Автор: Шевченко Наталья Владимировна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Копьевская СОШ"
Населённый пункт: поселок Копьево
Наименование материала: Технология "французские мастерские"
Тема: "Декорирование сумки шопер акриловыми красками с применением технологии "Французские мастерские""
Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Копьёвская
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»
Статья
«Декорирование сумки шопер акриловыми красками с
применением технологии «французские мастерские»»
Шевченко Наталья Владимировна
Учитель технологии
первой квалификационной категории
п. Копьево 2022г.
«Декорирование сумки шопер акриловыми красками с
применением технологии «Французские мастерские»».
В условиях реализации ФГОС общего образования применение
педагогом образовательных технологий позволяет обеспечить достижение
качества образования. И поэтому сегодня стали актуальны такие технологии
как
проектная
технология,
технология
личностно
ориентированного
обучения, технология проблемного обучения, технология критического
мышления,
технология
развивающего
обучения,
технология
исследовательских методов обучения.
В качестве методологической базы стандартов нового поколения
используется системно - деятельностный подход, а наиболее продуктивной
среди педагогических технологий, обеспечивающих достижение учащимися
образовательных результатов, на мой взгляд, являются «французские
мастерские». Эта технология уникальна тем, что позволяет обратиться к «Я»
ребенка, его интересам, его целям. Мастерская – это совершенно иная форма
организации учебной деятельность учащихся, чем урок. В творческих
мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
«Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал
какое-либо открытие, пережил какое либо событие, удивился, казалось бы
известному факту, сам разрушил старое представление об окружающем
мире, но и сам изобрел собственный велосипед – потому что в диалоге с
жизнью важен не ее вопрос, а наш ответ.»
1
Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в
мастерской
является
творческая
деятельность
каждого
и
осознание
закономерностей этой деятельности
Эта необычная система обучения была разработана французскими
педагогами–представителями ЖФЕН — «Французской группы нового
образования» (Groupe Francais d'Education Nouvelle), которая возникла в
20-х годах ХХ века. У истоков движения стояли психологи П. Ланжевен,
Анри Валлон, Жан Пиаже и др. Группа разработала технологию «ATELIE»,
которая в отечественной педагогике получила название французских
(творческих, педагогических) мастерских.
В России с ней впервые познакомились в 1990 г., на семинаре Андре
Дюни в Санкт-Петербурге.
В самом общем виде ЖФЕН ставит целью
разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов
обучения и развития ребёнка.
Для
того
чтобы
увидеть,
как
современные
научные
подходы
реализуются во французских мастерских рассмотрим структуру этой
технологии на примере плана занятия.
1 Мишатина Н.Л.
-
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры образовательных технологий в филологии
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Ге
́
рцена, Отличник народного просвещения (Санкт-Петербург,
Российская Федерация).
2
Приложение № 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
«Декорирование сумки шопер акриловыми красками»
Дата проведения: 26 ноября 2021г.
Место проведения: МБОУ «Копьевская СОШ» ул.Партизанская 16
Технология занятия: технология французских мастерских
Цели
занятия:
предоставление
ученикам
психологического
средства,
позволяющего им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, свое место
в мире, понимать других людей; декорирование сумки шопер акриловыми
красками.
Задачи.
1.
Развивать технологии думанья и творения.
2.
Сформировать
мотивацию
познавательного
интереса
к
художественному творчеству, прикладному труду, расширению кругозора,
фантазии, эстетического вкуса.
3.
Освоить технику рисования акриловыми красками по поверхности
ткани.
4.
Применить правила техники безопасности при работе с режущими
инструментами, красками.
5.
Развитие внимания, наблюдательности.
6.
Развитие мелкой моторики рук, глазомера
7.
Воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения.
8.
Воспитание аккуратности, стремление доводить начатое дело до
конца, желание качественно выполнять изделия.
9.
Воспитание
коммуникативных
качеств
в
коллективе:
доброжелательность
взаимопомощь,
уважение,
ответственность,
самодисциплина, самоорганизация.
Контингент учащихся13-14 лет (группа 1-го года обучения).
Методы работы: фронтальный, наглядный, практический.
Материалы, инструменты и приспособления:
1.
Краски акриловые художественные.
2.
Кисти синтетика №1, 2, 3
3.
Бумага.
4.
Карандаш, ластик
5.
Палитра для красок.
6.
Поролоновая губка.
7.
Баночка с водой.
8.
Молярный скотч.
9.
Перчатки.
3
10.
Ножницы.
Оборудование: столы, стулья, общее освещение
ИКТ оборудование: мультимедийная доска, проектор, компьютер, колонки,
презентация.
Ход занятия.
Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются за столы.
Приветствие учителя.
Ну, что – привет? (Привет)
Лентяев нет? (Нет)
Улыбка всегда? (Всегда)
Учиться будем? (Да)
1 этап. Индукция.
Создание эмоционального настроя, включение
подсознания.
Цель: разбудить чувства, вызвать поток ассоциаций.
Учитель предлагает детям закрыть глаза, послушать музыкальный фрагмент
и сказать какие образы у них возникли (показ мод, модная дорожка и.т.д.).
-А сейчас посмотрите на стенд и скажите, какие ассоциации у вас возникли
сейчас? Что он вам напоминает? (Сумку «шопер»).
Учитель прикрепляет по краям стенда сумки «шопер».
-Да, действительно, наше занятие сегодня мы посвятим сумке «шопер».
Какие чувства у вас вызывает это изделие. У вас на столах маркеры и листы
бумаги, напишите одно слово, характеризующее это изделие. ( Дети
записывают слово).
-Прикрепите слово к стенду и выберите сумку. Дети по очереди прикрепляют
слово к стенду, говорят слово-ассоциацию, берут сумку и проходят на места.
-А наши сумки уже можно считать модными? Или чего-то не хватает? (Не
хватает рисунка).
-Вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься? (Декорировать
сумку).
-Какими материалами мы будем это делать?(Акриловыми красками).
-Какая тема нашего занятия сегодня? Давайте вместе ее сформулируем!
(Тема занятия «Декорирование сумки шопер акриловыми красками»).
Сегодня мы будем работать под лозунгом «Все способны!!!»
-Я предлагаю вам заняться творчеством, которое принесет несомненное
удовольствие.
2 этап. Самоконструкция.
индивидуальная работа,
самостоятельное
создание гипотезы, решения, текста, творческого проекта, рисунка и т. д.
4
-Ребята, каждый из вас назвал слово ассоциацию не случайно. Ваша задача
изобразить творчески это слова на сумке, которую вы выбрали.
-Подумайте как можно изобразить это слово, какие знания и умения можно
применить.
3
этап.
Социоконструкция-групповая
работа
с
источниками
информации и работа по дополнению и взаимообмену информацией.
Работа учащимися в парах. Данный компонент является наиболее
необходимым
способом
для
воспитания
коллективного
разума,
воспитания умения диалога и парной работы учеников. Появившиеся
идеи и гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.
-Вы получили задание декорировать сумку. У каждого возникли идеи и своя
техника декорирования. Вспомните все чему вы научились на занятиях в
«творческой мастерской», обсудите каким будет рисунок у каждого члена
команды, сделайте эскиз, возможно у вас будут работы в одном стиле, и
конечно же не забывайте о том , что вы одна команда, уважайте мнение друг
друга. Не бойтесь пробовать, иначе вы никогда не узнаете того, что
могли бы сделать.
Обучающиеся выполняют наброски будущего декора сумки.
4 этап. Социализация-объявление выбранной работы (проекта).
Это процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей в группах. Групповая
работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов вопросов, проблем,
оформление проекта, разработку модели, совместную корректировку
гипотезы. Мастер в этот момент следит за тем, чтобы не происходило
подавление, игнорирование мнения с позиции отдельных учеников,
поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Первичная
социализация
–
это
предоставление
промежуточного
результата.
Сравнение своего и чужого, обмен материалами, доработка.
-Озвучьте свои идеи. Предоставьте промежуточный результат.
-Дети озвучивают свои идеи (выслушивается каждая идея).
-Вы большие молодцы! У всех отличные идеи, но перед тем, как вы
приступите к работе давайте постараемся предотвратить возможные ошибки.
Учитель напоминает правила работы с акриловыми красками.
-Вспомните последовательность нанесения красок. Проговорите какие могут
быть ошибки при работе с акрилом.
Учашиеся называют правила работы с акриовыми красками, называют
возможные ошибки. Учитель корректирует ответы детей.
-Можете приступить к работе. Желаю всем удачи! Не забывайте лозунг
нашей мастерской «Все способны!»
Дети выполняют работы.
5
5 этап. Афиширование – это представление линий коллективных работ
учащихся, ознакомление с результатами работы каждой группы. Можно
сказать, что в этот момент происходит взаимообмен мнениями.
Дети поочередно демонстрируют полученный результат. Говорят о том,
какая была идея и что получилось. Комментируют работы друг друга.
6 этап. Разрыв. Этот этап – это внутреннее осознание участниками
мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания
новому, внутренний эмоциональный конфликт, который подвигает к
углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с
литературным или научным источником. На данном этапе каждый
участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения
проблемы, необходимость получения информации, которая позволит
лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие
ответов.
7 этап. Рефлексия. Учитель предлагает ответить на вопрос, насколько
ценный получился на занятии опыт и где его можно применить в
будущем.
Ответы детей.
Учитель благодарит детей за работу и дарит им сумки шоперы.
6
Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации
занятий. Работа в мастерской способна раскрепостить у учащихся мышление,
развить
технологии
думанья
и
творения.
Являясь
инновационной
технологией обучения, она помогает создать на занятиях благоприятную
атмосферу,
психологический
комфорт,
развивает
у
учащихся
познавательные,
регулятивные,
коммуникативные и
личностные
универсальные
учебные
действия,
интерес,
учебно-познавательную
мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и
эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества,
поиска
знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.
Технология
проектирования
учебных
занятий
-
французских
мастерских - это эффективный метод личностно-ориентированного обучения,
повышающий
уровень
самостоятельности
учащихся,
их
творческой
активности. Технология является средством, способствующим существенной
дифференциации и индивидуализации процесса обучения.
7