Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы


Автор: Светлана Геннадьевна Левенко
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Юговская средняя школа"
Населённый пункт: Пермский край, Пермский район. п.Юг
Наименование материала: статья
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Раздел: полное образование





Назад




Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка

и литературы

Левенко Светлана Геннадьевнав,

учителя русского языка и литературы

МАОУ «Юговская средняя школа»

Понятие функциональной грамотности сегодня на слуху у всего мира образования. Все,

начиная от специалистов дошкольного образования и заканчивая преподавателями вузов, ищут

более практико-ориентированные подходы к обучению, чтобы научить своих подопечных

не только получать знания, но и эффективно применять их в реальной жизни.

В основе функциональной грамотности по-прежнему лежит функциональное чтение: оно

помогает извлекать и понимать информацию, представленную в разных видах — текст, фото,

речь, графики, иллюстрации, видео, схемы и др., работать с ней, интерпретировать, анализировать,

сравнивать. Без него другие виды функциональной грамотности будут ребенку недоступны,

потому что каждый из них опирается на базовое умение работать с информацией — и именно

функциональное чтение важно развивать с младшего школьного возраста.

На уроках русского языка формировать функциональную грамотность и развивать

ее удобно при работе с текстом. Привычные задания на определение главной мысли и темы текста

позволяют

поработать

с пониманием,

поиском

и извлечением

информации.

Задания

по составлению плана текста позволяют оценить форму текста, проанализировать его структуру,

преобразовать

информацию

из текста.

— все

они

так

или

иначе

являются

заданиями

по функциональной грамотности.

Вот пример работы с текстом на уроке русского языка в 5 классе.

Прочитай текст и выполни задания к нему ( в данной статье я показываю только

часть заданий).

Бывают вороны чёрного цвета, похожие на молодых грачей, но наша обыкновенная

ворона серая, голова, крылья и хвост у неё чёрные. А на острове Мадагаскар и в Африке водится

даже… белая ворона. И у неё тоже голова и крылья чёрные. Совсем белые вороны тоже бывают –

только это альбиносы, у них нет чёрного пигмента, как у белых мышей.

Шумными стаями собираются вороны везде, где живёт человек: и в Европе, и в Азии, и в

Америке. Эта птица не избегает людей, как другие, а пользуется свалками, отбросами, которые

возникают возле жилья человека. Не пропускают ничего, что под клюв подвернётся, а уж для

мелких птичек и даже крупных птиц вроде уток это враг номер один. Яйца таких редких птиц, как

дрофа и стрепет, тоже разбивает вездесущая разбойница. Ворон называют «крылатыми крысами».

Общие у них не только привычки, но и острый ум.

В охотничьих хозяйствах, где дичь охраняют, вороне давно объявлена вечная война. Но в

народе издавна принято: прежде, чем истреблять, попробовать перехитрить, отпугнуть, поэтому на

огородах стоит знакомое вам по книгам «воронье пугало» - похоже на человека, и ладно. Только

ворон провести нелегко: они не подпускают человека с ружьём на выстрел, а палка, похожая на

ружьё, их не пугает. Один старый егерь так охранял утиные гнёзда от ворон: развешивал около

гнезда кусочки серебряной фольги, запутывал как попало простую белую нитку. Таких гнёзд

вороны не трогали: ветер шевелит фольгу, нитка поблёскивает, и всё по-разному. Это страшнее,

чем неподвижное чучело.

Люди по-разному относятся к этой птице. Для одних – вороны всегда хитрые, коварные,

сплетницы даже! А в Японии ворона – спутник богов, символ сыновнего почтения. Значит,

разглядели в ней что-то хорошее? Есть и русская пословица: «Нет певчего для вороны, супротив

родного воронёнка». Конечно, в ней высмеивают слепую любовь к своему ребёнку, но ведь

вороны и вправду защищают своих родных воронят, не жалея жизни. Они бесстрашно нападают

на всякого, кто приближается к выпавшему из гнезда воронёнку: и люди, и кошки, и даже крупные

собаки обходят такое место сторонкой. А как дружно, всей стаей, дают вороны отпор крупной

хищной птице! Можно с них пример брать. Но вот беда: от ворон немало и напастей, особенно

когда происходят, как говорят специалисты, «вспышки» их размножения. В этом нередко виноват

сам человек: там, где нечем поживиться, ворон не будет. Надо зарывать отбросы, ничего не

бросать из окон, следить за состоянием городских свалок. Бывало, люди объявляли некоторых

птиц и животных «вне закона»: мол, бей, кому не лень, они вредные! Раньше не знали, что ни один

«вредный» вид нельзя истреблять поголовно: в природе нужны такие санитары, как птицы-

падальщики, то есть хищники, которым под силу взять только больное животное. И если перебьют

одних – размножаются другие, зачастую не менее «вредные».

Гнёзда у ворон – округлая куча веток и сучьев (недаром про старые шляпы говорят, что

они похожи на вороньи гнёзда). Но внутри они выстланы мягким пухом, иногда даже тряпочками

или кусочками поролона: издавна ворона по-соседски пользуется «человеческими» материалами.

Ворону можно научить говорить. Конечно, это подражание, а не осмысленная речь.

Некрасивый вороний голос способен выразить самые разнообразные оттенки: внезапный испуг,

тревогу, предупреждение. А опытные люди по вороньему карканью угадывают близкую перемену

погоды.

С1. Ворон называют «крылатыми крысами». Почему? Укажи две причины.

С2. «Нет певчего для вороны, супротив родного воронёнка». Перечитай фрагмент

текста, где идёт речь об этой пословице. Какое отношение эта пословица имеет к

людям? Объясни её смысл.

С3. Что ты считаешь самым интересным в тексте? Почему?

На уроках русского языка ученики встречаются с большим количеством учебных

текстов. Это правила, инструкции к заданиям, объяснения и определения. Важно уделять

внимание тому, чтобы дети научились читать и понимать непростые тексты. Кроме того,

формированию функциональной грамотности способствует изучение правил и алгоритмов,

представленных в виде схем, таблиц.

Я часто объясняю детям не только суть правила,

но и показываю, как его удобно можно «зарисовать» или сделать краткую схематичную

«шпаргалку». Такие преобразования — основа работы с информацией. Например, при изучении в

5 классе темы «О-Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и

прилагательных» четыре правила можно изобразить в таком рисунке: треугольник обозначает

суффикс, а квадрат-окончание. По рисунку можно запомнить следующее: в суффиксах и

окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишем О, а без ударения-Е.

существительные

п прилагательные

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования

функциональной грамотности имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые

призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой

стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного

вопроса, задания. Типы домашнего задания:

• творческая работа

• лингвистическое исследование текста

• подготовка иллюстраций к литературным произведениям

• рисование обложек к литературным произведениям

• художественное чтение

• инсценировка художественного произведения

• создание самостоятельных литературных произведений различных жанров

• продолжение неоконченных произведений

• наблюдение за природой

• составление вопросника к зачету по теме

• составление конспекта, опорных таблиц

• письмо по памяти.

О-Е

Такие домашние задания помогают избегать однообразия в обучении. Ребёнок может

почувствовать себя и в роли автора, иллюстратора, педагога.

Очень полюбила в последнее время (после участия в метапредметной олимпиаде среди

педагогических работников) такой вид работы в старших классах , как «Аргументация в

дискуссии». Раздаю сюжеты, затем определяю пары: тезис и антитезис.

Например:

Мода

на

селфи

Селфи — разновидность автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на

фотокамеру. Будучи первоначально популярным среди молодёжи, селфи стало популяр-ным и

среди взрослых, в частности — папа римский Франциск выкладывает для своей 60-миллионной

интернет-аудитории селфи-фото. Тем не менее, пристрастие фотографировать себя с помощью

мобильного телефона признано психическим расстройством. К такому вы-воду пришла

Американская

психиатрическая

ассоциация,

пишут

«РИА

Новости»

со

ссылкой

на

AdoboChronicles.

Тезис: Селфи является болезнью

Антитезис: Селфи не является болезнью, это всего лишь модное увлечение

1.Аргументы. Участники выступают по очереди, излагая аргументы в обоснование собственного

суждения. Первым выступает участник, защищающий тезис. Время на выступление каждого – до

2 минут

2. Вопросы на понимание. На данном этапе каждый из соперников задает оппоненту

уточняющие вопросы, позволяющие лучше понять точку зрения и аргументы противника. Ответ

оппонента не комментируется. На серию вопросов одного оппонента отводится 1 минута.

3. Опровержения. На данном этапе каждому из участников дается возможность выступить с

опровержением аргументации оппонента и подвести итог дискуссии. На каждое опровержение

дается 2 минуты. Между этапами участникам дискуссии дается 1 минута на подготовку к

следующему этапу

Результатом такого «мозгового штурма» станет умение быстро ориентироваться в выборе

темы на экзамене, навык написания тезиса и безошибочного подбора примеров к сочинению.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе

школьного образования. Основная задача педагога – обеспечить обучающимся получение

качественного образования с учетом их потребностей и особенностей, обеспечить формирование

функционально грамотной личности.

Последовательная и кропотливая работа в этом направлении ведёт к тому, что у

обучающихся появляется интерес к предмету, работе в группах. У ребят исчезает страх

публичного выступления, они открыто начинают высказывать свое мнение, формулируют свою

точку зрения. Вся эта работа ведёт к формированию функциональной грамотности у наших

обучающихся.

Справедливо говорят, что знания не дают – знания берут, что ничему нельзя научить,

можно только научиться. А помочь школьникам применять полученные знания и сформированные

умения по русскому языку и литературе в практической деятельности – это одна из важнейших

задач учителя-словесника.



В раздел образования