социальных, нравственных и правовых
норм. Поэтому необходимо уделять должное внимание
профилактике правонарушений. Важно привить юной личности
правильные моральные нормы, делая осознанный выбор не из
боязни наказания за правонарушение, а по причине его
неприемлемости.
Список литературы
1-Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев.
– Л., 1969. – 339 с.
2-Антонян, Ю. М. Неблагоприятные условия формирования
личности в детстве и вопросы предупреждения преступности /
Ю. М. Антонян, Ю. Г. Саличев. – М.: Наука, 2009. – 210 с
3-Архиреева, Т. В. Структурированная проективная беседа как
метод диагностики личностных проблем воспитанников
детского приюта // Вестник психосоциальной и коррекционно-
реабилитационной работы. – 2008. – № 4. – C. 52 – 63
4-Байдурдина, Л. С. Помощь детям из семей алкоголиков //
Работник социальной службы. – 2008. – №3. – С. 84 – 87
5-Балыбердин, В. И. Чужих детей не бывает // Работник
социальной службы. – 2008. – №1. – С.57– 67.
6-Беличева, С. А. Характеристика современного состояния
проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути
их решения / С. А. Беличева. – М.: Закон и правопорядок, 2009.
– 59 с.