Напоминание

"Ученическое самоуправление в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся "Школа успеха" (из опыта работы)


Автор: Степанова Марина Николаевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №13 с УИП эстетического цикла"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО, Тюменской области
Наименование материала: статья
Тема: "Ученическое самоуправление в рамках реализации программы духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся "Школа успеха" (из опыта работы)
Раздел: среднее образование





Назад





«Ученическое самоуправление в рамках реализации программы духовно-

нравственного воспитания и социализации обучающихся «Школа успеха»

(из опыта работы)
«Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп – милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, – дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились…» В.В.Путин (из Послания Президента РФ Федеральному собранию, 12.12.2012 г.) Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. С одной стороны, как никогда ранее, открыто множество путей для самореализации. С другой стороны, на этом пути очень много подводных камней, главные из которых связаны с возможной дезориентацией молодых людей в духовно-нравственных ценностях. Это может привести их к неверному жизненному выбору, к личным разочарованиям, ошибкам, трагедиям, что в конечном итоге создает негативный моральный фон в семье, учебном или рабочем коллективе, порождает чувство личной неуспешности. Школа должна создать образовательную среду, способствующую развитию, духовно-нравственному воспитанию, социальной адаптации для каждого ребёнка. Одним из ключевых элементов такой среды является создание ситуации успеха на уроке, во внеклассной деятельности, во всем школьном укладе. Успех ребенка в школе - это залог успеха в жизни, это реализованная цель. Его ощущение связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность. Принцип воспитания и обучения успехом является новой культурной парадигмой образования. Этот принцип стал основополагающим в практической деятельности многих педагогов нашей школы. Успех рождает сильный положительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. А это залог положительного отношения к учению, к школе, Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Ее создание должно стать необходимостью, потребностью. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является генеральной задачей образовательной системы сегодня, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся «Школа Успеха» (далее – Программа), направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа разработана и реализуется с учётом культурно-исторических, этнических, конфессиональных, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса. Программа конкретизирует задачи, ценности, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, общественными организациями, определяет развитие ученического самоуправления, участие обучающихся в деятельности детско-молодежного добровольческого объединения, спортивных и творческих клубов. Организация духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в школе осуществляется по следующим направлениям:

-

Духовно-нравственное

направление

«Дорога

к

человечности»
. Формирование личностной культуры и духовно-нравственного воспитания. Ценности: справедливость, милосердие, честь, достоинство, человечность.
- Гражданско-патриотическое направление «Наш дом - Россия».
Задача: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Социально-педагогическое направление «Отчий дом».
Задача: формирование семейной культуры. Ценности: любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-

Экологическое

направление

«Живая

планета».
Задача: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Спортивно-оздоровительное направление «Счастливо жить - здоровым быть».
Задача: формирование ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
- Художественно-эстетическое направление «Традиции храня и умножая».
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие.
- Профориентационное направление «Путь в мир профессии».
Задача: формирование социальной культуры и самоопределения в жизни. Ценности: общественно-полезный труд, обслуживание себя, умение делать правильный выбор, профессии родителей. Каждое направление содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, особенности организации содержания (виды деятельности и формы занятий с обучающимися). Также, в каждом направлении определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с общественными учреждениями по духовно- нравственному развитию и воспитанию обучающихся, обозначены планируемые результаты, представлены схемы, отражающие пути его реализации. Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Основные направления деятельности программы развития, воспитания и социализации «Школы Успеха» реализуются через внеурочную деятельно сть, дополнительное образование, традиционные мероприятия, а так же через деятельность ученического самоуправления «Совет старшеклассников». Совет старшеклассников является выборным органом ученического самоуправления школы и действует на основании Устава школы и положения о Совете старшеклассников. Целью деятельности Совета старшеклассников является реализация права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением. Задачами деятельности Совета старшеклассников являются: представление интересов учащихся в процессе управления школой; поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни; защита прав учащихся. Работа строится на принципах взаимодоверия, взаимопомощи, сотрудничества, единого планирования.
Совет старшеклассников позволяет чётко и организованно руководить воспитательным процессом посредством самих же учеников школы. В начале учебного года проводятся выборы президента Совета старшеклассников. Ведь именно от личности школьного лидера во многом зависит, в каком контексте пойдет жизнь ученического коллектива школы. В выборах участвуют учащиеся 8-11 классов и все работники школы. В составе Совета старшеклассников формируются комиссии и инициативные группы (секторы): • сектор «Пресс-центр» (написание статей о работе Совета, создание фото, видеоматериалов для конкурсов); • сектор «Наука и образование» (организация участия классов в интеллектуальных играх, олимпиадах); • сектор «Спорт и здоровье» (пропаганда здорового образа жизни, организация участия классов в общешкольных спортивных мероприятиях); • сектор «Творчество» (привлечение всех участников образовательного процесса в творческую деятельность). С приходом новых членов Совета старшеклассников появляются новые сектора (сектор «Волонтеры», сектор «Вожатство», «Дизайн-центр» и другие). На первом заседании планируется работа Совета старшеклассников на учебный год. На следующих заседаниях решаются важные организационные вопросы, проводятся беседы, ведется подготовка к предстоящим праздникам; акциям, интеллектуальным играм, обязательным является анализ проведенного мероприятия, где ребята не боятся признать свои ошибки (если такие имеются). Все заседания Совета старшеклассников протоколируются. В конце учебного года на ученической конференции президент подводит итоги работы Совета старшеклассников за год, на этой же конференции награждаются грамотами и подарками самые активные члены. Члены Совета старшеклассников принимают активное участие в школьных, городских, окружных, всероссийских и международных мероприятиях. В 2015-2016 учебном году Совет старшеклассников принял участие в 44 акциях и конкурсах различного уровня. Их них 24 школьного уровня, 14 городского, 4 мероприятия окружного уровня, 1 всероссийское и 1 международное.
Школьные мероприятия:
 Представление «Публичного доклада директора школы» (проводили регистрацию, встречали гостей)  Конференция «От первого лица»  Итоговая ученическая конференция  «День Учителя»  «Посвящение в первоклассники»  «Милой маме посвящается»  Игра-путешествие, посвященная дню рождению школы  Новогодние утренники  «Прощание с азбукой»  Фестиваль народов Мира  Отчетный концерт дополнительного образования  Конкурс креативных уроков  Рейд «Школьная форма»  Акция «Помоги ближнему»  Акция «Летят журавли»  Акция «Ноябрьск Донбассу»  Акция «Чистая тарелка»  Акция «Георгиевская лента»  Брейн-ринг на тему «Всем без исключения о правилах дорожного движения»  Брейн-ринг, приуроченный ко дню рождению школы и 85-летию ЯНАО
 Брейн-ринг, посвященный году российского кино и дню космонавтики  Оформление стендов к школьным мероприятиям
Городские мероприятия:
 Августовская конференция «Качество образования сегодня – качество жизни завтра»  Интеллектуально-познавательная игра «Дебаты» - 2 место  Интеллектуально-познавательная игра «Дебаты» - 3 место  Победители городского конкурса фотогазет «Безопасное колесо»  Интеллектуально-познавательная игра «Умники» - 1 место  Победитель городского тура окружного конкурса плакатов «Спасатель от слова спасать»  Городской конкурс «Правовед» - 1 место  Круглый стол «Я б детей лечить пошёл…» (в рамках месячника проф.ориентации)  Акция «Ветеран живёт рядом»  Акция «Поздравь ветерана»  Акция «Посылка солдату»  Акция «Витаминная»  Акция «Завтра была победа»
Окружные конкурсы:
 Окружной конкурс детских творческих работ «Осторожно, огонь!» -1 и 2 место  Окружной конкурс видеороликов «Безопасность в природной среде»  Окружной конкурс «Спасатель от слова спасать» - 3 место
Всероссийская акция:
 «Безопасность детей на дороге»
Международный конкурс:
 «Зеленая планета» - 2 место Самым значимым событием для Совета старшеклассников в этом году стало участие во всероссийском конкурсе общеобразовательных организаций, развивающих ученическое самоуправление: на городском уровне заняли 2 место, на окружном- 3 место. В копилке Совета благодарность регионального центра патриотического воспитания за активное участие в социально-патриотических акциях «Ветеран живёт рядом», «Поздравь ветерана», «Посылка солдату», «Витаминная». Ученическое самоуправление «Совет старшеклассников» помогает формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.






В раздел образования