Авторы: Сорокина Юлия Михайловна, Юсова Елена Борисовна
Должность: социальный педагог, педагог -психолог
Учебное заведение: МБОУ "Карамышевская СОШ"Козловского района Чувашской республики
Населённый пункт: с. Карамышево
Наименование материала: доклад
Тема: Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции учащихся
Раздел: полное образование
МБОУ «Карамышевская СОШ» Козловского района Чувашской республики
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ
УЧАЩИХСЯ
Подготовила:
социальный педагог
Сорокина Юлия Михайловна
2020
Тема моего выступления «Системный подход к решению
проблемы формирования активной гражданской позиции
учащихся». (Слайд 1)
Одной из проблем современной России стала проблема
гражданского воспитания детей и подростков. Под
«гражданским воспитанием» подразумевается процесс
воспитания Гражданина. (Слайд 2)
Кто такой гражданин в нашей стране? (Слайд 3)
(Слайд 4)«Школьник, сидящий за партой, становится
гражданином, когда видит перед собой путь, по которому ему
идти в жизнь, чтобы еще больше возвеличить своё общество».
Сухомлинский В.А.
(Слайд 5)Опыт работы гражданской направленности в нашей
школе показал, что такие понятия, как общественное благо,
права человека, социальная справедливость, осознанная
законопослушность, нравственность, лучше усваивается детьми
и подростками через участие в общественно-полезной
деятельности, через привлечение ребят к активному
взаимодействию со всеми институтами общества, с обретением
собственного опыта активной деятельности в обществе.
(Слайд 6)
(Слайд 7)
(Слайд 8)
(Слайд 9) Основные направления системы формирования
гражданской позиции следующие:
Формирование гражданского отношения к себе.
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Формирование гражданского отношения к школе.
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
(Слайд 10) Формирование гражданской позиции начинается с
рождения ребенка и большое значение на её становление
оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки
гражданственности, отношения к своей стране, её народу. Далее
процесс продолжается в школе, где идет сознательное усвоение
истории, политических, правовых и нравственных норм,
действующих в обществе, принятие их как основы своих
действий, формирование гражданского мировоззрения. Все это
выражается в формирующемся гражданском поведении
человека.
(Слайд 11) Стержнем гражданского воспитания является
патриотическое воспитание личности, знающей историю, нравы,
обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину
(Слайд 12) Ежегодно под руководством учителя чувашского
языка в школе проводится «День чувашского языка».
(Слайд 13) В этом году впервые праздновали «День чувашской
вышивки». Ученики нашей школы в честь этого праздника
активно участвовали в районной викторине «Золото предков» и
заняли призовые места.
(Слайд 14) Действительно, ценность человека в его
взаимоотношениях с другими людьми – родными, друзьями,
товарищами, коллегами, сверстниками. Свобода человека – в
самостоятельном выборе цели жизни, жизненного пути. Но в
этой свободе мы не мыслим себя без других людей, нам важно
их мнение, необходима их поддержка. Мы принимаем - мы
отдаем: любовь, заботу, внимание. В народе это называется
точно и ёмко – «ответственность». Гражданственность и
ответственность – взаимосвязанные слова.
(Слайд 15) Педагог – психолог школы Юсова Е.Б. проводит
тренинги по правам Человека и по правам ребенка по теме «Кто
такой толерантный человек?»
(Слайд 16)Организация и проведение мероприятий, имеющих
патриотическую направленность, способствует формированию
гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к
своей стране, её истории и традициям. В целях достойной
подготовки к празднованию Юбилея Победы были проведены
различные мероприятия и акции.
(Слайд 17)
(Слайд 18) Строительство оборонительных рубежей на
территории Чувашии начались 28 октября 1941 года Казанский
рубеж проходил у с. Байгулово. Обычные жители деревень
участвовали на строительстве. Из моей семьи Смирнова А.Н.
работала в с. Байгулово
Награждена медалью "За Победу на Германией в Великой
Отечественной войне".
Умерла в 1986 г.
(Слайд 19). Добровольчество (Волонтерство) Важным
направление деятельности по формированию активной
гражданской позиции считаю участие в добровольческой
(волонтерской) деятельности. Все мы видим, как в последние
годы волонтерство в России набирает силу, становится нормой
общественной активности. Дети с удовольствием принимают
посильное участие в подобной деятельности, приобретая тем
самым неоценимый опыт участия в жизни общества.
(Слайд 20)
Организация и проведение мероприятий, имеющих
патриотическую направленность, способствуют формированию
гражданской позиции, воспитывают чувство любви и уважения к
своей стране, её истории и традициям. Получению опыта
самостоятельного социального действия способствуют
проведенные социально ориентированные акции и операции.
труд
(Слайд 21)
Многогранная работа приобретает единство и
целенаправленность, когда в ней четко прослеживается ведущая
линия - воспитание у школьников активной гражданской
позиции.
Можно с уверенностью сказать: воспитательная работа,
ориентированная на гражданское воспитание подростков и
молодежи дает возможность отвлечения их от негативного
воздействия уличной среды и привлечение к общественно-
полезной деятельности, формирование правовой и нравственной
культуры подрастающего поколения, профессионализма и
гражданской активности
Действительно, ценность человека в его взаимоотношениях с другими людьми – родными,
друзьями, товарищами, коллегами, сверстниками. Свобода человека – в самостоятельном
выборе цели жизни, жизненного пути. Но в этой свободе мы не мыслим себя без других
людей, нам важно их мнение, необходима их поддержка. Мы принимаем - мы отдаем:
любовь, заботу, внимание. В народе это называется точно и ёмко – «ответственность».
Гражданственность и ответственность – взаимосвязанные слова.
Главное в формировании гражданской позиции - системный подход, создание условий для
их самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический
потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический
опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт
жизнедеятельности.
Основные направления системы формирования гражданской позиции следующие:
Формирование гражданского отношения к себе.
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Формирование гражданского отношения к школе.
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
Формирование гражданского отношения к планете Земля.
Формирование гражданской позиции начинается с рождения ребенка и большое значение
на её становление оказывает семья. Именно здесь ребенок постигает первые уроки
гражданственности, отношения к своей стране, её народу. Далее процесс продолжается в
школе, где идет сознательное усвоение истории, политических, правовых и нравственных
норм, действующих в обществе, принятие их как основы своих действий, формирование
гражданского мировоззрения. Все это выражается в формирующемся гражданском
поведении человека.
Стержнем гражданского воспитания является патриотическое воспитание личности,
знающей историю, нравы, обычаи своего народа, уважающей и любящей свою Родину
(как «великую», так и «малую»), чувствующей ответственность за неё. Воспитание
патриота по своей сути гуманистично, так как его основой являются любовь и уважение –
чувства, формирующиеся с детства на протяжении жизни человека. Сначала это любовь к
матери, к отчему дому, с годами, становящаяся более зрелой и дополняющаяся любовью к
своему краю, городу, где человек живет, перерастающее в любовь к Родине, уважение к её
истории, гордость за свой народ и желание его защищать.
Каковы же основные пути гражданского воспитания?
Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности,
предусматривающая создание условий для становления нравственной гражданской
позиции и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности.
Опыт работы гражданской направленности показал, что такие понятия, как общественное
благо, права человека, социальная справедливость, осознанная законопослушность,
нравственность, лучше усваивается детьми и подростками через участие в общественно-
полезной деятельности, через привлечение ребят к активному взаимодействию со
всеми институтами общества, с обретением собственного опыта активной
деятельности в обществе.
Одновременное участие детей в социально признаваемой деятельности постоянных и
временных коллективных объединений, составляющих в целом единый многоплановый
коллектив, придает личностным интересам школьников новую дополнительную ценность,
ориентируя их на решение социально значимых задач.
В процессе игры у детей сформировалось понятие устройства и функции государства,
позитивное отношение к обязанностям гражданина, были созданы благоприятные условия
для формирования активной жизненной позиции через развитие интереса к социально -
политической жизни общества. Игра позволяет создать комфортные условия, когда
школьники не боялись высказывать, а впоследствии и отстаивать, своё мнение,
прислушивались к мнениям своих сверстников. Такой опыт позволит ребёнку учиться
анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы. Организация и проведение
мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствует формированию
гражданской позиции, воспитывает чувство любви и уважения к своей стране, её истории
и традициям. В целях достойной подготовки к празднованию Юбилея Победы были
проведены различные мероприятия и акции. Получению опыта самостоятельного
социального действия способствовали проведенные социально ориентированные акции и
операции. Всё более популярным становится новый подход к деятельности по
гражданско-патриотическому воспитанию: от отдельных мероприятий – к проектам и
программам. Работа по этому направлению постоянно совершенствуется, расширяются
формы ее организации. Начав с проведения отдельных мероприятий, сегодня реализуется
проектный подход, что позволяет сосредоточить усилия на отдельных целевых группах,
включить в практическую деятельность детское объединение и обеспечить
самореализацию его потенциала.
В задачу проектной деятельности входит развитие гражданской инициативы и
гражданской ответственности учащихся и приобретение практического опыта,
обеспечивающего социальную компетенцию школьников. Суть проекта заключается в
определении и изучении конкретной проблемы, проведение ее мониторинга, активизации
социума (учащихся, родителей, учителей, жителей микрорайона) по вопросам ее решения.
Работа над проектом завершается защитой проекта, где учащиеся должны
продемонстрировать знание содержания выбранной проблемы, умение грамотно
представить вариант ее решения и наглядно показать результативность деятельности
команды по данному проекту.
Такая форма работы с детьми как социальное проектирование приобретает все большую
популярность не только в силу актуальности и современности, но и в силу значимости для
детей той деятельности, в которой они являются самостоятельными организаторами.
Проектные технологии используются сегодня и при проведении различных праздников,
конкурсов, акций поддержки и помощи. Проектная деятельность позволила ребятам
приобрести опыт коллективного распределения деятельности по решению проблемы.
Важным условием работы с подрастающим поколением является ориентация на активную
совместную деятельность детей и взрослых. Привлечение подростков к совместной
деятельности со старшими членами организации в социальных проектах коллектива
школы способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению
участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем,
формирует самосознание и ответственность перед другими.
Установлено, что ценностно-ориентированная внутренняя позиция учащегося возникает
не как итог некоторых «педагогических воздействий» или даже их системы, а в результате
организации общественной практики, в которую он включен. Только в контексте
целостного опыта старшеклассника внутри его практических взаимоотношений все, без
исключения, «воздействия» на него приобретают то или иное педагогическое значение.
Активная совместная деятельность, направленная на решение общественных проблем,
поможет сформировать чувство ответственности перед страной, обществом в котором мы
живем.
Творческая работа дает возможность не только для самореализации личности, но и
приобщает к работе в коллективе, формирует гражданскую позицию, ответственность
перед обществом.
Гражданская ответственность включает в себя осознание и положительное отношение
человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно
соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности
являются критика безнравственных проявлений, взаимопомощь, умение мобилизовать
себя и других на противодействие асоциальным проявлениям. Гражданская
ответственность находит наиболее полное выражение в чувстве гражданского долга.
В неразрывной связи с понятием долга находятся понятия гражданской чести и
достоинства. В них в отличие от понятия "долг", где нравственные требования выражены
в форме "надо", моральное требование выполняется ради сохранения и поддержки
престижа в глазах других людей. Чувство собственного достоинства не только помогает
оценивать характер нравственной ситуации, но и служит импульсом для поступков с
четкой ценностной ориентацией.
Можно с уверенностью сказать: воспитательная работа, ориентированная на гражданское
воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного
воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности,
формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения,
профессионализма и гражданской активности
01 ноября в МБОУ «СОШ№2» города Новочебоксарска прошел семинар классных руководителей на
тему«Системный подход к решению проблемы формирования активной гражданской позиции
обучающихся». Опытные классные руководители поделились современными воспитательными
технологиями, направленными на формирование активной гражданской позиции. Куратор РДШ
Чувилина М.А подробно остановилась на вопросе по использованию возможностей детских
общественных объединений для усиления роли гражданско-патриотического воспитания и
формирования здорового образа жизни.
Так же педагогам было предложено использовать в работе метод «зеленой ручки», который
разработала Татьяна Иванко, когда занималась со своей дочкой по тетрадкам подготовки руки к
письму. Смысл метода в том, чтобы не только отмечать красным цветом ошибки учащихся, а уметь
отмечать и успехи, используя при этом ручку с зеленой пастой. Этот метод учит ученика любого
возраста, не концентрироваться на неудачах, а замечать свои успехи! Ведь именно с детства все
начинается, из детства мы перетаскиваем во взрослую жизнь все наши привычки и навыки, и не все из
них служат нам добрую службу.
В рамках практической части семинара классные руководители приняли участие в традиционной
школьной акции «Делами добрыми едины!». Для ребят, имеющих проблемы в успеваемости педагоги
изготовили закладки в виде мыши, и написали на них позитивные обращения, которые начинались со
слов «Дорогой друг!».
Тема: Системный подход к решению проблемы формирования активной
гражданской позиции обучающихся.
Цель: Определить пути и способы совершенствования работы по гражданско-
патриотическому воспитанию.
Таким образом, формы и методы работы по формированию гражданской идентичности у
младших школьников могут быть различны:
- в учебной деятельности – интеллектуальные ролевые игры, проблемное обучение,
проектная деятельность, заочные путешествия, знакомящие с особенностями различных
регионов страны, с жизнью населяющих их народов, их обычаями, традициями, культурой,
заочные путешествия по местам боевой славы, знакомство с городами-героями и др.;
- во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках – как государственных, так
и народных, национальных, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Таким образом, организация работы по формированию основ гражданской идентичности у
младших школьников предполагает отбор учебного материала, позволяющего формировать
когнитивный компонент основ гражданской идентичности в ходе изучения предусмотренных
программой начальной школы предметных областей, проведение бесед гражданско-
патриотической направленности на классных часах, подготовку и проведение воспитательных
мероприятий, посвященных государственным праздникам.
Современные воспитательные технологии и формирование активной гражданской
позиции
Активная гражданская позиция – это осознанное участие человека в жизни общества,
сознательные реальные действия, направленные на реализацию общественных ценностей
при разумном соотношении личностных и общественных интересов.
Гражданская позиция проявляется во всех сферах человеческой деятельности: трудовой,
общественной, духовно-нравственной. Под активностью подразумевается готовность к
практическому действию. Если коротко сформулировать, что такое активная гражданская
позиция, то можно выразить это следующим девизом: «Действовать, а не ждать, потому что
настоящее и будущее этого мира зависит от действий каждого из нас». Именно этим
девизом я руководствуюсь, строя свою систему работы классного руководства.
В каком направлении действовать? Как способствовать тому, чтобы активность моих
воспитанников была полезной как для них самих, так и для общества в целом?
В современной школе на классного руководителя возлагается большая ответственность. С
одной стороны классный руководитель ставит те же воспитательные цели, что и все
педагоги – воспитание личности способной самостоятельно построить успешную жизнь. С
другой стороны дети и родители хотят видеть в классном руководителе и воспитателя, и
друга, и диспетчера, осуществляющего связь между всеми участниками воспитательного
процесса, и наставника, и советчика, а, зачастую, и психолога.
Как не растеряться в этом многообразии ролей, ожиданий и требований? Как сделать
работу классного руководителя целенаправленной и эффективной? Многогранная работа
классного руководителя тогда приобретает единство и целенаправленность, когда в ней
четко прослеживается ведущая линия, центральное звено. Для меня таким звеном стало
воспитание вверенных мне школьников активной гражданской позиции.Гражданская
активность опирается на мировоззрение личности, ее убеждения, ее установки и
ценностные ориентиры. В жизненной позиции находит свое выражение внутренний
мир личности. Вот почему я считаю, что мои воспитательные усилия должны быть
направлены, прежде всего, на формирование у школьников лучших человеческих
качеств, устойчивых взглядов и убеждений, основанных на общепризнанных
гражданских ценностях. Здесь я руководствуюсь мыслью известного педагога, доктора
педагогических наук Анатолия Викторовича Мудрика, который сказал, что «Воспитание –
это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств
личности, взглядов и убеждений».
Среди гражданских ценностей современного мира можно назвать следующие:
патриотизм (любовь к Родине, городу, школе, семье);
гражданственность (принадлежность к коллективу, школе, городу, стране);
активная жизненная позиция;
нравственность;
творчество (как раскрытие способностей, креативность, самоопределение).
Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек». Поэтому немало важным считаю заботу об
индивидуальном развитии ребёнка, максимальном проявлении личностных особенностей и
индивидуальных способностей каждого учащегося моего класса.
Активность, как жизненная позиция формируется тогда, когда у ребенка есть возможность
самостоятельно находить решение доступных ему проблем, испытывать свои силы и
способности, проходить через различные ситуации успеха и временных неудач.
Гражданские ценности должны находить отражение в действительной жизни учащегося. По
словам профессора воспитания Надежды Егоровны Щурковой «Ориентированный на
конечную воспитательную цель, классный руководитель должен быть озабочен и
настоящим моментом жизни ребёнка». Поэтому содержанием моей работы стало
совместное проживание вместе с детьми ценностных отношений в процессе познания, игры,
общения, труда, спортивных занятий и развлечений.
Таким образом, свою систему воспитания активной гражданской позиции школьников, я
могу сформулировать как «Активная деятельность, основанная на общегражданских
ценностях с учетом индивидуальных склонностей, интересов и способностей каждого
учащегося».
В рамках данной деятельности можно выделить несколько направлений.
1. Познавательная деятельность
Познавательная деятельность остается центральной на протяжении всего школьного
возраста. В данном направлении моей заботой становится не только воспитание
добросовестного отношения к учебе во время уроков, но и поддержка самостоятельной
творческой познавательной деятельности детей.
2. Добровольчество (Волонтерство) Важным направление деятельности по
формированию активной гражданской позиции считаю участие в добровольческой
(волонтерской) деятельности. Все мы видим, как в последние годы волонтерство в России
набирает силу, становится нормой общественной активности. Дети с удовольствием
принимают посильное участие в подобной деятельности, приобретая тем самым
неоценимый опыт участия в жизни общества.
3. Здоровый образ жизни. Самым активным направлением в нашем классе стала
деятельность, связанная с воспитанием потребности в здоровом образе жизни.
4. Развитие способностей. Как уже говорилось выше, в своей работе я всецело
поддерживаю развитие индивидуальных способностей и интересов детей. Занятия детей в
кружках и секциях различной направленности, успехи и достижения одноклассников
становятся гордостью всего класса.
Как классный руководитель я продолжу курировать индивидуальное личностное
становление детей моего класса. При этом считаю, что главным средством, которым я могу
корректировать гражданскую активность ребёнка, является моя собственная жизненная
позиция. Готовность участвовать в конкурсах, акциях, фестивалях, вдохновлять учащихся
на подготовку и проведение различных мероприятий, совместная творческая деятельности
и солидарность с родителями – лучший путь к тому, чтобы каждый ребенок класса приобрел
действенный опыт гражданской активности.
Литература:
1.
Газман О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного
классного руководителя (классного воспитателя). — М., 2012.
2.
Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1; Часть 2. — М.: Центр
«Педагогический поиск», 2004.
3.
Поляков С.Д. В поисках реалистического воспитания. — М.: Центр «Педагогический
поиск», 2004.
4.
Щуркова Н. Е. Воспитание социально активной жизненной позиции школьника в
учебной деятельности // Формирование активной жизненной позиции школьников в
учебной и трудовой деятельности. — М., 1980.
5.
Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие. — Спб.: Питер,
2005.
6.
Формировать гражданскую позицию у подрастающего поколения возможно
только при условии реализации единой учебно-воспитательной системы, в
которой и задачи, и механизмы, и способы, и принципы воспитания
подчинены единой цели: воспитания Человека культуры и гражданина своей
страны.