Напоминание

Культура Шумеров


Автор: Коломейцева Елена Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 60"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Культура Шумеров
Раздел: полное образование





Назад





УРОК «КУЛЬТУРА ШУМЕРА». 5 КЛАСС
Данный урок проводится на основе цифровых образовательных ресурсов.
Цель урока:
сформировать у школьников представление о достижениях шумеров и об их вкладе в развитие мировой цивилизации и культуры.
Содержание темы
Культура Шумера. Возникновение письменности. Клинопись. Рождение литературы. Поэма о Гильгамеше. Миф о потопе. Знания шумеров. Астрология. Математика. Обучение.
Терминология (понятийный аппарат) урока:
письменность, клинопись, пиктография, жрецы.
Ход урока
Учитель начинает урок с характеристики условий, способствовавших возникновению письменности. Вводятся понятия «пиктография» и «клинопись». Создается игровая ситуация: ученики мысленно переносятся в древнюю школу. Из принесенного из дома пластилина ребята изготавливают таблички и заостренными палочками пытаются нанести на них знаки. К игровой ситуации привлекаются ЦОР «Расшифровка клинописи Г. Роулинсоном» и «Клинопись». Учащиеся узнают, как развивалась клинопись, устанавливают значение появления письменности для становления шумерской цивилизации. Учитель ставит вопрос: С какими трудностями при письме сталкивались ученики древней школы? (Обратите внимание школьников на то, что первые школы были созданы именно в городах Древнего Шумера) Заслушав ответы, учитель предлагает ребятам сопоставить их мнения с содержанием найденной археологами таблички с жалобами ученика шумерской школы: «В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце мое бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выспросил мою табличку, Он был ею не доволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком. Когда учитель проверял порядок в доме табличек, Человек с тростниковой палкой сделал мне замечание: «На улице надо быть осторожным: рвать одежду нельзя!» - и ударил меня. Отец дома табличек положил передо мной исписанную табличку;
Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!» Я взял свою табличку в руки, Писал на ней, Но было на табличке и то, чего я не понимал, Чего не смог прочесть. Тогда надзиратель сделал мне замечание: «Почему ты разговариваешь без разрешения?» - и ударил меня; смотритель сказал: «Почему ты кланялся без разрешения?» - и ударил меня; Человек, следящий за порядком, сказал: «Почему ты встал без разрешения?» - и ударил меня; Привратник сказал: «Почему ты ушел без разрешения?» - И ударил меня; Человек с палкой сказал: «Почему протягивал руку без разрешения?» - и ударил меня; Судьба писца мне опостылела. Судьбу писца я возненавидел». На основе прочитанного текста можно охарактеризовать, как учили детей в древней школе. В непосредственной связи с предыдущим вопросом переходим к изучению воспитания и быта детей в городах Шумера. Данный фрагмент урока будет одним из наиболее интересных для ребят, поскольку речь пойдет о жизни их сверстников в другой стране в другую эпоху. Демонстрируется ЦОР «Игрушки детей Древнего Шумера». Школьникам предлагается вообразить, во что играли их сверстники (в каких играх и развлечениях эти игрушки могли использоваться)? Следующий этап урока посвящен рождению литературы. Используется ЦОР «Поэма о Гильгамеше» и «Гильгамеш и лев». Учитель ставит вопросы: 1. Какие знания о жизни шумеров дает эта поэма? Опишите главного героя поэмы. 2. Какие нравственные качества людей шумеры наиболее ценили? Изменились ли сегодня эти представления? Следующий литературный источник – «Миф о потопе» (используется одноименный ЦОР). Обсуждаемые вопросы: 1. Какова главная идея этого мифа? 2. Что, на ваш взгляд, является в нем правдой, а что – вымыслом? 3. В чем поучительность этого мифа? 4. Какие географические и природные условия Междуречья повлияли на возникновения мифа о потопе?
Завершив обсуждение и обобщив ответы, учащиеся переходят к изучению научных знаний и изобретений шумеров. Учитель характеризует достижения шумеров в объеме соответствующего пункта параграфа и дополнительного материала.
Когда изобрели колесо?
Мы не знаем точно, когда было изобретено колесо. Однако известно, что около 5 000 лет назад шумеры в Месопотамии – использовали колеса: сначала в качестве гончарного круга, позже в качестве колеса телеги. При раскопках в Северной и Западной Европе археологи нашли остатки дисков, относящихся к каменному веку. Первое спицевое колесо тоже появилось в Месопотамии. Примерно в 2 000 году до нашей эры шумеры изготавливали такие колеса для боевых колесниц, как и египтяне примерно в 1600 году до нашей эры. Демонстрируется ЦОР «Боевой штандарт (знамя) из Ура» и «Игрушки детей Древнего Шумера». Ребятам предлагается найти в этих изображениях общее (речь в данном случае идет об одном из важнейших изобретений шумеров, которое широко используется сегодня, - о колесе). Завершается урок обсуждением вклада шумеров в мировую культуру. Учащиеся кратко записывают в тетради достижения этой древней цивилизации.
Домашнее задание:
подготовить рассказ о культуре Шумера по иллюстрациям в параграфе учебника.


В раздел образования